СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Обобщение опыта работы с одаренными детьми: подготовка к предметным олимпиадам




«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»







А.А. Анисимова Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 26 г. Томск





























2015
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский

Одной из приоритетных задач современной школы является создание условий, обеспечивающих выявление, поддержку и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей. Главная цель моей работы с одаренными детьми – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, дать учащимся возможность проявить собственную инициативу в организации своей познавательной деятельности [1. С. 104].
Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности [2. С. 107].
Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети.
Из многих форм работы по развитию интеллектуальной одаренности следует выделить предметные олимпиады как одну из наиболее популярных и полезных форм работы с одаренными школьниками. Олимпиада дает возможность в духе азартного соревнования блеснуть эрудицией, смекалкой при решении трудных задач.
Безусловно, первым звеном на пути к успеху является урок. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Главная задача учителя, чтобы уроки были увлекательными, интересными для детей, чтобы каждый раз заставлять их удивляться, совершать новые открытия. Вводя в обязательный программный материал занимательные вопросы, задания, упражнения, обучая и одновременно играя, можно достигнуть положительных результатов и подготовить ступеньку для следующего шага. Заинтересованному ребенку будет мало материала урока, ему захочется продвинуться дальше в процессе познания. И вот здесь важно не проглядеть, заметить интерес, поддержать его, дать старт к дальнейшему творчеству[3].
Качественная подготовка учителя к уроку способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует их самостоятельность в поисках нужной информации, дает одаренным ребятам возможность оценить свой уровень владения английским языком, применить свои знания и умения в новых ситуациях.
Перед проведением нетрадиционного занятия учитель иностранного языка всегда должен ставить перед собой и учащимися комплекс задач, в число которых входит освоить учащимися лексический и грамматический материал, совершенствовать их исследовательские навыки, развивать творческие способности обучаемых, сформировать у них навыки совместной и интеллектуальной деятельности, мотивировать учащихся на достижение успеха. Подготовка и само занятие должны проходить в условиях полного погружения школьников в иноязычную среду [4. С. 46].

Основные направления моей работы с одаренными детьми:
Использование персонального веб-ресурса «Straight A Student»;
Использование онлайн-ресурсов на уроках английского языка;
Детское Научное Общество «Forward»;
Школьная электронная газета «A Cup of Tea».
Остановлюсь на каждом из направлений.

Использование персонального веб-ресурса «Straight A Student».

Для повышения мотивации и активности учащихся я широко использую в своей работе информационно-коммуникационные технологии, дистанционные технологии. Мой персональный сайт – эффективное средство обучения и получения важной информации, способствующий развитию интерактивных технологий и пользующийся популярностью среди моих обучающихся. Именно персональный сайт стал одним из эффективных направлений моей профессиональной деятельности по созданию информационной образовательной среды. На примере собственного сайта представляю анализ возможностей по повышению качества образования, развития творческих способностей учащихся, используя данный веб-ресурс.
Изначально мой персональный сайт создавался с целью формирования ключевых компетенций, в первую очередь этот ИКТ - компетенций, также коммуникативных, повышения качества образования, развития творческих способностей учащихся. Материал, представленный на сайте, соответствует этой цели. Сайт учителя становится фрагментом работы педагога в формате новой педагогической парадигмы, в которой обучающийся выступает не как пассивный получатель информации, а как активный коммуникатор, который ставит образовательные задачи и умеет их решать. Следовательно, я, как педагог, в урочном, непосредственном взаимодействии, а также во внеурочной деятельности, готовлю учеников к проявлению высокой степени самостоятельности в сетевой образовательной деятельности, в принятии стратегии «обучение через жизнь» [5]. Сайт учителя открывает новые возможности для общения с учениками.
В разделе «Новости» размещается любая информация, которая может быть интересна моим ученикам, то есть свежие новости: приглашение участвовать в ближайших конкурсах, поздравления с победой, обсуждение фильмов на английском языке. Этот раздел помогает моим ученикам быть постоянно в курсе всех событий.
Раздел ЕГЭ оказывает ощутимую помощь моим учащимся. Здесь учащиеся могут найти необходимую информацию о сдаче ЕГЭ по английскому языку, посетить по указанным ссылкам полезные сайты. Также данный раздел помогает моим ученикам готовиться к спецкурсу - найти необходимый материал для подготовки устной и письменной речи. Желающие могут пройти онлайн тестирование и узнать свой уровень владения языком. Использование этого раздела на спецкурсах по английскому языку помогает моим ученикам более качественно подготовиться к сдаче экзамена.
Уже на протяжении четырех лет мы с ребятами участвуем в Детском Научном Обществе, созданным на базе МАОУ СОШ №40. В этом разделе содержится информация о нашей команде, поставлены цели и задачи на учебный год. Посетителям будет интересно просмотреть фотогалерею команды «Academic Interests», отражающую тематику участий в ДНО прошлых лет.
Еще до недавнего времени мне приходилось оповещать учеников о предстоящих конкурсах посредством электронной почты, что не очень удобно и занимает много времени. При помощи раздела «Конкурсы» мои ученики всегда в курсе событий, они могут выбирать конкурсы в зависимости от уровня сложности. Хочется заметить, что при помощи данного раздела, количество учащихся, желающих принять участие в мероприятиях, значительно возросло. Важность проведения дистанционных онлайн-конкурсов, на мой взгляд, заключается не только в необходимости решения познавательных, учебных и творческих задач изучаемого предмета, но и в удобстве проведения конкурсов.
Мой сайт – это не единственный сетевой ресурс, который я использую как инструмент обучения. В мае 2011 был создан еще один сетевой ресурс, но авторами которого является уже команда моих учеников. Это школьная электронная газета на английском языке под названием «A Cup of Tea».
При разработке и сопровождении моего персонального сайта и сайта школьной электронной газеты в полной мере реализуется технология сотрудничества учитель – ученик. Я и мои ученики совместно вырабатываем цели, содержание, выполняем определенную работу, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. При тесном сотрудничестве складывается гуманистический стиль взаимоотношений учащихся и учителя, решаются учебные задачи, вырабатывается взаимное доверие, доброжелательность, взаимопомощь при затруднениях. Данная методика обучения стимулирует самостоятельность, интерес учащихся, их инициативу, творчество. Сотрудничество предполагает взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, их деловое общение и, напротив, исключает принуждение и монополию педагога на единственно верный способ решения поставленной задачи, а также пассивное восприятие учащимися готовой информации [1].




Использование онлайн-ресурсов на уроках английского языка.

Использование онлайн-ресурсов на уроке английского языка способствует эффективному повышению интереса к изучению английского языка, достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве. Информационные технологии предоставляют большой объем информации и дают возможность учителю быть креативным, идти в ногу со временем. Исследуя информацию, выбирая необходимый материал для определенной темы урока, педагог всегда может сделать процесс обучения более интенсивным и увлекательным. Уроки с использованием глобальной сети можно провести практически по любой теме. Не секрет, что первая ступень подготовки к предметным олимпиадам начинается в начальной школе. При работе над всеми видами речевой деятельности мне помогают интернет-ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Использование интернета при подготовке школьников к предметным олимпиадам на среднем и старшем этапе обучения – благодатная почва для урока английского языка. С его помощью можно превратить каждый урок в незабываемое путешествие и интересное исследование. Для учащихся старших классов интернет-ресурсы необходимы, поскольку являются важным источником информации, полезной для занятия; обеспечивают учащихся системой тестов, направленных на формирование, тренинг и репродукцию навыков речевой деятельности. [1]
Для подготовки к урокам в старших классах я использую сайт Learn English [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. На сайте представлены аутентичные аудио и видеоматериалы, тексты для чтения, игры, тесты для учащихся с разным уровнем владения языком. Материалы с сайта я использую на любых этапах урока. Например, тексты подходят для обучения навыкам поискового чтения в 9-11 классах. Различная тематика, небольшой объем текстов и достаточно простая лексика позволяют подбирать для работы в классе рассказы, соответствующие теме и целям, которые я ставлю в начале урока. После каждого текста учащиеся могут выполнить небольшое тестирование на понимание текста (ответить на вопросы, выбрать один ответ из четырех, определить, соответствует ли высказывание тексту и так далее), и сразу же проверить правильность ответов и получить независимую оценку. На этом сайте также существует виртуальное сообщество, где люди из разных стран имеют возможность общаться в режиме реального времени. [6]
Интересную дополнительную информацию по разным темам можно найти на сайте BBC ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Используя данный сайт, одаренные учащиеся создают авторские мультимедийные презентации, участвует с проектами на уроках и школьных научно-практических конференциях. Такая работа развивает умения и навыки публичного выступления, умения держаться перед аудиторией и вести дискуссию.
При отборе сайтов для использования на уроках английского языка я руководствуюсь следующими критериями: аутентичность языка; сами сайты могут быть как аутентичными, так и учебными; соответствие тематике, заданной стандартом; допустимые стили используемых текстов: публицистический, прагматический, художественный, популярно-научный, разговорный; отсутствие чрезмерно экспрессивной и ненормативной лексики; современность материала, его достоверность. Грамотное включение онлайн-уроков ресурсов в канву урока помогает эффективно решать различные дидактические и методические задачи, поставленные учителем на определенный урок. Интернет дает возможность сделать само школьное занятие увлекательным и значимым событием в жизни каждого ученика. Но никакие интернет-ресурсы не заменят живого общения. Необходимо сочетать разные виды деятельности и технологии в обучении.

3. Детское Научное Общество «Forward»

Внеклассная работа по английскому языку является одним из эффективных средств решения многих задач, стоящих перед учителем: повышение мотивации изучения иностранного языка, активизация учебных умений и навыков, расширение базового уровня знаний учащихся о культуре англоязычных стран. Общение вне урока, во время подготовки какого-либо мероприятия предполагает более близкое общение с учениками, являясь тем самым важным воспитательным моментом. Одаренные дети с удовольствием принимают участие во внеклассной работе, проявляя свою активность, любознательность, непосредственность. А мне, как учителю, внеурочное общение позволяет лучше понять и раскрыть личность каждого ребёнка, его таланты.
Уже несколько лет мы с ребятами 9 – 11 классов участвуем в Детском Научном Обществе (ДНО), созданным на базе МАОУ СОШ №43. Авторами-разработчиками и руководителями ДНО являются: Т.Ю. Коновалова, Председатель НП «Ассоциация учителей английского языка», учитель английского языка высшей категории, руководитель ШМО ИЯ МАОУ СОШ №40; Л.В. Ширенкова, член Правления НП «Ассоциация учителей английского языка», учитель английского языка высшей категории МАОУ СОШ №40. Цель ДНО «Forward» – развитие интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей через организацию их внеучебной деятельности. Руководители и тьюторы ДНО решают ряд важных задач, таких как: воспитание всесторонне развитой личности; формирование и развитие толерантного отношения к окружающим людям и к другим культурам, умения работать в команде; социализация и формирование чувства успешности; развитие иноязычных коммуникативных компетенций; формирование навыка публичных выступлений; формирование и развитие IT компетенций; расширение и углубление знаний в различных научных областях; развитие навыка проектной деятельности. Педагоги вместе с участниками ДНО используют разные формы работ: изучение научно-образовательных потребностей обучающихся; организация научно-исследовательской проектной деятельности; активное включение членов ДНО в процесс самообразования и саморазвития; совершенствование умений и навыков самостоятельной работы обучающихся; создание воспитательного пространства, способствующее формированию нравственности и духовности в тематике ДНО. Основные направления научно – исследовательской деятельности в рамках общества: культурологическое; историко-гуманитарное; краеведческое; эколого-валеологическое; социальное.
В рамках этих направлений предполагается: включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами; обучение учащихся работе с разнообразными источниками информации, формирование культуры научного исследования; организация сотрудничества с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении научно-исследовательской работы; проведение индивидуальных консультаций в ходе научных исследований учащихся; рецензирование научных работ учащихся в ходе подготовки их к участию в мероприятиях ДНО. Основной формой работы ДНО является проектная деятельность. В зависимости от тем проектов, мероприятия могут иметь разные формы проведения: кругосветки, клубы, конференции, интеллектуальные игры.
В 2013 году руководителями ДНО был создан веб-сайт, где расположена вся информация о Детском Научном Обществе. Тьюторы вместе с командами участниками создали свои персональные страницы внутри сайта ДНО. Страница нашей команды находится по адресу: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Наша страница знакомит посетителей с командой ребят, их девизом, планами на будущее. В разделе «фотогалерея и награды» представлен отчет за все годы участия: названия мероприятий, занятые призовые места, тип дипломов, фотографии с мест событий.
Участие моих учеников в ДНО «Forward» – это их самостоятельная творческая работа, выполненная под моим руководством. В процессе работы мои ученики проживают конкретные ситуации, постигают реальные процессы.

Школьная электронная газета-сайт «A Cup of Tea»

Электронная газета «A Cup of Tea» была создана в мае 2012 года и сразу вошла в нашу школьную жизнь. Уже в мае и был создан первый выпуск газеты по адресу http://acot.ucoz.ru/. Цель создания газеты: повышение мотиваций изучения иностранного языка в школе, вовлечение учащихся в творческую деятельность, развитие у ребят информационно-коммуникационных компетенций. Обучение английскому языку с использованием компьютерной среды, проектной методики оказывает положительное воздействие на мотивации, развитие творческих умений, умений получать и перерабатывать информацию. В процессе работы ликвидируется разрыв между языком, который ученик изучает и языком, который он использует. Ученик может самостоятельно использовать, углублять свои знания языка на практике с помощью Интернет-ресурсов.
Идея создания электронной газеты помогла мне повысить интерес обучающихся к изучению английского языка. Сотрудничая друг с другом, учащиеся приобретают опыт творческой деятельности. Использование ИКТ является эффективным способом изучения английского языка сегодня.
Данный проект помог решить мне проблему практического применения знаний английского языка и ИКТ технологий в рамках школы, повысил познавательный интерес, помог формированию метапредметных компетенций. Учащиеся 9 - 11 классов, работая над новыми выпусками газеты «A Cup of Tea», каждый раз привлекают все новых и новых участников. Проект из краткосрочного стал долгосрочным, интересным и познавательным. Появилась творческая команда. В работе над газетой работают журналисты, корреспонденты, редакторы, операторы, дизайнеры, фотографы, программисты – ребята находят для себя работу в проекте по интересам. Газета появилась на школьном сайте, я и мои коллеги, учителя английского языка, используем её материалы на уроках. Школьная газета, действительно, играет большую роль в жизни издающих ее подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач. Работа в газете для учеников – это огромный стимул для саморазвития и самоорганизации. Дети получают знания, умения, навыки профессии журналиста, развивают свои творческие и коммуникативные способности. Школьная газета – это своеобразная школьная летопись, в основе которой круг интересов ребят, их забот и поисков, их общие радости, сомнения и открытия. Здесь решаются такие вопросы, как: развитие культуры речи, творческого воображения, чувства времени и ответственности, выработка  владения новыми технологиями, опыт работы с различными источниками информации.
Но разработка и сопровождение сайта школьной газеты – дело непростое. Оно по силам ребятам, которые всерьез увлекаются информационными технологиями. Ребята развивают свои исследовательские навыки, применяют на практике знания в области ИКТ, расширяют общий кругозор. Ребята стараются сделать наш сайт информативным, интерактивным, привлекательным с точки зрения содержания и дизайна. [1] Со временем, ребята оканчивают школу, и сайт «A Cup of Tea» ждет новую команду ребят, с их новыми идеями.








Литература
Научно – практический журнал Одаренный ребенок, №1 2014. – с. 104, 110, 106
Научно – практический журнал Одаренный ребенок, №3 2014. – с. 107
Пушина Н.Н. Урок иностранного языка как благоприятная межкультурная среда для развития одаренных детей. Статья/ Н.Н. Пушина. – Ижевск, 2011
Научно – практический журнал Одаренный ребенок, №5 2014. – с. 46
Разина Н.А. Акмеологический подход к развитию профессионализма современного педагога в инновационной образовательной среде средней школы // Электронный ресурс.
Использование интернет-ресурсов при обучении английскому языку / Г.А. Корзан // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Использование проектной деятельности на уроках английского языка: методические рекомендации / Т.П. Аникина. – МОУ Ирбинская СОШ №6





Заголовок 115