Конспект урока по ИЗО на тему Каменные стражи России (12-17вв.)

Технологическая карта урока

Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 6
Тема урока: Каменные стражи России (12-17вв.)

Цель урока:
- знакомство с древнерусскими крепостями.
.
Задачи урока:
- научить выполнять зарисовки главных архитектурных элементов древнерусских крепостей;
- развивать навыки практической и самостоятельной работы, аккуратность, умение ценить фактор времени;
- развитие фантазии, наблюдательности и внимания;
- развитие эстетического отношения к миру; потребности в художественном творчестве и в общении;
- воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

Тип урока: Комбинированный, сообщение нового материала, постановка и решение учебной задачи.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.

Вид деятельности: Индивидуальная работа.


Необходимое оборудование:
Для учителя:
- фотографии, репродукция картин;
- карандаш, формат.

Для учащихся:
- форматы, простой карандаш.







СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД

1
2
3
4
5

1.
Организационный момент. (1 мин.)
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Ученики рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
Л:имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Р:принимают и сохраняют учебную задачу.

2.
Подведение к теме.
(2 мин.)
Кремли России – свидетели грозных событий прошлых времён, хранители русской истории, средоточие памятников культуры, созданных народом. Неколебимо вставали они на пути многочисленных врагов земли Русской
Нашим далёким предкам приходилось постоянно заботиться о строительстве крепостей. Тогда типы русских крепостей были различны. Это и княжеские замки, и боярские усадьбы, и собственно города.
Определяют тему урока.
Участвуют в коллективном обсуждении ,делятся впечатлениями, отвечают на вопросы.
Л:проявляют интерес к художественной деятельности.
К:принимают учебную задачу, отвечают на вопросы, делают выводы.
Р:принимают и сохраняют учебную задачу.


3.
Актуализация знаний.(3 мин.)
При использовании крепостей максимально использовались возможности естественных преград, способных затруднить продвижение врага. Ядро города обычно располагалось при слиянии рек, на высоких, крутых мысах. А с той стороны, откуда ожидалось нападение на город, создавались искусственные оборонительные сооружения (земляной вал и ров, деревянные стены из заострённых вверху брёвен).
Со временем оборонительные сооружения стали опоясывать весь город. Однако в XI-XIIвв. Кирпичные или каменные стены были известны в единичных случаях. Каменное строительство крепостей получило развитие с XIIIв., когда появились стенобитные орудия для их штурма. Для защиты города от неприятеля и обстреливания его в крепости стал возводить боевые башни.

- Каковы основные элементы крепостных сооружений?


Богато и разнообразно каменное зодчество России. В разных регионах нашей страны оно имеет свои особенности.
Рассматривают иллюстрации, анализируют информацию, отвечают.
К:умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения
Л:осознание своих возможностей.
Р: принимают и сохраняют учебную задачу.
П: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме

4.
Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.
(7-10 мин.)

Великий Новгород

Новгородский кремль, святыня земли Русской, - один из древнейших памятников оборонительного зодчества. История его неразрывно связана с судьбой Великого Новгорода.
Внутри Новгородского кремля расположился город. В 1045г. из огромных камней неправильной формы начали строить главный собор города – Святую Софию.
Этот исполин (высота его сегодня равна 40 м) был виден издалека, а покрытая в XVв. золотом средняя глава храма служила для новгородцев неизменным ориентиром.
Воевать Новгороду приходилось часто. Такие крепости зодчие укрепляли по последнему слову оборонного строительства времён Средних веков. Умение воевать сочеталось у новгородцев с глубочайшим патриотизмом, что приносило им победу за победой.
Стены и башни Новгородского кремля и перестраивались, но до сих пор сохраняют в своём облике немало элементов, относящихся к раннему периода застройки. Бревенчатые кремлёвские стены славились прочностью, но и они не выдержали частых пожаров тех лет. Сохранив древнюю планировку Новгородского кремля, постепенно в XIV- XVвв. Каменщики возвели новые стены. Разновременные постройки Новгородского кремля не смотрятся разобщено. Время и история объединили их в единый ансамбль.

И.Э.Грабарь: «Одного взгляда на крепкие коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца – в его зодчестве – такие же, как сам он, простые, но крепкие стены, лишённые назойливого узорочья, которое, с его точки зрения, «ни к чему», могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца – сила, и красота его – красота силы Всегда великолепно, сильно, величественно, покоряющее».

Одно из первых изображений Новгорода в отечественном искусстве встречается в иконописи XVII-XVIIIвв.

Владимир

На самом высоком холме возведён величественный белокаменный Успенский собор, который словно бы вознесён над землёй. Город обнесён крепостными стенами. Но, помимо них, в те времена защищали его полноводная Клязьма, дремучие леса, земляные валы протяжённостью 7 км.
Год от года богател Владимир, росли храмы и терема. В город вели ворота – Золотые, Серебряные, Медные, Волжские. Главным въездом в город стали построенные в 1158-1164гг. Золотые ворота с надвратной церковью Положения ризы Пресвятой Богородицы.
Стройную, внушительную башню в Золотых воротах Владимира прорезает проездная арка 14-метровой высоты с полуциркульным сводом. Ниже сохранилась арочная перемычка для дубовых створ, окованных золочённой медью. Над ней в давние времена настилалась боевая площадка, а вверху башни, над арочным проёмом, располагалась надвратная церковь и окружённая зубчатой стеной галерея – вторая боевая площадка. С двух сторон башню сжимала земляная насыпь валов.
Золотые ворота до сих пор поражают сдержанной силой своего арочного проёма и остаются символом древнего Владимира.

Москва

Начиналась с кремля и Москва. Каменные стены его стали строить во второй половине XIVв. при Иване Калите. Возведённый на холме при впадении реки Неглинной в Москву-реку новый Кремль был в виде треугольника, со срезанным углом, имел квадратные проездные башни, а внутри первые белокаменные сооружения – Успенский и Архангельский соборы.
Формирование к концу XVв. сильного централизованного государства обусловило широкое строительство крепостных сооружений в городах и монастырях, а в его столице – Москве – возводились храмы и дворцы, отвечавшие её значению. Для этого были приглашены в столицу зодчие и каменщики из древних русских городов, итальянские архитекторы и инженеры. Основным материалом стал кирпич.
Московский Кремль, вместивший в себя резиденции великого князя, митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри, во второй половине XVв. был расширен до нынешних размеров.
Монастыри-крепости защищали Московский Кремль на подступах к городу и по своему силуэту были созвучны Кремлю.

Кремли других городов, как и в Москве, следовали в своих планах рельефу местности, а на ровных местностях имели в плане правильные прямоугольники. Крепостные стены стали выше и толще. Навесные бойницы зубцы в виде ласточкиного хвоста, применённые итальянскими архитекторами в Московском Кремле, появились в кремлях других городов. Позднее башни стали декорировать лопатками, горизонтальными тягами, а бойницы – наличниками.

История возведения Московского Кремля (от деревянной крепости до каменной) запечатлена в произведениях А.М.Васнецова (1856-1933). Архитектурные виды древней Москвы, созданные им, сочетают археологическую точность с поэтичностью. Художник бережно и любовно передал своеобразие исторического облика столицы России.
Интерес к изображению древних храмов и крепостей нашего Отечества был свойственен многим русским художникам.

Закрепление материала:
- Как следует понимать смысл высказываний новгородцев: «Где Святая София, тут и Новгород»?
- Как связаны между собой архитектурный план и облик укрепления с ландшафтом в крепостном строительстве?
- Какую роль старорусские кремли выполняют в градостроительном плане современного города?
Слушают учителя, ,отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.
П:извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
К: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П:давать определения новым понятиям

5.
Динамическая пауза.(3 мин.)
Проводит физминутку.
Выполняют упражнения.
Л: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.

6.
Целеполагание.
(2 мин.)
Выполнение зарисовок по памяти, представлению и описанию главных архитектурных элементов древнерусских крепостей.
- При выборе для зарисовок главных архитектурных элементов древнерусского крепостного сооружения, выяснить их роль как оборонительной части укрепления;
- Определить основные пропорции башни, ворот, зубцов стен, бойниц по сравнению со всем кремлём;
- Выбор наиболее удачного ракурса крепостного сооружения;
- Отметить, как крепостное сооружение связано с ландшафтом.

Участвуют в обсуждении

Л: осознание своих возможностей.
Р: умение регулировать свои действия.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

7.
Планирование работы.(3 мин.)
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний (на доске запись -этапы работы).

Компановка
Перспективное сокращение плоскостей стен и башен
Передача в зарисовках мощи и монолитности крепости, её несокрушимость.
Участвуют в беседе; формулируют выводы; проговаривают этапы работы.
Анализируют информацию.
Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
К: слушать и слышать собеседника.
П: применять полученные знания о выполнении композиции в цвете из овощей и фруктов с соблюдением законов воздушной перспективы.

8.
Творческая работа (20 мин.)
Выполнение работ.
Учитель контролирует работу учащихся, консультирует, оказывает необходимую помощь.
Выполняют задание, выстраивая работу по намеченному плану
П: подготавливают рабочее место, соблюдая правила гигиены учебного труда.
Л: имеют желание рисовать, обучение самостоятельности в изобразительных видах деятельности.
К: принимают и находят пути решения учебной задачи.
Р: составляют план и последовательность действий.

9.
Рефлексия деятельности.
(3 мин.)
Организует закрепление пройденного материала.

Что нового узнали:
- Древнерусские крепости – это памятники архитектуры и символы героической борьбы народа за независимость своей Родины;
- Древнерусские крепости составляют каменную летопись русской истории, сохранённую в веках;
- Особенности средневековой архитектуры в разных регионах России;
- А.М.Васнецов в своих произведениях воссоздал архитектурные виды древней Москвы, сочетающие археологическую точность с большой поэтичностью.


Организует обсуждение качества работ в процессе просмотра рисунков.
Компановка.
Размер изображения.
Пропорции, соотношение.
Передача мощи.

Учитель подводит краткий итог урока и даёт домашнее задание.
Спасибо за работу!
Ребята высказывают свое мнение.
Р: оценивают свою работу ,умеют адекватно воспринимать оценку товарищей и учителя.

К: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.


15