Презентация для уроков технологии 8 класса Путешествие в мир вышивки


Путешествие в мир вышивки Для уроков технологии в 8 классах. История возникновения вышивки уходит далеко в глубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос. Индейцы вышивали иглами дикобраза и черенками птичьих перьев. История возникновения вышивки Миф об Арахне О занятиях вышивкой в Древней Греции мы знаем по древнегреческому эпосу. Их легенда об Арахне рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини Афины ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою преподавательницу и, вызвав ее на состязание, победила в большой вышивке, изображающей похождения богов. Афина, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была богинею превращена в паука. Веласкес.«Состязание Афины с Арахной» Украшение вышиванием, не требующее никаких сложных приспособлений для своего выполнения, применялось уже в глубокой древности. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, были созданы в Древнем Китае в VI - V вв. до н.э. Это работы, выполненные на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой в Китае украшали не только одежду, но и ковры, декоративные панно. Часто использовались мотивы с изображением природы: деревьев и птиц. Вышивка Древнего Востока В период раннего Возрождения верховное духовенство в Риме и род Медичи во Флоренции сосредоточили при своих дворах лучших мастеров искусства,в том числе и прикладного. Техника вышивки достигает совершенства,количество оттенков увеличивается,характер узора приближается к живописи. Расцвет вышивки в эпоху Возрождения В эпоху Возрождения, когда при великолепии двора Лоренцо Медичи дан был сильный толчок развитию всех искусств и художеств,вышивка наравне с другими достигла высокой степени совершенства;лучшие художники делали рисунки для вышивки и сам Рафаэль интересовался этим искусством. Многие знаменитые женщины во Франции были искусными вышивальщицами: Екатерина Медичи и Мария Стюарт проводили свой досуг в рукодельных занятиях. вышивкаМарии Стюарт Фаворитка Людовика XIV- госпожа де Ментенон. Любимым ее занятием было вышивание. Более того, она так любила вышивать, что даже во время прогулки в карете ее видели с работой в руках. Она же ввела преподавание этого искусства в женской школе, ею основанной. Даже Мария-Антуанетта - французская королева, жена (с 1770 года) Людовика XVI также много вышивала, особенно по канве мелким швом. Для выполнения ручной вышивки нужны очень несложные инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, сантиметр, заострённая палочка, пяльцы. Все приспособления хранились в шкатулках, очень красивых швейных несессерах или висели у женщин на поясе-chatelaine( швейный шателен - цепочка на пояс для ключей, брелков и разных мелочей). Постепенно домашнее рукоделие перешло в ремесло. Вышитые изделия продавались на ярмарках, создавались мастерские, где вышитое изделие можно было заказать. Так вышивка разделилась на «народное искусство» и прикладное, которое было связано с дворянским обиходом. Рисунки выдумывали сами, например по узорам на окнах зимой, составляли из стилизованных изображений цветов, растений, фигур животных и человека. Рисунку придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми «оберегами», которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезней и бед. Рисунок для вышивок крестиком просто изображался контуром на фоне мелкой сетки, которую раскрашивали от руки, а позже стали продавать рисунки с уже расчерченными по квадратикам узорами с обозначением цветов. Они тщательно хранились и передавались от матери к дочери, нередко перерисовывались рукодельницами. О рисунках и схемах к вышивкам В XV веке в моду входят вышитые одежды - как мужские, так и женские. Вышивка становится делом уже не домашним, а общественным. Возникают первые мастерские, берущие заказы. Появляются и первые печатные образцы узоров. В XVI веке появляются и первые руководства по самостоятельному нанесению рисунка на канву - с этого времени рукодельница могла перенести в вышивку любой понравившийся ей рисунок. Вышивкой занимались женщины всех слоев населения. В гостиных мещанских и светских домов можно было увидеть пяльцы с начатой работой. Во всех институтах, пансионатах и сиротских заведениях девочек обучали навыкам шитья, так как рукоделие было одним из обязательных предметов. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С XVIII века оно становится одним из основных занятий девушек – крестьянок. Девочка c 7-8-летнего возраста начинала вышивать себе приданое и к 15-16-ти годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почетных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий, а по их числу и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты. В деревнях украшали свой быт, одежду различными видами вышивки. Особенно нарядными были женские праздничные одежды. Они щедро украшались золотом, серебром, жемчугом, цветными каменьями, бисером, стеклами и зеркальцами. Вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы, обувь. Крестьянский дом украшали вышитыми скатертями, кровать застилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор. В праздничные дни развешивали вдоль стен, на окна и божницы полотенца - «убрусы». По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения.Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева. В форме ромба, круга, розетки изображалось в вышивке солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица - символизировала приход весны. В старину на Руси все женщины владели искусством вышивки. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства.С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простуюткань в произведение искусства. Русская гладь Владимирский верхошов Художественная гладь Цветная перевить Вышивка гладью Вышивка гладью с давних времён была в числе самых любимых видов женского рукоделия. Существует огромное количество гладьевых техник. Вышивка крестом Благодаря простоте выполнения крестик получил наибольшее распространение в вышивках всех народов. . Крестик можно вышивать любыми нитками - от шелковых до шерстяных. Мережкой принято называть разновидность рукоделия, для выполнения которого из ткани выдёргивают нитки: в результате получаются ажурные строчки, похожие на кружевные. Эти ажурные швы могут быть основной частью узора или ограничивающей линией. Орнаменты, дополненные мережками, отличаются тонкостью и изяществом. Мережки Вышивка ришелье — это изящная ажурная вышивка, требующая навыков, терпения, внимания и аккуратности. В Европу образцы кружева, в том числе и ажурной вышивки, попали впервые из стран Востока и в соответствии с веяниями моды, влиянием вкусов и традиций, развитием науки и всех видов искусства претерпели трансформацию. Расцвет Европейской ажурной вышивки приходится на XIV-XV столетие, когда вся Италия, затем Франция, а за ней и другие страны Центральной Европы были захвачены модой на кружевную ажурную вышивку. Вышивка ришелье Легенды о «Ришелье» Существует много легенд вокруг названия "ришелье", и все они связаны с именем кардинала Ришелье — известного французского государственного деятеля. Одна из легенд гласит, что в то время кружева в Европе были одним из самых ходовых товаров. Однако господствующее положение в Европе занимала Италия. Кардинал Ришелье решил, что Франция должна быть совершенно независимой, и ввел большие пошлины на все ввозимые в страну товары, в том числе и на все кружева, выписал лучших итальянских кружевниц, создал им благоприятные условия для работы и жизни. Они обучили искусству вышивки француженок, и очень скоро Франция стала лидером в области изготовления кружев. По другой легенде кружева были любимыми украшениями одежды кардинала. Он носил воротники, манжеты, перчатки и ботфорты, украшенные ажурной вышивкой. Существует и такая легенда, что сам кардинал любил на досуге вышивать в технике "ришелье" и достаточно в этой области преуспел. В настоящее время все виды ажурной вышивки по свободному контуру с перемычками называются "ришелье" и подразделяются на ришелье с бридами и безбридное. В декоративных вышивках золотом и шелком применяли рельефные швы с выпуклостью, достигающей иногда 1-2 см. Во Франции в конце XVI века бархатные костюмы темных оттенков украшались вышивкой с узором из тонких ветвей с цветами и листьями, дельфинами, орнаментальными переплетениями в виде разных сеток, напоминающих чеканку по металлу. Вышивка золотом Вышивка лентами Вышивка лентами возникла во Франции в середине XVII века. Ею украшали платья и пелерины королевских особ, военную форму, камзолы и перчатки, а также одеяния священников. Дамы при дворе Наполеона II носили платья, обильно расшитые тесьмой, и эту традицию подхватили многие модные дома. Вышивка лентами требует терпения и навыка, однако большинство узоров выполняются быстро, а результаты являются поистине впечатляющими. Этот вид вышивки существует на протяжении нескольких веков и пережил несколько разных периодов. Украшали такой вышивкой и предметы домашнего обихода: постельное белье, диванные подушки, декоративные экраны и даже оборотную сторону ручных зеркал и щеток для волос . Эта техника распространилась по всей Европе, а затем достигла Америки и Канады. Вышивка шелком Вышивка шелком по шелку - жемчужина восточных искусств.Шитье тонкими шелковыми нитями, придающими атласность поверхности, поражает тонкой светотеневой игрой, создаваемой положением нитей разной длины и в разных направлениях. Жемчуг и бисер также широко использовались в светском и церковном шитье. Иноземных гостей России удивляло широкое использование жемчуга и бисера в декоративных целях, а также мастерство русских вышивальщиц. О них в конце XVI века писал шведский путешественник Петрей: "В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, а их работы вывозились в далекие страны." Вышивка бисером Что нового и интересного внес XXI-й век в русскую и мировую вышивку? Резкое ускорение темпов жизни не могло не отразиться и на этом виде творчества, поэтому вторая половина прошлого века ознаменована появлением высокоскоростных промышленных вышивальных аппаратов производства самых различных фирм. Компьютерное программирование рисунков также прочно обосновалось в промышленной вышивке. Сегодня существует богатый выбор компьютерных программ для создания вышивки. Но даже если кто-нибудь в мире сможет создать самую совершенную программу, то только художественный вкус и огромный объем ручной доработки рисунка вышивки художником сможет поднять промышленную вышивку до уровня ручной. На вопрос, а нужно ли это, можно ответить только одно: "Посмотрите на вологодское кружево, цветную тарусскую перевить, горьковский гипюр или изделие торжокских золотошвей". Художники о вышивке Василий Тропинин Женщины, занимающиеся вышиванием, вдохновляли многих художников на произведения, которыми восхищается весь мир Хьюгес Мерли Анкер Альберт Томас Кутуре Веласкес Художественная вышивка – один из наиболее распространенных видов декоративного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа, приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей. Презентацию выполнила учитель технологии МБОУ Благовещенская СОШ №1 Бурова Людмила Григорьевна