Урок по литературе на тему Детство Михаила Юрьевича Лермонтова ( 5 класс)
УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ
5 класс
Тема: Детство Михаила Юрьевича
Лермонтова
Учитель русского языка и литературы -
Ладоша Лариса Михайловна
Ялта
ТЕМА: ДЕТСТВО МИХАИЛ А ЮРЬЕВИЧ А
ЛЕРМОНТОВА
(1814 - 1841)
ЦЕЛЬ: 1. Подробное ознакомление с детскими годами писателя, с
его родителями.
2. Вызвать интерес к изучению творчества поэта.
3. Привить любовь и уважение к великому наследию
русской литературы.
ОФОРМЛЕНИЕ: 1. Эпиграф “ Как все великое, благородное и
прекрасное, поэзия Лермонтова
бессмертна.”
2. Портрет писателя.
3. Выставка книг М.Ю.Лермонтова.
4. Фотографии из семейного архива
Лермонтовых.
ХОД УРОКА: 1. Организационный момент.
2. Объявление темы.. Запись в тетради.
Слово учителя: Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь на 15 октября в Москве. В его поэтической душе любовь к родине навсегда слилась с любовью к Москве:
Москва, Москва!...люблю тебя как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Но не этот город стал родным и близким.
Когда Мише было полгодика, родители его перевезли в имение Тарханы, что в Пензенской губернии. Эта дворянская усадьба принадлежала бабушке - Елизавете Алексеевне Арсеньевой. (Показ фотографии усадьбы). Она купила ее в 1794 году.
Род ее происходит от старинного дворянского рода Столыпиных.
У нее была единственная дочка - Мария. (Показ фотографии Марии). Она была очень болезненной. Мать серьезно была обеспокоена ее здоровьем. А когда она выросла, она полюбила молодого человека - Юрия Петровича, хотя и дворянского рода, но рода обедневшего. (Показ фотографии отца писателя). Елизавета Алексеевна была против этого брака, но молодые люди уехали в Москву и там обвенчались. А вскоре у них родился сын Михаил. Но со здоровьем Марии Михайловны было не так уж и хорошо. И тогда, спустя 6 месяцев они возвращаются к матери в Тарханы. Мать есть мать. Ее сердце дрогнуло, и она простила все. А когда она увидела ребенка, то былого гнева не осталось. Бабушка сильно привязалась к внуку.
Но семейная жизнь в тарханском доме складывалась несчастливо. Под одной крышей сошлись очень несходные характеры: мечтательная, кроткая Мария Михайловна, властолюбивая Арсеньева, добрый, но вспыльчивый Юрий Петрович.
Несчастье пришло в их дом - в возрасте 22 лет скончалась мама поэта. Ребенку тогда было почти 3 года.
С этого момента воспитанием занимается бабушка. Уехавшему отцу к себе домой, ребенка не отдали. Бабушка дала очень хорошее воспитание и образование на дому. Он обучается нескольким языкам, занимается музыкой - игрой на флейте, скрипке, фортепиано. Проявлял любовь к рисованию. В Тарханском музее хранятся его детские рисунки - батальные сцены, пейзажи, а позже, когда бабушка стала его возить на Кавказ, черкесов. (Показ фотографии Миши в семилетнем возрасте).
Мальчик рос в самом сердце России, слышал вокруг себя меткую крестьянскую речь, наблюдал крепомтные нравы.
Гений проявил себя еще в детстве. Ребенок, едва научившись лепетать, уже рифмовал: “пол-стол”, “кошка-окошко”. Такие рифмовки его забавляли.
В 13 лет его определили в Московский Университет, где глубоко изучались языки, история, литература. Затем была школа прапорщиков, кавалерийских юнкеров, гусарская служба в Царском Селе.
Когда Лермонтов впервые надел офицерский мундир, бабушка заказала портрет художнику.(Показ фотографии). Он наиболее ярко изобразил сходство с поэтом.
В музее сохранилось много вещей, принадлежавшие поэту. (Показ фотографии). Например, вот эта папиросница, на которой было написано, что Лермонтов был убит Мартыновым в Пятигорске в 1841 г. 15 июля. На Кавказе произошла дуэль, и мир потерял замечательного поэта и писателя.
С младших классов мы учим его поэзию. Стихи очень интересны и легко запоминаются.(Опрос детей, какие они знают стихи Лермонтова. “Бородино”, “Парус” и др.)
А в старших классах вы продолжите знакомиться с творчеством Лермонтова как писателя. Из текстов “Герой нашего времени”, “Ашик-Кериб” вы узнаете о жизни и обычаях горцев. Также узнаете о Лермонтове - драматурге - “Маскарад”, “Два брата”.
Вы побываете и в Древней Руси - “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. “Мцыри” перенесет вас на Кавказ, узнаете о судьбе бедного мальчика, который призывал к борьбе, к избавлению рабской неволи.
Стихам Лермонтова присуще антитеза - “противоположность”. (Запись в тетради). Например: “день первый” - “день последний”; “позор” - “торжество; “паденье” _ “победа”.(стр.16, т.1)
Задание классу: Найти антитезу в стихотворении “Парус”.
А также в его стихах много сравнений и метафор.(Запись в тетради терминов.)
3. Домашнее задание. Выучить стихотворение
“Парус”.
4. Итог урока.