Текст для сопровождения презентации по теме Информационная среда начальной школы как часть информационной культуры


МБОУ Одинцовская начальная общеобразовательная школа № 2
Информационная среда начальной школы
как часть информационной культуры:
организация учебного процессаУчитель начальных классов:
Е.К.Сухоруковаг. Одинцово2015 г.Информационная среда начальной школы как часть информационной культуры: методические рекомендации по организации учебного процесса.
Проблема информатизации начального образования все еще не получила системного решения в последние годы, несмотря на проведение комплексной информатизации школ страны в рамках отраслевых целевых программ.
В связи с этим наблюдается возрастающее ощутимое несоответствие между невысоким уровнем информационной активности детей, закладываемым в начальной школе, и востребованностью информационных знаний и навыков информационной деятельности учащихся как в основной школе для успешного обучения, так и в жизни для активного участия детей в познавательной деятельности и самообучения с использованием новых информационных технологий в зоне своих интересов.
Следует отметить, что ИКТ обновляются значительно быстрее образовательных методик в школе, что влечет снижение общеучебной активности детей в информационной среде школы.
История развития области информатики в школе уже насчитывает почти 20 лет, в то время как активное и повсеместное внедрение элементарной информационной грамоты детей начальной школы, в неразрывной связи с грамотой письма и счета, так пока и остается в стадии апробации или инициативы школ, поскольку даже в новом Базисном учебном плане информатика в начальной школе присутствует лишь модулем, входящим в курс технологии в 3 - 4 классе и рекомендуется для использования лишь при наличии ресурса в информационной среде школы.
(2 слайд)
Целями информатизации начального обучения являются:
Формирование ИКТ грамотности детей и функциональной готовности включиться в информационную деятельность в учебной среде
Формирование первичных навыков коммуникативной активности, элементарных навыков использования общекультурных правил и норм информационной деятельности
Формирование познавательной активности с использованием ИКТ
(3 слайд)
Рассмотрим структуру информационной среды школы, состоящую из пяти блоков:
Учебный блок: медиа лектории, компьютерная лаборатория (естественнонаучная, эстетическая, гуманитарная), ИКТ кабинет в локальной сети (информатики, ин.языка, тестирования)
Методический блок: медиатека, информационный центр (ИКТ-библиотека, телестудия, радиостудия, лаборатория ДО)
Блок дополнительного образования: медиацентр (творческие мастерские: музыкальная, компьютерной графики, интернет-мастерская, технологическая, художественная, экологическая, издательская, программирования и компьютерного моделирования), центр профориентации, АРМ психолога
Блок управления школой: компьютеры в учительской, АРМ делопроизводства, АРМ администрации, АРМ социального педагога, БД учащихся, БД кадров, БД здоровья, АСУ школы - расписание, питание, материальные средства, статистика обучения, нормативное сопровождение
Технический блок: школьный сервер, копировальное оборудование, видео-система охраны, информационный компьютер, аудио-видео монтажный комплекс, музыкальный центр, система управления светом, теле и радио оборудование школы, оборудование обслуживания электронных карт учащихся интернет узел школы.
(4 слайд)
Информационная среда начальной школы обеспечивается наличием компьютерной лаборатории, АРМ учителя и АРМ учащихся, позволяющими не только получать информацию от учителя, но и обмениваться ею дистанционно с другими учащимися, а учителю позволяет применять в работе многочисленные цифровые образовательные ресурсы. Творческие мастерские позволяют организовать досуг учащихся.
(5 слайд)
Существуют, по крайней мере, две модели информатизации начальной школы: Централизованная – информационные компьютерные технологии как ресурс ученика в классе и Распределенная – это ИКТ ресурс ученика вне класса.
(6 слайд)
Централизованная модель включает в себя АРМ учителя начальной школы с медиа проектором и Интернет
компьютерную лабораторию (дополнительной цифровое оборудование)
АРМ для всех учеников в локальной сети и творческие мастерские.
В Распределенной модели информационная среда школы открыта начальной школе: кабинет ИКТ, медиа лекторий, компьютерная лаборатория
Компьютер с медиапроектором в медиалектории для учителя начальной школы
Обе модели обеспечены коллекцией электронных образовательных ресурсов.
(7 слайд)
Общеучебная и познавательная деятельность может продуктивно совмещаться с ИКТ (русский язык, чтение, математика, окружающий мир, изо, музыкой и технология), а также позволяет обеспечивать мониторинг здоровья детей и организовать их досуг в школе.
(8 слайд)
Существуют огромные возможности использования ИКТ-ресурсов в различных учебных дисциплинах:
Русский язык - Проекционное оборудование/ интерактивная доска, документ-камера.
Чтение - Телевизор, магнитофон или плеер, диктофон.
Математика - Электронные весы, измерители температуры, вычислители.
Окружающий мир - Фотоаппарат, видеокамера, телевизор, магнитофон или плеер, микроскоп, диагностические датчики (пульса, давления).
ИЗО, технология - Конструкторы, в том числе робототехника. Планшет для изобразительного творчества.
Музыка - Музыкальные клавиатуры и синтезаторы звука, аудио оборудование.
(9 слайд)
В комплект цифрового оборудования входят: проекционное оборудование/ интерактивная доска, телевизор, магнитофон или плеер,
фотоаппарат, видеокамера, аудио оборудование, диктофон.
(10 слайд)
Инструментами исследовательской и конструкторской деятельности являются: электронные весы, измерители температуры, цифровой микроскоп, диагностические датчики (пульса, давления), конструкторы, в том числе робототехника, планшет для изобразительного творчества, музыкальные клавиатуры и синтезаторы звука, документ-камера.
(11 слайд)
Для организации различных форм работы с учащимися учитель пользуется коллекцией цифровых образовательных ресурсов, включающих: Лото, таблицы, схемы - интерактивные анимации, интерактивные тренажеры, тесты, задачи, компьютерные лаборатории, энциклопедии/медиатеки, электронные словари, электронные карты и атласы, видеотека, коллекции учебного кино, аудиотека, коллекции звукозаписей.
(12 слайд)
Информационная деятельность в начальном обучении осуществляется посредством организации медиауроков с АРМ учителя – компьютера и интерактивной доски/медиапроектора/; телевизора с большим экраном (один на класс), принтера, сканера; исследования, сбора и обработки информации с привлечением цифрового оборудования: теле, аудио, видео средств обучения, настольных цифровых датчиков и устройств (комплект на класс);
использования Интернет-коллекций ЦОР/ CD медиатек на основе АРМ учителя; работы на уроке и подготовки заданий, выступлений детей - личное информационное пространство учеников.

(13 слайд)
Формы ИКТ активности детей на уроках начальной школы могут быть очень разнообразными:
Индивидуальное или групповое выступление: презентация с помощью ИКТ
Проектная работа: поиск, обработка готовых и создание собственных информационных объектов с помощью инструментов и средств ИКТ
Исследование процессов с использованием инструментов и средств ИКТ
Индивидуальное компьютерное тестирование
Практикумы с интерактивными заданиями
(14 слайд)
Формы ИКТ активности учителя начальных классов представляют собой:
Демонстрации с использованием проектора, интерактивной доски
Подборка и конструирование медиауроков (медиатеки, аудиотека, видеотека, Интернет-коллекции ЦОР)
Подготовка индивидуальных заданий (обучающие программы и тесты, электронные диагностические задания)
Практическая работа (организация проектных, исследовательских работ с помощью медиауроков и медиатек, игровые обучающие программы, компьютерные творческие среды для детей, редакторы, пр.)
(15 слайд)
Для осуществления всевозможных форм активности, учитель должен обладать следующими ИКТ – компетентностями:
Личная ИКТ-грамотность
Элементарная культура сетевого взаимодействия
Квалификация в области подготовки ИКТ компетенций учеников
Владение инструментами работы с ЦОР и медиатеками, видеотеками, аудиотеками
Умение формирования электронного портфолио.
(16 слайд)
Обучающиеся, оканчивающие начальную школу, должны стремиться соответствовать выдвигаемым ФГОС новым требованиям к уровню ИКТ:
Знать:
роль информации в деятельности человека;
основные виды информационных объектов (текст, число, звук, таблица, графика);
основные виды информационных процессов (обработка, хранение, передача информации);
назначение основных устройств компьютера (устройства ввода, вывода, хранения передачи и переработки информации);
правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.
(17 слайд)
Уметь:
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки;
организовывать информацию в табличной и схематической форме, представить ее упорядоченной по алфавиту, по числовым значениям в пределах изученного материала;
исполнять простые инструкции, алгоритмы;
Использовать и преобразовывать простые информационные объекты на компьютере;
создать и передать сообщение;
Вводить информацию, используя устройства ввода компьютера (клавиатуру и мышь).
(18 слайд)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
готовить сообщения с использованием различных источников информации: книги, пресса, радио, телевидение;
применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
пользоваться компьютером при работе с информацией в учебной деятельности.
(19 слайд)
Таким образом, Интернет для начальной школы обеспечивает:
Доступ детей и родителей к школьной информации на сайте школы и к детским работам
Доступ учителей и родителей к нормативной информации для начального обучения
Доступ детей и учителей к CD-медиатеке школы
Доступ учителей и детей к коллекции ЦОР
Сетевую консультационную поддержку учителей и обмен опытом в области использования ИКТ
Дистанционную поддержку обучения учителей.
Информатика, выступая в роли школьного предмета, формирующего информационную грамотность школьников и их готовность к информационной деятельности, как инструменту социальной активности граждан, объединяет все школьные предметы на основе информационной деятельности, пронизывающей предметные учебные активности детей в школе и дома.
Информатика и ИКТ в информационной среде начальной школы также позволяют охватить межпредметными учебными активностями всю область начального образования и тем самым перевести обучение детей на новый качественный уровень активной познавательной деятельности, но это требует внедрения в начальной школе таких образовательных методик и программ обучения по информатике, которые имеют гибкие возможности адаптации к конкретному педагогическому процессу и детскому коллективу в неразрывном единстве всех предметов.