Конспект урока по ОРКСЭ на тему Монастыри


Основы религиозных культур и светской этики в 4 классе
Основы религиозных культур и светской этики.
Основы православной культуры, автор – Костюкова Т.А.,Воскресенский О.В.,Савченко К.В.М,Дрофа.2014г.Время занятия: 40 минут
Тип урока: изучение нового материала (понятия)
Метод обучения: поисковый, словесный
Раздел: Не совсем обычный урок.
Тема урока: Монастыри.
Цель урока: формирование у учащихся представлений о русском монашестве и монастырях как религиозных и культурных центрах.
Задачи урока:
-формирование представлений о монастырях, жизни в них, о монашестве;
-развитие представлений о роли монастырей в русской истории и культуре, в духовной жизни;
-закрепление ключевых понятий курса; развитие ценностного отношения к истории и культуре;
-развитие представлений о нравственных и духовных ценностях;
-совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы
-разных типов, построения связного высказывания;
-развитие интереса к изучению предмета.
Оборудование: проектор, мультимедийная доска.
Формировать УУД :
Коммуникативные УУД:
-умение правильно участвовать в коллективной деятельности;
-выработка способов взаимодействия учебного сотрудничества;
Познавательные УУД:
- проникнуть в смысл высказывания — слушание;
-извлечь нужную информацию (полно или частично),
-умения пользоваться различными источниками информации;
- умение ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы.
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- выработка способов взаимодействия учебного сотрудничества;
Личностные УУД
- умение проводить параллели между светской жизнью и жизнью в монастырях
1. Мотивация к учебной деятельности (включение учащихся в учебную деятельность)
С. Есенин ЗА ГОРАМИ, ЗА ЖЁЛТЫМИ ДОЛАМИ…
За горами, за желтыми долами,
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.
Там с утра над церковными главами,
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами,
От озер водяной ветерок.
Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь —
Полюбил я тоской журавлиною,
На высокой горе монастырь.
Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.
Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом спасителя,
За погибшую душу мою.
Познавательные УУД:
- проникнуть в смысл высказывания — слушание;
-извлечь нужную информацию (полно или частично),
2. Актуализация знаний, постановка
учебной задачи.
- Кто догадался, о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке?.
-Сегодня мы познакомимся с православным монастырём (слайд 1).
-На какие вопросы вы хотели бы получить ответ, изучая данную тему?
-Итак, сегодня мы ответим на вопросы:
-Что же такое монастырь? Кто живёт в монастырях? Кто такие монахи? Почему люди уходят в монастырь? Какова цель их жизни?
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке.
3.Исследовательская работа через создание проблемной ситуации.
-Кто знает, что такое монастырь? (слайд 2)
- Как вы думаете, а кто живёт в монастырях? (монахи и монахини).
Определение слова «монастырь»: Монастырь-это место, где живут монахи (монахини) или иноки (запись в тетради).
Монахи (мужчины) живут в мужском монастыре. А монахини (женщины) – в женском. А кто такие иноки?
Кто такие монахи или иноки? Ответ найдём в учебнике на с. 159.
Значит, слово «монах» и слово «инок» в своих исторических корнях имеют значение один.
На Руси монаха называли иноком. Подберем однокоренные слова.
Инок - однокоренное слово - иной (не такой, не как все люди).Почему не такой, как все? Коммуникативные УУД:
-умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение;
-строить высказывание в определенном стиле;  
4.Работа с учебником - Мы выяснили понятие слова монастырь и какие виды монастырей бывают. А теперь закрепим наши знания чтением в учебнике на стр.157-159.
1.Прочтём о монахах и иноках.
Работа с иллюстрациями в учебнике.
- Рассмотрите внимательно иллюстрации в учебнике. Ответьте на вопросы.
- Расскажите, что вы видите перед входом в монастырь.
- Как вы думаете, зачем монастырь обнесен такими мощными стенами?
- На что похожи монастыри внешне?
- Можно ли после ответов на эти вопросы сделать вывод, что монастыри выполняли оборонительную функцию во время военных испытаний?
- Назовите монастыри, которые вы знаете.
( показ слайдов из электронного приложения к учебнику в разделе «Все объекты. Монастыри России»)
2. Рассказ о поединке Пересвета и Челубея. Выразительное чтение учителем.
Работа с иллюстрациями
а) Как изображен на иллюстрациях поединок Пересвета с Челубеем?
б) Какими красками передается драматизм поединка?
в) Как художники изображают напряжение боя и решимость каждого из воинов победить?
г) Кто из изображенных участников поединка монах? Почему вы так решили?
Чтение вслух (абзац «Иногда после того, как в уединенном месте...»).
- Что такое ЛАВР? (крупнейшие мужские монастыри).
- Ребята, как вы думаете, что носят монахи?(показ слайдов 3-6)
- Рассмотрите внимательно репродукцию картины А. М. Васнецова «Монастырь в Московской Руси» в учебнике (с. 160). Объясните, о каких моментах жизни монахов она рассказывает.
Познавательные УУД:
-умения пользоваться различными источниками информации;
- умение ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы.

5.Физкультминутка У меня спина прямая
У меня спина прямая,
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь:
(Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.
(Повороты туловища.)
Раз, два. три. четыре.
Три. четыре, раз. два.
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой.
(Повороты туловища.)
Прямо голову держу,
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Раз. два. три. четыре,
(Повороты туловища.)
Три. четыре, раз, два.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться.
(Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться,
(Присед, наклон вперед.)
Повернись туда - сюда!
(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Раз. два. три. четыре
(Повороты туловища.)
Три. четыре, раз. два.
Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка
6.Работа в парах
Монашеское облачение (слайды 3-6)
- Ребята, как вы считаете, кто же управляет монастырём? (архимандрит, игумен, игуменья)- (слайд 7-8)
Расставить подписи как называются части монашеского облачения, и что они символизируют?
(электронное приложение «Все объекты. Жизнь в монастыре»).Упражнение «Установи соответствия».
2 учащихся работают у интерактивной доски.
Коммуникативные УУД:
-умение правильно участвовать в коллективной деятельности;
- выработка способов взаимодействия учебного сотрудничества
-Монастыри на Руси всегда служили центрами культуры и просвещения. В них открывались школы, писались, переписывались и хранились книги, развивалась музыкально-хоровая культура. «Книгохранилище в монастыре»
(Работа с электронным приложением «Книгохранилища монастырей»)2 учащихся работают у интерактивной доски, остальные на местах в парах вставляют пропущенные буквы и изучают статью.
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке
8.Домашнее задание
- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Какие задачи на уроке ставили?
-Удалось ли решить поставленные задачи?
- На какие вопросы вы получили ответы?
- Остались ли ещё моменты, интересующие вас по теме урока?
- Что было сложно?
- Как вы думаете, легко ли быть монахом?
- Смогли бы вы хотя бы некоторое время пожить в монастыре?
Вопрос № 3, с. 168
Личностные УДД:
- умение проводить параллели между светской жизнью и жизнью в монастырях.