Доклад Тема «Индивидуализация и дифференциация обучения. Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках географии».
Доклад
Тема «Индивидуализация и дифференциация обучения. Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках географии».
Еще древние мудрецы говорили: « Увидеть и понять проблему- наполовину решить ее, если же видишь ее, то знай, что она в тебе самом». Большинству из нас проблема обучения учащихся знакома, и мы хорошо понимаем, что у всех учащихся с низками учебными возможностями, с особой индивидуальностью практическая деятельность не направлена на познавательный процесс. Можно ли что-то изменить? Считается, что можно. В первую очередь, в работе с данной категорией обучающихся следует решать с данной категорией обучающихся следует решать задачи, которые помогли бы учащимся, имеющим низкие учебные возможности, адаптироваться в социуме, работать на уроках с учетом возможностей, общеучебной подготовки, своих индивидуальных особенностей.
Рассматривая вопрос индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, необходимо решать и вопросы предпрофильной подготовки этой группы обучающихся, их индивидуальных образовательных маршрутов.Это возможно при наличии базы данных , индивидуальных особенностей темперамента, диагностики, индивидуальных особенностей личности, возможностей и способностей обучающихся данной категории.
Говорить о том, что обучать детей, имеющих низкие учебные возможности,- только попусту тратить время- это значит, что учитель сам не в полной мере владеет информацией о данном ребенке и , значит, нуждается в самоанализе и корректировке своей практической деятельности в вопросе индивидуализации и дифференциации обучения.
Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности. Сл. 1
В контексте индивидуализации обучения понятие “дифференциация” исходит из особенностей индивида, его личностных качеств. Много возможностей для внутренней дифференциации представляет групповая работа. Сл. 2
Под групповой работой понимается такое построение работы, где класс делится для выполнения того или иного задания на группы по 3 – 8 человек – чаще всего по 4 человека. Задание даётся группе, а не отдельному ученику. В малой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, в условиях отношении возможностей действовать в соответствии со своей индивидуальностью.Педагогика дифференцированного подхода имеет в виду не приспособление целей и содержание обучения и воспитания к отдельным школьникам, а приспособлением методов и форм работы к этим индивидуальным особенностям с тем, чтобы развивать личность. Следовательно, дифференцированный подход к школьникам – это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенно в личности каждого ученика.
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Разработка системы воздействия на каждого ученика с учётом индивидуальных возрастных особенностей – вот задача, стоящая перед учителем по реализации индивидуального подхода в практической деятельности. Основным исходным элементом в этой системе должно быть изучение ученика. Изучение ученика, поступающего в школу, и первоклассника проводится обычно методами опроса родителей, беседы с ними на дому, наблюдения культурно-бытовых условий, изучение медицинской карты, а также методом специально организованных бесед с ребёнком и методом наблюдения за ним в процессе обучения и воспитания. Результаты первичного изучения являются основой для выработки педагогических мер воздействия на ученика.
Изучение ребёнка – процесс непрерывный, развивающийся. Поэтому для изучения школьников предлагается иной план наблюдений: особенности умственного развития:
а) внимания, памяти, мыслительных процессов;
б) усвоения учебного материала – самостоятельность, темп работы;
в) речь, начитанность, общий кругозор.
Знания ученика и его отношения к учению:
а) качество знаний по предметам;
б) уровень общеучебных умений; умения слушать и слышать, организовать рабочее место и поддерживать порядок в нём, включаться сразу в работу, работать на заданном темпе, проверять правильность выполнения задания (самопроверка), умение довести работу до конца;
в) отношение к своим успехам и неудачам в учебной работе, отношение к оценке учителем и товарищами;
г) прилежание, интерес к учебной работе.
Дисциплина и морально – волевые качества: сосредоточенность, настойчивость, стремление достигнуть результата.
Дифференцированное педагогическое воздействие с учетом половых психофизических различий в классе.
Обучение мальчиков и девочек, учитывающее их природные психофизические особенности и различия, способствуют полноценному интеллектуальному и психологическому развитию детей, обеспечивает комфортную, природосообразную среду воздействий в процессе обучения.
Большое значение в индивидуализации и дифференциации имеет профильное образование.
Создание в учебно- воспитательном процессе условий для свободного выбора предметов при наличии списка обязательных и организация Сочетание обязательного общеобразовательного уровня с возможностью индивидуального развития.
Обязательность диагностирования индивидуальных особенностей учащихся с целью их самоопределение в профилях.
Уважение к личности ребенка, формирование профильных классов и групп согласно интересам к индивидуальным способностям. углубленного изучения профильных предметов.
Необходимость индивидуализации обучения обусловлена большими индивидуальными различиями тех качеств учащихся, от которых зависит результат учения. Сюда относятся уровень знаний, умений и навыков, учебные умения и способности.
Кроме того, у учащихся имеются различные свойства и состояния, которые постоянно или временно влияют именно на этого ученика и которые учитываются в индивидуальных случаях. По теории развития обучение может быть лишь тогда развивающим, если представленные учащемуся задания учитывают уже достигнутый им уровень.
Реализация индивидуального подхода в обучении школьников не разовое "мероприятие", это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребенка, уровнем его знаний, сформированности умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем изменяются цели, содержание, приемы подхода к ребенку.
2.Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках географии.
Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т. д.
В современном обществе всё более остро ощущается ценность и значимость каждой человеческой личности. По этой причине становятся ведущими технологиями, направленными на личность, на её индивидуальность.
Индивидуальный подход к учащимся, индивидуализация и дифференциация обучения и методике преподавания различных предметов ведется уже более полутора веков.
Дифференцированный подход - обучение, методы, приемы, средства и содержание которого адаптированы к типологическим особенностям учащихся (типам их памяти, мышления, учебным возможностям и др.).
Поскольку «Индивидуализация – цель обучения, дифференциация – средство достижения цели», то в условиях демократизации и гуманизации школьного образования становится необходимым дифференцированный подход к учащимся вообще и на уроках географии в частности.
Требования учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения – древняя традиция, ведь во все времена учащиеся отличаются друг от друга по разным показателям в значительной мере. Это и есть принцип индивидуального подхода, который я пытаюсь применять на уроках биологии.
- дифференцированные задания, используемые при закреплении изученного материала на уроке и контроле знаний и умений учащихся, должны варьироваться по объему и уровню их самостоятельности.
- эффективность учебного процесса возрастает, если дифференцировать по такому же принципу лабораторные работы и домашние задания.
Для внедрения дифференцированного обучения в свою практику работы, я учитываю ряд методических условий:
- прежде всего, изучая индивидуальные особенности учащихся, я тщательно подхожу к составлению и подбору дидактического материала.
- даю учащимся на уроке много самостоятельных заданий, с учетом длительности и системности дифференцированного обучения.
Самостоятельная работа имеет множество положительных моментов:
- возникновение интереса к изучению биологии;
- желание читать дополнительную литературу;
- сознательное отношение к учению.
Так как в классе ученики разного уровня обученности, для достижения поставленных целей на всех этапах урока осуществляю индивидуальный подход к школьникам.
В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся: работа с картой, аудиовизуальными пособиями, картинами, цифровым материалом использую задание трех уровней:
- первый уровень- объяснительно-иллюстрированный.
Ученики воспроизводят изучаемый материал в том виде, в каком он изложен в учебниках.
- второй уровень- репродуктивный. Учащиеся применяют знания и умения по образцу.
- третий уровень- частично-поисковый и исследовательский. Учащиеся творчески применяют знания и умения в новой учебной ситуации. Эти уровни и соответствующие им методы использую на всех этапах обучения: при объяснении и изучении нового материала, проверке, обобщения и закрепления знаний.
Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках географии достигается путем организации нетрадиционных уроков, которые вызывают у учащихся особый интерес: уроки путешествия, интеллектуальные брейн-ринги, «Счастливый случай», деловые игры, КВН, устные журналы, пресс-конференции, лекции, экскурсии, которые вносят разнообразие в учебную деятельность. В традиционные уроки ввожу игровые моменты, игры, такие как: «Что лишнее?», «Кто лишний?», «Найдите ошибку», «Географическое лото» и другие.
При объяснении нового материала использую работу с учебником. Ребята получают задания, инструкцию по их выполнению с указанием параграфа, страницы, абзаца.
В 6 классе при изучении тем: "Основные формы рельефа суши","Реки","Озера" предлагаю задания разного уровня сложности:
1)выделить главные мысли изученного;
2)дать характеристику явлением, процессам, найти упомянутые географические объекты на карте;
3)сравнить физическую карту с климатической.
Учащиеся имеют возможность выбрать задания для себя посильные, чтобы успешно с ними справляться.
Как правило, ребята справляются с выбранными заданиями и переходят к выполнению более сложных.
Домашние задания учащимся можно предложить также дифференцированные:
1.Составить сложный план рассказа (1 уровень);
2.В каждом абзаце выделить главную мысль (2 уровень);
3.Сделать ЛОК (лист опорного конспекта)по тексту параграфа (3 уровень);
В 7 классе
Описать физико-географическое положение страны по плану ( 1 уровенДать сравнительную характеристику двух стран ( 2 уровень)
Дать сранительную характеристику двух стран и ответить на вопросы –( например, почему ЮАР- самая развитая страна Африки?)
В 8 классе при изучении темы "Россия на карте мира"предлагаю следующие задания.
1)Найти крайние точки на карте (1 уровень);2)Найти точки и определить их координаты (2 уровень) 3)Определить и сравнить физико-географическое положение России с другими государствами(например ,с Канадой ,по выбору ученика или учителя),пользуясь картами атласами (3 уровень)
В 10 классе, при изучении темы "Трудовые ресурсы и занятость населения", предлагаю разноуровневые задания.
1.Рассмотреть возрастную пирамиду развитых стран (1 уровень).
2.Сравнить возрастную пирамиду развитых и развивающихся стран (2 уровень).
3.Проанализировать изменения в структуре занятости населения в отдельных стран мира. Составить прогноз предполагаемых изменений ,которые могут произойти в дальнейшем.Большинство знаний, которыми должны обладать учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими.
Обученность ребят в работе с картой определяю также 3-мя уровнями:
понимать карту(1 уровень)
читать карту(2 уровень)
знать карту(3 уровень)
На 1-м этапе обучения работе с картой в 6 классе при изучении темы "План и карта» знакомлю ребят с ее языком разновидностями, учу распознавать географическую действительность по изображению объектов, представлять по памяти расположения изучаемых объектов.
К примеру, при изучении темы "Внутренние воды Африки" в курсе географии 7-го класса учащимся предлагается следующая ситуация.
Река Нил - одна из крупнейших рек Африки. В разгар лета, когда жара достигает предела, уровень реки начинает подниматься и Нил выходит из берегов. А ведь он зажат с двух сторон пустынями и, казалось бы, летом, наоборот, должен сильно обмелеть. В чем причина его ежегодных разливов?
Группа учащихся, последовательно отвечающие на предложенные вопросы, выстраивают связной рассказ о причинах этого явления:
1 гр.
Где Нил берет начало?
От слияния каких двух рек он образуется?
2 гр.
В пределах каких природных зон и климатических поясов протекает?
В каких из них находятся истоки?
3 гр.
Каковы источники питания притоков Нила?
Когда уровень воды их максимален и почему?
Стихи, загадки, видеосюжеты, интересный занимательный материал из дополнительной научно-популярной и художественной литературы часто используются на уроках, что вносит элемент яркости, новизны, занимательности, способствуя развитию познавательного интереса, побуждая к творчеству.
Внешкольная информация усиливает мотивацию учащихся при изучении географии. Используя информацию средств массовой информации, решаю одну из сложнейших методических задач – обучение школьников выделению главного в тексте.
Используя медиаобразовательную технологию на своих уроках, подготавливаю подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях, учу понимать информацию и критически оценивать ее качество.
С помощью медиаобразования осуществляется межпредметная связь с предметами не только естественно-научного цикла, но и гуманитарного, в частности с литературой, ведь во множестве литературных произведений есть описание природных явлений и объектов. Все это позволяет мне рассматривать тему с точки зрения разных учебных предметов для полного раскрытия понятия.
Большое внимание уделяется творческим работам учащихся: составлению проектов путешествий, памяток экскурсантам, написанию рефератов, составлению прогнозов, сообщений, выполнению практических работ с использованием иллюстраций нарисованных учащимися, выполнению рисунков гербов, флагов и их описанию.
При этом рисунок использую как средство географического познания окружающей действительности.
Школьники учатся самостоятельно составлять описания, определения, классификации. Все эти виды работ помогают творчески мыслить, укрепляют уверенность в собственных силах, развивают любознательность, интерес к знаниям и умению добывать их самостоятельно.
Каждому ученику предоставляется возможность проявить свои творческие способности. При выполнении таких работ ученик учится мыслить, отбирает и систематизирует научный материал, делает самостоятельные выводы, отстаивает собственную точку зрения, использует знания и умения, полученные при изучении одного предмета для изучения другого предмета.
Особенность этой технологии заключается в том, что цель обучения меняется на самообучение.
Обучение, построенное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, способствует более прочному усвоению знаний, а моя задача как учителя – дать ученику возможность выбора.
При таком подходе каждый ученик получает возможность продемонстрировать свои сильные стороны.