Жизнь и творчество Д.А. Пригова


Дмитрий АЛЕКСАНДРОВИЧ Пригов (1940-2007) - русский поэт, художник, скульптор. Один из основоположников московского концептуализма в искусстве и литературном жанре (поэзия и проза). Родился 5 ноября 1940 года в Москве в интеллигентной семье: отец инженер, мать пианистка. По окончании средней школы работал на заводе слесарем. С 1956 г. начал сочинять стихи. С 1959 по 1967 год учился в Московском высшем художественно-промышленном училище им. Строганова. По образованию - скульптор. В 1964 году женился на Надежде Георгиевне Буровой С 1970 по 1979 год вместе с женой, Надеждой Буровой, преподававшей английский язык наэкономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, создал Английский театр, для которого писал пьесы и ставил спектакли. Этот опыт режиссерской работы повлиял на все дальнейшее творчество Пригова, открывая возможности по-новому работатьс пространством сцены, стиха, графического листа. В 1966 - 1974 годах работал при архитектурном управлении Москвы. В конце 1960 - начале 1970-х годов идейно сблизился с художниками московского андеграунда. В 1975 году был принят в члены Союза художников СССР. Однако в СССР не было организовано ни одной его выставки. С 1989 года участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА). До 1986 года на родине не печатался. До этого времени неоднократно печатался за границей с 1975 года в русскоязычных изданиях: в газете «Русская мысль», журнале «А-Я», альманахе «Каталог». В 1986 году Пригова, придумавшего уличную акцию – раздавать поэтические тексты прохожим - направили на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу, но после протестов общественности он был выпущен. Участвовал в музыкальных проектах, одним из которых, в частности, была организованная из московских художников-авангардистов пародийная рок-группа «Среднерусская Возвышенность».С 1993 по 1998 гг. Пригов неоднократно выступал с рок-группой «НТО Рецепт», которая использовала его тексты в своем творчестве. Впервые Пригов участвовал в выставке в СССР в 1987 году: его работы были представлены в рамках проектов "Неофициальное искусство" и "Современное искусство«.В 1988 году у него состоялась первая персональная выставка в США – в чикагской галерее Струве. Впоследствии его работы многократно показывались в России и за ее пределами, в частности, в Германии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Австрии. Д.А. Пригов принимал участие в нескольких проектах в качестве актера и вокалиста, в том числе на фестивале композитора Владимира Мартынова , снимался в кино в эпизодических ролях (в частности, в 1990-м – в "Такси-блюз" Павла Лунгина, а в 1998 – в "Хрусталев, машину!" Алексея Германа). ПРЕМИИПушкинская премия фонда А. Тепфера, Гамбург (1993). Стипендиат Академии искусств Германии ( ДААД, Немецкой службы академических обменов ) Премия им. Бориса Пастернака (2002), номинация " Артист в силе "  Скончался в ночь на 16 июля 2007 года в 23-й московской больнице вследствие осложнений после инфаркта. • Дмитрий Александрович Пригов похоронен в Москве, на Донском кладбище. Фонд Дмитрия Пригова основан в Берлине в 2010 как «Фонд развития инновационного искусства, литературы, философии и гуманитарных наук им. Дмитрия Пригова». Основной целью Фонда является продвижение и пропаганда художественного, литературного и интеллектуального наследия Дмитрия Александровича, сохранение его работ и произведений, обеспечение и поддержка научных исследований и публикаций, посвященных Пригову и его творчеству. Помимо этого, Фонд занимается продвижением и поддержкой инновационного искусства, литературы, гуманитарных наук и философии, работающих в духе Дмитрия Пригова. Творчество Д.А.ПриговаПервый поэтический сборник Пригова – "Слезы геральдической души" - вышел в 1990 году в издательстве "Московский рабочий". В дальнейшем Пригов опубликовал книги стихов "Пятьдесят капелек крови", "Явление стиха после его смерти" и прозы – "Только моя Япония", "Живите в Москве". К ноябрю 2005 года количество стихов Пригова, по его собственным словам, приблизилось к 36 тысячам, причем автор никогда не ставил задачей опубликовать их все. Говоря о своем поэтическом кредо, Пригов утверждал: "Меня волнуют не слова сами по себе, а некие культурологические грамматики, большие идеологические блоки… Я работаю с имиджем ХIХ века в нынешнем поп-сознании". Д.А.Пригов – яркий сторонник концептуализма. Его стихи – пародия на традиционную поэзию. Основной объект иронии – само понятие поэзии как таковой. Для этого Пригов пользуется приемом маски, пародирующей лирического героя. Эта маска может выражать что угодно, от «соцреалиста» до «авангардиста». Автор издевается над застывшими стереотипами мышления разных времен и одновременно над поэзией, претендующей на решение «вечных» философских, нравственных, политических проблем. Пригов стремится создавать «мнимое искусство». Иронизирует он и над формой. Обратимся к раннему творчеству Д.А.Пригова. Самый популярный цикл стихотворений – «Милицанер». В нем мы можем увидеть продолжение традиций Козьмы Пруткова – игру с речевыми штампами.Данное стихотворение написано в 70-х годах 20 века, в период застоя. Приговский «милицанер» схож с образом пушкинского Медного всадника. Он стоит в центре Москвы, виден всем, и его видят все. Каждый должен знать о его присутствии в своей жизни. Здесь автор показывает сатирическое изображение тоталитарного мира. Милиционер – олицетворение власти, но он самый низший слой власти, и в то же время самый близкий представитель власти к народу. В то же время «милицанер» находится в неком метафизическом мире чистых идей. Здесь нет хаоса, а царит порядок и этот порядок охраняет именно он. С перестройкой Пригов из полуподвального поэта превратился в широко печатающегося автора. Но тогда же его стихи стали терять остроту. Над милицией и над властью не смеялся только ленивый. Пригов ищет новые темы. На смену «милиционеру» приходит рекетир. Ведущие лирические образы поэтики Пригова « милицанер » и абстрактный « он ». Лирические герои смотрят на мир глазами тупого советского обывателя. Главными прозаическими текстами Пригова являются две первые части незавершённой трилогии, в которой автор испробует три традиционных жанра западного письма : автобиография в романе « Живите в Москве », записки путешественника в романе « Только моя Япония ». В третьем романе должен был быть представлен жанр исповеди.  http://ru.wikipedia.org/wiki/http://prigov.com/fund/http://images.yandex.ru/http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/prigov/interview4.htmlhttp://prigov.org/en/bio