Современные образовательные технологии на уроках математики
Кривчикова Э.В., заместитель директора по УВР, учитель математики МБОУ СОШ №7 г. Белгорода
Современные образовательные технологии на уроках математики
(из опыта работы)
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний.
На уроках математики обучающиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление обучающихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности обучающихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно. Как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо обучающийся. Учитель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает меня к поиску адекватных им педагогических технологий и использование их в своей практике. Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать обучающихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.
Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – обучающийся. Это дает возможность каждому обучающемуся обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.
В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:
Личностно-ориентированная технология обучения
Помогает мне в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.
Технология уровневой дифференциации
Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения обучающихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с обучающимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» обучающиеся не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. У меня как у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.
Использование на уроках математики уровневой дифференциации:
Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому обучающемуся использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня.
Свою работу по данной технологии я начинаю с мониторинга уровня обучаемости и обученности обучающихся, владение ими общеучебными навыками. Это помогает правильно организовать работу обучающихся на уроках, помочь им правильно выбрать уровень обучения.
Далее идет выделение учебного материала, отвечающего обязательному уровню усвоения по теме.
После прохождения каждой темы с обучающимися проводится тренировочный зачет по данной теме. Он включает в себя задания, которые в обязательной его части проверяют, на сколько хорошо усвоен ребятами обязательный уровень требований. Дополнительная часть теста проверяет усвоение обучающимися более высоких требований к знаниям и умениям по теме. Такие задания оцениваются в два и более баллов. Каждый ученик выбирает уровень работы индивидуально. Обучающиеся могут начинать решение заданий с любого уровня, но я как учитель в начале работы объясняю, что если они не до конца поняли тему, если у них возникают трудности при выполнении, лучше начать с первого уровня, а лишь затем перейти ко второму и третьему. Если решение заданий первого уровня они могут объяснить сразу, после прочтения, можно приступать к задачам второго уровня. И лишь, если задания второго уровня обучающийся может проанализировать и предсказать ход решения, он может приступить сразу к третьему уровню. Кроме того, если данный вид заданий разбирается впервые самостоятельно обучающимися, отметка за работу на уроке может не выставляться в журнал, если ребенка она не удовлетворяет. Я настраиваю детей на то, что они должны научиться на данном уроке решать задачи по теме, а не списывать.
Задания же следующего уровня они могут решить на других уроках или дома.
Что это дает детям? Слабые обучающиеся начинают решать задания и анализировать учебный материал. Сильные имеют больше времени и возможностей для углубления своих знаний.
Поэтому, при организации работы обучающихся с использованием технологии уровневой дифференциации обучения, можно научить ребят добывать знания, что осуществляется при сотрудничестве обучающихся и учителя, а не получать их в готовом виде.
Проблемное обучение
Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности обучающихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять обучающихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.
Исследовательские методы в обучении
Дают возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого обучающегося.
Игровые технологии
Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у обучающихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Так же мною разработаны викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора обучающихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Тестовые технологии
Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений обучающихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного обучающегося.
Выявление уровня учебных достижений осуществляется тестированием, при проведении которых все обучающиеся находятся в одинаковых условиях. Практическое использование современных педагогических тестов дает обучающимся возможность объективно оценить уровень своих знаний и определить свое место (рейтинг) среди других обучающихся, проконтролировать уровень усвоения того или иного раздела школьной программы, самостоятельно потренироваться в выполнении заданий различного уровня усвоения и сложности, систематизировать знания по математике.
Основная цель тестирования получение достоверной и объективной информации об уровне подготовленности школьников.
В своей практике тесты использую на различных этапах урока, при проведении уроков разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения.
В своей работе использую следующие виды тестов: 1) тесты предполагающие заполнение пропусков таким образом, чтобы получилось верное (истинное) высказывание.
2) Во втором виде тестов обучающиеся должны дать ответ «истинно» или «ложно» («верно» или «неверно») на каждое из предложенных высказываний. Обучающиеся при ответе на данный вид тестов должны проявить умения рассуждать, делать соответствующие выводы, показать умения верно сформулировать предложение и показать отличие от неверного. Этот вид тестов хотя и ограничивается односложными ответами, однако отражает знания фактического материала, без которого нет дальнейшего продвижения в изучении курса математики. Формулировки предложений обучающиеся могут либо знать, либо не знать, а заполнение в них пропусков показывает полноту и точность этих знаний.
3) В третьем виде тестов предлагается на выбор несколько ответов, среди которых есть верный ответ, неверный и ответ, предлагающий отказ от выполнения задания. Успешное выполнение Т-3 свидетельствует о наличии у обучающихся связей между знаниями в пределах не только одной темы, а всего курса. К тому же простота формулировок заданий предоставляет учителю возможность обнаружить ход рассуждений и степень глубины знаний обучающихся, сделать более объективную оценку уровня обученности и усвоения школьниками проверяемого материала. Кроме вышеперечисленных в свою работу включаю такие виды тестов как: установочный тест – направлен на оценку уровня знаний в начале обучения; диагностические тесты – направленные на определение трудностей обучения.
Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. На мой взгляд, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовая технология помогает при контроле знаний обучающихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения обучающихся с учетом их уровня познавательных способностей.
Зачетная система
Данная система помогает обучающимся подготовиться к обучению в образовательных учреждениях СПО и ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке обучающихся.
Групповая технология
Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. В принципе, в корне меняется деятельность обучающихся и деятельность преподавателя. На коллективных занятиях каждый обучающийся становится учителем. Каждый обучающийся вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи.
Одной из форм коллективной деятельности обучающихся на уроках является групповая работа. Принцип работы в группе состоит в передаче обучающимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы обучающихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Эта форма предполагает работу обучающихся над едиными заданиями. Темп работы зависит от состава группы. Процессом взаимного обучения управляет учитель, он контролирует работу групп, вносит свои коррективы. В своей работе использую группы постоянного и временного состава. При отборе школьников в группу постоянного состава учитываю их психологическую совместимость, желания, потенциальные возможности для их успешной совместной деятельности, санитарно-гигиенические и медицинские условия. В каждой группе назначается консультант, ими становятся обучающиеся, хорошо усваивающие материал по предмету, отличающиеся собранностью и требовательностью к себе. С их помощью получаю информацию об усвоении каждым обучающимся изучаемого материала.
Часто применяю работу по парным карточкам. Одни и те же задания выполняют сразу два обучающихся: сильный за 1-ой партой, слабый - у доски. Сильный обучающийся, выполняя задания за партой, следит за работой более слабого одноклассника; слабый может обращаться за помощью к товарищу столько раз, сколько ему необходимо для полного понимания. Это дает возможность слабоуспевающему обучающемуся получить консультацию, что способствует ликвидации пробелов в знаниях.
Использование групповых форм при обучении математике на различных этапах урока:
1) на этапе формирования знаний: с обучающимися проводится сначала фронтальный разбор учебного материала, а затем повторный разбор изучаемого материала в группах. Для этого на доске заранее написаны вопросы, которые разбираются в группах. При такой организации обучения каждый обучающийся чаще чем при фронтальной, выражает свои мысли вслух. Он подвергается пооперационному взаимному контролю, что особенно важно, так как способствует полному осмыслению, глубокому усвоению знаний, сознательному оперированию ими. Затем учитель с помощью фронтального опроса подводит итог, чётко формулируя основные выводы по рассматриваемой проблеме;
2) при формировании умений и навыков. После фронтального закрепления учебного материала учитель предлагает обучающимся совместно выполнить упражнения, решить примеры, задачи. В процессе выполнения работы они совещаются друг с другом, осуществляется оптимальный выбор способов решения;
3) при закреплении и совершенствовании знаний. После объяснения материала предлагается обучающимся несколько примеров решить совместно. В ходе решения выясняем все непонятные вопросы. После такой работы даю ученикам задание для самостоятельного выполнения, которое помогает им воспроизводить усвоенные знания. Разбирая вопрос, обучающиеся слушают соображения каждого. В первую очередь высказываются обучающиеся с низки учебными возможностями. Разворачивается процесс обсуждения, в ходе которого закрепляется изученный материал;
4) при повторении ранее изученного материала. Работа обучающихся в группах на этом этапе обучения способствует повышению их активности. Повторение превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех обучающихся;
5) при проведении зачётов. Ответственные консультанты (командиры групп) помогают мне в их проведении. При проведении зачёта с помощью консультантов разбиваю класс на несколько групп, по 5-6 обучающихся в каждой. Опрос в каждой группе ведётся консультантом под моим руководством, при этом работа каждого обучающегося оценивается по трём параметрам: а) состояние рабочей тетради; б) знание вопросов теории; в) умение решать задачи. Итоговую оценку ставлю сама, но обсуждаю её с консультантом. Опрос консультантов ведётся на уроках до проведения зачёта, тем самым обучающимся показываются образцы лучших ответов (в старших классах).
Преимущества групповой формы учебной работы особенно ярко выступают при активизации слабых обучающихся, которые получают больше возможностей, чем при фронтальной форме работы, для продуктивного обсуждения рассматриваемых проблем. Практика показывает, что обучающиеся с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая работа снимает внутреннее напряжение школьников, скованность, дискомфорт. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа.
Информационно-коммуникационные технологии
На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики. Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся. Замечено, что обучающиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные обучающиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля.
Здоровьесберегающие технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности обучающихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование обучающихся); оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ).
Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке обучающимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять обучающимися, развивать их познавательную активность.
15