Азбучные истины великого старца
Слайд 1
Сценарий литературной гостиной «Азбучные истины великого старца», посвященной 187-летию со дня рождения Л.Н. Толстого
Слайд 2
Ведущий 1: Под русским городом Тулой есть местечко Ясная Поляна, куда приезжают люди из многих стран. В Ясной Поляне, в своей усадьбе, провёл детство и большую часть своей жизни великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. 9 сентября исполнилось 187 лет со дня рождения писателя. Этой знаменательной дате и посвящена наша литературная гостиная.
Ведущий 2: Дорогие ребята, вы, наверняка, слышали о Льве Николаевиче Толстом, произведения которого сопровождают нас на протяжении всей жизни. В раннем детстве мы знакомимся с его детскими рассказами, а в более зрелом нам открываются «тайны человеческой души» в его романах и повестях. Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательных, всемирно известных романов великого русского писателя: «Война и мир» и «Анна Каренина», «Воскресение» и др. - для взрослых, и «Филиппок», «Три медведя», «Кавказский пленник» и др. – для детей. Еще при жизни Толстого называли «гордостью всей России».
Слайд 3
Ведущий 1: Писатель принадлежал к старинному дворянскому роду Толстых, первое упоминание о которых относится к XVI веку. Среди представителей этого рода были известные государственные деятели, писатели, художники. Лев Николаевич Толстой гордился своими предками и чувствовал глубокую связь с ними. Он говорил о том, что «…вспоминать предков – отцов, дедов, прадедов моих мне … особенно радостно». Род Толстых существовал в России почти 500 лет до рождения Льва Николаевича и существует поныне.
Слайд 4
Ведущий 2: Лев Николаевич Толстой рано потерял своих родителей. Его мама, Мария Николаевна, умерла, когда маленькому Лёвушке было всего полтора года, а когда мальчику исполнилось девять, ушёл из жизни отец, Николай Ильич. Всё, что знал Лёвушка о своей матери, ему было известно из рассказов других людей о ней как о хорошей и доброй женщине.
Ведущий 1: Мария Николаевна знала четыре иностранных языка, играла на фортепиано, рисовала и обладала удивительным даром рассказывать сказки и различные истории. Отец писателя был весёлым и остроумным человеком, занимался хозяйством и воспитанием детей, был образованным и много читал. Собирая домашнюю библиотеку, он, например, принял «твёрдое решение не поставить в шкаф ни одной книги, которую бы сам не прочёл».
Ведущий 2: Маленький Лёва любил читать произведения А.С. Пушкина и многие его стихи знал наизусть. Любовь к поэзии Пушкина осталась у Льва Николаевича на всю жизнь. Пушкина он считал своим учителем в литературной, писательской деятельности.
Слайд 5
Ведущий 1: Несмотря на потерю родителей в раннем детстве, маленький Лёвушка не ощущал своего сиротства. Его спасала большая и дружная семья- бабушка, тётушки, братья и сестра (в семье графа Н.И. Толстого было пятеро детей: четыре сына - Николай, Сергей, Дмитрий, Лев - и младшая дочь Машенька). Мальчики были очень дружны, вместе играли, гуляли, мечтали о счастливой жизни для всех людей. Старший Николай (Николенька) часто рассказывал своим младшим братьям сочинённые им сказки, истории, легенды. И однажды объявил младшим, что «у него есть тайна…». Вот как об этом вспоминал сам Лев Николаевич:
Слайд 6
Ведущий 2: «Когда нам с братьями было – мне пять, Митеньке шесть, Серёже семь лет, Николенька объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми; не будет ни болезни, ни неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются «муравейными братьями … и я помню, что слово «муравейные» особенно понравилось, напоминая муравьёв в кочке. Мы даже устроили игру в муравейные братья, которая состояла в том, что садились под стулья, загораживая их ящиками, завешивали платками и сидели там…».
Ведущий 1: Эта тайна, по словам Николеньки, была записана на конце заповедной зелёной палочки, зарытой в лесу «у дороги, на краю оврага». Дети, увлечённые рассказами Николеньки, воображали себя «муравейными» братьями, мечтали обязательно найти зелёную палочку и уничтожить всё зло на свете. Лев Николаевич Толстой через всю жизнь пронёс воспоминания о детской сказке-игре, и, умирая, завещал похоронить себя у того оврага, где, по рассказам Николеньки, была зарыта зелёная палочка.
Слайд 7
Ведущий 2: В шестнадцать лет Лев Толстой поступил в Казанский университет, но после трех лет учебы решил перейти на самообразование – учиться самостоятельно по собственному плану. Он изучал историю и музыку, рисование и медицину, юридические науки и сельское хозяйство. И всю жизнь Толстой пополнял свои знания. В это же время у Льва Николаевича возникает серьёзное желание писать, заниматься литературной
деятельностью.
Слайд 8
Ведущий 1: Пришлось Толстому и в армии служить. Во время Крымской войны он командовал батареей в осажденном Севастополе и там же – в окопах, под пулями – писал свои «Севастопольские рассказы». Возможно, он достиг бы высоких чинов в армии, но после окончания войны решил оставить службу, поселился в усадьбе Ясная Поляна и занялся литературой.
Ведущий 2: «...Счастье в том, чтобы жить для других...», - писал Толстой. Лев Николаевич пришёл к убеждению, что самое главное для любого человека состоит в том, чтобы делать добро людям, среди которых живёшь. Одним из путей «помощи ближнему», было, по мнению Толстого, образование и просвещение людей.Слайд 9
Ведущий 1: Поэтому в 1859 году в своём родовом имении Ясная Поляна Лев Николаевич Толстой открыл бесплатную школу для тридцати яснополянских крестьянских детей, сам же и работал учителем. Во времена Л.Н. Толстого в России было мало школ в городах, а в деревнях их почти не было совсем, народ был безграмотный. За обучение в некоторых деревнях брались представители духовенства и отставные солдаты. У них было по два-три, но не более шести учеников, и их основной задачей было вызубрить заданный «стишок». Учитель, как правило, почти целый день занимался посторонними делами, а за себя оставлял старшего из детей, который должен был «поддерживать порядок», то есть следить за тем, чтобы остальные дети не баловались, а если кто провинился — то учитель его наказывал – сёк розгами. Считалось, что научить детей чему-либо без порки невозможно.
Слайд 10
Ученик читает стихотворение Н. Кончаловской «Как в Москве учились»
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
«А» да «Б» - как «Аз» да «Буки»,
«В» – как «Веди», «Г» – «Глаголь».
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
А каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался «перочинный»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину.
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Так из летописей старых
Знали дети москвичей
О литовцах, о татарах
И о родине своей...
Слайд 11
Ведущий 2: Учебников в те времена ещё не было, и Лев Николаевич занялся составлением Азбуки. Огромную работу проделал писатель, добиваясь, чтобы, как он сам говорил, все было «красиво, коротко, просто и, главное, ясно». При жизни Толстого «Азбука» издавалась 30 раз, её переводили на многие языки мира: английский, французский, немецкий и даже арабский.
Ведущий 1: Позже Толстой написал «Новую Азбуку» и «Книги для чтения», по которым затем обучалось не одно поколение детей. В этих книгах просто и своеобразно изложены основы научных знаний по истории, географии, физике, химии, астрономии. И даже сейчас есть школы, где детей обучают грамоте по Азбуке Льва Николаевича.
Ведущий 2: Предлагаем, ребята, и вам отправиться в увлекательное путешествие по страницам Азбуки Толстого. А поможет нам в этом один любознательный мальчишка, который очень хотел учиться. Надеюсь, вы его узнаете без труда.
Слайд 12
Инсценировка «Филиппок»
(Действующие лица: Филиппок, Учитель, 4 Ученика)(Мизансцена: в одной части комнаты — импровизированный класс: за столом сидят несколько ребят и занимаются, рядом с ними стоит Учитель с красным шарфом на шее; в другой части комнаты сидит Филиппок, которого учитель и ученики пока «не видят»)
Филиппок (рассказывает зрителям): Отец сегодня ещё с утра уехал в лес, мать ушла на подённую работу. Остались в избе только я да бабушка на печке. И так мне скучно стало одному, что решил я пойти в школу. Школа наша за селом у церкви. Ух, я и натерпелся страху, пока до школы добирался. Когда по своей слободе шёл, ещё ничего, меня собаки не трогали — знали. А как вышел к чужим дворам, там за мной выскочила Жучка, а за ней и большая собака Волчок. Если бы не один мужик, который собак отогнал, мне было бы не сдобровать. А как к школе подошёл, так совсем оробел. Думаю: «Что, как учитель меня прогонит?» Назад идти — опять собака заест, в школу — учителя боюсь. Долго я не решался войти. Да шла мимо школы баба с ведром, она и говорит мне: «Все учатся, а ты что тут стоишь?» Я и отворил дверь. Школа вся полна ребят. Все кричат своё, и учитель в красном шарфе ходит посередине.
(учитель и ученики замечают Филиппка)
Учитель (с удивлением): Ты кто? (Пауза) Или ты немой? (Пауза) Ну, так иди домой, коли говорить не хочешь. (Филиппок испуган, почти плачет. Учитель успокаивает его, гладит по голове. Обращается к детям): Кто этот мальчик?
Ученик 1: Да это Костюшкин брат, он давно в школу просится, да мать его не пускает. Вот он украдкой и пришёл в школу.
Учитель (обращаясь к Филиппку): Ладно, попрошу твою мать, чтобы пускала тебя с братом в школу. Ну, а буквы ты знаешь?
Ф.: Да, и немножко читать умею.
У.: Ну-ка, сложи своё имя.
Ф.: Хве-и — хви, ле-и — ли, пе-ок — пок.
Слайд 13
Ведущий 1 (обращаясь к залу): Ну что, ребята, узнали, как зовут мальчика и из какого он рассказа Л.Н. Толстого? (ответы детей)
Филиппок: Здравствуйте, ребята, да, меня зовут Филиппок, и я помогу вам совершить путешествие по яснополянской школе и удивительному миру книг Льва Николаевича Толстого. Ведь это и мне даст возможность встретиться со своими друзьями. Ну что, вперёд?
Учитель: Толстой создал первую в мире школу со свободным посещением. Ученики могли приходить и уходить, когда им вздумается (хотя часы уроков и были назначены); могли выбирать те предметы, которые им нравятся. Порядок занятий они тоже выбирали сами. Главное, чтобы у детей было желание получать образование. В яснополянской школе Толстой создал все условия, чтобы ученики чувствовали себя свободно и весело, а учились с большой охотой и желанием.
Филиппок: Раньше крестьянским ребятишкам не разрешалось входить в графскую усадьбу. И как удивились ребята, когда услышали, что Лев Николаевич созывает их к себе. По всем окрестным сёлам пошёл говор: «Зачем зовёт их граф? Говорит, что будет учить грамоте.»Ученик 1: Оказалось, что граф хочет устроить школу для крестьянских детей и сам их будет учить. Поначалу намерение Льва Николаевича организовать в своем доме бесплатную школу было встречено крестьянами с недоверием. В первый день лишь 22 ребёнка, приодевшиеся, обутые в новые лапти, несмело переступили порог господской усадьбы. Двухэтажный дом показался крестьянским детям огромным, ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенной крышей. Будущие ученики стояли и ждали графа.
Ученик 2: Вскоре он вышел на крыльцо — плечистый, крепкий, с чёрной бородой. Ребята слегка оробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил — и сразу вся робость прошла, сразу стало просто и хорошо. С первой встречи началась дружба, а потом возникла и любовь к учителю, которая у многих ребят так и осталась на всю жизнь. Яснополянская школа была не похожа на все другие школы. Учеба здесь сильно отличалась от обычных школ. Здесь дети обучались бесплатно и за нерадивость их не наказывали – здесь вообще не было телесных наказаний. Поэтому родители первое время опасались, а будет ли прок от этой затеи. Но не прошло и пяти-шести недель, и число учеников возросло более чем в три раза.
Ученик 3: От раннего утра и до поздней ночи занимался Толстой с детьми. Он не только учил детей грамоте, письму, счёту, русской истории, естествознанию, рисованию и пению, но и много гулял с ними, рассказывал обо всём, что могло их заинтересовать. Лев Николаевич считал, что ученики должны получать широкий круг знаний. В Яснополянской школе изучали 12 предметов: чтение, письмо, грамматику, русскую историю, математику, рисование, беседы из естественных наук (физики, географии, астрономии, химии), а также черчение и пение. Толстой стремился также привить детям трудовые навыки. Для этого он выделил участок, который обрабатывали сами школьники. Ученики сеяли и выращивали лен, горох, репу и сами убирали урожай.
Ученик 4: Школа не отпугивала ребят от учения, они чувствовали себя в ней свободно и весело. В классе ученики рассаживались, кто где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру. На дом уроков не задавали, так как Толстой знал, что в тесной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству. Занятия нередко проводились в поле, в саду, в парке. На переменах и после занятий Толстой показывал ребятам гимнастические упражнения, играл с ними в городки, бегал наперегонки, зимой учителя с учениками катались на санках с гор, летом ходили на речку или в лес, водили хороводы.
Слайд 14
Ведущий 1: Очень скоро школа в Ясной Поляне, благодаря необычайно быстрым успехам детей, приобрела самую лучшую репутацию у окрестных крестьян, так что к Толстому порой возили учеников за 50 вёрст.
Ведущий 2: Эта удивительная школа существовала три года, пока все 150 местных детей не выучились всему, что казалось нужным яснополянским учителям. Кроме этого, Толстой помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны.
Ведущий 1: А его «Новая азбука» обучала детей родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы. Всего Львом Николаевичем Толстым написано для детей 629 произведений различных жанров. Это рассказы, сказки, были, очерки, басни и др. «Новая азбука» учитывала возрастные особенности детей, и отличалась хорошо подобранным материалом для чтения. Сначала в азбуке шли небольшие рассказы всего в несколько строк. Сейчас Филиппок их вам, ребята, прочитает.
Слайд 15
Филиппок читает рассказы Л.Н. Толстого
Спала кошка на крыше. Она сжала лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка. Кошки очень хитры.
Таня знала буквы. Она взяла книгу и куклу и дала книгу кукле, будто школа.- Учи, кукла, буквы! Это – А. Это – Б. Бе. Смотри, помни!
3. У Груши не было куклы, она взяла сена, свила из сена себе жгут, и это была ее кукла, звала она её Маша. Она взяла эту Машу на руки. - Спи, маша! Спи, дочка! Бай, баю, бай!
Слайд 16
Ведущий 2: В «Новой Азбуке» Толстого есть рассказы, написанные по русским народным пословицам, и в каждом из рассказов в образной форме раскрывается смысл пословиц.
Ученик читает рассказ «От добра добра не ищут»
Бежал заяц от собак и ушёл в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел ещё лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, и полез в чащу в овраге - и наскочил на волка. Волк схватил его. «Видно, правда, - подумал заяц, - что от добра добра искать не надо. Хотел лучше спрятаться и вовсе пропал».
Слайд 17
Ведущий 1: Сочинял Л.Н. Толстой и загадки. Сейчас мы проведём конкурс загадок из книг для чтения Л.Н. Толстого.
На дворе горой, а в избе водой (снег)
Лежит ниже кота, встанет – выше коня (дуга в упряжке лошади)
Без ног, без рук, а рубашку просит (подушка)
Дедушка без топора мост мостит (мороз)
Вокруг пóля достанут, а вокруг головы не достанут (глаза)
Без крыл летит, без ног бежит, без огня горит (ветер)
Семя плоско, поле гладко, кто умеет – тот и сеет (письмо)
Маленький Ерофейка подпоясан коротенько, по полу скок-скок и сел в уголок (веник)
Два барашка, четыре рожка (подушка)
Черненькая собачка, свернувшись, лежит; не лает, не кусает, а в дом непускает (замóк)
Кланяется, кланяется, а придёт домой – растянется (топор)
Два брата друг на друга глядятся, а вместе не сойдутся (пол и потолок)
Не живая, а дышит (квашня)
Два кольца, два конца, посередине гвоздь (ножницы)
Семьдесят одёжек, все без застёжек (капуста)
Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь (клубок)
Бык железный, хвост кудельный (иголка с ниткой)
Один льёт, другой пьёт, третий растёт (дождь, земля и дерево)
Слайд 18
Ведущий 2: Основное место в учебных книгах Толстого занимают сказки – это вольные переложения русских, индийских, персидских, турецких, немецких сказок, переделки басен Эзопа, иногда пересказы произведений современных Толстому авторов. Лев Николаевич не просто поместил их в свои «Книги для чтения», а переработал их — пересказал, чтобы они было понятны ученикам школы. Создавая свои собственные произведения, Толстой заботился о том, чтобы сюжет их был поучителен и занимателен, но прост. Предлагаю вам, ребята, послушать сказку Льва Николаевича «Волк», которую он сам рассказывает.
Слайд 19 Аудиозапись сказки Л.Н. Толстого «Волк»
Слайд 20
Ведущий 1: Угадайте, из каких сказок Л.Н. Толстого эти отрывки:
1. «В доме было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайла Ивановича; вторая чашка поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая». («Три медведя»)
2. «У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понёс». («Как мужик гусей делил»)
3. «Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали – подле них лежит камень и на камне что-то написано. Они стали разбирать и прочли: «Кто найдёт этот камень, тот пускай идёт прямо в лес, на восход солнца. В лесу придёт река: пускай плывёт через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдёшь счастие». («Два брата»)
4. «Жил старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле
пахать, а старуха осталась дома блины печь. Старуха напекла блинов и говорит: - Если бы был у нас сын, он отцу блинов отнёс; а теперь с кем пошлю? Вдруг из хлóпка вылез маленький сыночек и говорит: -Здравствуй, матушка! А старуха и говорит: - Откуда ты, сыночек, взялся и как тебя звать? А сыночек и говорит: - Ты, матушка, отпряла хлопóчек и положила в столбóчек, я там и вывелся. А звать меня...» («Липунюшка»)
5. «Раз ушли все разбойники и оставили девочку одну. Она принесла соломы, сделала из соломы куклу, надела на неё свои платья и посадила у окна. А сама вымазалась мёдом, вывалялась в перьях и стала похожа на страшную птицу. Она выскочила в окно и побежала». («Девочка и разбойники»)
6. «У одного бедного человека было семеро детей мал мала меньше. Самый меньшой был так мал, что когда он родился, он был не больше пальца... Но даром, что был мал, был очень ловок и хитёр». («Мальчик с пальчик»)
Ведущий 2: Сказки, истории, былины, созданные писателем, часто имеют научно-познавательный характер. В коротких познавательных сказках и рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. Вот, например, как одушевление предметов, волшебно-сказочная форма повествования помогают ученикам усваивать географические понятия.
Слайд 21
Ученик читает сказку «Шат и Дон»
У старика Ивана было два сына: Шат Иваныч и Дон Иваныч. Шат Иваныч был старший брат; он был сильнее и больше, а Дон Иваныч был меньший и был меньше и слабее. Отец показал каждому дорогу и велел им слушаться. Шат Иваныч не послушался отца и не пошёл по показанной дороге, сбился с пути и пропал. А Дон Иваныч слушал отца и шёл туда, куда отец приказывал. Зато он прошёл всю Россию и стал славен.
В Тульской губернии, в Епифанском уезде, есть деревня Иван-озеро, и в самой деревне есть озеро. Из озера вытекают в разные стороны два ручья. Один ручей так узок, что через него перешагнуть можно. Этот ручей называют Дон. Другой ручеёк широкий, и его называют Шат.
Дон идёт всё прямо, и чем дальше он идёт, тем шире становится.
Шат вертится с одной стороны на другую. Дон прошёл через всю Россию и впал в Азовское море. В нём много рыбы, и по нём ходят барки и пароходы.
Шат зашатался, не вышел из Тульской губернии и впал в реку Упу.
Слайд 22
Ведущий 1: Большое внимание Л.Н.Толстой уделял такому жанру как басня. В них через иносказание, ненавязчиво, деликатно преподносятся любые назидания, сложная мораль. Писатель добивается того, чтобы живая и конкретная мораль его басен была понятна детям. Басни Льва Николаевича Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту, заставляют задуматься над отношением к старикам и беспомощным.
Ученик читает басню «Два товарища»
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, в отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?» «А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
Слайд 23
Ведущий 2: Писатель учит детей всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ-описание «Какая бывает роса на траве».
Ученик читает рассказ «Какая бывает роса на траве»
Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами - и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его. Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
Слайд 24
Ведущий 1: Особенной поэтичностью отличаются рассказы Льва Толстого о животных. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных, знакомит с повадками животных и птиц, очеловечивает их, наделяет индивидуальными чертами характера. Маленьким детям легко запоминается, к примеру, сообразительность и находчивость галки из рассказа «Галка и кувшин».
Ученик читает рассказ «Галка и кувшин»
Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.
Ведущий 2: Считая детство очень важным периодом жизни, Толстой много внимания в своих произведениях уделяет образам детей. Он отмечает их впечатлительность, пытливость, любознательность, отзывчивость, трудолюбие, ярко подмечает интересные моменты в поведении. Крестьянские дети показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Более того, деревенская жизнь передаётся часто так, что мы видим её глазами ребят. В этих коротких рассказах показаны и взаимоотношения детей и взрослых в крестьянской семье.
Ученик читает рассказ «Чашка»
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришёл и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: "Я". Отец говорит: «Спасибо, что правду сказал».
Ведущий 1: А сейчас, ребята, мы предлагаем вам посмотреть сохранившиеся до наших дней кадры кинохроники, где вы увидите живого Толстого.
Слайд 25
Кадры кинохроники «Л.Н. Толстой в Ясной Поляне»
Слайд 26
Ведущий 2: Идею создания новой школы и воспитания творческой личности Толстой считал наиважнейшей, а занятия педагогикой — самым радостным и счастливым временем своей жизни. Лев Николаевич внёс значительный вклад в развитие детской литературы, рассказы Толстого выходят почти на всех языках. «Азбука» Льва Толстого – это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни.