Конспект урока по ИЗО на тему Каменные стражи России (12-17вв.) 
Технологическая карта урока 
Предмет: Изобразительное искусство
            Класс: 6
Тема урока: Каменные стражи России (12-17вв.) 
Цель урока: 
- знакомство с древнерусскими крепостями. 
.                                                                                                                                     
Задачи урока:
- научить выполнять зарисовки главных архитектурных элементов древнерусских крепостей; 
- развивать навыки практической и самостоятельной работы, аккуратность, умение ценить фактор времени; 
- развитие фантазии, наблюдательности и внимания;
- развитие эстетического отношения к миру; потребности в художественном творчестве и в общении;
- воспитывать  бережное  отношение  к  произведениям  искусства. 
Тип урока: Комбинированный, сообщение нового материала, постановка и решение учебной задачи.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная. 
Вид деятельности: Индивидуальная работа.
Необходимое оборудование:
Для учителя: 
 - фотографии, репродукция картин;
- карандаш, формат. 
Для учащихся: 
- форматы, простой карандаш.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1
2
3
4
5
1.
Организационный момент. (1 мин.)
Приветствие. Проверка готовности к уроку. 
Ученики рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
Л:имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. 
Р:принимают и сохраняют учебную задачу.
2.
Подведение к теме. 
(2 мин.)
Кремли России – свидетели грозных событий прошлых времён, хранители русской истории, средоточие памятников культуры, созданных народом. Неколебимо вставали они на пути многочисленных врагов земли Русской 
Нашим далёким предкам приходилось постоянно заботиться о строительстве крепостей. Тогда типы русских крепостей  были различны. Это и княжеские замки, и боярские усадьбы, и собственно города. 
Определяют тему урока.
Участвуют в коллективном обсуждении ,делятся впечатлениями, отвечают на вопросы.
Л:проявляют интерес к художественной деятельности.
К:принимают учебную задачу, отвечают на вопросы, делают выводы.
Р:принимают и сохраняют учебную задачу.
3.
Актуализация знаний.(3 мин.)
При использовании крепостей максимально использовались возможности естественных преград, способных затруднить продвижение врага. Ядро города обычно располагалось при слиянии рек, на высоких, крутых мысах. А с той стороны, откуда ожидалось нападение на город, создавались искусственные оборонительные сооружения (земляной вал и ров, деревянные стены из заострённых вверху брёвен). 
Со временем оборонительные сооружения стали опоясывать весь город. Однако в XI-XIIвв. Кирпичные или каменные стены были известны в единичных случаях. Каменное строительство крепостей получило развитие с XIIIв., когда появились стенобитные орудия для их штурма. Для защиты города от неприятеля и обстреливания его в крепости стал возводить боевые башни. 
- Каковы основные элементы крепостных сооружений? 
Богато и разнообразно каменное зодчество России. В разных регионах нашей страны оно имеет свои особенности. 
Рассматривают иллюстрации, анализируют информацию, отвечают. 
К:умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения
Л:осознание своих возможностей.
Р: принимают и сохраняют учебную задачу.
П: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме
4.
Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.
(7-10 мин.)
Великий Новгород 
Новгородский кремль, святыня земли Русской, - один из древнейших памятников оборонительного зодчества. История его неразрывно связана с судьбой Великого Новгорода. 
Внутри Новгородского кремля расположился город. В 1045г. из огромных камней неправильной формы начали строить главный собор города – Святую Софию. 
Этот исполин (высота его сегодня равна 40 м) был виден издалека, а покрытая в XVв. золотом средняя глава храма служила для новгородцев неизменным ориентиром. 
Воевать Новгороду приходилось часто. Такие крепости зодчие укрепляли по последнему слову оборонного строительства времён Средних веков. Умение воевать сочеталось у новгородцев с глубочайшим патриотизмом, что приносило им победу за победой. 
Стены и башни Новгородского кремля и перестраивались, но до сих пор сохраняют в своём облике немало элементов, относящихся к раннему периода застройки. Бревенчатые кремлёвские стены славились прочностью, но и они не выдержали частых пожаров тех лет. Сохранив древнюю планировку Новгородского кремля, постепенно в XIV- XVвв. Каменщики возвели новые стены. Разновременные постройки Новгородского кремля не смотрятся разобщено. Время и история объединили их в единый ансамбль. 
И.Э.Грабарь: «Одного взгляда на крепкие коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца – в его зодчестве – такие же, как сам он, простые, но крепкие стены, лишённые назойливого узорочья, которое, с его точки зрения, «ни к чему», могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца – сила, и красота его – красота силы Всегда великолепно, сильно, величественно, покоряющее». 
Одно из первых изображений Новгорода в отечественном искусстве встречается в иконописи XVII-XVIIIвв. 
Владимир 
На самом высоком холме возведён величественный белокаменный Успенский собор, который словно бы вознесён над землёй. Город обнесён крепостными стенами. Но, помимо них, в те времена защищали его полноводная Клязьма, дремучие леса, земляные валы протяжённостью 7 км. 
Год от года богател Владимир, росли храмы и терема. В город вели ворота – Золотые, Серебряные, Медные, Волжские. Главным въездом в город стали построенные в 1158-1164гг. Золотые ворота с надвратной церковью Положения ризы Пресвятой Богородицы. 
Стройную, внушительную башню в Золотых воротах Владимира прорезает проездная арка 14-метровой высоты с полуциркульным сводом. Ниже сохранилась арочная перемычка для дубовых створ, окованных золочённой медью. Над ней в давние времена настилалась боевая площадка, а вверху башни, над арочным проёмом, располагалась надвратная церковь и окружённая зубчатой стеной галерея – вторая боевая площадка. С двух сторон башню сжимала земляная насыпь валов. 
Золотые ворота до сих пор поражают сдержанной силой своего арочного проёма и остаются символом древнего Владимира. 
Москва 
Начиналась с кремля и Москва. Каменные стены его стали строить во второй половине XIVв. при Иване Калите. Возведённый на холме при впадении реки Неглинной в Москву-реку новый Кремль был в виде треугольника, со срезанным углом, имел квадратные проездные башни, а внутри первые белокаменные сооружения – Успенский и Архангельский соборы. 
Формирование к концу XVв. сильного централизованного государства обусловило широкое строительство крепостных сооружений в городах и монастырях, а в его столице – Москве – возводились храмы и дворцы, отвечавшие её значению. Для этого были приглашены в столицу зодчие и каменщики из древних русских городов, итальянские архитекторы и инженеры. Основным материалом стал кирпич. 
Московский Кремль, вместивший в себя резиденции великого князя, митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри, во второй половине XVв. был расширен до нынешних размеров. 
Монастыри-крепости защищали Московский Кремль на подступах к городу и по своему силуэту были созвучны Кремлю. 
Кремли других городов, как и в Москве, следовали в своих планах рельефу местности, а на ровных местностях имели в плане правильные прямоугольники. Крепостные стены стали выше и толще. Навесные бойницы зубцы в виде ласточкиного хвоста, применённые итальянскими архитекторами в Московском Кремле, появились в кремлях других городов. Позднее башни стали декорировать лопатками, горизонтальными тягами, а бойницы – наличниками. 
История возведения Московского Кремля (от деревянной крепости до каменной) запечатлена в произведениях А.М.Васнецова (1856-1933). Архитектурные виды древней Москвы, созданные им, сочетают археологическую точность с поэтичностью. Художник бережно и любовно передал своеобразие исторического облика столицы России. 
Интерес к изображению древних храмов и крепостей нашего Отечества был свойственен многим русским художникам. 
Закрепление материала: 
	- Как следует понимать смысл высказываний новгородцев: «Где Святая София, тут и Новгород»? 
- Как связаны между собой архитектурный план и облик укрепления с ландшафтом в крепостном строительстве? 
- Какую роль старорусские кремли выполняют в градостроительном плане современного города? 
Слушают учителя, ,отвечают на вопросы, делятся впечатлениями. 
П:извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
К: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П:давать определения новым понятиям
5.
Динамическая пауза.(3 мин.)
Проводит физминутку.
Выполняют упражнения.
Л: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью. 
6.
Целеполагание.
(2 мин.)
   Выполнение зарисовок по памяти, представлению и описанию главных архитектурных элементов древнерусских крепостей. 
- При выборе для зарисовок главных архитектурных элементов древнерусского крепостного сооружения, выяснить их роль как оборонительной части укрепления; 
- Определить основные пропорции башни, ворот, зубцов стен, бойниц по сравнению со всем кремлём; 
- Выбор наиболее удачного ракурса крепостного сооружения; 
- Отметить, как крепостное сооружение связано с ландшафтом. 
Участвуют в обсуждении
Л: осознание своих возможностей.
Р: умение регулировать свои действия.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. 
7.
Планирование работы.(3 мин.)
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний (на доске запись -этапы работы). 
Компановка 
Перспективное сокращение плоскостей стен и башен 
Передача в зарисовках мощи и монолитности крепости, её несокрушимость. 
Участвуют в беседе; формулируют выводы; проговаривают этапы работы.
Анализируют информацию.
Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
К: слушать и слышать собеседника.
П: применять полученные знания о выполнении композиции в цвете из овощей и фруктов с соблюдением законов воздушной перспективы. 
8.
 Творческая работа (20 мин.) 
Выполнение работ. 
Учитель контролирует  работу учащихся, консультирует, оказывает необходимую помощь. 
Выполняют задание, выстраивая работу по намеченному плану
П: подготавливают рабочее место, соблюдая правила гигиены учебного труда.
Л: имеют желание рисовать, обучение самостоятельности в изобразительных видах деятельности.
К: принимают и находят пути решения учебной задачи.
Р: составляют план и последовательность действий. 
9.
Рефлексия деятельности.
(3 мин.)
Организует закрепление пройденного материала. 
Что нового узнали: 
- Древнерусские крепости – это памятники архитектуры и символы героической борьбы народа за независимость своей Родины; 
- Древнерусские крепости составляют каменную летопись русской истории, сохранённую в веках; 
- Особенности средневековой архитектуры в разных регионах России; 
- А.М.Васнецов в своих произведениях воссоздал архитектурные виды древней Москвы, сочетающие археологическую точность с большой поэтичностью. 
Организует обсуждение качества работ в процессе просмотра рисунков. 
Компановка. 
Размер изображения. 
Пропорции, соотношение.
Передача мощи. 
Учитель подводит краткий итог урока и даёт домашнее задание.
Спасибо за работу!
Ребята высказывают свое мнение. 
Р: оценивают свою работу ,умеют адекватно воспринимать оценку товарищей и учителя.
К: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. 
15