Конструкт урока Беспозвоночные. Простейшие


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 132 г.Екатеринбург
Конструкт урока биологии в 7 классе по теме «Беспозвоночные. Простейшие»
Исполнитель: Прохоренко Любовь Александровна,
учитель биологии МАОУ СОШ № 132
,
Екатеринбург, 2017
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема урока: "Беспозвоночные. Простейшие".Цель: создать условия для понимания взаимосвязи строения и функций органоидов одноклеточных.
Задачи.
Развивающие: продолжить развитие логического мышления на основе сравнения, анализа, синтеза.
Обучающие: создать условия для углубления знаний в конкретной области зоологии (протозоологии).
Воспитывающие: воспитывать понимание и ощущение красоты и гармонии в природе, а также необходимости ее охраны.
Планируемые результаты.
Личностные: осознание ценности объяснения мира с точки зрения биологии.
Предметные: знать и объяснять отличительные особенности простейших.
Метапредметные: уметь организовать свою деятельность, определять задачи, вести самостоятельный отбор информации, взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Тип урока – освоение новых знаний.Технологии обучения: критическое мышление, поскольку эта технология способствует развитию умений обобщать информацию и создавать новую; проблемно-диалогическая (технология проблемного диалога), элементы технологии продуктивного чтения.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование: мультимедийное оборудование, электронное приложение издательства «Дрофа», таблицы.
N п/п Название этапаЗадача этапаДеятельность учителяДеятельность ученикаРезультат этапа1. Организационный этап
1мин. Мотивация к учебной деятельности,
включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка  готовности к уроку.
«Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успеха себе и своим друзьям».
Созданы внутренние потребности включения в учебную деятельность Личностные: Самоопределение. Учащиеся подготовлены к включению в учебную деятельность.
2. Актуализация опорных знаний
3 мин. Выявление имеющихся знаний по данной теме и определение пробелов в знаниях. Демонстрация видеофильма «Многообразие животных»
(Электронное приложение, 7 кл. – ЭП-7 – 33 сек.), после просмотра которого – вопрос:
- какими свойствами обладают все животные? Характерны ли эти свойства для растений?
- В чем заключаются основные отличия животных и растений?
- Дополните сказанное, посмотрев фильм (демонстрация видеофильма «Чем растения отличаются от животных» - ЭП-7; 37 сек.)
Перечисляют свойства живого (движение, питание, дыхание, выделение, обмен веществ, размножение, раздражимость). Делают мировоззренческий вывод.
Перечисляют отличительные признаки, включая клеточное строение.
Личностные: создается эмоциональный настрой урока.
Регулятивные: выявляются имеющиеся знания и пробелы в своих знаниях
Познавательные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе работы, логически мыслить
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения
3. Целеполагания3 мин. Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности.
- У всех ли организмов в строении можно выделить позвоночник? Приведите примеры.
- Используя схему учебника на стр. 37, определите, какие организмы относятся к группе «Беспозвоночные»

- Определите, какие организмы среди беспозвоночных являются, на ваш взгляд, наиболее просто устроенными? Почему вы так считаете?
- Именно об этих организмах пойдет речь сегодня на уроке. Учитель предлагает сформулировать тему урока.
- Прокомментируйте следующую характеристику простейших: «Простейшие – это животные, тело которых состоит из одной-единственной клетки, имеющей, как правило, микроскопические размеры. Она отличается от клеток многоклеточных животных тем, что является целостным организмом, способным к самостоятельному существованию». Какой у вас возникает вопрос?
- Сформулируйте цель урока
Выдвигают предположения.
Работают со схемой учебника
Отвечают на вопрос, анализируя схему учебника
Формулируют и записываю в тетрадь тему урока.
Формулируют вопрос:
- как должна быть устроена клетка простейших и какими она должна обладать свойствами, чтобы быть целостным организмом?
Формулируют цель урока. Личностные: саморегуляция в ситуации затруднения, самооцениваниеРегулятивные: выявляются имеющиеся знания и пробелы в своих знаниях, умение ставить цели, планировать свою работу
Познавательные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе работы, логически мыслить
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, умение вступать в дискуссию, анализировать, доказывать.
4. Открытие нового знания
13мин. 1.Изучение нового материала через поиск ответов на проблемные вопросы путем индивидуальной работы, работы в паре
2. Формирование способностей учащихся для выхода из затруднения. Демонстрация видеофильма «Многообразие видов и основные среды жизни одноклеточных (ЭП-7; 51 сек)»
Выполните задание по описанию среды обитания обыкновенной амебы. Назовите факторы среды ее обитания. Объедините их в 2 группы: факторы живой природы и факторы неживой природы.
«Среда обитания обыкновенной амебы – водная. Найти амебу можно на дне или на небольших растениях в стоячих, иногда пересыхающих водоемах с теплой водой, в которой растворен кислород, много бактерий, одноклеточных водорослей».
- Простейшие живут в водной среде, которая сама по себе подвижна. Для чего же им необходимо движение?
- Используя текст учебника на стр.39, определите особенности способа передвижения для:
а) амебы (1 ряд); б) эвглены (2 ряд); в) инфузории (3 ряд)
- Выполните задание к рис. 1-3, стр.39.

- Какие типы питания характерны для животных? Докажите, что данные способы питания реализуются и у простейших.
- После просмотра фильма дополните высказанные предположения (Демонстрация видеофильма «Классификация простейших по способу питания (ЭП-7; 53 сек)» - Выполните задание к рис. 4-6 на стр.40

Учитель обобщает и корректирует ответы учащихся.
- Простейшие живут в водной среде. Как будет осуществляться дыхание и выделение у простейших? Составьте рассказ об этих процессах, используя текст учебника на стр. 41.
Выполняют задание: называют факторы живой и неживой природы (межпредметная связь с экологией).
- Для более активного поиска пищи
После продуктивного чтения представители от каждого ряда раскрывают особенности способа передвижения простейших (соответственно заданию по рядам).
Выполняют задание: анализируя рисунок, делают вывод об образе жизни амебы, эвглены, инфузории.
Высказывают предположения
Вносят дополнения, используя специфическую терминологию.
Выполняют задание: высказывают предположения.
После продуктивного чтения выполняют задание: рассказывают об особенностях дыхания и выделения у простейших. Личностные: самоопределение, смыслообразованиеРегулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, самооценивание.
Познавательные: анализ, обобщение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать текст, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: сотрудничество в группе, построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения.
5. Первичное закрепление
8 мин. Формирование способностей учащихся для выхода из затруднения. Проверка умения выделять признаки простейших путем их сравнения.
Задание: заполнить таблицу (вписать признаки в шаблон на доске), выделить общие и отличительные признаки простейших. Используя данные таблицы, составить устный рассказ о процессах жизнедеятельности одноклеточных животных. К доске выходят по одному человеку с каждого ряда.
1 ряд – амеба, 2 ряд – эвглена, 3 ряд – инфузория
Процессы жизнедеятельности амеба эвглена инфузория
Движение Питание Выделение Дыхание Обмен веществ Другие признаки Вносят данные в таблицу (согласно заданию для определенного ряда). Составляют устный рассказ о процессах жизнедеятельности одноклеточных животных. Личностные: осознание ответственности за общее дело.
Регулятивные: волевая саморегуляцияПознавательные: умение анализировать, делать выводы.
Коммуникативные: умение слушать аргументы
одноклассников.
6. Самостоятельная работа
5 мин.
Осуществление контроля и оценки знаний, умений, навыков. Тренинговая технология (работа в тетради)
Задание: «Определите, для какого животного характерен тот или иной признак» (вписать знак + в соответствующие колонки). После выполнения задания – взаимопроверка.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
амеба эвглена инфузория Признаки:
Форма тела непостоянная.
Присутствуют хлоропласты
Передвигается с помощью ложноножек
Форма тела постоянная
Питается бактериями, водорослями и другими простейшими.
Питается органическими веществами, образующимися в процессе фотосинтеза
Есть цитоплазма, ядро, сократительная вакуоль
Дышит растворенным в воде кислородом.
Избыток воды и продукты выделения удаляются через сократительную вакуоль
Есть чувствительный к свету глазок.
Выполняют задание индивидуально.
Осуществляют взаимопроверку по эталону. Личностные: самоопределение
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
Познавательные: анализ, аналогия.
7. Повторение
4 мин. Обобщение полученных знаний на основе анализа признаков объекта;
выделение главных признаков, оформление вывода о понятии, явлении. «Опрос по цепочке»: в построении развернутого, логически связного ответа участвует группа учащихся, - при этом рассказ одного ученика прерывается и передается другому ученику жестом учителя.
Задание: составьте развернутый, логически связный ответ с использованием терминов урока: одноклеточные, простейшие, вода, жгутик, реснички, ложноножки, сократительные вакуоли, светочувствительный глазок, фагоцитоз.
- Как ответим на проблемный вопрос урока?
Д/З. Параграф 7, стр.38-41, ответить на вопросы 1-3(обязательная часть), 8* (вариативная часть – повышенный уровень сложности); подготовить сообщение на тему «Многообразие простейших». составляют развернутый, логически связный ответ с использованием терминов урока.
- Простейшие обладают всеми свойствами животных, но функции их организма выполняет единственная клетка. Для выполнения этих функций служат специальные органеллы (перечисляют органеллы).
Личностные: овладение основными навыками      использования и презентации биологической информации.
Познавательные: умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать  выводы.
Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом действий.
Коммуникативные: работать индивидуально;
осознанно использовать речевые средства для представления результата.
8. Рефлексия
3 мин. Соотнесение цели урока и результата.
У каждого на парте по 3 кружочка означающие:
Зеленый -  было интересно на уроке, я все понял.
Коричневый - урок  понравился, но некоторые моменты  были трудными.
Красный –  мне на уроке было скучно.
Уходя, оставьте на парте свой индивидуальный кружочек.
Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?»
Предлагаются варианты ответов:
Сегодня я на уроке узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке
Записывают домашнее задание в дневник. Личностные: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.Регулятивные: самооценка
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения.