Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе.
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе.
www.elabuga-school8.narod.ru
Идея психологического сопровождения является идеологией и методом работы школьной психологической службы. Сопровождение рассматривается нами как процесс, как целостная деятельность практического психолога, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:
Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.
Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
Создание социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
Основные цели работы психологической службы школы:
1.Создание благоприятных условий для успешного обучения, личностного развития и укрепления психофизического здоровья школьников.
2. Определение психологических причин нарушений личностного и социального развития детей, коррекция и профилактика их возникновения.
3. Развитие сотрудничества и взаимодействия между психологом, педагогами и родителями в процессе обучения и воспитания ребёнка в школе.
4.Пропаганда ЗОЖ, психологических знаний среди всех участников учебно-воспитательного процесса.
5.Обеспечение процесса руководства школой психологической информацией с целью отслеживания эффективности инноваций, динамики отдельных параметров и критериев,
проведения классно-обобщающего контроля.
Основные принципы работы психологической службы школы:
Принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога (профилактики, диагностики, коррекции)
Принцип целостности – при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных, эмоциональных и т.д. проявлений.
Принцип целесообразности – любое психологическое воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен осознавать почему и для чего он это делает – причину и цель воздействия.
Принцип причинной обусловленности – любое психологическое воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствие.
Принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях.
Исходя из основных принципов, целей и задач, психологической службой школы составляются отдельные программы, проекты, включающие в себя следующие этапы реализации:
Информационный ( теоретический обзор проблемы, существующих методов и программ, возможность реализации проекта в школе, прогнозирование результатов, оценка «полезности» проекта для школы, подбор методик и оборудования, определение целей и задач проекта и т.д.)
Диагностический (проведение исследования, начало реализации проекта, обработка результатов, обсуждение на педсовете, составление сводных таблиц и базы данных – в зависимости от поставленных целей)
Коррекционный (составление коррекционных программ исходя из полученных результатов, разработка рекомендаций, реализация программ)
Контрольный (проведение повторной диагностики, анализ динамики полученных результатов, оценка эффективности коррекционного этапа работы и проекта в целом)
Психодиагностическое направление работы психологической службы
Школьная психодиагностика имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения. Диагностический минимум является основной психодиагностической схемой в рамках нашей модели школьной деятельности, т.кДиагностический минимум носит дифференцированный характер. Он позволяет условно разделить всю обследованную группу детей на две подгруппы: «психологически благополучных детей», обладающих своими особенностями психического и личностного развития, не приведших в настоящее время к выраженным проблемам обучения, взаимодействия и самочувствия в школьной среде, и детей «группы риска» с реальными и потенциальными проблемами в обучении и развитии.
Эта диагностическая схема позволяет охватить всех школьников определённой параллели. Её проведение по времени связано с наиболее сложными периодами школьной жизни ребёнка, что делает информацию, получаемую в ходе обследования, более значимой.
Диагностический минимум представляет собой лонгитюдное обследование, он позволяет отслеживать динамику развития и состояния школьника по определённым статусным критериям на протяжении всего периода школьного обучения.
Диагностический минимум служит основным механизмом, запускающим следующие этапы психодиагностики: дифференциация нормы и патологии и углублённое обследование личности школьника.
Основные (общешкольные) психодиагностические исследования.
Класс Название психологического исследования Цель
1-е классы
1.Тест скрининговой оценки школьной мотивации (Н.Г.Лускановой)
2.Цветовой тест эмоциональных состояний. (Модификация «Цветового теста отношений»А.О.Прохорова)3.Тест Тулуз-Пьерона
4.Анкета фиксирующего наблюдения для учителей.
5.Тест Равена (модификация Т.В.Розановой)
Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу, параллели, отслеживаниеэффекивности профилактической и коррекционно-развивающей работы.
Диагностика субъективного эмоционального состояния школьников в различных сферах учебной деятельности и жизнедеятельности, а также выявление причин негативного эмоционального состояния в ходе последующих интервью по результатам теста.
Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций у детей начальной школы.
Содержит расшифровку отдельных проявлений школьной дезадаптации, по которым классный руководитель может наблюдать и фиксировать их проявления в поведении ребенка.
Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления.
4-е
классы 1. Тест скрининговой оценки школьной мотивации (Н.Г.Лускановой)
2.Тест Э.Ф.Замбацявичене + тест математических способностей ГИТ.
3. Социометрия
Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу, параллели, отслеживаниеэффекивности профилактической и коррекционно-развивающей работы.
Диагностика уровня развития словесно-логического мышления и математических способностей.
Диагностика социометрического статуса
учеников и групповой структуры.
5-е классы 1. Тест скрининговой оценки школьной мотивации (Н.Г.Лускановой)
2.Тест школьной тревожностиФиллипса.
3.Социометрия
Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу, параллели, отслеживаниеэффекивности профилактической и коррекционно-развивающей работы.
Диагностика уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Выявление основных факторов, вызывающих тревогу у детей.
Выявление детей с высокой школьной тревожностью, с целью использования данной информации при оптимизации процесса обучения и воспитания.
Диагностика социометрического статуса
учеников и групповой структуры.
Выявление детей – аутсайдеров с целью коррекционной работы. Отслеживание результатов коррекционной работы.
7-е
классы
8-е
классы 1.Школьный тест умственного развития.
(ШТУР)
1.Анкета «Мой выбор»
2.Дифференциально – диагностический опросник «Я предпочту»
Диагностика умственного развития школьников по отдельным параметрам.
Качественный анализ субтестов по областям знаний (общественно-гуманитарный, физико-математический, естественно-научный).
Отслеживание динамики результатов по годам и по классам.
Получение информации о наиболее востребованных профильных направлениях, об интересах и желаниях школьников в свете предстоящего профильного обучения.
Выявление основных мотивов выбора профиля обучения.
Побуждение школьников к размышлению о предстоящем профессиональном самоопределении.
Первичная диагностика склонностей и профессиональных интересов учащихся.
( 5 типов профессий)
9-е
классы
10-е
классы 1.Школьный тест умственного развития.
(ШТУР)
2.Дифференциально – диагностический опросник «Я предпочту»
3.Анкета «Мой выбор»
4.Диагностика в рамках курса по выбору «Профессиональное и личностное самоопределение»
Карта интересов Голомштока;
ДДО;
Тест Голланда;
Мотивы выбора профессии;
КОС;
Тест Тулуз-Пьерона;
Тест «Интеллектуальная лабильность»;
Психогеометрический тест;
Тест «Рисунок человека из геометрических фигур»;
1.ШТУР
Диагностика умственного развития школьников по отдельным параметрам.
Качественный анализ субтестов по областям знаний (общественно-гуманитарный, физико-математический, естественно-научный).
Отслеживание динамики результатов по годам и по классам.
Первичная диагностика склонностей и профессиональных интересов учащихся.
( 5 типов пофессий)
Получение информации о наиболее востребованных профильных направлениях, об интересах и желаниях школьников в свете предстоящего профильного обучения.
Выявление основных мотивов выбора профиля обучения.
Побуждение школьников к размышлению о предстоящем профессиональном самоопределении.
Диагностика интересов, способностей,
в плане профессионально-важных качеств. Оценка собственных ресурсов и способностей школьниками в свете предстоящей профессиональной деятельности.
Диагностика умственного развития школьников по отдельным параметрам.
Качественный анализ субтестов по областям знаний (общественно-гуманитарный, физико-математический, естественно-научный).
Отслеживание динамики результатов по годам и по классам.
Любая психодиагностическая деятельность в рамках психологического сопровождения является элементом целостного процесса и обретает смысл и ценность во взаимосвязи с коррекционно-развивающей деятельностью.
Остановимся подробнее на реализации некоторых психодиагностических программ .
Работа школьного психолога по оптимизации обучения и развития детей с ММД в начальной школе.(диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций)
Минимальные мозговые дисфункции (ММД) – наиболее лёгкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную невыраженную, стертую неврологическую симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.
Сложность в том, что симптомы ММД начинают ярко проявляться и осложнять жизнь ребёнка лишь при поступлении его в школу. До этого времени умственная нагрузка и режим дня вполне подходят для детей с ММД и особых трудностей они не испытывают.
Ситуация резко меняется с поступлением ребёнка в школу. Резкое увеличение умственной нагрузки, сокращение времени на отдых, ограничение двигательной активности отрицательно сказываются на работе головного мозга детей с ММД, происходит перегрузка.
Становятся очевидными и диагностируются следующие отклонения от нормы:
Быстрая умственная утомляемость и сниженная работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать);
Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности;
Выраженные нарушения в деятельности ребёнка (в том числе и умственной) при эмоциональной активации (как положительной, так и отрицательной);
Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением;
Снижение объёма оперативных памяти, внимания, мышления (ребёнок может удерживать в уме и оперировать довольно ограниченным объёмом информации);
Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную;
Неполная сформированность зрительно-моторной координации (дети допускают различные ошибки неточности при списывании и срисовывании);
Изменение временной протяжённости рабочих и релаксационных циклов в деятельности мозга.
Общий принцип работы с детьми, имеющими ММД, заключается в том, что при обучении и организации их деятельности, нужно максимально учитывать и обходить их дефект. Восстановление нормального функционирования мозга происходит гораздо быстрее, если отсутствует переутомление, нет чрезмерной нагрузки на внимание и память ребёнка. Но при этом важным является тот факт, что интеллектуальные функции при ММД сохранны, и нет препятствий для их развития.
Итак, основными принципами коррекционной работы являются:
1.Обучение детей навыкам аутотренинга и релаксации;
2.Развитие интеллектуальных операций, без специальной тренировки памяти и внимания;
3.Выполнение рекомендаций родителями и педагогами;
4.Консультации и лечение у невропатолога.
Основные этапы реализации программы по оптимизации обучения и развития детей с ММД в начальной школе:
1. Информационный.
1) Изучение литературы по ММД, закупка необходимых методик и материалов (тест Тулуз-Пьерона), изучение процедуры диагностики и обработки результатов с учётом условий школы.
2) Проведение информационно-методического совещания с администрацией и учителями начальной школы, обсуждение целесообразности исследования и практического использования результатов.
3) Проведение общешкольного родительского собрания (1-е классы) с целью информирования родителей о сути и задачах исследования.
2. Диагностический.
1) Проведение тестирования и обработка результатов (тест Тулуз-Пьерона)
2) Составление сводных таблиц и базы данных.
3) Выступление на педсовете с полученными результатами, (см. таблицу).
Результаты психодиагностики ММД по первым классам
(сводная таблица) 2004г.
Класс Кол-во детей Из них детей с ММД % детей с ММД
1А 23 6 26%
1Б 28 10 35,7%
1В 22 4 18%
Всего 73 20 27,4%
3.Коррекционный
1) Подготовка рекомендаций для родителей, индивидуальные консультации по рекомендациям.
2)Подготовка рекомендаций для учителей по оптимизации обучения детей с ММД.
3)Подготовка программы по аутотренингу и релаксации для детей с ММД.
4)Реализация данных программ.
4.Контрольный
1)Повторное тестирование в конце года.
2)Отслеживание динамики успеваемости детей с ММД учителями.
3)Консультирование родителей по возникающим проблемам.
4)Выступление на педсовете с итоговыми результатами и показом динамики, (см. таблицу)
Результаты психодиагностики ММД по первым классам
(сводная таблица) 2005 г.
Класс Кол-во детей Из них детей с ММД Разница с 2004г. %детей с ММД Разница
с 2004г.
1А 23 4 -2 17,3% -8,7%
1Б 28 2 -8 7,1% -28,6%
1В 22 2 -2 9% -9%
Всего 73 8 -12 11% -16,4%
Сравнительные результаты психодиагностики ММД.
Как видно по графикам, во всех классах заметно улучшились показатели по ММД (стало меньше детей с ММД), причём в 1Б классе показатели на порядок выше , чем в 1а и 1В, что может объясняться следующим:
1.В 1Б классе по инициативе учителя велись занятия по развитию логического мышления детей (1 раз в неделю).
2.Проводились занятия по релаксации и аутотренингу для детей с ММД в кабинете психолога.
3.В классе хорошо поставлена работа с родителями.
В 1А и 1В классах коррекционная работа состояла в выполнении предложенных рекомендаций по работе с детьми (у которых выявлено ММД) со стороны учителей и родителей.
Планируется продолжить работу по данному направлению и особый акцент сделать на отслеживании результатов коррекционной работы со стороны учителей и родителей, а также ввести занятия по релаксации и аутотренингу для всех детей с ММД, и занятия по развитию логики и интеллекта.
Коррекционно-развивающие занятия для детей с ММД.
(на примере одного занятия)
Основная цель занятий:
1. Снятие нервно-психического напряжения, релаксация, аутотренинг.
2. Развитие интеллекта: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления. Путём тренировки отдельных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, и т.д.
Особые требования к проведению занятий:
1.Количество детей в группе 3-4 человека;
2.Время проведения занятий не более 20 минут;
3.Использование в работе видео-аудио материалов и приборов для релаксации.
В структуре каждого занятия присутствуют упражнения, направленные на достижение поставленных выше целей.
Содержание занятий составлено на основе следующих программ и источников:
1. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я., «Тесты для детей. Готов ли ваш ребёнок к школе. Сборник тестов и развивающих упражнений.- СПб., «Дельта», 1997
2. Коноваленко С.В. «Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет», - М.: «Эксмо»,2004.
3. Бретт Д., М., «Жила - была девочка, похожая на тебя…», «Класс»,1996.
4. Зак А.З. «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-9 лет», М., «Новая школа», 1996.
ЗАНЯТИЕ №1
1.Знакомство, разъяснение содержания и правил работы на занятиях. Дети встают полукругом, лицом к ведущему.
2.Упражнение на дыхание «Певец» (3-5 минут)
Цель: снятие нервно-психического напряжения, «кислородотерапия».
глубокий вдох, руки медленно поднимаются через стороны вверх;
задержка дыхания на вдохе;
выдох с открытым сильным звуком А-А-А, руки опускаются вниз;
вдох, руки поднимаются до уровня плеч через стороны;
задержка дыхания;
медленный выдох с сильным звуком О-О-О, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь;
медленный глубокий вдох, руки поднимаются до уровня груди;
задержка дыхания;
медленный выдох с сильным звуком У-У-У, руки опускаются вниз, голова на грудь.
Упражнение повторить 2 раза, следить за состоянием детей, т.к. возможно головокружение, вследствие гипервентиляции лёгких.
Дети садятся на места. Ведущий объясняет правила выполнения следующего упражнения.
3.Упражнение «Общее и различное»
Цель: развитие мыслительной операции «сравнение предметов», наглядно-образного мышления.
Детям предлагается мысленно представить себе образ сравниваемых предметов и найти сходство и различие. Вначале дети работают вместе, отвечают по желанию, дополняют друг-друга. Затем каждому, по-очереди даётся отдельное задание.
Пример: Ты видел муху? А бабочку? После ответов ребёнка, предлагается сравнить эти объекты. Помогаем ребёнку с помощью наводящих вопросов: «Чем похожи бабочка и муха, что у них общего? А чем они отличаются?»
Фиксируем для себя успешность выполнения заданий каждым ребёнком, отмечаем сложные для детей моменты. Чаще всего дети затрудняются находить общее в предметах. В зависимости от успешности выполнения упражнения, можно его либо усложнить, либо упростить.
Для детей, затрудняющихся в выполнении упражнения, можно использовать наглядное изображение сравниваемых предметов, выделение отдельных признаков, характеристик сравниваемых предметов, для детей, успешно справляющихся с заданием, можно применять упражнение на обобщение понятий: « Как можно назвать одним словом эти два предмета?», можно предложить сравнивать более абстрактные понятия, например, профессии, черты характера, качества предметов, либо предметы, имеющие мало общих признаков. Необходимо поощрять детей не только за правильные ответы, но и за активное участие.
Обращаем внимание, чтобы дети в процессе сравнения и обобщения опирались на существенные признаки предметов.
В зависимости от успешности выполнения упражнения, можно варьировать число занятий на эту тему.
При выполнении данного упражнения необходимо следить за работоспособностью детей, при первых признаках утомления упражнение прекращаем.
Пары слов для использования в упражнении:
МУХА-БАБОЧКА
ДОМ-ИЗБУШКА
СТОЛ-СТУЛ
КНИГА-ТЕТРАДЬ
ВОДА-МОЛОКО
ТОПОР-МОЛОТОК
ПИАНИНО-СКРИПКА
ЗИМА-ЛЕТО
ШАЛОСТЬ-ДРАКА
ГОРОД-ДЕРЕВНЯ
И Т.Д
4.Упражнение на релаксацию. (5 минут)
Цель: умственное, физическое и эмоциональное расслабление, восстановление сил.
Использование прибора «аквариум», просмотр отрывка из фильма «Гармония двух стихий», серии «Релакс-видео».
5.Завершение занятия. Похвалить детей, проговорить, чему они сегодня научились.
Работа психологической службы школы по решению проблемы школьной дезадаптации в первом классе и при переходе детей из начальной школы в среднее звено.
Основные задачи работы психолога по решению проблемы школьной дезадаптации:
1.Выявление детей «группы риска»
2.Диагностика среднего уровня школьной мотивации по классам (для отслеживания динамики).
3.Выявление причин дезадаптации.
4.Корекция тех личностных качеств, отклонений в эмоционально-волевой, интеллектуальной сфере, поведенческих проявлений, свойств характера ребёнка, которые провоцируют дезадаптацию.
Система работы психолога по решению проблемы школьной дезадаптации в начальной и средней школе
Направление
работы
Профилактика
Диагностика
Коррекция
Первичная
Вторичная Цели 1) Создание благоприятных условий для гармоничного развития личности ребёнка
2)Создание условий для активного взаимодействия психолога с родителями и педагогами.
3)Укрепление психофизического здоровья школьников, пропаганда ЗОЖ 1)Выявление детей с дезадаптацией2)Привлечение внимания педагогов и родителей к личности ребёнка
3)Развитие навыков целенаправленного наблюдения и интуиции у педагогов и родителей 1)Выявление
причин дезадапта-
цииВ зависимости от выявленных причин:
1) Устранение причин дезадаптации и
формирование навыков позитивного общения
Методы 1)Информирование
2)Консультирование
3)Развивающий тренинг 1)Фиксирующее наблюдение
2)Опрос
3)Анкетирование 1)Индивиду-
альнаяличностнаяпсиходиагно-стика1)Информирование и консультирование по результатам психодиагностики
2)Индивидуальные психотерапевтические занятия
3)Групповые коррекционно-развивающие занятия
Формы работы:
с учителями тематические лектории,
консультации,
научно-методические семинары Анкеты фиксирующего наблюдения 1)Психотехниче-
ские игры
2)Аутотренинг и релаксация
3)Информирование и рекомендации по результатам диагностики
с родителями
с учениками общешкольные и классные родительские собрания, консультации
1)Тематические классные часы
2)Развивающиетренинговые занятия
3)обучающая психодиагностика
4)Релаксация и аутотренинг Анкеты фиксирующего наблюдения для родителей
1)Тест школьной мотивацииН.Г.Лускановой2)Цветовой тест эмоциональных состояний
3)тест школьной тревожности Филипса
4)Социометрия Тесты детско-родительских взаимоотношений
1)Рисунок семьи
2)Тесты IQ
3)Тест акцентуаций характера
4)Теппинг-тест
5)Проектив-
ные методики Индивидуальное консультирование по результатам психодиагностики, рекомендации
1)Коррекционные занятия по развитию интеллекта
2)Эмоционально-развивающие игры и занятия
3)Индивидуальныепсихотерапевтиче-скиеигры и занятия
4)Классные часы по результатам психодиагностики
Отчёт психологической службы по результатам исследований, проведённых в рамках классно-обобщающего контроля в параллели 5-х классов.
(октябрь 2005-2006 учебный год)
1.Анкета школьной мотивации Н.Г.ЛускановойДиагностируется уровень школьной мотивации (высокий, средний, низкий, негативное отношение к школе).
Сравнительная таблица по уровню школьной мотивации
среди пятых классов (2004-2005 уч.г., 2005-2006 уч. год)
Класс Кол-во
детей Высокая
мотив.
чел. % Средняя
мотив.
чел. % Внешняя
мотив.
чел. % Низкая
мотив.
чел. % Негативное
отношение
чел. % Средний
балл
мотив.
4А 24 3 чел
12,5% 12 чел
50% 5чел
20,8% 3 чел
12,5% 0 19,3
5А 24 2чел
8,3% 2 чел
8,3% 6 чел
25% 7 чел
29,1% 7 чел
29,1% 14,2
4Б 11 3 чел
27,3% 4 чел
36,3% 3 чел
27,3% 1 чел
9% 0 21
5Б 13 3 чел
23% 4 чел
30,7% 2чел
15,3% 4чел
30,7% 0 18,9
4В 23 7 чел
30,4% 11 чел
47,8% 2 чел
8,6% 3 чел
13% 0 22,7
5В 28 0 3 чел
10,7% 13 чел
46,4% 12 чел
42,8% 0 15,5
4Г 23 3чел
13% 9чел
39% 7чел
30,4% 4чел
17,4% 0 17,7
5Г 26 1чел
3,8% 2чел
7,7% 5чел
19,2% 8чел
30,7% 10чел
38,4% 11,6
4Д 23 3чел
13% 8чел
34,7% 8чел
34,7% 4чел
17,85 0 19,3
5Д 32 1чел
3,1% 5чел
15,6% 10чел
31,25% 10чел
31,25% 6чел
18,7% 14,8
среднее
по 4 кл. 104 19
18,2% 44
42,4% 25
24% 15
14,4% 0 20
среднее
по 5 кл. 123 7
5,7% 16
13% 36
29,2% 41
33,3% 23
18,7% 14,8
Общая тенденция в динамике уровня школьной мотивации:
снижение % детей, имеющих высокую и среднюю мотивацию 18,2% и 42,4% - (2004-2005 уч.г.) 5,7% и 13% (2005-2006 уч.г.)
повышение % детей, имеющих низкую и негативную мотивацию 14,4% и 0% -
(2004-2005 уч.г.) 33,3% и 18,7% (2005-2006 уч.г.)
Наибольшее число детей с негативной мотивацией в 5Г классе – 38,4% (10 чел.),
в 5А классе- 29,1% (7 чел.), в 5Д классе- 18,7% (6 чел.)
Снижение общего уровня школьной мотивации объясняется стрессогенностью ситуации адаптации в 5 классе: началом подросткового возраста, некоторым снижением привычного для детей уровня успеваемости по сравнению с начальной школой, увеличением учебной нагрузки, трудностью адаптации в новых коллективах, привыканием к новым требованиям новых учителей.
2.Социометрия
Позволяет определить уровень сформированности классного коллектива, распределение социальных ролей, статус каждого ученика в классе (лидеры, предпочитаемые, принятые, аутсайдеры, изолированные) Результаты эффективно используются классными руководителями в воспитательной работе с детьми, для сплочения детского коллектива.
Данные социометрии конфиденциальны и находятся в банке данных у психолога.
Исследование было проведено во всех пятых классах, выявлены дети группы риска по социометрическим показателям (аутсайдеры), разработана и реализуется коррекционная программа помощи таким детям.
3. Тест школьной тревожности Филлипса.
Позволяет выявить детей с повышенной и высокой школьной тревожностью, включая восемь ситуационных факторов:
1)общая тревожность в школе;
2)переживание социального стресса;
3)фрустрация потребности в достижении успеха;4)страх самовыражения;
5)страх ситуации проверки знаний;
6)страх несоответствовать ожиданиям окружающих;
7)низкая стрессоустойчивость;
8)проблемы и страхи в отношениях с учителями.
% детей с высокой и повышенной тревожностью по факторам тревожности по пятым классам (октябрь-ноябрь 2005-2006 уч.год)
Всего детей с выс.
и повыш. шк. трев. 87 чел - 70,7%
Максимальное число детей, имеющих высокую и повышенную тревожность диагностировано по факторам:
5)страх ситуации проверки знаний (49,6%, 61 чел.)
4)страх самовыражения (39%, 48 чел.)
6)страх несоответствовать ожиданиям окружающих (35,7%, 44 чел.)
Эти данные можно объяснить возрастными особенностями (ориентация на сверстников, на мнение значимого большинства, заниженной самооценкой, неуверенностью в себе), а по фактору 5 возможна слишком строгая система оценки знаний, а также сформировавшаяся в начальной школе установка на избегание неудачи, которая тесно связана с заниженной самооценкой и неуверенностью в себе.
По классам наибольшее число детей с высокой и повышенной школьной тревожностью диагностируется в 5Г классе (по всем факторам), в 5А классе ( по1,4,5,6,7,8 факторам),
в 5В (по 5,6 факторам), в 5Д (по 4,5 факторам), в 5Б (по 5 фактору).
Наибольшее число детей, испытывающих проблемы и страх в отношениях с учителями, диагностируется в 5А и в 5Г классах (по 7 человек).
Составлены сводные таблицы по каждому классу, с указанием результата тестирования по каждому ученику, а также сравнительный график (фактор тревожности- %детей - класс).
С результатами ознакомлены классные руководители.
Составлен список детей группы риска по классам с указанием причины. Началась работа по составлению и реализации программы коррекционных мероприятий.
Необходимо учитывать данные особенности учеников в своей работе, с целью снижения и нормализации уровня школьной тревожности, повышения школьной мотивации, обеспечения личностного развития, улучшения успеваемости, психологического климата в классном коллективе. Для этого необходимо применять следующие рекомендации:
1.Избегать излишне эмоциональных реакций по поводу неудач учеников, сравнения учеников друг с другом, т.к. это способствует возникновению страхов, повышению тревожности, снижению уровня школьной мотивации, возникновению у детей мотива избегания неудачи, формированию заниженной самооценки, неврозов, ухудшению взаимоотношений между учителем и учеником. Для создания у детей ситуации успеха, лучше стараться показывать положительную динамику в результатах отдельного ученика, объяснять причины неудач, чётко разъяснять систему требований и оценивания, учить детей преодолевать трудности, извлекая уроки из неудач, чтобы избегать их в дальнейшем, поощрять детей в практике задавания вопросов и т.д.
2.Помнить, что излишне напряжённая обстановка перед экзаменом, контрольной, может снизить результаты у высокотревожных детей и детей с низкой стрессоустойчивостью.Необходимо провести предварительную беседу с классом (или с конкретными детьми) с целью обсуждения способов преодоления стресса, подготовки к контрольным, обсудить варианты поведения при получении плохой оценки и т.д. Нужно стараться повысить у детей уверенность в своих силах и снизить излишнюю тревожность. Запугивание детей часто приводит к противоположным результатам.
3.При работе с неуверенными в себе и застенчивыми детьми необходимо помнить, что любой ответ у доски, повышенное внимание, приводит таких детей в состояние стресса.
Поэтому нужно стараться создать на уроке максимально безопасную с психологической точки зрения атмосферу взаимоуважения: пресекать попытки унижения, давления, насмешек со стороны детей, способствовать повышению самооценки и уверенности в себе путём поощрения и подчёркивания положительных моментов в работе. Очень важно наладить доверительные отношения с такими детьми, использовать индивидуальные беседы с целью коррекции излишней тревожности и страха самовыражения.
4.При работе с детьми, испытывающими социальный стресс, детьми – аутсайдерами, детьми, негативно относящимися к школе, необходимо в первую очередь наладить контакт с ними и установить доверительные отношения.Нужно постараться выяснить, какие проблемы тревожат ребёнка, предложить свою помощь. Коррекция проводится в ходе консультаций психолога и тренинга общения.
Для улучшения психологического климата в классе необходимо проводить внешкольные мероприятия, наладить работу с лидерами и предпочитаемыми, использовать их помощь в руководстве классом, привлекать детей группы риска к участию в жизни класса, школы, выполнению поручений, способствовать самораскрытию, самоутверждению, повышению авторитета детей группы риска среди одноклассников.
5.Для работы с детьми, имеющими проблемы в отношениях с учителями, необходимо прежде всего выслушать обе стороны. Очень часто причинами взаимной неприязни являются:
несправедливость со стороны учителя;
оскорбления и унижения личности с обеих сторон;
обиды личного характера со стороны учителя;
нарушения дисциплины со стороны учащихся;
излишняя эмоциональность и перепады настроения со стороны учителя;
невыполнение обещаний; и т.д.
Для того чтобы избежать негативных последствий, необходимо довести до учеников перечень требований и санкций учителя, своего рода заключить договор, и, что очень важно, контролировать его выполнение. Дети будут знать о требованиях и возможных наказаниях, и в случае инцидента, учитель сможет наказать ученика, сославшись на этот договор. Сложность заключается в том, что необходимо быть последовательным и выполнять договор в любом случае, без поблажек.
Если учитель сам совершил ошибку, некорректно, несправедливо повёл себя, нужно обязательно признать свою ошибку и извиниться.
Такой стиль поведения способствует повышению авторитета учителя, дисциплинирует классный коллектив, благоприятно сказывается на отношениях с учениками и их
родителями.
Результаты психодиагностики школьной мотивации в начальной школе.
Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том, что:
по сравнению с 2003-2004 уч.годом увеличилось количество детей с высокой и средней школьной мотивацией
уменьшилось количество детей с внешней, низкой, негативной школьной мотивацией.
% детей с невротическими проявлении (страхи, агрессивность, проблемы со сверстниками) остаётся примерно на одном уровне.
Психодиагностическое исследование умственного развития школьников
7-10 классов. (ноябрь-декабрь 2005-2006 уч. года)
В ноябре-декабре 2005 года психологической службой школы был проведён ряд психодиагностический исследований: ШТУР (школьный тест умственного развития),
ДДЗ (дозировка домашнего задания).
Школьный тест умственного развития.
Разработан НИИ общей и практической психологии АПН СССР и предназначен
для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста.
Нами были подготовлены тестовые тетради (две формы), шаблоны, ключи. Силами классных руководителей подготовлены бланки ответов. В исследовании принимали участие учащиеся 7,9,10 классов. Всего около 400 человек
Основные цели исследования
1. Получить информацию об уровне умственного развития учащихся по школе, по параллелям, по классам, по каждому ученику (по общему результату и по предметам);
2. Отследить динамику результатов ШТУР по параллелям (по общему результату и по предметам). Если дети умственно развиваются, то результаты по ШТУР должны быть выше с каждым последующим годом. Обозначить проблемные области;
3. Получить информацию об уровне умственного развития школьников по отдельным предметам по классам. Определить проблемные моменты;
4. Выявить %-ное распределение детей с разным уровнем умственного развития внутри классов и сравнить с нормативными данными.
5.Отследить % - ное соотношение успешности выполнения отдельных субтестов по классам. Выявить проблемные моменты.
6.Составить базу данных по школе для использования в дальнейшей работе. ( Нужны папки на каждый класс и файлы для сбора результатов по каждому классу);
7.Составить коррекционную программу по развитию мыслительных операций у детей, исходя из результатов ШТУР.
Анализ результатов
Наиболее успешно справились с тестированием 10А, 9А, 9В,7В классы, что соответствует показателям успеваемости в этих классах.
Наименее успешными оказались классы 10Г, 9Е, что также отражается в результативности обучения.
% успешности выполнения ШТУР по предметам и логическим связям выше в параллели 10 классов (по всем параметрам), что касается 9-х и 7-х классов, то 9-е классы более успешны в тестах на знание русского языка и литературы, биологии, по всем видам логических связей, а 7-е классы опережают 9-е по параметрам математика, география, история.Можно констатировать, что умственное развитие детей происходит неравномерно по разным предметам, но по параллелям наблюдается положительная динамика.
Анализируя успешность выполнения отдельных субтестов ШТУР, отметим общую для всех параллелей сложность – низкие показатели по тесту «Обобщение», что свидетельствует о слабой сформированности данной интеллектуальной операции у школьников всех параллелей. Для развития данной операции необходима специальная коррекционная работа, что и планируется сделать в школе.
Анализируя % распределение детей с разным уровнем успешности по ШТУР внутри классов (по сравнению с нормативным) , отметим явные различия между классами, т е. есть классы, близкие по показателям с нормативными (10а, 10б), а есть классы , заметно отличающиеся от нормативных в сторону увеличения количества детей с низкими показателями. Отметим, что 10а и 10б являются профильными классами.
Полученные данные содержат большую информацию об уровне умственного развития школьников, начиная от отдельного ученика и заканчивая параллелью. Эту информацию можно использовать для построения коррекционно-развивающей работы ( развитие интеллектуальных операций и понятийного мышления у школьников ), для формирования банка данных по школе, для формирования профильных классов, для отслеживания эффективности инновационных воздействий и т.д.
Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения.
Психологический компонент в предпрофильном и профильном обучении имеет большое значение. Для того чтобы выбор профиля обучения был осознанным, продуманным, ученикам необходима информация о собственных психологических особенностях, склонностях, качествах, которые необходимо корректировать и т.д. В свою очередь, преподавателям, ведущим предпрофильное и профильное обучение, необходима информация о запросах учеников, их интересах, потребностях, способностях, чтобы вносить коррективы в программы обучения, вводить новые курсы, учитывать психологические особенности учеников, способствовать психологическому и личностному развитию. Поэтому основными задачами психологического обеспечения предпрофильного и профильного обучения являются:
1.Сбор психодиагностической информации и составление сравнительной базы данных по годам (по каждому классу, начиная с 1 класса). Цель – отслеживание динамики уровня психологического развития учеников по отдельным параметрам (школьная мотивация, умственное развитие, социометрический статус, школьная тревожность, профессиональные предпочтения и др.). Использование полученных данных при формировании классов с углублённым изучением отдельных предметов, при формировании профильных классов.
2.Психологическое сопровождение учащихся, помощь в решении психологических проблем в ходе индивидуальных консультаций, коррекционно-развивающих занятий.
3.Профориентационное просвещение учащихся, индивидуальное профконсультирование, помощь в профессиональном и личностном самоопределении, индивидуальная психодиагностика.
4.Получение информации о профессиональных и учебных предпочтениях, интересах, склонностях учащихся, с целью распределения детей по профильным классам.
На уровне начальной школы, основная цель психодиагностики – обеспечение личностного и психологического развития школьников, адаптации в школе, профилактика различных отклонений в эмоциональной, поведенческой, познавательной сфере. Основные психодиагностические методики:
1.Тест скрининговой оценки школьной мотивации (Н.Г.Лусканова)
2.Цветовой тест эмоциональных состояний. (Модификация «Цветового теста отношений»А.О.Прохорова)3.Тест Тулуз-Пьерона4.Анкета фиксирующего наблюдения для учителей.
5.Тест Равена (модификация Т.В.Розановой)
6.Тест Э.Ф.Замбацявичене + тест математических способностей ГИТ.
7. Социометрия
На уровне среднего звена (5- 9 классы), основная цель психодиагностики- обеспечение личностного и психологического развития школьников, адаптации в школе, самопознания, отслеживание уровня умственного развития, диагностика уровня развития отдельных способностей, первичная диагностика профессиональных интересов, профориентационное просвещение и т.д. Основные психодиагностические методики:
1. Тест скрининговой оценки школьной мотивации (Н.Г.Лусканова)
2.Тест школьной тревожности Филлипса.
3.Социометрия
4.Школьный тест умственного развития.
(ШТУР)
5.Анкета «Мой выбор»
6.Дифференциально – диагностический опросник «Я предпочту»
7. Диагностика в рамках курса по выбору «Профессиональное и личностное самоопределение»
Карта интересов Голомштока;
ДДО;
Тест Голланда;
Мотивы выбора профессии;
КОС;
Тест Тулуз-Пьерона;
Тест «Интеллектуальная лабильность»;
Психогеометрический тест;
Тест «Рисунок человека из геометрических фигур»;
Результаты некоторых психологических исследований:
. По тесту ДДО наиболее предпочитаемыми профессиями являются
в 7-х классах – человек-техника (32 ч.), человек-человек (31), человек-худ.образ (27)
в 9-х классах – человек-худ.образ (47), человек-техника(36), человек-человек(34)
в 10-х классах - человек-худ.образ(51), человек-человек(45), человек-техника(35)
в 11-х классах – человек-техника (42), человек-человек (36), человек-худ.образ (35).
В рамках предпрофильной подготовки, разработан и ведётся психологом школы курс по выбоу «Профессиональное и личностное самоопределение»
Основной целью курса «Профессиональное и личностное самоопределение» является формирование навыков самостоятельного и осознанного нахождения учениками 9-х классов смыслов и содержания профессиональной и личностной жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической ( социально-экономической) ситуации.
В качестве содержательно-процессуальной модели профессионального само-
определения предлагается модифицированный вариант схемы построения личностного
профессионального плана – ЛПП ( Е.А.Климов )
Занятия предполагают поэтапное ознакомление учащихся с алгоритмом разработки ЛПП,
проработка и обсуждение отдельных пунктов ЛПП (психодиагностика, алгоритм выбора профессии, классификация профессий, знакомство с профессиограммами наиболее популярных профессий, определение профессионально-важных качеств по профессиям,ознакомление со схемой анализа профессий и др.) Для повышения эффективности занятий
в программу включены активизирующие профконсультационные методы: профориентационные игры и дискуссии. В качестве конечного результата обучения по данному курсу является:
1.Предварительное профессиональное самоопределение и построение ЛПП.
2.Подготовка и защита реферата «Анализ профессии». Ученики должны провести анализ выбранной по своему усмотрению профессии по схеме и выступить перед классом.
Коррекционно-развивающая работа
В 2004-2005 уч.году была начата обширная программа по профилактике употребления ПАВ среди учеников школы. Проведено 20 тренинговых занятий по программе социальной профилактики наркотической зависимости несовершеннолетних «Шаг за шагом» в начальной школе (Задействованы ученики 3а,3г классов).
Благодаря взаимодействию с городским ЦСППН были проведены тренинговые занятия по программе профилактики ПАВ «Шаг за шагом» в восьмых классах школы(8а, б, в, г, д, е.) силами специалистов ЦСППН. Всего было проведено 30 занятий.
Занятия, проводимые с учениками 8-х и 3-х классов по программе ПАВ «Шаг за шагом»
имеют, на наш взгляд, ряд положительных моментов:
1. Происходит сплочение внутри тренинговых групп, что в свою очередь должно благоприятно отразиться на состоянии психологического климата всего классного коллектива.
2.В ходе тренинговых занятий идёт индивидуальное личностное развитие каждого ученика, в силу особенностей групповой формы занятий. Происходит осознание детьми собственных возможностей, резервов, целей, ценностей. Бесценен опыт ролевого взаимодействия, знакомство с разными точками зрения по проблемам, получение обратной связи каждым учеником.
3.Тренинговые занятия дают возможность отработать разные модели ситуаций и способов
поведения. Идёт тренировка и закрепление навыков позитивного общения, взаимодействия с противоположным полом, умения отстаивать свою точку зрения, сопротивления групповому давлению.
4.Положительную роль играет тот момент, что тренинги проводят люди, близкие по возрасту самим ученикам. Это способствует раскрепощению, возникновению доверия, исчезновению барьера непонимания.
5.В ходе тренингов формируется активное отрицательное отношение к употреблению ПАВ. Это отношение формируется не в результате запретов, устрашения или потока информации о вреде ПАВ, а путём дискуссий, игр, рефлексии. У детей всегда есть право выбора.
6.Тренинги дают возможность детям проявить себя, конструктивно проявлять свою активность, способствуют формированию целей и ценностей, т.е. это толчок в сторону самопознания, личностного роста.
Проведено также 8 индивидуальных коррекционных занятий с учениками начальной школы по решению проблем с адаптацией и психо-эмоциональных нарушений.
6 занятий по программе «Развитие интеллекта и навыков общения у детей посредством групповых игр» (задействованы ученики 1Б класса). Дополнительно проводились занятия – релаксации для детей с ММД (1Б кл.)
Консультационно-профилактическая работа.
Консультационно-профилактическая работа проводилась на трёх уровнях: с учениками, с учителями, с родителями.
Для учеников были проведены классные часы по темам: «О вреде курения»,
«Взаимоотношения между мальчиками и девочками», «Конфликты» и т.д.
Всего проведено 12 тематических классных часов.
Проведено 8 классных тематических родительских собраний, 3 выступления на общешкольных родительских собраниях. Основные темы: «Рекомендации родителям первоклассников по адаптации ребёнка в школе», «Минимальные мозговые дисфункции: проявление, причины, коррекция», «Выступление с результатами диагностики школьной адаптации и мотивации», «Агрессивное поведение детей», «Результаты тренинговых занятий в 3а классе».
Проведено 15 занятий (совместно с инструктором) по программе «Неделя ужасов» (пропаганда здорового образа жизни) с показом и обсуждением видеофильмов. (Задействованы ученики 9-х классов).
Для девочек 11 классов проведены 8 занятий по профилактике нежелательной беременности, венерических заболеваний (показ и обсуждение видеофильма «Что ты знаешь о себе?»).
Проведено 7 групповых консультаций по разрешению конфликтных ситуаций в классах.
В течение года проводились занятия по релаксации для учеников с использованием комнаты психологической разгрузки(показ фильмов серии «Релакс-видео», элементы аутотренинга).
В рамках элективных курсов проведено 16 занятий для учеников 9-х классов по программе «Профессиональное и личностное самоопределение».
За консультацией обратились порядка 100 человек, из них 60% ученики, 30% родители, 10% учителя.
Основные проблемы: нарушение взаимоотношений ребёнка с одноклассниками, невротические реакции в поведении, агрессивное поведение, проблемы воспитания в семье, дезадаптация, личностные проблемы, плохая учёба, девиантное поведение и др..Сохранить полный текст на компьютер! (111 kb,WinRAR), (1,17 Mb, Microsoft Word)
HYPERLINK "http://elabuga-shcool8.narod.ru/psih_soprov.html" \l "top"
На начало страницы