Всекубанский классный час Экскурсия в казачью хату

«Всекубанский классный час, посвящённый 79-летию
образования Краснодарского края,
Экскурсия в школьный музей «Кубанская хата».
Цель:
изучение культуры и истории родного края;
Задачи:
Изучение культурного наследия, знакомство с бытом наших земляков.
Развитие познавательного интереса к диалектам Кубани, формирование поисковой деятельности.
Воспитание чувства гордости за свою малую родину, чувства
патриотизма.
Оборудование: казачья утварь, казачьи костюмы, декорации хаты, макет казачьего подворья.
Ход мероприятия:
Кубань - это необыкновенный, чудесный край. Благодатная, тёплая и гостеприимная земля Кубани – жемчужина России – это наша малая Родина.
В напутственном слове губернатора края А.Н.Ткачева школьникам Кубани говорится: «Любите Кубань, изучайте ее прошлое, созидайте будущее!». В преддверии 79-летнего юбилея со дня образования хочется отметить, что значительно возрос интерес к родному краю, пристальное внимание уделяется в образовательных учреждениях изучению исторического и культурного наследия Кубани.
Сегодня также в Краснодарском крае серьёзное внимание уделяется изучению местных особенностей языка и речи. Говоры Кубани позволяют показать богатство и красоту народного слова, способствовать формированию духовной культуры, которая включает в себя в первую очередь любовь к малой родине. Язык народа - это показатель духовного, культурного уровня носителей этого языка, богатейший источник знания о быте и нравах русского народа. В диалекте особый интерес представляют слова, характеризующие жизнь и быт народа, говорящего на данном диалекте. Такие слова называются этнографизмами. Это название различных строений, средств передвижения, перевозки, чего-либо, название домашней утвари, одежды, орудий труда.

Если бы мы с вами перенеслись на 120 -130 лет назад и попали в казачью станицу, то, конечно, же зашли в гости в казачью хату. Приглашаем вас в наш школьный музей, воссозданный по образцу казачьих хат .

В первой комнате у казаков находилась печка, полы в доме были мазанные (доливка), у окна стоял стол (сырно) , вокруг стола деревянные лавки (канапеи), шкафчик для посуды, где стояли большой глиняный горшок (макитра), горшки поменьше (глэ-чики), чавуны для приготовления борща, каши.

Сундук, деревянная кровать. В доме все было украшено вышитыми полотенцами рушниками.
Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц, вся женская половина Кубанской станицы пряла, ткала, вышивала, добыла мережка, символизируя дивные узоры всем на радость.
Праздничные одежды, скатерти – столешницы, края покрывал (подзоры), концы полотенец – все было украшено тканым или вышитым орнаментом. Вот что рассказала нам жительница села Нестеренко Ольга Иосифовна:
У казаков существовали обряды и обычаи, связанные с народно-прикладным искусством. Обычно в доме имелось около 30 вышитых рушников, часть из них входила в приданное невесты и готовилась девушкой до замужества. Это прежде всего рушник для новобрачных – им пользовались молодожены в первые дни. Два рушника готовились для будущих малышей: для мальчика – с геометрическим орнаментом, для девочки – с растительным. Скромный рушник предназначался казаку в дорогу. Обязательной принадлежностью была мережка, символизировавшая дальнюю счастливую дорогу, и две полоски красного и синего цвета. Иногда внизу вышивали головку лошади или цветочную подкову. Для жатвы изготавливался очень длинный (до 3,5 м) рушник, разделенный по ширине рядом тканых полосок: концы его орнаментировались цветочным узором: васильками, колосками и т.п. Небольшой, но красивый рушник со стилизованными вазочками или чайниками предназначался для обеденного стола. На кухонном рушнике для гостей над центральным узором вышиты три стилизованных «чайничка» с лепестками (чай из разных трав).
Большой семейный рушник для гостей вешали в прихожей. Для детей – гостей готовили маленькие белые полотенца с вышитыми птицами, цветами. Большой, не менее чем в три аршина, тяжелый рушник изготавливали для бани, декорировали вышитыми полевыми цветами и мережкой. Для детей также предусматривалось банное полотенце, но значительно меньших размеров. Праздничные рушники вышивали на Рождество, Пасху, и Троицу.
Полотенцу издавна отводилась особая роль, Считалось, что узоры, вышитые по белому полотну, обладают благотворительной силой. В праздники и торжественные дни самые красивые полотенца развешивали вдоль стен, на окна, божницу. Особую роль играли полотенца в родильных и крестильных обрядах.
Девушка раньше заготавливала к свадьбе не менее 12 полотенец вместе с другими предметами своего приданого: рубахами, настольниками и прочим. Часть таких вещей передавалась от матери к дочери.
Вышитые полотенца играли большую роль в обрядах дарения, особенно в свадебной обрядности. Одаривание производилось на определенных этапах свадьбы, оно сопровождало обряд «перехода» невесты из своего рода в род мужа. Начиная с первого дня сватовства, полотенце выполняло определенную роль в обряде. Так, если невеста согласна на брак, она «каждому из сватов подносит на тарелке по ручнику или полотенцу, в знак того, что она принимает их предложение. Это носит в народной терминологии Значение «подавать ручники», что почти равносильно «обручению». Иногда рушники давали во время сватания. Но обычно одаривание происходило в специально назначенный День, который так и назывался – «день рушников» (Чи рушныки, рушныки даваты, Чи старостив с хаты провожаты)
Во время сватовства в доме невесты собираются ее родственники и близкие знакомые, являются с женихом и старосты, «Невеста раздает подарки свекру и свекрови, «боярину» и «дружке» - по платку, «старостам» - по рушнику. Жениху она сама перевязывает руку платком, а старосты перевязываются через правое плечо рушниками.
На протяжении всех этапов свадебного ритуала полотенце использовалось в качестве подарка, а также как знак участников свадьбы. Рушник служил поясом невесте во время венчания. Перед выходом в церковь невесте давали в руки полотенце и икону.
Полотенце (платок) служило подножником, который расстилали в церкви под ногами вступающих в брак, под него клали медную монету. После церемонии подножник и деньги оставались в пользу церкви.
Основными узорами вышивки на свадебных полотенцах были цветы, вазы, птицы, венки с монограммами и короны. Все ритуалы свадьбы были связаны с двумя основными целями – охрана от зла и обеспечение молодым благополучной жизни и продолжения рода. Свадебные полотенца бережно сохранялись и предавались из поколения в поколение.
СКАТЕРТИ (настольники) также имели широкое хождение в быту. Настольники украшались вышивкой вдоль их узких сторон, а на особо богатых праздничных изделиях по центру декорировались узкой вышивкой или кружевной каймой.
ПОДЗОРЫ встречались в казачьем быту намного реже. Они, как правила, украшали интерьер избы и были менее характерны для крестьянской хаты. В кубанской станице подзоры встречаются довольно часто.
ПОДЗОР – полоса из конопляной или хлопчатобумажной ткани размером от 30 до 50 см по ширине от 1,80 до 1,95 м о длине – пришивался к краю простыни. Обычно он украшался ручным кружевом или машинной вышивкой.
На Кубани отмечена традиция украшения дерева. Изображение «дерева жизни», по народным представлениям, имело магическую силу – встречается мотив изогнутой ветви, характерной для вышивки 19 венка. Калина, рябина с символикой любви и брака.
Виноград символизировал хорошую, счастливую жизнь. Цветы в самых разнообразных комбинациях занимали центральное место в вышивке рушников, настольников, подзоров, женских рубах. Роза выполняла роль оберега у украинцев. Роза – любовь, красота, совершенство, изящество, пышность.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ. Особое место на поле рушника занимали текст, монограмма, литера. Тексты на рушниках были самые разнообразные: «На дорогую память пошила рушник», «Встану раненько, умоюсь беленько», «Где любовь, Там и Бог». Иногда в изделиях указывалось имя вышивальщицы, например, «Вышила Шура».
На многих рушниках – МОНОГРАММЫ. Это не всегда инициалы автора. Мастера выбирали просто понравившиеся буквы. На богатых изделиях монограммы украшались венками и коронами многообразной конфигурации. Иногда на рушниках помещался год изготовления.
Полотенца чисто утилитарного назначения («утирач») – для вытирания рук и повседневного пользования – почти не украшались. Только иногда располагались несколько безузорных полосок, обычно красного цвета.
Необходимо не дать исчезнуть этому искусству, которое несет радость, красоту, уют в наши дома и гордость за наш творческий народ.

















5 класс на экскурсии в школьном музее
Итог занятия:
-Что больше всего запомнилось в музее?
-Назовите окружающие вас предметы на кубанском диалекте.
-Какие обряды и праздники связаны у казаков с народно-прикладным искусством?
-Какие виды орнаментов вы запомнили в рукоделии?
-Как вы считаете, нужно ли сохранять кубанское наследие для будущих поколений?
«Люблю тебя, мой край родной,
Свою сторонку дорогую.
Быть до конца хочу с тобой,
И не хочу судьбу иную.

Пускай обходят стороной
Тебя все беды и стихии.
Живи в веках, мой край родной,
Живи, Кубань, - краса России!»
Г.Золотов

•Ь…­ґOaN2?4#2J2·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·єшaI:9.-(145Џsщ
·Y
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·MyU<2 A HP+%Мзc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·х
·Ь@(GC-јБ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ж
·ЎЩ
·m»ґ8
·
·Х
·
·­
·
·
·
·
·ъ
·
·ф
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ЦиXМѕ:
·
·а
·
·Ч
·
·ю
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Й
·±Ї
·”ю
·µЩЩL
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·р
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·мs
·
·І
·
·й
·
·ј
·
·зФ
·«
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·н
·
·Р
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ы
·
·Ф;<%buFu{FzЋDЈ
·ѓ›хl
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·чд
·Зґа€(&15Sm0PBB