Исследовательская работа Мир чувашского национального костюма
Районная научно – практическая конференция проектных и исследовательских работ
«Первые шаги в науке»
Мир чувашских национальных костюмов
Автор: Пыркова Ангелина Дмитриевна,
МАОУ «Бигилинская СОШ»
Першинская ООШ
Заводоуковского городского округа
Тюменской области,
5 класс
Руководитель: Осинцева Татьяна Сергеевна,
Учитель филиала
МАОУ «Бигилинская СОШ»
Першинская ООШ
Заводоуковского городского округа
Тюменской области
Россия, село Першино2016 г. 1
Мир чувашских национальных костюмов
Першинской основной общеобразовательной школы
Пыркова Ангелина Дмитриевна
Россия. Тюменская область. Заводоуковский городской округ.
Филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Бигилинская средняя общеобразовательная школа»
Першинская основная общеобразовательная школа,
5 класс
Аннотация
« Я уже сорок лет в модельном искусстве,
постоянно работаю с народным костюмом и не перестаю восхищаться его красотой.
Поразительно, как ваш чувашский костюм тесно связан с природой, органично сочетается с ней и живет в ней. Обращаясь к богатейшему наследию предков и живой природе, мы ищем у них поддержки».
Вячеслав Зайцев.
Цель исследования: изучить искусство чувашского народа, его мудрость, характер, уклад жизни, многовековую историю посредством глубокого исследования чувашского национального костюма, прослеживая историю его развития от древности до современности.
Задачи:
Проследить связь старинного чувашского национального костюма с современным чувашским национальным костюмом;
Проанализировать смысловое содержание элементов чувашского костюма, как части национального искусства;
Сравнить с помощью описания старинный чувашский национальный костюм и современный чувашский национальный костюм.
Объект исследования: самобытность национальной культуры и традиции чувашского костюма.
Предмет исследования: старинный и современный чувашский национальный костюм.
Основой методики исследований стали: описание старинного и современного чувашского костюма, сопоставление их в части сохранения национальных традиций в чувашских костюмах, анализ смыслового содержания элементов чувашского костюма.
2
Актуальность своей работы мы видим в том, что народный костюм – это неотъемлемая часть национальной культуры, а разговор о нем актуален до тех пор, пока в людях осталась тяга к красоте.
Выводы по исследованию:
Костюм чувашей имел и имеет обрядовое значение;
Чувашский национальный костюм имеет художественную ценность;
Орнаментация костюма связана с земледельческим укладом жизни;
Со временем изменился состав чувашского национального костюма, силуэт, цветовой строй, утратилось высокое мастерство счетной вышивки чувашей;
Чувашский костюм – произведение искусства.
3
Мир чувашских национальных костюмов
Першинской основной общеобразовательной школы
Пыркова Ангелина Дмитриевна
Россия. Тюменская область. Заводоуковский городской округ.
Филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Бигилинская средняя общеобразовательная школа»
Першинская средняя общеобразовательная школа,
5 класс
Научная статья
Составная часть культуры чувашского народа – одежда и украшения – выступают в своем развитии как памятники, созданные человеческим трудом в течение тысячелетий. В них находят отражение социальные, экономические и природные условия, художественные вкусы, понятие о нравственном идеале, миропонимание народа в различные исторические эпохи. В костюме запечатлены связь времен, взаимоотношения племен и народов.
Издавна возникло деление одежды на верхнюю и нижнюю (нательную). По форме она (особенно женская рубаха) подразделяется в соответствии с этнографическими группами – тури (верховые чуваши), анат енчи(средненизовые) и анатри (низовые чуваши). Хотя по набору предметов одеяния одежда всех групп однородна, имеется много локальных особенностей в покрое, орнаментации, композиции и приемах изготовления, цветовом сочетании и способах ношения.
Материалом для одежды чувашей служили холст, домотканое сукно, покупные ткани, войлок, кожа. Материал для одежды в основном изготовлялся в домашнем хозяйстве. Из конопли и льна ткали холст. Праздничную одежду шили из тонкого холста, а из холста среднего качества – рабочую рубаху, шаровары.
В 19 веке у низовых чувашей распространяется крашенина – окрашенная в один цвет готовая ткань и пестрядь – холст, сотканный из заранее окрашенных ниток с узором в клетку, полоску и т.д. У верховых и средненизовых чувашей нательная одежда (рубаха и штаны) шилась, как и в далеком прошлом у всех чувашей, из белого холста. В конце 19 – начале 20 веков для пошива рабочих рубах и шуборов верховые чуваши использовали
4
самодельную ткань белого цвета из покупных хлопчатобумажных ниток. Ткани фабричного производства покупали для отделки традиционной одежды.
Традиционная одежда различалась также по полу, возрасту, сезону.
На тело непосредственно надевали рубаху. Наиболее распространённым и, безусловно, старинным типом покроя рубахи является так называемый туникообразный покрой, когда спина и перед состоят из одного полотнища, перегнутого поперек в плечах. Основные конструктивные элементы традиционной рубашки: переднее и заднее полотнища, боковые клинья, вырез для шеи – ворот, рукава, ластовица – клин, вшиваемый в пройму и рукав под мышкой, подол. Варианты полкроя рубашки: рубашка с цельным или отрезным остовом, разная форма воротника (без воротника, со стоячим воротником, с отложным воротником), наличие кокетки и т.д.
Простые рабочие рубашки ничем не украшались, праздничные украшались вышивкой вокруг грудного разреза, на концах рукавов, подоле. Рубашки шили из белого холста различного качества, в зависимости от характера использования, а также состояния семьи. Белые рубашки были освящены традицией и считались обязательными у всех групп чувашей во время языческих молений. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали.
Женские рубахи по фасону также принадлежали к древнему виду – туникообразному покрою. До середины 19 века они изготовлялись из белого холста. В покрое рубашек разных этнографических групп существовали различия. Так, нагрудная часть рубашек анатри и анат енчи часто дополнялась прямоугольной вставкой. Разными были узоры, их цветовое сочетание и техника выполнения. Длина рубахи у всех групп доходила до щиколоток, рукава к кисти суживались, разрез делался посредине груди, края его вышивались особым швом. Вышивка рубашек низовых и средненизовых чувашей плотная, верховых – ювелирная. Первые свои рубахи украшали медальонообразными или ромбовидными узорами, у вторых – вышитыми лентообразными съемными наплечниками шириной в 2 см и длиной около 40 см.
В древности узоры – круг, ромб, розетка – имели символическое значение солнца. Рукава, подол и наспинная часть состояли из фигур, где вышивка находила гармоничное сочетание с нашивками из домотканой бордово – красной тесьмы. В комплексе старинного костюма рубаха выступает как главный элемент. Ей подчинялись все наряды по композиции и цветовому колориту узоров. Платье носили с фартуком или передником. Он отличался яркостью, обилием украшений (вышивка, нашивки, кружева). Праздничный наряд женщины надевали с вышитым или узорно тканым поясом. Верховые чувашки одновременно повязывали три пояса: на платье, поверх напуска платья и затем поверх
5
фартука. Концы поясов завязывались на боку и спускались вниз помпонами. В группах анатри и анат енчи носили один пояс с украшенными концами.
Нас заинтересовал женский костюм. Для исследования старинного чувашского костюма мы выбрали два платья из Першинского краеведческого музея и одно платье моей бабушки, Пырковой Розы Александровны, 1951 года рождения, уроженки Вурнарского района деревни Анаткас - Абызово. Она приехала в деревню Сединкино Заводоуковского района в 80 – ых годах 20 столетия и осталась здесь навсегда, сейчас моей бабушки нет в живых. Всю свою жизнь она проработала на ферме дояркой.
Первый костюм, подаренный музею Васильевой Лидией Васильевной интересен ручной вышивкой, кружевами и аппликацией. Все эти украшения находятся на подоле платья и рукавах ( Приложение I).
Второй костюм принадлежит Пичулевой Людмиле Александровне. Он заинтересовал нас своим покроем. В нем мы нашли сохранение традиций формы платья. Прослеживается силуэт туники, рукава заужены к кисти руки, клинья вставлены под мышками. Платье оформлено аппликацией и машинной вышивкой. Вышивка имеет символическое значение ( огонь, солнце, вода, благополучие) (Приложение II).
Платье моей бабушки сшито на машинке из льняной ткани. Вышивка присутствует на подоле, рукавах и вороте. Бабушка сделала вышивку своими руками. Узор цветочный.
Все платья украшались фартуками или передниками. Фартук моей бабушки сделан из атласной ткани и украшен поясом из ленточек трех цветов: розового, белого, голубого.
Два современных костюма также были исследованы нами. Один костюм принадлежит Степановой Антонине Борисовне, а второй – Першинскому Дому культуры, костюм изготовлен в г. Чебоксары. В современных костюмах нет туникообразной формы, но сохраняется вышивка на груди, вороте, на поясе, рукавах и подоле (Приложения III и IV)
Разнообразием и изяществом отличались женские головные уборы и украшения. В обычные дни девушки и незамужние женщины носили льняные и посконные платки. Замужние носили сурбан – род длинного полотенцас вышитыми и обшитыми тесьмой концами. Праздничными головными уборами были: у девушек – тухья – шлемовидная шапочка, покрытая бисером и мелкими монетами, у женщин – хушпу – шапка в виде усеченного конуса, обшитая бисером и монетами или заменявшими их оловянными кружочками – тухланками. Сзади к хушпу пришивали длинный хвост, который украшали бисером монетами, тесьмой и т.п. В числе других женских украшений следует назвать также ожерелье, шейное украшение из монет, нагрудное украшение, перевязь, которую носили через плечо, наспинное украшение, подвески к поясом, нагрудные украшения и
6
сурбанные подвесы. Все эти уборы украшались вышивками, бисером, серебряными монетами, раковинами – ужовками, тесьмой, кумачом и т.д.
Образцы головных уборов также исследованы нами. Тухья принадлежит Гилевой Алевтине Семеновне (Приложение V) , хушпу - Пичулевой Людмиле Александровне (Приложение VI).
Основной обувью у мужчин и женщин были лапти. Каждый народ создал свой тип плетеной обуви. Мужские лапти чуваши плели из из семи лычек с небольшой головкой и низкими бортами. Женские лапти плелись весьма тщательно – из более узких полосок лыка и большого их числа (из 9, 12 лычек). У верховых чувашек рядом с головкой пропускали тоненькую веревочку – по ней женские лапти легко отличить от мужских. Верховые чуваши носили лапти с черными толсто намотанными онучами, поэтому оборы делали до 2 м длиной. Низовые чуваши лапти носили с суконными чулками. Обертывание онучей и плетение их оборами требовало времени и умения. Женщины юго – восточных районов носили также суконные гетры. Валенки в прошлом носили состоятельные крестьяне.
Интересный экспонат нашего музея – чувашские лапти, подаренные Васильевой Лидией Васильевной. Мы сделали вывод, что они женские, так как сплетены из 12 лычек, носок у них узкий, сами они неглубокие (Приложение VII).
Чувашский костюм моей бабушки украшен специальными нагрудными многослойными украшениями, которые называются щуха (щука), они действительно напоминают чешую рыбы.
Народный костюм – это яркий феномен чувашской национальной культуры. Он символизирует грандиозный путь древней культурной традиции и отражает художественно – эстетические вкусы чувашского народа. Народный костюм вызывает в каждом человеке волнующие чувства красоты и прикосновения к вечности. Образ девушки в орнаментированной рубашке и нарядном головном уборе тухья прочно вошел в сознание как символ Чувашии.
Используемая литература:
1.Маслова И.Н. /Взаимодействие русской и чувашской культур. – Издательство Тюменского государственного университета. - 2006. – 92 с.
2.Николаева К.И./Чувашский язык. Начальный курс: учебник для русскоязычных учащихся и студентов. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во,2004. – 159 с.
7
3.Демина Л.В., Логинов В.Н., Маслова И.Н. и др./Бичуринские чтения: история, культура и религия чувашей: материалы IXрегиональной научно-практической конференции. – Тюмень: РИЦ ТГИК. – 2015. – 184 с.
4. Минеева В.А./Чувашское узорное ткачество: Книга – альбом. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство. – 2008. – 182 с.
5.Иванов В.П., Николаев В.В., Дмитриев В.Д./ Чуваши. Этническая история и традиционная культура. – Москва. Издательство ДИК. – 2000. – 94 с.
8
Приложение I
9
Приложение II
10
Приложение III
Приложение IV
Костюм принадлежит Степановой А.Б.
11
Приложение V
Приложение VI
12
Приложение VII