Программа дополнительного образования от епархии


Некоммерческий фонд
«Детский епархиальный образовательный центр»
«Утверждаю»
Директор НФ «ДЕОЦ»
______протоиерей Вадим Подолько«____»__________2016 г.
Программа принята на основании
решения методического совета
Протокол №_____
от «____»__________2016 г.
Модифицированная дополнительная образовательная программа
«Резьба по дереву»


Автор-составитель: Афанасьев В. П.,
педагог дополнительного образования
Возраст детей: от 10 до 13 лет
Срок реализации: 3 года
Назаровка, 2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.3
СОДЕРЖАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОГРАММЫ.4
Пояснительная записка.4
Учебно-тематические планы…………………………………………..…….6
Содержание программы……………………………………………………..8
Методическое обеспечение ДОП……..…………………………………...13
5. Материально-техническое обеспечение …………..……………………….15
6. Список литературы.16
Паспорт программы
1. Учреждение: Некоммерческий фонд «Детский епархиальный образовательный центр»
2. Название программы: модифицированная программа дополнительного образования «Резьба по дереву»
3.Сведения об авторе:
- фамилия, имя, отчество: Афанасьев В. П., педагог дополнительного образования
- место работы: Некоммерческий фонд «Детский епархиальный образовательный центр»
4.Сведения о программе:
4.1 Область применения, продолжительность и уровень освоения программы дополнительного образования: для учащихся детских епархиальных образовательных центров от 10 до13 лет, занимающихся по программе дополнительного образования
4.2 Продолжительность изучения курса: 3 года
4.3 Направленность курса: художественная
4.4. Вид программы: модифицированная
4.5.Состав группы: дети от 10 до 13 лет без специального отбора. Численность учебных групп численность от 8 до 15 человек
4.6Форма занятий: групповая, индивидуальная
4.7Режим занятий: 1, 2, 3 год обучения- 3 часа в неделю
4.8Количество обучающихся детей: 1 год обучения - 8 человек;
2 и 3 года обучения - по 8-10 человек в группе
СОДЕРЖАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
Направленность программы: художественная. 
Актуальность программы
Программа «Резьба по дереву» знакомит детей с одним из самых традиционных видов декоративно-прикладного творчества.
Актуальность программы «Резьба по дереву» продиктована тем, что большое количество школьников, в настоящее время, увлекаются компьютерными играми и проводят много времени за компьютерами. Это отдаляет их от духовных и культурных традиций своего края. Обучение по программе «Резьба по дереву» способствует приобщению детей к традиционным видам народного творчества, расширяет интересы детей к культуре и истории родного края, воспитывает патриотизм. Занятия учат детей трудолюбию, развивают их творческие способности и трудовые навыки. Тем самым появляется мотивация к познанию и творчеству, обеспечивается приобщение детей к общечеловеческим ценностям, создаются условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации. Решение этих задач относится к числу наиболее актуальных проблем в современном обществе.
При изготовлении деталей изделий, используются токарные виды обработки, выходящие за рамки изучения школьной программы. Каждый ребенок может выбрать себе занятие по своему вкусу и способностям. Основной формой организации деятельности детей является выполнение практических работ, ведь при выполнении именно практических заданий достигается максимальное усвоение необходимых практических знаний и умений.
Пройдя полный курс программы, обучающиеся получают определённые знания и умения, которые, безусловно, увеличивают их профессиональные способности, что в будущем будет способствовать, более уверено определится с направлением начала своей профессиональной деятельности. Основные критерии определения уровня прохождения программы -участие в выставках города, района, области.
Новизна.
Традиционный школьный курс «Столярное дело» не позволяет обучающимся достаточно в полной мере освоить и изучить основы резьбы по дереву, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы с лобзиком. Данная образовательная программа даёт возможность восполнить пробелы художественно - эстетического образования обучающихся в основной школе, приобщиться к духовным и культурным традициям родного края. Кроме того способствует лучшему восприятию произведений в прикладном искусстве, повышению общего уровня нравственно - эстетической культуры личности.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений человека (ребёнка) с культурными ценностями, осознанием их приоритетности. Личность, владеющая жизненно необходимым запасом знаний, умений, навыков, желающая и умеющая использовать их на практике, способная участвовать в творческом преобразовании действительности. Программа соответствует модели образовательной системы рационально-образовательной ориентации. В основе педагогические технологии: проектное обучение, развитие творческих способностей, развивающее обучение. Программа позволяет решить проблему свободного времени детей, пробуждает у них интерес, к новым видам деятельности, расширяя их жизненный кругозор. Обучение проводится индивидуально или в малых группах в зависимости от возраста и возможностей детей.
Цель программы:  создание условий для развития личностных и профессиональных качеств учащихся посредствам занятий «Резьба по дереву».
Задачи программы:
Образовательные:
обучить практическим навыкам резьбы по дереву, технически приемам геометрической резьбы, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла;
обучить владению инструментом для резьбы по дереву;
сформировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России.
Развивающие:
развить навыки самостоятельного составления несложных композиций резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;
развить художественный вкус, общую культуру личности;
развивать творческую активность и общую культуру ребенка.
Воспитательные:
приобщить детей к истокам русской народной культуры;
воспитать высокую коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению;
привить любовь к традиционному художественному ремеслу.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. Данная образовательная программа рассчитана на учащихся школьного возраста 10-13 лет.
В творческое объединение принимаются все желающие без специального отбора. Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью: 1 год -8 человек; 2, 3 год – 8-10 человек.
Сроки реализации образовательной программы - три года. Объем программы - 108 часов в год (3 часа в неделю).
Формы, режим занятий: занятия проводятся 1 раза в неделю по три часа на базе комбинированной школьной мастерской образовательного учреждения.
Количество учебных часов в неделю:
Этапы обучения Кол-во часов в неделю Всего
1 год обучения 3 часа 108 часов
2 год обучения 3 часа 108 часов
3 год обучения 3 часа 108 часов
Данная программа составлена на основе образовательной программы дополнительного образования «Искусство резьбы по дереву». Программа разработана педагогом технологии Мисюревым Александром Ефимовичем, п. Тумботино, Павловского района Нижегородской области в 2009 году.
Учебно-тематический план адаптирован к условиям некоммерческого фонда
Тематический план
1год обучения
Геометрическая резьба
№ п/п Тема занятий часы 1 Вводное занятие 2 2 Основные сведения о древесине и её свойствах 4 3 Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. Инструменты для резьбы по дереву. 4 4 Знакомство с художественными и техническими приёмами геометрической резьбы по дереву 8 5 Создание не сложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделия из дерева 22 6 Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева 22 7 Выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы в материале 40 8 Заключительное занятие 6 итого 108 2 год обучения
Изучение и освоение плоскорельефной резьбы по дереву “Татьянка”
№ занятия Тема часы
1 Образ мира в художественной резьбе. Классификация видов резьбы по дереву. Резьба по дереву “Татьянка” 4
2 Рабочее место резчика. Правила безопасной работы при резьбе “Татьянка”. Резьба по дереву “Татьянка” с растительными элементами. 4
3 Вырезание фрагмента линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе. Техника резьбы “Ивушка”: 30
4 Оформление поверхности листьев насечками 22
5 Композиция в резьбе. Сканер графия. 22
6 Специфика рисунка в резьбе. Вырезание на прямоугольных поверхностях 20
7 Разработка резной композиции и реализация её в материале 6
Итого 108
3 год обучения
Изучение и освоение плоскорельефной резьбы по дереву “Татьянка”
№ занятия Тема часы 1 Техника резьбы “Муравка” и вырезание бабочки 12 2 Разработка резной композиции и реализация её в материале (разделочная доска) 8 3 Разработка резной композиции и реализация её в материале (шкатулка) 8 4 Техника резьбы “Ромашки” 12 5 Вырезание на сферических поверхностях 12 6 Разработка резной композиции и реализация её в материале 56 итого 108 ПРОГРАММА
Геометрическая резьба
1год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Беседа о народном декоративном искусстве, его видах: резьба и роспись по дереву, художественная обработка кости и металла. Показ цветных иллюстраций и фотографий с изображением произведений народного искусства. Знакомство с творчеством резчиков по дереву народов России.
Тема 2. Основные сведения о древесине и её свойствах.
Знакомство с природной текстурой древесины ( срез в трёх направлениях). Значение расположения и характера расположения волокон древесины при создании резьбы. Свойства хвойных и лиственных пород по твёрдости. Недостатки древесины. Влажность и сушка.
Тема 3. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. Инструменты для резьбы по дереву.
Подготовка рабочего места резчика в зависимости от характера выполнения работ. Демонстрация инструментов для резьбы по дереву, ознакомление с правилами их пользования.
Практическая работа.
Ознакомление с рабочим местом резчика и его оснащением. Изучение правил техники безопасности. Выбор инструмента для различных видов резьбы. Способы хранения инструментов для резьбы. Правила безопасности при работе с инструментом.
Тема 4. Знакомство с художественными и техническими приёмами геометрической резьбы по дереву.
Рассказ о художественных изделиях из дерева, украшенных геометрической резьбой. Демонстрация образцов народного искусства.
Практическая работа;
Начальные приёмы геометрической резьбы. Приёмы резьбы параллельных линий вдоль волокон. Приёмы резьбы «сетка». Приёмы резьбы «шашек». Создание вариантов композиций освоенных приёмов на дощечках. Правила техники безопасной работы с режущими инструментами. Один из видов геометрической резьбы – трёхгранно-выемчатая резьба. Её художественные и технические приёмы. Элементы трёхгранно-выемчатой резьбы (треугольник, глазок, треугольник с зубчиком, фонарик, кубик, соты, клин, элементы сияние, ромб). Приёмы резьбы равнобедренного треугольника. Узор «трёхстороннее сияние со срезкой, узор «розетка с сиянием». Приёмы резьбы узора и трёхгранно-выемчатое «четырёхстороннее сияние». Выполнение узоров «кличик», «змейка», «витейка», «бусы», «ёлочка», «сколышки», «чешуйка», «шишка», «лесенка», «кубики», «решётка». Создание на дощечках варианты узоров, образуемых из технических приёмов трёхгранно-выемчатой резьбы. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Тема 5. Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделия из дерева. Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра) в резьбе наличников окон , в украшении бытовой утвари.
Практическая работа. Создание эскизов геометрических узоров для оформления разделочных досок, крышки, коробочки, пенала. Перевод узора геометрического орнамента на поверхность изделий из дерева при помощи кальки, копировальной бумаги, карандаша.
Тема 6. Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева. Правила техники безопасности при работе с режущим инструментом.
Практическая работа. Выполнение в технике геометрической резьбы орнаментальных композиций на разделочных досках, крышках коробочек и пеналов.
Тема 7. Выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы в материале. Перенос рисунков готовых композиций на полуфабрикаты, изготовленные на уроках технологии учащимися.
Практическая работа. Выполнение в материале композиций геометрической резьбы. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Тема 8. Отделка готовых изделий. Знакомство с основными видами отделки художественных изделий с резьбой: шлифование, морение или травление, лакирование, полирование.
Практическая работа. Освоение основных видов отделки резных художественных изделий.
Тема 9. Заключительное занятие. Обсуждение с учащимися успешности освоения геометрической резьбы. Демонстрация выполненных работ.
Изучение и освоение плоскорельефной резьбы по дереву “Татьянка”
2 год обучения
1. Образ мира в художественной резьбе. Понятие о видах резьбы по дереву (домовая, плоскорельефная, рельефная, плоско выемчатая, сквозная, скульптурная, “Татьянка”). Резьба по дереву “Татьянка”
Краткие сведения из истории вида изобразительного искусства, как резьба по дереву. Возможности резьбы по дереву, её связь с направлениями современным реальным развитием общества. Классификация видов резьбы по дереву. Материалы, применяемые для резьбы по дереву. Подготовка материала. Инструменты для резьбы “Татьянка”, подготовка инструментов к работе. Правила перевода рисунка на кальку.
Практическая работа: “Перевод рисунка (фрагмент растительного орнамента) на кальку и на лист А4” Рабочее место резчика. Правила безопасной работы при резьбе “Татьянка”. Резьба по дереву “Татьянка” с растительными элементами .
2. Техника резьбы “Ивушка”
Организация рабочего места резчика. Правила безопасной работы при резьбе “Татьянка”. Технология выполнения резьбы с растительными элементами. Приёмы удержания ножа и стамески. Насечки. Порядок выполнения среза и типичные ошибки при выполнении срезов.
Практическая работа: “Перевод рисунка (фрагмент растительного орнамента) на учебную доску и выполнение плоскорельефной резьбы на учебной доске”
3. Вырезание фрагмента линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе.
Резьба рельефная, “плетенка”, “косичка”, “чередующая плетенка”. Заточка и правка инструмента. Правила положения стамески. Правила безопасной работы. Корректировка и восстановление контура рисунка. Профессия резчика по дереву.
Практическая работа: “Вырезание фрагмента линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе”
4. Оформление поверхности листьев насечками . Технология выполнения насечки на поверхности листьев. Ошибки при выполнении насечки.
Практическая работа: “Выполнение насечки на поверхности листьев”
5.Композиция в резьбе. Сканер графия
Принципы композиционного построения в искусстве. Простые решения композиций для практической резьбы. Сканер графия. Способы получения гербарий.
Практическая работа: “Рисование с натуры и составление композиционных схем”
6.Специфика рисунка в резьбе. Вырезание на прямоугольных поверхностях (разделочная доска, шкатулка)
Общие сведения о рисунке. Специфика рисунка в резьбе. Технология выполнения резьбы на прямоугольных поверхностях. Отделка изделий. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Вырезание на прямоугольных поверхностях (разделочная доска, шкатулка)”.
7.Разработка резной композиции и реализация её в материале
Композиция в резьбе. Стратегия и тактика процесса работы. Пластика. Требования, предъявляемые к изделию. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Выполнение резьбы несложного изделия”.
3 год обучения
1. Техника резьбы “Муравка” и вырезание бабочки
Технология выполнения резьбы “Муравка”. Глубина про резания листочков. Анималистика. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Перевод рисунка на учебную доску и выполнение резьбы “Муравка” на учебной доске”
2. Разработка резной композиции и реализация её в материале (разделочная доска)
Варианты вырезания листочков и узоров крыльев бабочек. Композиционные разборы изделий. Отделка изделия. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Перевод рисунка на разделочную доску и выполнение резьбы “Муравка”
3.Разработка резной композиции и реализация её в материале (шкатулка)
Композиционные разборы изделий. Отделка изделия. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Перевод рисунка на шкатулку и выполнение резьбы “Муравка”
4.Техника резьбы “Ромашки”
Технология выполнения резьбы “Ромашки”. Разновидности лепестков и их схемы расположения. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Перевод рисунка на учебную доску и выполнение резьбы “Ромашки” на учебной доске”
5. Вырезание на сферических поверхностях
Особенность резьбы на предметах, имеющих криволинейную, цилиндрическую, сферическую или конусообразную форму. Орнамент рисунка, его композиция.
6. Разработка резной композиции и реализация её в материале
Требования, предъявляемые к изделию. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Выполнение резьбы несложного изделия”.
4.Методическое обеспечение ДОП.
Реализация программы предполагает применение различных форм и методов работы. В процессе реализации данной программы предусмотрено использование следующих методов:
Методы обучения:
– индивидуальный (работа с каждым учеником: консультации, проверка знаний, умений);
– коллективный (работа в парах, в группе);
– наглядно-иллюстративный (учитель сам показывает приёмы работы с инструментом и материалами)
– проектный (на конкретных проектах школьники узнают, как использовать знания и умения для выдвижения идей, планирования и изготовления изделия);
– личностно-ориентированный (ориентация на личность каждого ученика, учет его знаний и умений, помощь в решении поставленной задачи);
– витагенное обучение (ориентация на творческое воображение учащихся);
– методика ИКТ (применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся).
Формы работы:
– лабораторно-практические занятия;
– экскурсии (в храмы, музеи);
– конкурсы мастеров;
– презентация творческого проекта;
– конкурс на лучший творческий проект.
Принципы обучения:
1. Доступность.
2. Системность и последовательность. Связь теоретических знаний спрактической деятельностью.
3. Перспективность, нацеленность на конечный результат.
4. Наглядности (использование образцов, фото, иллюстраций, таблиц,схем и т.п.).
5. Развивающего обучения (поддерживать активность,заинтересованность, давать свободу выбора творческой деятельности).
Основные методы учебно-воспитательного процесса:
Особенности воспитательной работы.
На базе кружка создано детское объединение, основанное на принципах самоуправления и самоопределения. Внутри объединения путем выборов избирается староста, заместитель старосты, а также консультанты. Разрабатывается график дежурства. В основе создания творческого объединения детей лежит идея социально-педагогического взаимодействия: «родитель-ученик-педагог». Для наибольшей результативности обучения к работе активно привлекаются родители, которые оказывают как моральную, материальную так и психологическую поддержку воспитанников.
Техника безопасности.
учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха;
о каждом несчастном случае пострадавший или очевидец должен сообщить учителю;
во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник;
при плохом самочувствии сообщить об этом учителю;
не подходить к электрооборудованию без присмотра учителя;
при обнаружении незнакомого предмета учащиеся должны сообщить учителю;
учащиеся должны знать и соблюдать правила личной гигиены.
Социологическое и психолого-педагогическое сопровождение. Формы проверки знаний.
За период обучения в объединении воспитанники получают определенный объем знаний и умений, которые проверяется каждое полугодие. Для этой цели проводится промежуточный контроль - участие в выставках школьников художественно-эстетического цикла, сдача зачетов. Педагог подводит итог всей учебно-воспитательной работы, делает анализ достижений детей.
Текущий контроль полученных знаний, умений и навыков предлагается осуществлять в форме коллективного обсуждения работ.
В конце каждого года обучения планируется проведение итоговой выставки работ по декоративно-прикладному творчеству.
Изделия ребят могут иметь общественно полезную направленность и находить применение в оформлении школы, дома и т.д.

5.Материально - технические обеспечение.
Занятия должны проводиться в хорошо оснащенном, теплом помещении, в котором желательно наличие:
– освещение кабинета в соответствии с санитарными нормами;
– верстаки (2);
– токарный станок по дереву СТД-120;
– вертикально-сверлильный станок (1);
– нож-косячок (15);
– пила с мелкими зубьями (3);
– тиски (2);
– набор стамесок (1);
– набор отверток (1);
– рубанок (3);
– клей ПВА, «Момент»;
– наждачная бумага мелкозернистая;
– лак для покрытия изделия;
– доски (береза, липа, осина), бруски и т.д.;
– эскизы изделий;
– таблицы по технике безопасности.
6.Список литературы

Список используемой литературы
Жития святых (в 6-ти книгах). М., Сретенский монастырь, 2005.
Абросимова А.А., Каплан Н.И., Итлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. - М.: Высшая школа, 2008.
Воронов В.С. О крестьянском искусстве. Избранные труды. - М., 2012.
Двойникова Е.С., Лялин И.В. Художественная резьба по дереву. - М.; Высшая школа, 2005.
Рыженко В.И. Резьба по дереву.- М., Гамма Пресс, 2011
Максимов Ю.В. Программа «Резьба по дереву».- М.: Просвещение, 2006.
Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. - М., 2005.
Барадулин В.А., Художественная обработка древа. - М., 2006.
Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом: Справ. Пособие.- М., 2005.
Матвеева Т.М. Мозаика и резьба по дереву. - М., 2006.
Рождественская СБ. Русская народная художественная традиция в современном обществе. - М., 2010.
Список рекомендуемой литературы для педагогов
Журнал Художественная резьба по дереву «Татьянка» №2 2006
Журнал Художественная резьба по дереву «Татьянка» №3 2006
Журнал Художественная резьба по дереву «Татьянка» №4 2006
Журнал Художественная резьба по дереву «Татьянка» №5 2006
Список рекомендуемой литературы для воспитанников
Журнал Художественная резьба по дереву «Татьянка» №2 2006
Журнал Художественная резьба по дереву «Татьянка» №3 2006
Журнал Художественная резьба по дереву «Татьянка» №4 2006
Журнал Художественная резьба по дереву «Татьянка» №5 2006