Тема: «Дифференциация звуков [с] — [ш] в прямых слогах. Путешествие в Город Звуков». Источник: http://logoportal.ru/metodicheskaya-razrabotka-logopedicheskogo-zanyatiya/.html


Подгрупповое занятие. Аннотация Предлагаю вашему вниманию методическую разработку логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий. Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику других логопедов. Применение здоровьесберегающих технологий особенно актуально для детей с нарушениями речи, у которых нередко страдает эмоционально-волевая, познавательная, двигательная сферы. Использование физминуток, динамических пауз, возможность двигаться во время занятия, различные виды гимнастики: артикуляционная, пальчиковая, мимическая – всё это способствует укреплению физического и психического здоровья детей, что в свою очередь повышает эффективность коррекционно-логопедической работы. Цели: Совершенствовать умение дифференцировать звуки [с] — [ш] в прямых слогах.Систематизировать знания детей о звуках речи; совершенствовать навыки классификации предметов; обогащать словарный запас существительными — названиями предметов посуды (сахарница, салатница, супница, солонка); упражнять в определении лексического значения слова; закрепить умение составлять предложение с заданным словом. Развивать фонематический слух: умение определять первый звук в слове; развивать зрительную, слуховую и двигательную память. Воспитывать культуру речевого общения — совершенствовать умение приветствовать и выражать благодарность. Предварительная работа. Разучивание слов для имитационной разминки, пальчиковой игры «Дом на горе», выполнение артикуляционных упражнений в сочетании с движениями рук. Материал к занятию. Раздаточный: Зеркала по количеству детей. Картинки с изображением одежды (шуба, шапка, шарф, шорты) и посуды (сахарница, салатница, солонка, супница). Смайлики. Цветная бумага. Демонстрационный: Схематичные изображения человечков (звуки [с] — [ш]). <Приложение 1> Панно «Город Звуков». <Приложение 2> Наборное полотно. Ёмкость с фасолью. Фонограмма со звуками леса. Фонограмма-минусовка песни «Осень наступила» (музыка А.Клевицкого, слова И. Резника.) для артикуляционной гимнастики. Ребристая доска. Ход занятия. I. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Какие слова можно сказать? (Добрый день, здравствуйте, очень рады видеть.) Дети по очереди приветствуют педагога и друг друга. - А настроение у вас хорошее? Давайте проверим. Дети подходят к коробке со смайликами и выбирают тот, который соответствует их настроению. Затем подходят к зеркалу и мимикой изображают своё настроение. Игра «Ветер в лесу» - Я вижу, что у вас хорошее настроение. Тогда поиграем в игру. Закройте глаза и прислушайтесь. (Фонограмма со звуками леса.) Куда мы попали? (Мы попали в лес.) Покажите, какие там большие деревья. (Дети поднимают руки вверх.) Подул тёплый ветерок — ш-ш-ш: зашелестели листья. (Дети быстро шевелят пальчиками.) Подул холодный ветер — с-с-с: закачались сосны. (Дети покачиваются и машут руками.) Ветер затих. (Дети расслабляются.) Игра повторяется сначала. Сюрпризный момент. - Как шумела листва от тёплого ветерка? (ш-ш-ш). Как подул холодный ветер? (с-с-с). - Как вы думаете, какие звуки придут к нам сегодня в гости? Звуки [с] и [ш]. (Выставляются изображения человечков.) Постановка цели занятия. - Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [с] и [ш]. Они приглашают нас совершить путешествие в Город Звуков. Дети рассматривают панно с изображением Города Звуков. Учитель-логопед объясняет и показывает, что в городе есть площадь Всех Звуков, улица Гласных, мост Согласных звуков, переулок Твёрдых согласных, переулок Мягких согласных. II. Характеристика звуков. - Звуки просят нас угадать, где они живут в этом городе? - Посмотрите, от площади Всех Звуков направо идёт улица Гласных, налево мост Согласных. Куда пойдут звуки [с] и [ш]? Чтобы ответить на этот вопрос, надо определить, какие это звуки: гласные или согласные? - Давайте вспомним, чем отличаются гласные звуки от согласных? Что мы знаем о гласных звуках? (Когда мы произносим гласные звуки, воздух проходит через рот свободно, нам ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные можно петь.) А что мы знаем о согласных звуках? (Когда мы их произносим, нам что-нибудь мешает: или губы, или зубы, или язык.) Закройте глаза и произнесите звук [с]: что-нибудь мешает? (Дети произносят звук и определяют, что мешают зубы, не дают воздуху проходить.) Какой же это звук, гласный или согласный? - А теперь произнесите с закрытыми глазами звук [ш]: мешает что-нибудь? (Дети произносят и определяют, что мешает язык: поднимается к бугоркам.) - Какой же это звук, гласный или согласный? - Правильно, оба звука согласные. Куда же они пойдут? (Верно, они пойдут на мост Согласных.) - От моста Согласных отходят два переулка — переулок Твёрдых согласных и переулок Мягких согласных. Куда же идти звукам? А для этого ещё раз произнесём звуки. (Дети произносят звуки и определяют, что они твёрдые.) - Молодцы, ребята! Значит, звуки живут в переулке Твёрдых согласных. Но на одной стороне улицы домики с колокольчиками для звонких согласных, а с другой стороны домики без колокольчиков для глухих согласных. На какой стороне живут наши звуки? Какие они звонкие или глухие? - Что мы знаем о звонких согласных? Звонкие согласные произносятся с голосом. А глухие согласные? Глухие произносятся без голоса. Чтобы определить, работает голос или нет, надо положить руку на основание шеи и произнести звуки. ( Дети определяют, что оба звука глухие, потому что голос «не работает».) Учитель-логопед подводит детей к выводу, что звуки живут в переулке Твёрдых согласных, на стороне глухих согласных, в синих домиках без колокольчиков. Потому что звуки [с] и [ш] согласные, твёрдые, глухие. - Чем же тогда они отличаются? Наблюдение за артикуляцией. Дети подходят к зеркалам и произносят поочерёдно звуки [с], [ш]. - В каком положении находятся губы, когда мы произносим звук [с]? (Губы улыбаются.) А когда мы произносим звук [ш]? (Губы округляются.) Правильно, молодцы. Посмотрите, у одного звука (человечка) ротик улыбается. Это звук…[с]. А у другого губы круглые, как бублик. Это звук…[ш]. - А язычок в каком положении? Закройте глаза и попытайтесь почувствовать положение языка. Когда произносим звук [с], язык находится где? (Лежит внизу, на дне рта.) А когда произносим звук [ш]? (Язык поднимается к верхним бугоркам.) Правильно. Посмотрите, у одного человечка рука поднята вверх. Это звук…[ш]. А другой вытянул руку в сторону. Это звук…[c]. Дети поочерёдно произносят звуки [с] — [ш], показывая рукой положение языка: ладонь горизонтально — [с], ладонь вертикально — [ш]. - А теперь я буду произносить звуки, а вы рукой показывайте положение языка. Учитель-логопед закрывает экраном рот, чтобы дети не видели артикуляции, и произносит звуки: с, ш, с, с, ш, ш…и т.д. Дети показывают рукой положение языка. Имитационная разминка. - А теперь пора в путешествие. Учитель-логопед предлагает детям сесть в круг, взяться за руки и закрыть глаза. - А сейчас мы с вами на одной большой лодке поплывём в Город Звуков. Ветер по морю гуляет, Ветер лодочку качает, Вёсла в руки мы берём, В Город Звуков мы плывём. Пальчиковая гимнастика. - Мы попали на площадь Всех Звуков. Здесь звуки собираются, чтобы поиграть в разные игры. Давайте и мы поиграем. Дети встают напротив учителя-логопеда. «Дом на горе» На горе мы видим дом Кистями рук сложить «домик». Много зелени кругом. Волнообразные движения кистями рук. Вот — деревья Руками поднять вверх, расставив пальцы — «деревья». вот — кусты. Располагая руки на уровнем груди, растопырить пальцы, прижимая большие пальцы друг к другу — «кусты». Вот — душистые цветы. Пальцами показать «бутон», «распускающийся цветок». Окружает все забор. Указательными пальцами нарисовать в воздухе забор, двигая ими от центра в стороны. За забором — чистый двор. Погладить воображаемую поверхность, разводя руки в стороны. Мы ворота открываем, Кистями рук показать, как открываются ворота. К дому быстро подбегаем. Пальцами «пробежаться» вперёд, постепенно вытягивая руки от груди. В дверь стучимся: «Тук-тук-тук!» «Постучать» кулаком. Кто-то к нам идет на стук. Ладонь приставить к левому уху, «прислушаться». В гости к другу мы пришли И гостинцы принесли. Вытянуть руки вперед, как будто преподнося что-то. Артикуляционная гимнастика. - А теперь выполним упражнения для губ и язычка. Звучит музыка к песне «Осень наступила». Учитель-логопед вместе с детьми встаёт в круг. Педагог называет упражнение, дети выполняют под музыку артикуляционные упражнения, сопровождая артикуляционные движения движениями рук. «Улыбка» Разведение рук в стороны «Трубочка» Ладони перед грудью приближены друг к другу. «Улыбка» -»Трубочка» Разводить ладони и сближать. «Месим тесто» «Аплодировать», расположив ладони параллельно полу. «Блинчик» Вытянуть вперёд руку ладонью вверх — блинчик. «Часики» Соединить ладони перед грудью. Наклонять ладони вправо-влево, одновременно с движениями языка. «Качели» Руки соединить в замок. Поднимать вверх и опускать вниз в соответствии с движениями языка. Определение первого звука в слове. - Смотрите, мы подошли к мосту Согласных звуков. Посмотрите здесь находится колодец. Он необычный. Педагог достаёт ёмкость с фасолью. Когда-то звуки уронили туда свои вещи и никак не могут их достать. Поможем им? Дети достают из ёмкости картинки с изображением разных предметов (шуба, шапка, шарф, шорты, сахарница, салатница, солонка, супница). Дети произносят правильно слова со звуками [с] и [ш]. - Но звуки не знают, как поделить вещи. Надо им помочь. Определите первый звук в слове и узнайте, кому принадлежит эта вещь. (Дети по начальному звуку определяют, какому звуку принадлежит предмет, и ставят картинку на наборное полотно рядом с символом (человечком) звука. - Посмотрите на предметы, которые принадлежат звуку [ш]. Как назвать их одним словом? (Одежда.) А предметы, которые принадлежат звуку [с]? (Посуда.) Определение лексического значения слова. - Давайте ещё раз назовём предметы посуды. - Супница. Что это такое? (Это посуда, в которую наливают суп.) Правильно. Супница от слова … суп. - Салатница. Что это такое? (Это посуда, в которую накладывают салат.) Салатница от слова … салат. Аналогично проводится работа со словами: сахарница, солонка. - Молодцы, ребята! Вы постарались. Пора отдохнуть. Динамическая пауза. - Все движения разминки повторяем без запинки! Пошагаем мы на месте. Ходьба на месте. Эх! Руками машем вместе. Движение «ножницы» руками над головой. Эхе-хе! Прогнули спинки, Руки на поясе, спину прогнуть. Посмотрели на картинки. Посмотреть на потолок. Эге-ге! Нагнулись ниже. Наклон вперед, руки на поясе. Наклонились к полу ближе. Дотронуться руками до пола. Э-э-э! Какой же ты лентяй! Выпрямиться, погрозить друг другу пальцем. Потянись, но не зевай! Руками тянуться вверх, поднявшись на носки. Повертись на месте ловко.В этом нам нужна сноровка. Покружиться. Составление предложений с заданными словами. Игра «Пройди по мостику». - Ребята! Звуки рады, что их вещи нашлись и просят вас помочь донести вещи до дома. Для этого надо пройти по мостику. Педагог кладёт на пол ребристую доску. Но прежде чем пройти по мостику, надо составить предложение со словом. По мостику надо идти осторожно, небольшими шагами, красиво: руки на поясе, спина прямая. Дети составляют предложения и проходят по «мостику». III. Подведение итогов занятия. - Вот мы и дошли до переулка Твёрдых согласных. Наше путешествие подходит к концу. Вам понравилось? Давайте поблагодарим звуки за интересное путешествие. Что можно им сказать? (Большое спасибо. Благодарим вас. Было очень интересно. Мы были рады видеть вас.) - Что было самым интересным? Самым трудным? - Какие звуки мы учились различать? - Чем они отличаются? А чем похожи? Учитель-логопед даёт оценку деятельности каждого ребёнка. Изготовление поделок из бумаги. - А хотите сделать подарки друг другу на память о нашем путешествии? Дети получают листы цветной бумаги складывают сумку и кошелёк, используя технику оригами.