Открытый урок по чтению в 7 классе на тему: «Биография и творчество М.В. Исаковского»

МАС(К)ОУ «Белоевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»











Открытый урок по чтению в 7 классе на тему:
«Биография и творчество М.В. Исаковского»

















Учитель русского языка и литературы: Ососова В.Н.










2015

Тема: «Биография и творчество М.В. Исаковского».
Цель: Дать представление о жизни и творчестве известного поэта песенника, любившего и воспевавшего свою родину, совершенствовать технику чтения, учить находить нужную информацию в тексте, развивать речь детей через ответы на поставленные учителем вопросы, формировать умение делать выводы, вызвать уважение к личности поэта, восхищение его творчеством, воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: портрет, карточки вопросы.

Ход урока.
Начинается урок, думаю пройдет он впрок. Урок чтения. Прочитайте, пожалуйста девиз: Книга книгой, а своим мозгом двигай!
М. Горький
Как вы понимаете смысл этого девиза? (смекай, читай с умом, с толком, думай, делай выводы)
Надеюсь, что своей активностью и вдумчивыми ответами вы оправдаете этот девиз.
Актуализация знаний.
Вспомним пройденный материал. Начнем с таблиц. Работаем в группах. Посовещайтесь, с чьим именем связана эта информация, озаглавьте и исключите ту информацию, которая кажется вам лишней. (карточки)
Как озаглавила первая группа? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
Назовите лишнюю информацию. Почему вы так считаете? Кто написал?
Как озаглавила вторая группа? (Алексей Максимович Горький)
Лишняя информация? Кто написал?
Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией еще одного замечательного человека. Кто этот человек, мы попытаемся отгадать, и поможет нам в этом та информация, над которой вы работали.
1. Зовут его так же, как поэта, погибшего в 26 лет. (Михаил)
2. Творчество его совпадает с отчеством дедушки Максима Горького. (Васильевич)
3. Фамилию попробуем отгадать с помощью математического шифра .(буквы в алфавите) 10\ 19\ 1\ 12\ 16\ 3\ 19\ 12\10\11 (Исаковский)
Итак, тема нашего урока: «Биография и творчество Михаила Васильевича Исаковского».
Постановка целей.
О чем бы вы хотели узнать? Когда и где родился? В какой семье? Какое получил образование? О чем писал? Когда стал писать стихи? На эти и другие вопросы мы с вами постараемся найти ответы. Объяснение нового материала. Какую информацию вы можете получить из этой таблицы. (Михаил Васильевич Исаковский 1900 1973)
когда родился, умер, сколько лет прожил, в каком веке жил?
Край мой смоленский,
Край мой любимый,
Здесь моя юность когда то бродила.
И где же родился Исаковский? (На Смоленщине деревня Глотовка)
Действительно, родной край Исаковского на Смоленщине, деревня Глотовка. Там 19 января 1900 года родился поэт. О любви к родной стороне, о далеких годах молодости Исаковский вспоминает в книге: «На Ельнинской земле». Сквозь горести и нужду пронес любовь к своей малой родине поэт в своем сердце.
Чтение отрывка учителем.
А сейчас самостоятельно попытаемся найти ответы на вопросы.
В какой семье родился?
Какое получил образование?
Дети читают про себя. На какой вопрос нашли ответ те, у которых карточка №1(в какой семье родился). У которых карточка №2 (какое получил образование). Самоучка человек, который выучился чему либо самостоятельно. Чтение отрывков вслух.
Вывод.
Исаковский родился в бедной крестьянской семье. Сам научился читать и писать. Писать стихи Исаковский начал еще в школе. Когда ему исполнилось 14 лет, его стихи печатали в газете. Во многих его стихах звучит мысль об учении. Из окрестных деревень приходили к нему неграмотные крестьяне с просьбой для них написать письма для близких, ушедших в город. Послушаем, как он об этом вспоминает: с 11 лет начал писать письма.
В этом отрывке встретятся слова свекор отец мужа, свекровь мать мужа, клеть кладовая при избе или отдельной постройке.
Читает ученик.
За письмо ему платили 5 копеек . На эти деньги он покупал продукты.
Благодаря этим письмам Исаковский познавал жизненные трудности, он учился понимать жизнь, страдания. Он понимал, как тяжело человеку, когда он сам не может даже письмо написать. Поэтому в стихах Исаковского звучит мечта об учении, о лучшем завтрашнем дне, он с любовью пишет о деревне, о человеке труженике, о Родине, о красоте родной земли.
- О чем писал?
Его стихи легко запоминаются, они написаны простым языком.
Чтение стихотворения «Вишня».
- Что решил сделать с вишней старик? (посадить вишню у дороги)
- Зачем? (для красоты, для отдыха)
Главная мысль стихотворения. Старик не думает о себе, он хочет позаботиться о других людях. Конечно, он был бы и рад, если бы люди, сидя под вишней, вспоминали его, но это для него не главное. Не хотят, не вспоминай не надо, все равно я вишню посажу.
- Когда начал писать стихи?
-О чем писал? (о родине, о деревне, о людях)
Но особенно он прославился своими песнями. Поэт песенник.
Его стихи не только легко запоминаются, их еще хочется петь . Многие композиторы написали музыку к его произведениям. Это «Ой цветет калина», «Каким ты был», «Одинокая гармонь», «Услышь меня, хорошая».
Но особенно ярко песенное творчество проявилось в годы Великой Отечественной войны. А когда была война? Какую годовщину со дня Победы будем отмечать 9 мая? (58 ую)
Тяжелая болезнь глаз не позволила ему надеть солдатскую шинель, но стихи и песни помогали солдатам бить врагов. На стихи Исаковского написаны замечательные песни «Враги сожгли родную хату» - боец возвращается домой, а дом сожгли фашисты. Ни дома, ни семьи.
«Ой туманы, мои растуманы» (как бойцы отправились в поход). Особо известно стало стихотворение «Катюша», которое было написано накануне войны, а в годы войны « Катюша» стала песней воительницей, песней героиней. Эта песня и поныне печатается в школьных учебниках во многих странах. Сейчас мы с удовольствием послушаем и споем эту легендарную песню. (Звучит песня).
Какие чувства вызывает у вас эта песня?
(вдохновляет, воодушевляет, призывает защищать Родину от врагов).
Эта песня действительно помогала жёнам, сёстрам, невестам ждать своих мужей, братьев, женихов, а солдатам защищать свою Родину. Не зря новое оружие -реактивные миномёты, в годы войны бойцы ласково называли «Катюша».
По заказу командования Исаковский написал новое стихотворение «Песня про Катюшу». В нём были такие слова: - читает Владик.
(показ реактивных миномётов).
На родине Исаковского, там, где поднимается над рекой Угрой «Берег крутой», стоит памятник песне «Катюша». На прикреплённой к большому камню-валуну медной дощечке высечены слова из этой песни, а рядом беседка из бревенчатых скамеек под навесом. По традиции ребята из окрестных деревень, призываемые в армию, собираются здесь для прощания с невестами, гуляют, говорят заветные слова.(показ памятника)
На все ли поставленные вопросы мы нашли ответы.
Когда и где родился?
В какой семье родился?
Какое получил обращение?
Чем особенно прославился?
Когда начал писать?
А вот когда Исаковский стал считать себя поэтом, мы узнаем из учебника. Это и будет вашим домашним заданием.
Удалось ли вам следовать девизу урока?
Я думаю удалось. Вы должны читать с умом, с толком, думать, смекать, сделать выводы.
Вывод: Основным творчеством поэта является тема Родины, природы. И хотя его нет с нами, его поэзия могла бы сказать о себе:
А я остаюся с тобою,
Родная моя сторона.
Мы с вами должны также видеть красивое, живое, родное, любить и беречь природу, а значит, и Родину.
И ласточки крыльями машут,
И топится чья-нибудь печь...
И всё это- родина наша, а родину надо беречь.
Беречь так, как сберегли для нас наши деды, прадеды.
Поздравляю вас с днём Победы.

Заголовок 315