Интерактивные формы в коррекционной работе учителя – дефектолога.
Интерактивные формы в коррекционной работе
учителя –дефектолога .
Здоровьесберегающие технологии.
Современные условия жизни ставят перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.
Дети уже дошкольного возраста испытывают значительные умственные перегрузки, вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физические упражнения. Поэтому очень важно, чтобы дети как можно больше находились в движении.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Ещё Сухомлинский сказал: «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
Организуя работу по коррекции речи, помимо коррекционно – педагогических задач я ставлю перед собой оздоровительные задачи:
сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Созданная мною система логопедической оздоровительной работы предполагает использование на каждом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий.
Использование в логопедической работе нетрадиционных методов оздоровления.
Во время диагностики дети показывают ряд неврологических особенностей. Они неуклюжи, нескоординированы, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушаются ритм, темп, плавность, появляются синкенезии.
Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включаются в движения пальчики, появляются гиперкинезы (насильственные движения) кистей рук.
На мой взгляд решить эти проблемы помогает комплекс игр и упражнений «Биоэнергопластика».
Биоэнергопластика - это содружественные движения руки и языка. Они выполняются одновременно, ритмично с целью активизации органов артикуляции, для достижения лучших результатов по постановке звуков, оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику, улучшают внимание, память, мышление, речь. Биоэнергопластика – фундамент развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики.
Систематизированный комплекс «Биоэнергопластика» разработан на основании методики А.Я. Ястребовой, О.Н. Лазаренко «Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи» в соответствии с лексическими темами.
Основная идея методики заключается в гармоничном соединении современных инновационных технологий с традиционными средствами развития ребёнка.
Весь комплекс игр и упражнений «Биоэнергопластика» направлен на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, мелкой моторики пальцев и рук (массаж ладоней, кистей рук), общей моторики, развитие чувства ритма, координации движений с использованием нетрадиционных атрибутов: крышечек, губок, карандашей, эспандеров.
Для достижения оптимальных результатов при коррекции звукопроизношения и речи в целом, работа с детьми построена поэтапно, каждый из этапов выполняет индивидуальные задачи:
первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;
стимулирует интеллектуальную деятельность;
развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;
развивает артикуляционный аппарат;
формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.
Этапы внедрения системы игр и упражнений по биоэнергопластике.
На первом этапе знакомлю ребёнка со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняю сидя перед зеркалом, используя «Сказку о Веселом Язычке», короткие стихотворные строки на каждое артикуляционное упражнение.
Данный процесс сопровождается движениями ведущей руки педагога. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям. Некоторые дети уже на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками.
На втором этапе для создания положительного настроя у детей при выполнении гимнастики, показываю артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки. Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом.
На третьем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Исходное положение — сидя перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку. Необходимо следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
На четвёртом этапе артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики выполняется с использованием другой руки, сидя перед зеркалом.
На пятом этапе ребенок повторяет за педагогом и использует обе руки.
Шестой этап выполнения нетрадиционной артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой является заключительным. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Поэтому на данном этапе используются различные артикуляционные сказки, стихотворения.
Комплекс артикуляционных упражнений с биоэнергопластикой.
Упражнение «Футбол» - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
Упражнение «Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.
В упражнениях «Жало», «Змейка» - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
В упражнении «Лопаточка» - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
В упражнении «Чашечка» - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки».
Таким образом, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме ребёнка. В результате этого усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развиваются гибкость отдельных частей речевого аппарата, развиваются координация движений и мелкая моторика рук.
Для преодоления трудностей в обучении и адаптации, необходимо проведение комплексной психо-коррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.
Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности
В результате использования комплексов упражнений усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развивается гибкость отдельных частей речевого аппарата, развивается координация движений и мелкая моторика, произвольность поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников.
Упражнения необходимо проводить ежедневно. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.
Упражнение «Ухо – нос». Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».
Упражнение «Змейка»
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.
Упражнение «Колечки» Поочередно соединить в кольцо большой палец от указательного к мизинцу (прямая проба) и от мизинца к указательному (обратная проба). Вначале упражнение выполнять каждой рукой отдельно, а затем двумя руками одновременно. Увеличивая скорость выполнения упражнения, следить за четкостью движений.
Упражнение «Лезгинка» Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой — в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом — одновременная смена положений рук.
Зрительная гимнастика
Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, я учитываю особенности развития детей дошкольного возраста. При проведении глазодвигательных упражнений использую игровую форму работы, в которой дети могут проявить свою активность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Зрительная гимнастика используется:
для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз
для укрепления мышц глаз
для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. В качестве атрибутов я использую мелкие предметы, различные тренажеры, совмещая со словесными указаниями, с использованием стихотворений, потешек.
Глазодвигательные упражнения.
«Глазки»
Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг. Ребёнок держит в руках игрушку и делает вращательные движения по кругу, прослеживая весь путь глазками.
«Глаз – путешественник»
Совмещаем глазодвигательные упражнения с массажем кончиков пальцев. На пальчик ребёнку надевается прищепка. Двигая руками вверх, влево, вправо, близко к газам, далеко от глаз, следить глазами за движениями руки.
Массаж (самомассаж) кистей и пальцев рук.
Проекция руки в головном мозге составляет одну треть, поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Существуют различные виды массажа, использование которых помогает в коррекции. Массаж ладоней – эффективный метод терапии.
Цель: стимулировать функциональное состояние коры головного мозга; усиливать ее регулирующую и координирующую функции.
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия.
В основе метода Су -Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом.
Особое место в методике Су-джок отводится большому пальцу, на котором «лицо» находится на ладонной поверхности, а «затылок», соответственно, — на тыльной стороне руки.
Актуальность использования массажера Су-джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:
1. Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
2. Детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Приёмы работы су – джок массажором:
-6540534925 Массаж специальным шариком. Ребенку шариком воздействуют на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка.
Игровой самомассаж колючим шариком «Су -Джок»
-62230-10795 Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем, (прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем, (пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик)
Потом ручку поменяем (меняем руки).
-2286020320 Массаж эластичным кольцом.
Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, тем самым, способствуя развитию речи.
Игровой самомассаж пружинками для активизации речи, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей.
-17145800735 Раз, два, три, четыре, пять! Пружинку будем мы катать! (Пружинка лежит на левой руке, катаем между ладонями)
Вот нашли большой мы пальчик Он попрыгает, как зайчик! Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись!
(Надеваем пружинку на большой палец левой руки, прокатываем указательным и большимпальцем правой руки вверх-вниз)
Указательный поймаем
И пружинку покатаем.
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
(Надеваем пружинку на указательный палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)
Таким образом, применение Су-джок массажёров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.
Рассмотрев несколько приёмов и методов по здоровьесбережению и примнению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты, а именно:
снижение уровня заболеваемости;
повышение работоспособности, выносливости;
развитие психических процессов;
улучшение зрения;
формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
развитие общей и мелкой моторики, повышение речевой активности;
увеличение уровня социальной адаптации.
Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2008.Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий.— М.: ПАРАДИГМА, 2012. Лазюк Т.С. Секреты звука «Л» (из презентации)Матыкина И.А. Индивидуальное логопедическое занятие по теме: «Космос» -2011 (из презентации). Суслова Е.А. Инновационные технологии в коррекционной работе с дошкольниками