Логопедическое занятие в 3 классе по теме « Дифференциация звуков [С] — [З] на материале звуков, слогов и слов»


I. Организационный момент
логоритмика
Слайд № 1

сядет тот, кто ответит:




II. Мотивация и целеполагание


Слайд № 2



Слайд № 3

III. Гимнастика:
дыхательная


Слайд № 4










артикуляционная
Слайд № 5


пальчиковая


Вот звонок сигнал нам дал, Для работы час настал. Тихо падает снежок, Начинается урок. Начнём с логоритмики. Выполним упражнение:
[з] («замерз»).
посмотрите на мои руки, колени держать вместе, чуть приседая («замерз»). Можно поджимать одну ногу. [с] («насос»). ладони опускаются вниз, будто преодолевая препятствие («насос»)
Оттепели сменились морозами. Что было вначале, что – потом?
Чего больше – снегопадов или снежинок?
Чего меньше – зим или зимних месяцев?
Какое слово отличается от других? Зима, Зина, зима, зима

Напомните, какое время года на календаре?
Сегодня я предлагаю выполнить интересные "зимние" задания.
Без чего не представляете зиму?
Зима Снег
Назовите первый звук в словах и выделите голосом (ззз- зима, ссс-снег)
Итак, в гостях у нас звуки С и З Слайд2, 3
- Что мы будем делать?
- Для чего мы будем это делать? (для того, чтобы не путать буквы с и з на письме и при чтении)

- А ещё мы будем помнить о правилах.
Как подул Дед Мороз – В воздухе морозом Полетели, закружились Ледяные звезды. Что это?
Мы снежинку увидали, Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели,
Глазки вправо посмотрели. (Взгляд вправо) Вот снежинки полетели Глазки влево посмотрели. (Взгляд влево) Ветер снег вверх поднимал И на землю опускал. (Вверх, вниз) Дети берут снежинки в руки, сфокусировав
Возьмите снежинку. на ней взгляд.

Кружатся снежинки в воздухе морозном. Падают на землю кружевные звезды. Вот одна упала на мою ладошку. Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
Игра в снежки.
Я называю слог, а вы меняете звук на парный:
са – за со – зо сы - зы Слайд 4
су – зу сэ – зэ зо – со
Логопед:
Ребята, пока мы играли в снежки, у меня замерзли руки. Как их можно согреть?
Быстро – быстро разотрите ладони друг о друга, пока не станет горячо. Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А сейчас они в тетрадке
Будут буковки писать.

Записать число в тетради и тему урока




IY. Обобщение и
систематизация знаний, полученных на прошлых уроках.
Слайд 6







Слайд7
Проверка



















Слайд № 8




Слайд №9



Слайд № 10
Слайд № 11,12
/прописи/



Слайд №13









Слайд №14



Слайд №15

Проверка
Слайд №16

Физкультминутка











3. Работа с текстом.
Слайд № 17



Проверка
Слайд № 18

4. Работа над связной речью
Слайд № 19


YI. Итог урока
Слайд №20, 21









Рефлексия.

Когда произносим звук /зеркала/
С, губки улыбаются, З- губки улыбаются
кончик языка внизу, кончик языка внизу,
холодная струя через зубы холодная струя через зубы
горлышко не дрожит горлышко дрожит

Итак, сходство в произношении звуков с – з
в положении губ, зубов, языка
- В чём различие?
(с- глухой, произносится с шумом, з - звонкий, произносится с шумом и голосом.)
- Что ещё можно сказать о звуках с – з? (они парные)
Карточки
- А теперь сравните эти звуки, определите, чем они похожи и чем отличаются. Дополните свои звуковые домики плюсами и минусами.

- Чего больше - сходства или различий?
- Произнесите звуки по очереди - С-З.
- Почему они согласные?
Есть ли пары?
- Звонкие или глухие?

А снежинки летят и летят. Поймайте снежинки со звуками С и З
б – с - т – г – с – ш – з – з – ж
на З – «замёрзли»
на С - качнуть насос
А сейчас посложнее: даю слоги, но не простые, будьте внимательнее! Может быть кто-то сможет услышать нечто большее? (например, слова?) Показывают сигнальную карточку(желтую- С, синюю-З)
Зна – ет зай - ка, что зи -мой Слайд6
Лег - че встре – тить- ся с ли - сой.
Просто ли слоги и звуки я называла? Кто может повторить чистоговорку?
Зайка по снежку скакал, для лисы следы петлял. Слайд7
Перепутались они, ну, попробуй, догони!
Сможем ли мы распутать заячьи следы?
Учитель демонстрирует занимательные изображения букв, сопровождаемые рифмовками.
Затем учащимся раздаются индивидуальные карточки с вариантами заданий на выделение графем С и З.

сосчитать буквы с и з. Каких больше?
Вспомним, как правильно пишутся эти буквы

пальчиком написать на спине товарища букву с или з
- Вы вспомнили буквы, которыми обозначаются на письме звуки С и З.
А сейчас составим и прочитаем с этими буквами различные слоги и звуковые сочетания.
(На слайде демонстрируются слоговые схемы с "лучиками". Логопед перемещает указку по ним в различных направлениях, а дети следят за движениями указки и прочитывают получившиеся слоги и буквосочетания.) - Как звучат согласные в слогах первой схемы?
- А в слогах второй схемы?

А теперь запишем слоги в тетрадь. Следите за указкой.


-Картинку назови, букву покажи
Как назвать одним словом? Что их всех объединяет?
сорока клёст поползень синица зимородок зяблик
Записать слова в тетрадь в два столбика
- Зашифруйте слова со звуками С и З в виде графических схем. Слайд 9
Вспомним, как мы составляем графические схемы слов. Вам поможет самостоятельно выполнить это задание порядок выполнения действий. Прочитаем его по пунктам.


Логопед вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной друг к другу, боком ко всей группе, и дает задание: "Я буду называть слова, Вера будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком с. Какой звук? А Серёжа будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук з. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 со звуком с , 5 со звуком з, 5 где нет этих звуков).
Зима замёрз узор земля озёра холодный иней белый
снег санки стужа солнышко кусты скользит
Составить предложения /устно/

Спиши предложения. Вставляй пропущенные С или З.

На улице тало холодно.
нег покрыл емлю, деревья и куты.
Мороы разриовали уорами тёкла.
Ве рады име!

Как там наш зайчик? Мы следы распутали, а лиса? Поймала его лиса?
Составьте предложения по каждой картинке.
А сейчас выразительно прочитаем готовый рассказ
·.


У каких звуков мы сегодня гостили?
Какими буквами они обозначаются на письме?
Чему мы учились на занятии?
Как добиться того, чтобы не допускать ошибок в словах с этими звуками?

Тест (выполняют индивидуально)


У вас на столах лежат снежинки. “Личики” у них разные: грустные и весёлые. Выберите себе улыбающуюся снежинку, если вы хорошо поработали сегодня на занятии, справились со всеми заданиями. Если же вы не довольны своей работой – возьмите “серьёзную” снежинку.







Анализ логопедического занятия
Педагогическая технология – коррекционно - развивающая
Тип урока: урок комплексного применения знаний

Цели занятия соответствуют особенностям учебного материала, уровню подготовленности уч-ся, доведены до детей.
Структура занятия соответствует его целям.
Этапы занятия последовательны и логически взаимосвязаны, целесообразно распределены по времени. Рационально выбраны формы работы: групповая, индивидуальная, в парах.
На занятии использовался компьютер, индивидуальные карточки, что служило привлечению внимания детей, поддерживался интерес к заданиям. Работа была рационально организована от простого к сложному, с опорой на имеющиеся знания и жизненный опыт учащихся.
Материал был изложен доступно, прослеживалась связь с предыдущими занятиями, с жизнью, воспитательная направленность занятия.
Актуализация опорных знаний проводилась через использованием всех психических функций: зрительного восприятия, фонематического слуха, мышления, памяти и внимания; с использованием наглядности.
Самостоятельная работа организовывалась после предварительного разбора.
Степень сложности, вариативность, характер тренировочных упражнений подобран с учётом уровня подготовленности детей.
Давались чёткие инструкции и предлагалась помощь логопеда.
Оценка коррекционной направленности
На занятии воспитывалось умение понимать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, формировались практические навыки словообразования и словоизменения.
Совершенствовалось умение различать звуки(С) –(З) среди других звуков, в слогах и словах по слухо – произносительному образу и написанию, закреплялся навык произношения слов различной звуко-слоговой структуры.
На протяжении всего урока осуществлялся контроль над внятностью и выразительностью речи
Проводилась работа по усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза
обучение самостоятельному высказыванию
Были включены упражнения на развитие артикуляционного аппарата, дыхания, мелкой моторики.
Анализ методики проведения занятия
Считаю, что приёмы и средства обучения были отобраны обоснованно и правильно,
методы, приёмы соответствовали содержанию материала, целям, возможностям группы. Наглядные пособия и дидактический материал использовались эффективно.
Анализ работы и поведения детей
Считаю, что общая оценка работы группы удовлетворительная.
Дети были внимательны, прилежны, проявляли интерес к занятию, были достаточно активны.
Логопедом соблюдалось выполнение единых требований к детям, к оформлению работ в тетрадях. Велась индивидуальная работа со слабоуспевающими.
Проверки знаний детей проводились логопедом в виде устного опроса, в ходе диалога, в работе в парах, в тестах.
Оценка санитарно – гигиенических условий
Температурный режим, физико – химические свойства воздуха (проветривание), освещение соответствуют санитарным требованиям.
Предупреждение утомляемости происходило за счёт смены видов деятельности, своевременное и качественное проведение ф/м, соблюдение правильной рабочей позы.
На занятии была создана атмосфера доброжелательности, взаимопонимания.
Речевой и дидактический материал был выбран посильный.
Результаты занятия
Был подведён итог в конце занятия, дети хорошо справились со всеми заданиями.
Элементы творчества, заслуживающие внедрения
Целью представленного урока, кроме дидактических, является повысить познавательную активность учащихся, способствовать их развитию. Думаю, что предложенные на уроке задания вызвали живой отклик учащихся. При работе с лингвистическим материалом активно использовала приёмы анализа, синтеза, группировки, классификации, обобщения. Игровой характер упражнений, использование мультимедийной презентации позволяет повысить познавательную активность, мотивацию к учению, развивать мышление школьников. Для эффективного текущего и итогового контроля используется сверка с образцом на экране, проговаривание и комментирование работы отдельными учащимися. Качество мультимедийного сопровождения и информационных источников достигается путём использования единого дизайна презентации, оправданным использованием рисунков и анимации. При изготовлении презентации придерживалась основных принципов: оптимальный объём; доступность; разнообразие форм; учёт особенности восприятия информации с экрана; занимательность; красота и эстетичность; динамичность. На сколько это мне удалось судить Вам. Компьютерная поддержка обеспечивает индивидуальную, фронтальную работу учащихся. Благодаря использованию на уроке средств мультимедиа удаётся наиболее полно реализовать принцип наглядности, развивать наглядно-образное мышление школьников; повысить уровень познавательной активности, мотивации к учебной деятельности; усовершенствовать современные методы преподавания и обучения; обновить содержание образования и учебно-методический инструментарий, внесло в урок новизну, оригинальность. Презентация не гвоздь программы, а тонко настроенный инструмент в руках учителя.
Личность логопеда
собранность и внимательность логопеда
самообладание и самоорганизация
стиль и тон в работе
речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность)
отношение к детям
соблюдение норм педагогической этики
мастерство педагогического общения


























Логопедический урок по теме:

Дифференциация звуков [С] - [З] на материале звуков, слогов и слов


Педагогическая технология – коррекционно - развивающая
Тип урока: урок комплексного применения знаний

Форма организации педагогической деятельности: групповая, индивидуальная




Цели:
Образовательные:
Закреплять умение различать звуки с-з, опираясь на тактильный анализотор и артикуляцию данных звуков;
совершенствовать умение различать звуки с-з в слогах и словах по слухо – произносительному образу и написанию;
совершенствовать навык чтения.
Развивающие:
Развивать фонематическое восприятие и анализ на материале слогов и слов со звуками с-з;
развивать внимание к слову;
расширять объём словаря по теме «Зима», «Птицы»;
Развивать долговременную произвольную память;
развивать координацию движений, зрительно-пространственную ориентировку, концентрацию включения, мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза;
развивать понимание прочитанного на материале деформированного текста.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к словесным играм;
Воспитывать уважительное отношение друг к другу;
Воспитывать внимательное и бережное отношение к своей речи и речи окружающих





Оборудование:
Индивидуальные зеркала,
компьютер, презентация к уроку,
снежинки,
карточки с буквами с и з,
Карточки со слоговыми домиками;
Карточки с тестами
Жёлтый и синий карандаши,
фломастеры




















Логопедический урок по теме:

Дифференциация звуков [С] - [З] на материале звуков, слогов и слов


3 класс



Учитель - логопед
Лобастова Н.И
(высшая категория)



























Арбаж 2009 год
15