Проект программы Система коррекционных мер для поддержки отдельных учеников, рискующих попасть в число отстающих
Проект программы: «Система коррекционных мер для поддержки отдельных учеников, рискующих попасть в число отстающих».
Направление реализации: система поддержки и развития одаренности учащихся.
Система коррекционных мер для поддержки отдельных учеников, рискующих попасть в число отстающих, направлена на разрешение ряда проблем:
1.Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности:
- низкая познавательная и учебная мотивации;
- неуспеваемость;
2.Овладение навыками адаптации к социуму:
-коммуникативные проблемы;
- эмоциональное нарушение поведения;
3.Развитие творческого потенциала (одаренных детей).
С подобными проблемами сталкивается каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности. Поэтому возникает потребность в разработке специальных мер, способствующих их разрешению.
Система коррекционных мер для поддержки отдельных учеников, рискующих попасть в число отстающих, позволяет каждому члену педагогического коллектива «увидеть», как протекает учебный процесс у ребенка, определить характер трудностей, особенности усвоения им знаний-умений и способов действий. Коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию отдельных индивидуальных трудностей; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся ( личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); восполняет пробелы предшествующего обучения.
Цели:
1.Создание благоприятных условий для развития личности учеников, рискующих попасть в число отстающих и достижения планируемых результатов основной образовательной программы, а также системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы;
2.Создание условий обучения, позволяющих учитывать образовательные потребности учеников, рискующих попасть в число отстающих, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
3.Создание системы промежуточного мониторинга оценки качества.
Задачи:
1.Выявление учащихся, рискующих попасть в число отстающих;
2.Развитие индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса;
3.Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду;
4.Осуществление комплексного подхода к оценке результатов освоения знаний;
5.Оказание консультативной и методической помощи родителям учеников, рискующих попасть в число отстающих.
Планируемые результаты:
1.Готовность и способность учащихся к саморазвитию;
2.Преодоление трудностей, возникших при освоении нового материала и устранение пробелов в знаниях;
3.Формирование позитивного отношения к учебному процессу;
4.Усвоение учебного материала;
5.Использование системы мониторинга, как основного способа отслеживания учеников, рискующих попасть в число отстающих;
6. Сотрудничество с родителями учеников, рискующих попасть в число отстающих.
Программа деятельности учителя с учениками, рискующими попасть в число отстающих:
1.Повести входящий мониторинг с целью выявления уровня обученности учащихся на данный момент;
2.Использовать на уроках различные виды опросов для объективного результата;
3.Регулярно и систематически опрашивать учеников, проводить промежуточные мониторинги, выставляя оценки своевременно;
4.Вносить оценки в специально созданную таблицу успеваемости, отслеживая результат;
5.Комментировать оценку ученикам;
6.Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях учеников, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний;
7.Переодически давать консультацию родителям учеников, рискующих попасть в число отстающих.
Условия успешного осуществления реализации коррекционных мер для поддержки отдельных учеников, рискующих попасть в число отстающих:
1.Каждый ребенок может научиться всему.
2.Путь к достижению положительных результатов может быть только путем «от успеха к успеху».
3.Создание доброжелательной атмосферы на уроках.
4.Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальным возможностям.
5.Суть «качественного» подхода заключается в том, что учитель знает, в чем трудности и как они могут быть устранены самым эффективным способом.
6.Необходимо постоянно отслеживать продвижения учеников, рискующих попасть в число отстающих. Важно знать ту «точку», в которой ученик находится в данный момент, а также перспективы развития.
Учитель постоянно должен знать:
А) что ученик уже может сделать самостоятельно;
Б) что он может сделать с помощью учителя;
В) в чем эта помощь должна выражаться;
7.В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.
8.Содержание учебного материала для проведенных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать общему развитию учащихся.
Задания должны быть разнообразными. Основными методами обучения на уроках должна быть самостоятельная предметно-практическая работа.
Механизм реализации:
1.Входящий мониторинг;
2.Индивидуальное обследование;
3.Консультация для родителей;
4.Коррекционно-развивающая работа;
5.Итоговый мониторинг.
Сроки реализации: учебный год.
Уроки русского языка в 7 классе с применением системы коррекционных мер для поддержки отдельных учеников, рискующих попасть в число отстающих.
Краткая характеристика классного коллектива.
В классе- 24 ученика. По итоговой аттестации за 6 класс учащиеся усвоили материал на «отлично»-7 учеников; на «хорошо»-6 учеников; на «удовлетворительно»-12 учеников.
1 этап-проведен входящий мониторинг, который показал снижение уровня знаний по сравнению с прошлым годом (см. таблицу);
2 этап-беседа с родителями, где давались рекомендации для поддержки детей, рискующих попасть в число отстающих;
3 этап- ликвидация пробелов знаний, выявленных в ходе мониторинга. Проведение промежуточных самостоятельных, практических, лабораторных работ разного уровня ( см. таблицу).
При изучении нового материала, в частности «Причастие», используются разные формы уроков: комбинированные, работа по группам, практические, лабораторные и т. д. Ученики, выполнившие минимальный объем знаний, получают задания повышенной сложности. Работа в группах позволяет более успешным ученикам практиковать свои знания и консультировать более слабых учеников. Так приобретаются практические навыки. Периодически проводятся промежуточные мониторинги, итоги заносятся в специальную таблицу. Если ученик не справился с данной работой на должном уровне, ему дается время на коррекцию своих знаний по данной теме. Учащийся получает дополнительную консультацию учителя, помощь родителей, самостоятельно выискивает дополнительную информацию для ликвидации пробела в знаниях. После усовершенствования знаний этот ученик получает повторную проверочную работу. Все результаты заносятся в индивидуальную таблицу.
В процессе изучения разделов в 7 классе ( «Повторение», «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Предлог», «Союз», «Частица») ученики выполняют промежуточные мониторинги (2 самостоятельных работы, 2 практические работы, 1 лабораторную работу, 1 контрольную работу). Ученики получают возможность к концу изучения темы получить желаемую оценку.
На учеников, рискующих попасть в число отстающих, заводится индивидуальная таблица, где отслеживается поэтапно уровень их знания.(см. приложение).
На данный момент работа дает положительные результаты: ученики стремятся к самосовершенствованию, следят за динамикой развития по своим таблицам, это вызывает у них чувство соперничества и увеличивает познавательный интерес. Им нравится пробовать выполнять задания повышенной сложности, заниматься поисковой работой.
Приложение №1 Таблица успеваемости
№
Ф.И.учащихся
Вход. мониторин
причастие
деепричастие
наречие
предлог
союз
частица
Итоговый мониторинг
1
Абрамов Иван
4
2
Авдонин Артем
3
3
Вагазова Кристина
5
4
Вершинина Ирина
3
5
Галкин Сергей
3
6
Глазунова Кристина
3
7
Гнедая Юлия
5
8
Завалишина Дарья
4
9
Збрыщак Елена
4
10
Ивченко Евгения
5
11
Исаева Екатерина
4
12
Искандарова Алина
3
13
Кабанов Дмитрий
3
14
Константинова Кристина
3
15
Обмоин Вячеслав
3
16
Подгорнова Анастасия
5
17
Пузаков Сергей
3
18
Ряснов Дмитрий
4
19
Смирнрв Андрей
2
20
Смирнов Сергей
2
21
Старостин Никита
3
22
Фадеев Иван
3
23
Чалов Павел
4
Приложение №2 Индивидуальная таблица
Завалишина Дарья
№
тема
С/р №1
Практич.раб.№1
с/р №2
Практич.раб. №2
Лаборат.раб.
Контр.раб.
Итоговая оценка по теме
1
повторение
4
4
5
5
5
5
5
2
причастие
4
5
5
4
3
деепричастие
4
наречие
5
предлог
6
союз
7
частица
15