ИССЛЕДОВАТЕЛБСКАЯ РАБОТА МОНАСТЫРИ ЗЕМЛИ КУРСКОЙ (10 КЛАСС)





ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


«Монастыри земли Курской»





Автор: Паршикова Ирина. 10 А класс
Руководитель: Дрёмова Инна Владимировна,
педагог-организатор,
руководитель ДО «Краеведение»

Название ОУ: МБОУ «Гимназия №1
г. Курчатов Курской области
улица Ленинградская дом №25,
т. №8(47131)4-62-32








Содержание.

Введение....6
История монастырей земли Курской..8
1) Коренная пустынь – духовный символ России9
2) Курский Знаменский мужской монастырь.........14
3) Курский Свято-Троицкий монастырь.....16
Исследования..18
Заключение. Роль православной культуры .....22
IV. Литература...23




















I. Введение.
В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Мы встречаемся с разными людьми, учимся, работаем. Мы совершаем поступки, которыми потом гордимся, а порой и такие, которых приходится стыдиться. Мы знаем, когда родились, когда пошли в школу, помним, как впервые встретились с человеком, который стал нашим другом. Все события в нашей жизни, как бы собранны в цепочку.
Однажды я побывала в удивительном месте - Коренная пустынь. Оно настолько поразило мое мировосприятие, что заинтересовавшись краеведением и параллельно я начала заниматься православием. Я начала исследовать историю старинных Курских монастырей, от их создания до наших времён. Многовековая история отложила неизгладимый отпечаток на облик монастырей и храмов. И именно это я рассматриваю в своём исследовании.
Целью моей работы – проследить историю происхождения, становления и развития монастырей и храмов в Курской области, а также на конкретных примерах показать, какую роль они играли в культурной. Общественной, государственной жизни страны и народа. В основе моей работы лежит принцип повествования о деятельности монастырей.
Для этого мне нужно решить следующие задачи:
-выяснить какие монастыри являются действующими в Курской области;
-найти источники информации;
-проанализировать полученную информацию.
Я использовала в своей работе ряд специальных исследований по истории развития Курских монастырей, работы русских летописцев, учебную литературу, а именно:
-История и современность Курского Края, Курск-1998 год
-Православный церковный календарь,
-Музеи и памятники Курской области,
- Т.Н Арцыбашев «Православный Курский край»,
-Ю.А. Багров «Краеведческий словарь-справочник,
-В.Левченко, Т.А. Трива «Встреча с Курском»
II. История монастырей земли Курской.

Распространение монастырей в Древней Руси началось с XI века. Их строительство поддерживалось князьями и чернью, поскольку те и другие испытывали постоянную потребность иметь земное представительство перед Богом. В своих делах и чаяниях, а в монахах как раз и видели постоянных богомольцев за свои души. Заступников перед Богом.
С распространением христианства на Руси создавалось особое Церковное сообщество. Церковь опекала и кормила немощных, давала приют и покровительство изгоям, потерявшим защиту мирских союзов. Получая в своё владение и приобретая сёла, она организовывала труд, судила и рядила мирян. Кроме того, именно в рамках церковной организации развивалось просвещение, живопись, музыкальная культура, архитектура. Хотя вполне естественно, что церковь способствовала распространению прежде всего христианского просвещения, церковного искусства, храмного зодчества.
Родоначальником монашества на Руси принято считать Феодосия Печорского. Свой путь он начинал в Курске. Именно древнейший город Курск был христианским раньше прочих соседних мест. Самый древнейший монастырь земли Курской считается Николаевский монастырь, основанный в 1505 году.
Объектом моих исследований будут Курские монастыри:
Коренная пустынь – духовный символ России.
Курский Знаменский мужской монастырь
Курский Свято-Троицкий монастырь.

Коренная пустынь – духовный символ России.
«XVIII веке отстроилась в камне и Коренная пустынь». Монастырское придание говорит о том, что, проезжая с Украины в Москву, фельдмаршал Борис Петрович Шереметьев посетил обитель. Он выделил необходимые средства для строительства церкви «живописного источника» над чудодейственным родником и поставил своего строителя.
С 1726 года по 1765 год из Знаменского монастыря в Коренную пустынь систематически на одну неделю переносилась икона «Знамения». Попытки строителей Коренного монастыря отстоять право на постоянное пребывание иконы на месте обретения успеха не имели. В 1767 году Синод запретил перенос иконы. В 1790 году в Синод обратилось именитое купечество, поскольку благодаря переносимой в Коренную пустынь чудотворной иконе, ярмарка процветала и приносила государственной казне знатную прибыль. Указом Синода от 15 января 1806 года с согласием императора Александра I приписывалось, чтобы иконы Знамения Богородицы в Коренном Рождество-Богородичном монастыре находилась с девятой седмицы по Пасхе по 12 сентября.
В 1792 году крестный ход возобновился. В настоящее время крестные ходы Курской епархии проводят регулярно.
Подлинный расцвет Курской Коренной ярмарки приходится на 1852-1853 годы, когда на различных товаров было продано на 11,3 миллионов рублей. Наибольшее число паломников (60 тысяч человек) отмечалось в 1861 году.
«Знамение» Курская - Коренная икона Божьей Матери - чудотворная икона. Легенда гласит во время нашествия на Россию хана Батыя город Курск был настолько разорён, что зарос лесом, в котором часто охотились жители соседнего городка Рыльска. Однажды, 8 сентября 1295 года, один охотник увидел у корня дерева обращённую ликом к земле икону. Он поднял образ, и оказалось, что это была икона Пресвятой Богородицы «Знамение». В ту же минуту на том месте, где она лежала, из земли забил источник родниковой воды.
Когда князю Рыльскому Василию Шемяке сообщили о явлении иконы, он приказал принести её в город. Народ встретил икону с торжеством, но сам князь не принял участия в этой встрече, за что и был немедленно наказан слепотою. Когда же после покаяния он получил прозрение, то в благодарность за исцеление воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, куда после окончания строительства и была поставлена чудотворная икона. Тогда же был установлен праздник в день её явления. Икону от места явления при корне дерева стали называть Коренною.
Но икона пробыла в храме недолго: чудесным образом она исчезла и была обнаружена на том месте, где была обретена охотником. Жители Рыльска неоднократно брали её и относили в город, но икона каждый раз исчезала из храма, и её вновь находили на месте явления при корне дерева. Тогда все поняли, что Божья Матерь благоволит к месту явления Её образа, и на этом месте была построена часовня.
В 1383 году напавшие на Курскую область татары взяли в плен служившего при часовне священника, зажгли часовню, икону рассекли пополам, одну половину бросили в огонь, а другую – в сторону. Священник был отведён в Крым, где провёл в плену несколько лет, выполняя тяжёлые работы. Однажды московские послы, проезжая мимо татарского стана, услышали русские песнопения ко Пресвятой Богородице. Узнав о пленном священнике, послы выкупили его из рабства, и он вернулся на место под Курском, где когда-то стояла часовня с чудотворной иконой.
На месте сгоревшей часовни священник нашёл одну половину, а другую после поисков обнаружил в стороне в траве. С верою сложил он две половины вместе, и они чудесно срослись. С того времени икона оставалась на своём месте во вновь отстроенной часовне, и все время от неё не прекращались чудотворения.
Впоследствии на месте часовни был устроен монастырь – Коренная пустынь. Известно, что преподобный Серафим Саровский в детстве излечился перед этим образом.
В 1898 году злоумышленники пытались уничтожить русскую святыню. Взрыв от подложенной бомбы был настолько силён, что разрушился храм, но икона осталась невредимой. Ко всеобщему изумлению, осталось целым даже стекло на киоте. В память о чудесном сохранении иконы при взрыве был установлен ещё один день празднования Курской - Коренной иконе Божьей Матери «Знамение» – 8 сентября (21 сентября по новому стилю) - в день обретения в 1295 году. Так же празднование иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" Курская - Коренная совершается 8 марта (21 марта н. ст.) - в день чудесного спасения иконы от посягания революционеров в 1898 году, 10 июня (23 июня н.ст.). Празднование иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" совершается 27 ноября (10 декабря н. ст.) - в день празднования иконы "Знамение".
После революционного лихолетья чудотворный образ оказался за пределами России. Ныне является одной из святынь Русской Православной Церкви Заграницей.
В разное время с Курской Коренной иконы «Знамение» было сделано несколько «списков» (копий), которые выставлялись в Знаменском и Коренном монастырях во время отсутствия подлинника. Одна из таких копий принадлежала якобы Дмитрию Пожарскому, другие «участвовали» в Крымском походе 1689 года, в Отечественной войне 1812 года.
В одну из ночей 1896 года «адской машиной» подложены под икону 16-летним А.Г.Уфимцевым, чудотворная икона была взорвана. Но утром духовенством было объявлено, что свершилось новое чудо и икона Божественным проведение спасена
В 1919 году Курская Коренная икона Знамение Божьей Матери оказалась в Сербии, где находилась до 1947 года, затем в Мюнхене, а в 50-х годах она попала в США, где прибывает и сейчас в одном из храмов Русской Православной Зарубежной церкви в Нью – Йорке. В 1989 году этой церковью в дар Коренной пустыни был передан «список» с чудотворной иконой
В настоящее время в Коренной Пустыне построен храм, совершаются богослужения, действует мужской монастырь и небольшая богадельня.


В 1992 году епархиальным управлением на восстановление Курских монастырей (включая и Николаевский монастырь в Рыльске) было израсходована более 11 миллионов рублей. Кроме того 68 тысяч рублей было израсходовано на благотворительную милосердную помощь.
Коренная Пустынь имеет мировой статус христианской «Мекке», куда со многих стран люди едут чтобы посетить эти поистине удивительные и божественные места, набрать чудотворной исцеляющей воды и просто посетить храм в Коренной Пустыни, посетить на всю страну и мир Коренскую ярмарку. Очень большое количество паломников, посетивших эти святые места, исцеляются и вылечиваются от множества болезней.

















Курский Знаменский мужской монастырь

Сооружение Знаменского монастыря связано с героической обороной города Курска в 1612 года от нашествия польско-литовских интервентов. Курск был захвачен и разорён, только крепость с её защитниками стояла непреступно. Согласно приданию, куряне дали обед в память этого события построить монастырь во имя спасительницы – иконы Знаменской Богородицы Курской Коренной. В 1915 году в монастыре были две деревянные церкви: Рождества Богородицы и преподобного Михаила Малеина. Монастырь назвали Рождественским.
В 1619 году царь Михаил Фёдорович даровал монастырю льготную грамоту с пожалованием пашни и освобождения от податей.
В 1631 году при пожаре, возникшем от удара молнии, сгорели все монастырские строения. Через три года монастырь постигло новое бедствие, его ограбили поляки. В 1649 году по указу царя Алексея Михаиловича монастырь стал называться не Рождество – Богородским, а Знаменским. В 1688 году государи Иоанн и Петр Алексеевич подарили монастырю колокол весом в 50 пудов. В 1705 году монастырю принадлежало 4836 «душ крестьян». В 1722 году Большой Богородицкий монастырь приобрёл дачу в 4 верстах от Курска, в верховье реки Кур. Впоследствии дача – эта территория стали называться Знаменской. Здесь были выстроены церковь во имя Иоанна Богослова и двухэтажный каменный корпус. Организовалось хозяйство пруд, сад, скотоводский двор 60 десятин обрабатываемой земли. Фруктовый сад уже в XVI веке приносил монастырю более 600 рублей серебра.
При архимандрите Гедеоне Антонском Знаменская церковь стала пятиглавой, в ней позолочены иконостасы и кресты, обновлена живопись во всех церквах. В 1775 году купола Знаменского собора позолотили, стены отштукатурили. В течение более чем столетия Знаменский монастырь претерпел много изменений в своей планировке и застройке. Но остался по прежнему главным культурным комплексом в самом центре города.
Коренные изменения в нём произошли после утверждения в 1782 году регулярного плана застройки Курска « В процессе формирования нового городского центра были снесены 1788 году Воскресенский собор, в 1792 году Пятницкая церковь, в 1816 году Знаменская церковь и другие ветхие здания старого Знаменского монастыря. В центральном архитектурном ансамбле Курска главенствующая роль сохранилась за монастырём».
Строительство большого Знаменского собора продолжалась с 1816 года десять лет. Ежегодно зимой заготовляли строительные материалы, а весной закипала работа, требовавшамассы мастеров и рабочих разного рода. Руководил строительством архимандрит Знаменского монастыря Палладий, бывший артиллерийский офицер. Большой колокол на колокольне, пожертвованный белгородским купцом Н.И. Чумичевым в 1866 году, по мнению курян, отличался мягкозвучной басовой нотой. В истории Знаменского собора били тяжелые годы, когда из-за людского невежества архитектуре здания наносили большой вред. В первые такое случилось в середине 19 века при «поновлении» храмов духовенством, когда неудачные перестройки изменили северный фасад здания и грубо исказили первоначальную архитектуру. Вторично зданию был нанесён ещё большой ущерб в середине 30-х годов нашего века, когда в Знаменском соборе были снесены парные колокольни и четыре угловых купола. В эти же годы здание собора стали использовать как кинотеатр, и только в 1992 году храм был вновь передан церкви и возобновленному Знаменскому монастырю.

Курский Свято-Троицкий монастырь.
Из кратких описаний монастыря, можно заключить. Что в 1623 году монастырь уже существовал «На пассаде за большим острогом». Об этом уже упоминает митрополит Авросий в своей книге «История Российской иерархии».
По попущению Божью, страшный пожар в 1680 году уничтожил до основания обитель и храм. В следующем году после пожара игуменья Пелагия выстроила новую деревянную церковь в честь Святой Троицы, на месте сгоревшей, с пределом в память «Обновления храма Воскресенья Христова».
С 1695 году была заложена каменная двухэтажная церковь. В 1836 году с разрешением Святейшего Синода при Высокопреосвятейшем Илиодоре, был выстроен новый каменный одноэтажный храм, пристроенный к западной стене холодной церкви. С северной и южной сторон теплого здания храма устроены были коридоры, служившие входом в верхнюю холодную церковь.
Престол в новом тёплом храме был освящён в честь Божьей Матери «Новодворской».
В 1851 году в Новодворском тёплом храме, на месте прежних ветхих уже коридоров, устроены 2 каменных предела: с южной стороны – в память явления Иверской Иконы Богоматери, а с северной стороны – во имя преподобного Мирона внизу, под тёплым храмом, устроено было несколько келий.
Игуменья Алевтина, заботясь об благоустройстве обители, ходатайствовала о разрешении на открытие при монастыре больницы для сестёр. Для лечения больных был приглашён врач.
29 июня 1853 года, при обители была открыта богадельня на восемь престарелых сестер монастыря. Первоначально она помещалась в кельях под тёплой церковью, а позже, при игуменье Софии, переведена в один из этажей вновь построенного трёхэтажного корпуса. Ещё в 1798 году в Троицком женском монастыре велось обучение девочек по частным кельям. 14 февраля 1869 года открылась школа при монастыре с четырёхгодичным курсом и программой средних учебных заведений. Учителя в ней были с высшим образовании. Число же учащихся не превышала тридцать девочек. Эта школа служила как бы приготовительной для поступления в старшие классы Епархиального женского училища. Обучались в ней дети преимущественно духовенства, что и было до 1888 года. Вскоре школа была преобразована в одноклассную церковно – приходскую с тремя отделениями. Преподавание в ней вели монастырские священники и сёстры обители. В школу же стали принимать детей бедняков, населения города Курска всех сословий. В 1910 году Емилия приступила к постройке нового здания школы на сто детей. 1 мая 1910 года было торжественное заложено новое школьное здание, а 1911 году 25 сентября оно было освящено Высокопреосвященным Питиримом архиепископом Курским и Обоянским.
В 30-х годах в здании Троицкой церкви были размещены фонды Государственного архива Курской области, а в конце 80-х годов областной научно-методический центр Управления культуры. Летом 1993 года в часть храма была передана Курско-Белгородской епархии.

Исследования.
Изучая историю образования Курских монастырей, я решила узнать у своих сверстников. Что они знают. Предложила анкету с различными вопросами. Потом, я решила рассказать о монастырях Курской земли и второй раз провела анкету с теми же вопросами. Мне порадовал, тот факт, что ребята меня слушали с интересом и соответственно результаты анкетирования очень изменили ситуацию.
вопрос

до
после

Какие монастыри в Курской области вы знаете (перечислите)
Знаменский
3
56


Николаевский
1
40


Коренная
5
56


Свято-Троицкий
0
56


Не знаю
51
0

Кто является родоначальником монашества на Руси?
Феодосий Печерский
7
56


Не знаю
49
0

Какая икона была найдена в Курской губернии?
Курская Коренная
5
56


Не знаю
51
0

Какая традиция в Курской области сохранена?
Крестный ход
11
56


Не знаю
45
0

Какой монастырь в Курской области считается самым древним?
Николаевский
9
56


Не знаю
47
0

Кто заботился об благоустройстве Курского Свято-Троицкого монастыря?
Игуменья Алевтина
0
56


Не знаю
56
0

Где находиться Знаменский монастырь?
В Курске
17
56


Не знаю
39
0

Я задала вопрос, что же вы сегодня нового узнали из моего рассказа, ответы были разными:
Где и какие иконы были найдены;
Какие церкви были построены;
Какие бедствия терпели наши храмы в различное время;
Какие монастыри есть в курской области;
И еще многое другое и интересное.
Проведя анализ своего анкетирования у меня получились интересные факты:
1. Какие монастыри в Курской области вы знаете (перечислите)

13EMBED Excel.Chart.814152. Кто является родоначальником монашества на Руси?
13EMBED Excel.Chart.814153. Какая икона была найдена в Курской губернии?
13EMBED Excel.Chart.81415
4. Какая традиция в Курской области сохранена?
13EMBED Excel.Chart.81415
5. Какой монастырь в Курской области считается самым древним?
13EMBED Excel.Chart.81415
6. Кто заботился об благоустройстве Свято-Троицкого монастыря?
13EMBED Excel.Chart.81415
7. Где находиться Знаменский монастырь?
13EMBED Excel.Chart.81415
Очень радует, что в основном после беседы на все вопросы ребята на 100% ответили.
Заключение. Роль православной культуры.

Трудно переоценить роль православных монастырей в культурной, политической и хозяйственной истории Руси, России. В нашей стране – как, впрочем, и в других странах христианского мира - обители монахов всегда были не только местами молитвенного служению Богу, но центрами культуры, просвещения; во многие периоды отечественной истории монастыри оказывали заметное воздействие на политическое развитие страны, на хозяйственную жизнь людей.
Раньше церковь влияла на образование граждан, поскольку там находились церковно-приходские школы, так же влияла на здравоохранение, поскольку в большинстве из храмов находились госпитали, больницы и перевязочные центры. На мой взгляд, монастыри являются хранилищами уникальных произведений национального искусства.
В ходе исследования я узнала, что история монастырей – это история подвижничества людей, добровольно избравших жизнь в очень суровых условиях.
Исходя, из фактов вышеизложенных я сделала вывод, что в православной церкви отражена духовная частица единого русского православного народа. Сегодня православные обители на пути к возрождению, что свидетельствует о том, что ныне совершается величайшее чудо нашего времени – Второе Крещение Руси. Народ повсеместно возвращается к святой вере.
Святейший Патриарх Алексий II часто повторял: «Наша цель – не только реставрировать храмы, а главное – реставрировать исковерканные человеческие души».
Переживают трудное время и монастыри Курской епархии. На сегодняшний день в Курской области действует 186 храмов и 4 монастыря.
Самое главное я поняла, что наступило время церковного возрождения. И сегодня и как много веков назад Русь собирается и созидается на основе Отеческой веры. Именно так – только так - мы сумеем восстановить свои силы и красоту свою. Именно в верности нашему исконному духовному пути кроется надежда на лучшее будущее.







Литература:

История и современность Курского края, Курск – 1998 год, с. 30,
477-498
Православный церковный календарь, Издание Курской епархии Русской Православной Церкви – 2006 год, с.12-14
Православный церковный календарь, Издание Курской епархии Русской Православной Церкви – 2004 год, с. 5-6
Курская область, Центрально-чернозёмное книжное издательство, Воронеж – 2006 год
Музеи и памятники Курской области, Курск – 2006 год, с. 130
Т.Н. Арцыбашева «Православный Курский край», министерство образования Российской Федерации, Курский государственный университет, Курск – 2004 года
Ю.А. Бугров. Курск. Краеведческий словарь – справочник, с. 239-242
В. Левченко, Т.А. Трива. Встреча с Курском.



















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515