Исследование Соловей в творческой биографии А.Алябьева
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №1»
РЕФЕРАТ
«Соловей» в творческой биографии А.А.Алябьева»
Работа выполнена преподавателем
высшей квалификационной категории,
заведующей отделением хорового пения,
Заслуженным работником культуры
Ульяновской области
Кочневой Светланой Геннадьевной
Димитровград, 2015
2
Содержание.
Введение 3
Глава I. Особенности творческой биографии А.А.Алябьева ...5
Глава II. Тема «Соловья» в вокальной лирике А.А.Алябьева 12
Заключение ..21
Литературный список .22
3
Введение.
Актуальность темы. Имя А.А.Алябьева прежде всего связывается с его песней «Соловей», облетевшей весь мир. Песня эта совершенно воплотила русский лиризм, рожденный восприятием русской природы. Напоминанием о России представлялся «Соловей» Глинки, который, живя вдали от родины, дважды творчески обращался к песне Алябьева. Любил «Соловья» и Чайковский: «Я не могу без слез слышать «Соловья» Алябьева!!!» (10, 242)
«Соловей» - любимая песня в репертуаре колоратурных сопрано. «Соловей» вошел в концертные программы и в качестве инструментальной пьесы. Первое место принадлежит виртуозным транскрипциям Глинки и Листа. До сих пор переложения «Соловья» занимают место в сборниках педагогического назначения.
Автор даже одной всемирно известной песни заслуживает изучения. А ведь Алябьев создал сотни превосходных произведений.
Необычна судьба замечательного русского композитора А.А.Алябьева. Еще при жизни он приобрел широкую известность как автор всемирно прославленного «Соловья», однако его творческое наследие, так же как и биография, оставались в полном забвении на протяжении более столетия.
Лишь в 1912 году появился первый биографический очерк Г.Тимофеева, а чуть позднее был обнаружен личный архив композитора.
Степень разработанности темы. По данной теме существует достаточно много литературы, например: Б.Штейнпресс «Страницы из жизни А.А.Алябьева» (М.,1956), Б.Штейнпресс «Алябьев в изгнании» (М., 1958), Б.Доброхотов «Александр Алябьев. Творческий путь» (М., 1956).
В нашей работе мы опирались в основном на следующие труды: Б.Доброхотов «Александр Алябьев. Творческий путь» (М., 1956), так как в этом ценном исследовании прослежена эволюция творчества Алябьева, возникновение замыслов композитора и пути их реализации; В.Я.Трайнин «Александр Алябьев» (Л., 1969), поскольку предлагаемый краткий очерк жизни и творчества Алябьева адресован
4
самому широкому кругу читателей, впервые знакомящихся с биографией композитора; Б.Штейнпресс «Биография «Соловья» (М., 1968), так как в этой работе в интересной форме рассказано об истории создания и дальнейшем триумфальном шествии знаменитого романса.
Цель исследования. Раскрытие творческой биографии Алябьева и определение значимости для вокального творчества Алябьева его романса «Соловей» (стихи Дельвига).
Задачи исследования. а) раскрытие особенностей творческой биографии Алябьева;
б) музыкальный анализ романса «Соловей» (стихи Дельвига).
Объект исследования. Русская вокальная лирика 1 пол. XIX века.
Предмет исследования. Романс А.Алябьева «Соловей» (ст. А.Дельвига), «Прощание с соловьем» (ст.Н.Кашинцева), «Прощание с соловьем на Севере» (ст.И.Веттер), «Что поешь, краса - девица» (ст. В.Домонтович).
Структура работы. Работа состоит из введения; двух глав; заключения; литературного списка (11 наименований).
5
Глава I. Особенности творческой биографии А.А.Алябьева.
Алябьев – одна из крупнейших фигур в истории русской музыки 1 пол. XIX века. Широкий художественный кругозор, профессиональное мастерство, жанровое и стилистическое многообразие ставят Алябьева в ряды выдающихся художников и музыкальных деятелей его времени. Давно уже снят несправедливо тяготевший над ним ярлык «дилетанта». Оригинальная и сильная творческая индивидуальность композитора выделила его из недавно еще привычно–обезличивающего «тройственного союза» Алябьев – Варламов – Гурилев. Алябьев, как впрочем, и его товарищи по «союзу», занял свое достойное место в ряду выдающихся музыкантов – предвозвестников эпохи расцвета русской музыкальной классики, возглавленной его великим современником Михаилом Ивановичем Глинкой.
Творчество Алябьева столько же обширно, сколько и разнообразно. Среди нескольких сотен его произведений оркестровые – сочинения от бытовой, танцевальной музыки до симфонии, музыкально - театральные – от музыки к драматическим спектаклям и водевилям до оперы. Обильно представлены хоровая музыка – светская и церковная, камерно - инструментальные сочинения, около 200 песен и романсов.
Изучение сохранившихся образцов оркестрово - симфонического творчества композитора, интенсивно развернувшегося в тобольской ссылке, позволило прийти к заключению, что «в Тобольске Алябьев сформировался как крупный русский симфонист». Написанную там же симфонию ми минор характеризуют как «непосредственную предшественницу симфонии – увертюры М.И.Глинки» и называют ее «высоким образцом ранней русской симфонии» (см.: 3, 114, 101, 103).
Этим самым определяется историческое значение симфонического творчества Алябьева. Значительными художественными достоинствами обладают и камерно – инструментальные произведения композитора. Оперы Алябьева не увидели сцены, хотя сохранившиеся рукописи убеждают в перспективности развития его творчества в этом жанре.
6
Подлинная стихия Алябьева – вокальная лирика. Здесь композитор достиг наивысшего проявления своего таланта и вдохновения. В зрелых образцах вокального творчества Алябьев выступает как художник яркой индивидуальности. В вокальной лирике Алябьева, говоря словами Б.Асафьева, «отложились надолго чувствования окружавшей его среды, родственные будущим поколениям».
«Очень чутким, одаренным лириком» назвал Алябьева Асафьев, а его песни – романсы – «глубоко значительным опытом романтической лирики» (7, 78).
В лучших образцах романсного творчества Алябьева выражены темы и образы, созвучные прогрессивным идейно – художественным тенденциям и устремлениям эпохи.
Александр Александрович Алябьев родился 4 августа 1787 года в городе Тобольске, где его отец занимал пост губернатора. В семье Адябьева любили музыку. Постоянным развлечением здесь были домашние концерты, в которых принимал участие крепостной оркестр, и в качестве солистов выступали местные музыканты – любители.
В 1896 году родители Алябьева со всей семьей переехали в Петербург, а с 1804 года поселились в Москве, где будущий композитор начал серьезно заниматься музыкой.
Одним из его учителей был известный теоретик и композитор И.Г.Миллер. Алябьев с юных лет полюбил серьезную классическую музыку, внимательно изучал Моцарта и Гайдна. Следы влияния венского классицизма заметны в первых опубликованных сочинениях Алябьева, особенно в его Первом струнном квартете (1815). Существуют предположения, что некоторое время юный музыкант занимался у прославленного Фильда.
События Отечественной войны побудили Алябьева вступить в ряды русских войск; вместе с армией он прошел боевой путь до Парижа, участвовал во многих сражениях и действиях партизанского отряда, был ранен и награжден орденами за боевые заслуги. В армии он сблизился с поэтом – партизаном Денисом Давыдовым и молодым Грибоедовым, с которым у него завязалась тесная дружба.
7
Конец 1810-х и 1 пол. 1820-х годов образуют первый период в творческом пути композитора. К этому времени относятся его ранние музыкально – сценические произведения и многочисленные романсы, среди которых выделяются произведения на тексты Пушкина, Жуковского, Дельвига. После Отечественной войны Алябьев все больше увлекается музыкой.
В Петербурге он вступает в кружок артистической молодежи, во главе которого стоял драматург Н.И.Хмельницкий, знакомится с писателями и поэтами И.А.Крыловым, А.А.Дельвигом. Близким приятелем Алябьева становится известный деятель русской культуры, организатор декабристского кружка «Зеленая лампа» Н.В.Всеволожский.
Особенно важное значение для творческого развития Алябьева имела его дружба с А.Н.Верстовским, начавшим свою композиторскую деятельность в 20-х годах. Общение с Верстовским продолжалось в течение всей жизни. Благодаря влиянию Верстовского – страстного театрала – Алябьев заинтересовался музыкальным театром и начал усиленно работать в жанре оперы и водевиля. Почти все водевили Алябьева, которые он сочинял чаще всего вместе с Верстовским, относятся к периоду 20-х годов.
1823 году Алябьев покинул Петербург и прочно поселился в Москве. Наряду с Верстовским (который в это время был назначен инспектором московских театров), Одоевским и Грибоедовым он деятельно участвует в музыкальной жизни «древней
столицы», издает свои сочинения, участвует в любительских и благотворительных концертах как пианист и певец (по свидетельству современников, Алябьев пел тенором: исполнение его отличалось «необыкновенным вкусом» (см.: 3, 35). С большим успехом он ставит на петербургской сцене комическую оперу «Лунная ночь, или Домовые» (1822), в Москве – оперу – водевиль «Деревенский философ» (1823). Знаменной вехой в истории русской театральной жизни явилось открытие нового здания московского Большого театра 6 января 1825 года. Для первого спектакля был написан аллегорический пролог «Торжество муз», в котором большая часть музыки принадлежала Алябьеву.
8
Внезапно творческая деятельность композитора была прервана: в начале 1825 года ему было предъявлено обвинение в убийстве помещика Г.М.Времева, с которым он поссорился у себя в доме во время игры в карты. Несмотря на все доказательства невинности Алябьева (медицинская экспертиза подтвердила, что Времев умер в результате хронической болезни, а не вследствие насилия), он вскоре был взят под стражу и заключен в тюрьму, где находился около трех лет. Мучительное следствие и условия тюремной жизни подорвали здоровье Алябьева. Только в 1828 году по его делу был вынесен суровый приговор: ссылка в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. В эпоху реакции, наступившей после восстания декабристов, «дело Алябьева», человека, близкого к декабристским кругам, опасного по своим связям, неизбежно должно было вызвать пристальное внимание правительства. С большим подозрением к Алябьеву относился сам Николай I, неоднократно отклонявший все просьбы о смягчении участи ссыльного композитора.
В Сибири началась новая полоса жизни Алябьева, новый период его творчества. Предвестником наступления творческой зрелости послужила песня «Соловей», написанная им ранее, во время тюремного заключения. Годы изгнания характеризуются новыми исканиями композитора, интересом его к фольклору различных народов России, углублением идейного содержания вокальной лирики, ростом мастерства. К этим произведениям относятся лучшие драматически и психологически окрашенные романсы Алябьева, особенно на слова Пушкина.
Некоторое время он находился в родном городе Тобольске. Испытания не сломили творческой энергии музыканта. Много сочинял, дирижировал симфоническим и военным духовым оркестрами, участвовал в любительских концертах. В это время появились лучшие оркестровые сочинения Алябьева, возникшие в условиях практической работы с оркестром. Под руководством Алябьева значительно развилась музыкальная жизнь Тобольска: город превратился в один из крупных музыкальных центров русской провинции. Организованные концерты, в которых участвовали хор и оркестр большого состава, получили отклик
9
в московских журналах, хотя имя его, разумеется, не было упомянуто в печати (собственные произведения Алябьева исполнялись анонимно).
В 1832 году Алябьев получил разрешение выехать на Северный Кавказ для лечения. Поездка благотворно отразилась на его творческом развитии. Здесь он мог приобщиться к новой образной сфере Востока, узнать и полюбить могучую природу Кавказа. В Пятигорске и Ставрополе Алябьев знакомится с песнями, танцами, инструментами кавказских народов, записывает черкесские, кабардинские, грузинские, азербайджанские мелодии.
Большим вкладом в фольклористику явился сборник «Голоса украинских песен», составленный Алябьевым с помощью украинского ученого М.А.Максимовича – историка, литератора и фольклориста. Встреча обоих деятелей произошла на Кавказе в 1832 году. Алябьев в короткий срок создал обработки украинских народных песен, а затем в 1834 году опубликовал сборник под редакцией Максимовича. Это было первое печатное собрание украинских песен, сыгравшее в развитии украинской музыки важную роль. Сборник был отмечен высокой похвалой Гоголя.
Осенью 1833 года Алябьев, не получивший разрешения остаться на Кавказе, был переведен в Оренбург. Здесь он знакомится с песнями народов Средней Азии и Заволжья, записывает башкирские и киргизские песни, создает симфоническую увертюру на башкирскую народную тему. Глубокий и неизменный интерес композитора к музыке народов Востока, которых в то время пренебрежительно называли «инородцами», ярко характеризует прогрессивность его воззрений.
Пребывание Алябьева в Оренбурге, где он встретил сочувственное отношение местной интеллигенции, было для него благоприятным. В это время завязывается дружба с В.Н.Верстовским, братом автора «Аскольдовой могилы». В это время Алябьев создает свои лучшие камерные ансамбли, сонату для скрипки и фортепиано, фортепианное трио.
Благодаря заступничеству В.А.Перовского (друг Пушкина и Жуковского) Алябьев получил разрешение жить у родственников. Он немедленно выехал в
10
Московскую губернию, затем долгое время находился в Москве нелегально, за что его выслали в Коломну. И только в 1843 году Алябьеву было разрешено жить в Москве под надзором полиции.
Московский период отмечен большой продуктивностью. Больной, с поврежденным зрением, он не утратил творческой активности. Пишет песни социального характера. Поселившись в доме своей жены Е.А.Алябьевой (урожденной Римской - Корсаковой), отдает все время музыке.
В 40-е годы Алябьев создает музыку к драматическим произведениям, оперы, мелодрамы; снова сближается с московской театральной средой. Подружился с Даргомыжским, поэтом Н.П.Огаревым.
Умер Алябьев в Москве 22 февраля 1851 года.
Обширное наследие Алябьева объединено рядом общих черт. В нем, как редко у кого из композиторов, нашла отражение богатая биография музыканта.
Так, партитуры Алябьева зафиксировали «встречи» с различными исполнительскими составами: это театральные жанры столичного периода жизни, это хоры a capella времени церковного покаяния, прикладная и концертная музыка для симфонического и духового оркестров в Тобольске, это камерные инструментальные произведения поры музицирования с друзьями в Оренбурге, прозрачно оркестрованные пьесы для скромного оркестра – ансамбля на Сергиевских водах.
«География» странствований композитора запечатлена в народно – песенных темах его произведений: башкирский и киргизский фольклор, связанный с жизнью в Оренбурге, кавказский – с пребыванием в Пятигорске, Кисловодске и Ставрополе.
Внутренний мир композитора в неменьшей степени раскрыт в его творчестве: уныние в изгнании и пробуждение надежды, зарождение чувства к любимой женщине и порыв к свободе звучат в музыке Алябьева. Быстрота творческой реакции на события жизни, воплощение своего восприятия их в музыкальных образах была поразительной.
11
Вместе с тем содержание музыки Алябьева никак нельзя признать субъективным. Ее демократическая сущность проявляется и в опоре на народное творчество в таких сложных музыкальных формах, как опера и симфония, и в развитии на высоком профессиональном уровне столь распространенных в бытовом музицировании жанров, как романсы и различные танцы.
Тематика алябьевского творчества широка и гуманистична по своей направленности: в ней находят место и социальные мотивы и вопросы национальной независимости. Темы стремления к счастью и свободе, перерастая рамки личного, биографического, становятся созвучными освободительным тенденциям эпохи.
В творческом наследии Алябьева представлены почти все музыкальные жанры. На протяжении творческого пути он, как правило, начинает с простейших форм и, приобретая опыт, переходит к более сложным. Начав с песен куплетной формы, композитор далее овладевает балладой или вариациями. В театральной музыке путь идет от оперы – водевиля с одной стороны к балету, с другой – к романтической опере. В инструментальной музыке – от фортепианных танцевальных пьес к циклическим камерным ансамблям и затем к симфоническим произведениям.
Некоторые стилистические приемы музыки Алябьева оказались очень жизнеспособными и получили отражение и дальнейшее развитие в творчестве последующих композиторов. Поздние романсы Алябьева с их социально острой, обличительной тематикой не только по сюжетам, но и по приемам музыкальной выразительности родственны песням Мусоргского и Даргомыжского. Мягкий певучий характер кантилены, местами сменяющийся декламационно -речитативными фразами, близок романсному творчеству Чайковского. Открытый для русской музыки степной Восток башкирских и киргизских песен Алябьева позже получает развитие в половецких сценах оперы Бородина «Князь Игорь».
12
Глава II. Тема «Соловья» в вокальной лирике А.А.Алябьева.
Живой интерес передовых русских деятелей культуры к своему народу находит многообразное выражение в их творчестве.
На рубеже XVIII - XIX столетий заметно проступали черты романтических настроений, и это прежде всего отразилось на песенном творчестве.
Возник поэтический жанр, непосредственно связанный с народной поэзией и получивший название «русская песня», которая стала излюбленным видом музыкально-поэтической лирики. «Русской песни» отдали дань Жуковский, Баратынский, Пушкин. Известные русские композиторы 1 пол. XIX века создавали прекрасные образцы этого своеобразного жанра вокальной лирики.
Расцвет русской песни относится к 20 - 30 г.г., когда были созданы ее высокохудожественные стихотворные образцы, связанные с именем поэта пушкинской плеяды, «названого брата» Пушкина – Антона Антоновича Дельвига.
Создавая русские песни, Дельвиг вдохновлялся русским народно - поэтическим творчеством, в нем он находил сюжеты и поэтические прообразы своей лирики.
Дельвиг писал стихи для Глинки, для своего товарища талантливого музыканта М.Яковлева. При жизни поэта широко популярны были его песни «Ах ты, ночь ли, ноченька», «Пела, пела пташечка», «Не осенний мелкий дождичек».
Алябьев проявлял высокую требовательность в выборе поэтических текстов для своих произведений. В стихах Дельвига он полюбил свойственную этому поэту чистоту, стройность, напевность, музыкальность.
Среди вокальных произведений Алябьева на стихотворные тексты Дельвига один из шедевров мирового музыкального искусства – «русская песня» «Соловей».
Родословная дельвиговского «Соловья» восходит ко временам седой старины, его истоки – в родниках поэтической сокровищницы русского народа.
В народно поэтической традиции соловей, «вольна пташечка», - друг, советчик, верный крылатый посол. В народной лирике это символ чуткости к переживаниям, отзывчивости к человеческому горю. Этот собирательный лирический образ
13
наделяется ласковыми нежными эпитетами – «соловей, залетна пташечка», «соловей - соловушко».
Старинная народная песня «Соловей мой, соловей, соловушко молодой» и другие варианты «Соловья» передавались в устной традиции, затем включались в сборники, начиная с первого сборника народных песен, изданного В.Трутовским в 1771 году.
«Птицу малую, лесную» воспевали на разных языках поэты и композиторы. Образ «скитальца - соловья», «певца любви, певца своей печали» воспели Пушкин, Байрон, композиторы Глинка, Римский - Корсаков, Кюи, Балакирев, Шуберт.
Стихотворение Дельвига – оригинальная версия свободно переработанных и творчески обобщенных образов и мотивов народной поэзии. Творческим переплавом народно – песенных мелодических вариантов «Соловья» явился алябьевский романс. В этом произведении щедрый мелодический дар композитора получил необычайно богатое и яркое выражение. В нем теплота и мягкость, беспредельно широкое дыхание, удивительная пластичность мелодии («интонации мягко – уступчивые и ветвистые» - Асафьев) сочетаются с активным упругим распевом. Все это сообщает песне – романсу особую поэтичность и выразительность.
«Классическим образцом жанра русской песни» называет алябьевского «Соловья» исследователь русского романса В.А.Васина - Гроссман (см.: 1, 51).
В «Соловье» сконцентрированы наиболее яркие и типичные черты этого своеобразного жанра русской музыкально - поэтической лирики, обусловленные национально - освободительным движением пушкинско - декабристской эпохи.
Биографы Алябьева называют разные годы рождения «Соловья». Но все версии сходны в одном: «Соловей» создан в тюрьме, во время трехгодичного заключения композитора в положении подследственного по обвинению в убийстве.
«Соловей» приобрел подлинно всенародную известность, выдержал испытания временем, не потерял силы воздействия до наших дней благодаря покоряющей лирической свежести, задушевности, взволнованности.
14
Премьера «Соловья» состоялась 7 января 1827 года, когда в Большом театре его спел популярный певец и композитор П.А.Булахов.
Так началась поистине легендарная популярность этой песни, буквально выпорхнувшей на волю из - за тюремной решетки. Очень скоро «Соловья» запели в концертах, в обстановке домашнего музицирования в столицах и провинции.
«Соловей» разнообразно аранжировался и обрабатывался. Самим Алябьевым сделано 2 обработки, одна – для голоса с хором и симфоническим оркестром и другая – для хора a capella.
Дважды обращался к «Соловью» Глинка. В декабре 1833 года в Берлине он сочинил фортепианные вариации на тему алябьевской песни. В июле 1856 года снова в Берлине, уже в конце жизни, Глинка сделал переложение для голоса в сопровождении малого симфонического оркестра. Переложение предназначалась для певицы Валентины Бианки. Инструментовка алябьевского «Соловья» оказалась последней оркестровой партитурой Глинки.
Нельзя не отметить внимание, оказанное «Соловью», признанным мастером парафраз и транскрипций Ференцом Листом. Во время пребывания в Петербурге в 1842 году великий венгерский композитор создал блестящую фортепианную транскрипцию, быстро распространившуюся в России и за границей.
С «Соловьем» Алябьева связаны воспоминания детских лет Петра Ильича Чайковского, на всю жизнь сохранившего любовь к этой чудесной песне. В 1852 году он писал своим родителям из Петербурга: «Недавно я играл в училище на рояле. Я начал играть «Соловья» и вспомнил, как играл эту пьесу раньше. Ужасная грусть овладела мною: то я вспомнил, как играл ее в Алапаевске вечером и вы слушали, то – как играл ее 4 года тому назад в Петербурге с моим учителем г.Филипповым, то вспомнил, что это всегда была ваша любимая вещь» (11, 242).
Блистательно пела этот романс московская певица – любительница П.А.Бартенева. «Соловей» родной страны, как назвал ее некий поэт А.Б., впервые публично выступила на московском балу в июле 1830 года.
15
Гордость немецкой оперной сцены, прославленная певица Генриетта Зонтаг, положила начало зарубежной популярности «Соловья».
По пути в Москву и Петербург она покорила молодого Шопена, писавшего, что от нее точно исходит свежее благоухание цветов (см.: 8, 161).
Во время первого приезда в Россию в 1830 году она услыхала «Соловья», быстро усвоила и с блеском исполняла, присочинив к мелодии свои колоратурные вариации. У себя на родине Зонтаг была прозвана «германский соловей».
А.Н.Серов вспоминал, как «переливался в тонких трелях» в этой «столько всем известной песенке» голос Полины Виардо (см.: 5, 1254), знаменитой французской певицы, подруги писателя И.С.Тургенева. Сделалось своеобразной традицией исполнение «Соловья» вставным номером в опере Россини «Севильский цирюльник» в сцене урока пения.
Очень редко этот романс исполняется с полным текстом и с неизменной мелодией, обычно поют только 1 строфу (4 строки). А в стихотворении Дельвига 28 строк. И Алябьев полностью привел их в оригинальном варианте:
Соловей мой, соловей, Не найти тебе нигде
Голосистый соловей! Горемышнее меня
Ты куда, куда летишь, У меня ли у младой
Где всю ночку пропоешь? Дорог жемчуг на груди
Кто - то бедная, как я, У меня ли у младой
Ночь прослушает тебя, Жар - колечко на руке,
Не смыкаючи очей, У меня ль у молодой
Утопаючи в слезах? В сердце миленькой дружок:
Ты лети, мой соловей, В день осенний на груди
Хоть за тридевять земель, Крупный жемчуг потускнел;
Хоть за синие моря В зимню ночку на руке
На чужые берега. Распаялося кольцо.
Побывай во всех странах А как нынешней весной
В деревнях и городах: Разлюбил меня милой.
16
Если из 7 строф стихотворения Дельвига вокалисты используют только 1 строфу, повторяя ее, то с мелодией поступают как раз наоборот: первый куплет превращают в два и больше, т.е. делают из мелодии тему с вариациями. При повторении мелодии они украшают ее виртуозной имитацией соловьиного пения. Слушатель полюбил эти рулады и не представляет себе алябьевского «Соловья». В оригинале этих рулад нет. Мелодия сочинена в народно - песенном духе.
В музыке композитору удалось обобщить типичные черты чувствительных лирических песен - романсов городского быта, сохранив при этом благородную простоту и изящество своего вокального стиля.
Мелодия «Соловья» отличается душевной широтой. В ней – мягкость, нежность, чувствительность, но и активность, упругость. При богатстве светотеней она обладает цельностью и единством. Она очень распевна, «голосиста». В то же время– собранна, пластична, грациозна. Эту песню не спутаешь ни с одной другой – так неповторимо своеобразен ее музыкальный облик.
В музыке «Соловья» Алябьев тонко отобразил присущую русской народной песне ладовую переменность. Вот начинается мелодия в ре миноре: «Соловей мой, соловей». Тут же ответ, уводящий в параллельный мажор: «Голосистый соловей».
Далее широкий распев, возвращающий основную тональность, но на кульминации («Ты куда, куда летишь?») перерастающий в До мажор, затем параллельная минорная тональность («Где всю ночку») и аккорд в одноименном мажоре, подготавливающий возвращение в основной ре минор («пропоешь?»).
Своеобразной лейтинтонацией песни является заключительный восходящий мелодический ход от доминанты к тонике по ступеням мелодической минорной гаммы – очень типичный для бытового русского романса и особенно для романсов Варламова. В быстром припеве, утверждающем главную тональность, таким же характерным стилевым признаком является русская секстовая попевка – ход от квинты к терции лада.
17
«Соловей» Дельвига-Алябьева открывает собой своеобразный автобиографический цикл, музыкальную трилогию, продолжающую и развивающую тему «Соловья», символизирующую образ неволи, разлуки.
Перед самой отправкой в ссылку Алябьев написал романс «Прощание с соловьем». Существует версия, по которым авторство текста приписывается Дельвигу. Версия эта ведет свое начало от рассказа, опубликованного в «Санкт – Петербургских ведомостях» 4 февраля 1877 года: «Накануне отправления в дальний путь, с разрешения властей, в камере, где содержался Алябьев, собралось несколько приятелей проститься с ним. Толковали, шутили, смеялись, пили шампанское – все, как водится в таких случаях. Кто-то из присутствующих потребовал, чтобы Алябьев на прощание спел своего «Соловья». Он согласился, сел за фортепиано (ему князем Д.В.Голицыным, тогдашним главнокомандующим в Москве, дозволено было иметь в камере инструмент) и пропел дрожащим от слез голосом знаменитую песенку. Когда он кончил и, окруженный друзьями, пожимал им руки, известный поэт Дельвиг, бывший в числе гостей, присел за кончик стола и в несколько минут написал два куплета, которые и подал хозяину.
- Алябьев, - сказал он, - вот «Прощание с соловьем», с тобою, наш милый певец и товарищ!
Алябьев молча прочел куплеты, сел за фортепиано, несколько минут импровизировал музыку на слова:
Ты прости, наш соловей,
Голосистый соловей!
Тебя больше не видать,
Нам тебя уж не слыхать,
Твоя воля отнята,
Крепко клетка заперта
Ты прости ж, наш соловей,
Голосистый соловей! » (7, 75-76)
18
Как установлено впоследствии, текст «Прощание с соловьем» принадлежит одному из знакомых Алябьева и Дельвига литератору Н.Кашинцову, но написан в подражание Дельвигу.
«Прощание с соловьем» и еще один романс «на случай» - «Разлука с милою» - были доставлены по каналам тайной канцелярии шефу жандармов Бенкендорфу. Осведомитель сообщал при этом, что в Москве оба романса «производят фурор; они поются и слушаются с величайшим вниманием».
Многие сочувствовали несчастному композитору. Песня о ссыльном, песня о соловье, у которого «воля отнята, крепко клетка заперта», сгубленного «злым роком» и гонимом «в невеселый край», нашла широкий общественный резонанс. Она напоминала о судьбе тех, кто недавно был осужден за участие в восстании декабристов и страдал в сибирской каторге.
Романс «Прощание с соловьем» исполнялся также в виде дуэта с хором и симфоническим оркестром (переложение Ф.А.Самарина), был аранжирован для фортепиано в различных вариантах.
Весьма любопытен рассказ об этом романсе, изложенный в записках декабриста Н.И.Лорера :
«В большом театре милая, любезнейшая женщина и знаменитая певица Зонтаг, с большим выражением и чувством пропела романс, который, намекая на нашу ссылку, произвел фурор в публике и дошел даже до Сибири.
Говорят, что многим женщинам и знакомым ссылаемых сделалось дурно, и весь театр рыдал» (4, 115-116).
После нескольких лет сибирской ссылки композитор получил разрешение поехать для лечения на Кавказские минеральные воды. Тобольский стихотворец, переводчик сибирского почтамта И.И.Веттер сочинил слова, а Алябьев – музыку нового романса «Прощание с соловьем на Севере», с хоровым припевом. В том же году романс был издан в Москве с обозначением даты и места сочинения – 28 сентября 1831 года, Тобольск :
19
Улетай, наш соловей,
С хладна севера скорей,
Отдохни в стране родной,
После бури роковой.
Припев: Ты прости, наш соловей,
Голосистый соловей.
Так сложился музыкальный триптих о соловье: «Соловей» (1826) – «Прощание с соловьем» (1828) – «Прощание с соловьем на Севере» (1831). В этом романсовом повествовании биография героя переросла в автобиографию композитора.
К трем «поколениям» романсов о соловье примыкает родственный им романс Алябьева «Что поешь, краса - девица», изданный в 1834 году. Вот эго начальная строфа: Что поешь, краса - девица, Все родное к сердцу ближе,
Песнь Италии златой? Сердце чувствует живей.
Очаруй меня, певица, Ну пропой же, но начни же:
Песней родины святой! Соловей мой, соловей!
Это – гимн алябьевскому соловью, превозносимому поэтом как знамя родного искусства. Автор слов – молодой поэт В.В.Домонтович. Его стихотворение было напечатано в журнале «Герланда» за 1832 год.
В соответствии с идеей стихотворения композитор противопоставил мотиву итальянской баркаролы – напев «Соловья». Цитата из национального романса и составляет второй раздел произведения: дважды поется стих «Соловей мой, соловей» и затем в инструментальном ритурнеле проводится припев «Соловья» с фиоритурой.
В родстве с циклом о соловье находится еще два романса Алябьева : «Любовник розы соловей» на слова И.И.Козлова, перевод из Байрона (турецкая повесть
20
«Абидосская невеста»), и романс «Певец» («Слыхали ль вы за рощей глас ночной») на стихотворение Пушкина (глас ночной – «певца любви, певца своей печали»). Первый из них вошел в нотный альбом музыкального магазина Миллера и Грессера,
изданный в Москве в 1834 году под названием «Новоселье». Второй в полном виде до нас не дошел.
Романтический образ соловья встречается и в романсе «Сладко пел душа - соловушко» на слова И.И.Лажечникова (из романа «Последний новик, или Завоевание Лифляндии»). «Не забывай бывшего Кавказского, а теперь Оренбургского певца», - писал Алябьев своему другу, композитору Верстовскому весной 1834 года с Южного Урала. Ссыльный композитор был переведен в Оренбург, где и написал эту песню о соловье.
Удел подлинного бессмертия принадлежит все же дельвиговскому «Соловью», шедевру русской вокальной лирики. «Соловей» Дельвига-Алябьева приобрел подлинную народность, выдержал испытание временем, дошел до наших дней и доныне украшает концертный репертуар лучших певиц нашей страны, звучит во многих странах мира.
21
Заключение.
Исследуя данную тему, мы пришли к следующим выводам:
А.А.Алябьев – одна из крупнейших фигур в истории русской музыки 1 пол. XIX века. Среди старших современников Глинки он выделяется редкой, разносторонней одаренностью, яркой индивидуальностью стиля и глубиной творческих стремлений.
Алябьев – один из основоположников национального лирического романса и камерно-инструментальной музыки.
Мелодическая основа его произведений связана с русским народным творчеством.
Вокальное творчество Алябьева существенно изменило весь облик ранней
романсовой лирики и внесло в нее новые черты.
В своих романсах он подошел к решению тех значительных философских и социальных задач, которых не касался никто из его предшественников.
Психологическая глубина и содержательность вокальных произведения А.А.Алябьева сближает его с классиками русского романса – Глинкой и Даргомыжским, а в некоторых произведениях зрелого периода он смело опережает свою эпоху и прокладывает путь к реалистическому искусству 60-х годов.
В лирике Алябьева упорно звучит мотив изгнания, одиночества, тоски по родине – один из излюбленнейших в эпоху романтизма, в данном случае имеющий автобиографический смысл.
«Соловей» Алябьева-Дельвига – шедевр русской вокальной лирики – принадлежит к числу тех художественных творений, которые по справедливости называют бессмертными.
22
Литературный список.
Васина-Гроссман, В.И. Русский классический романс XIX века / В.А.Васина-Гроссман. – М.: Академия наук, 1956
Владышевская, Т. История русской музыки / Т.Владышевская. – М.: Музыка, 1999
Доброхотов, Б. Александр Алябьев. Творческий путь / Б.Доброхотов. – М.: Музыка, 1966
Лорер, Н.И. Записки декабриста / Н.И.Лорер. – М.: Музыка, 1931
Серов, А.Н. Критические статьи, т.III / А.Н.Серов. – СПб., 1895
Тимофеев, Г. А.А.Алябьев. Очерк жизни и творчества / Г.Тимофеев. – М.: Музыка, 1912
Трайнин, В.Я. А.А.Алябьев / В.Я.Трайнин. – Л.: Музыка, 1969
Шопен, Ф. Письма / Ф.Шопен. – М.: Музыка, 1964
Штейнпресс, Б. Алябьев в изгнании / Б.Штейнпресс. – М.: Музгиз, 1958
Штейнпресс, Б. Биография «Соловья» / Б.Штейнпресс. – М.: Советский композитор, 1968
Штейнпресс, Б. Страницы из жизни А.А.Алябьева / Б.Штейнпресс. – М., Музгиз, 1956
15