Конспект открытого занятия на тему «Дифференциация звуков Ч и Ть» Тема занятия «Дифференциация звуков Ч-ТЬ»
Конспект открытого занятия на тему «Дифференциация звуков Ч и Ть»
Тема занятия «Дифференциация звуков Ч-ТЬ»
Цели занятия:
- упражнять детей в дифференциации звуков ч-ть на слух и в произношении- учить детей сравнивать звуки по акустическим и артикуля-ционным признакам- научить детей правильно употреблять глагол «хотеть» в настоящем времени- упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений- развивать словотворчество детей- закрепить навыки чтения и печатания- развивать слуховое внимание и фонематический слух- воспитывать в детях доброе отношение друг к другу и к окружающимПредварительная работа:
Работа по теме «Звук и буква Ч».
Звуко-слоговой анализ слов.
Заучивание скороговорок.
Оборудование:
Игрушки- телефон, Буратино, кукла Катя, черепаха Тортилла, кот Тим.
Набор предметов – ящик посылочный, тетрадь, ластик, пластилин, телевизор, тюльпан, беретик, мячик, кисточка, ключик, очки, чепчик, бантик, тесемка, полотенце.Карандаши, карточки с пропущенными буквами, звуковые схемы слов, буквы Ч и Т, картинки с изображением кузнечика и часиков
Ход занятия
I. Оргмомент1) Знакомство с гостями.2) Отгадывание загадокПоверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (телефон)Что всегда идет, а с места не сойдет (часы)Чудо-ящик – в нем окно, а в окошечке кино (телевизор)
II. Сообщение темы
- Какие звуки слышатся в начале слов-отгадок?- Сегодня мы будем изучать звуки ч и ть, слушать их, сравнивать.
III. Изучение нового материала
1) Игра «Сравни»
- Произнесите звук Ч. Он какой?Правильно, согласный, глухой, всегда мягкий.- Чья это песенка? Ч-ч-ч-чПравильно, песенка кузнечика.- Произнесите звук ТЬ. Он какой?Правильно, согласный, глухой, мягкий.- Чья это песенка? Ть-ть-тьПравильно, песенка часиков.
Когда мы произносим звук Ч, где язычок, что делают губы, а зубы?( язык за верхними зубами, губы «трубочкой», зубы сомкнуты)
Когда произносим звук ТЬ, где язык, что делают губы и зубы(язык за нижними зубами, губы улыбаются, зубы сомкнуты)
2) Игра «Поймай звук»
Послушайте звуки. Если услышите Ч, поднимите руку. Если слышите звук ТЬ, хлопните в ладоши.а) изолированные звуки: ть, ть, ч,ть,ч,ч,ть,ч,ть,ть,ч.б) в слогах: ча, тя ,чи ,ти, тё, чё, чу, тю, те,че.В словах: котята, зайчик, утёнок, зонтик, луч, плечи, паутина, трубач, пять, бычок.г) игра «Что раньше, что потом ч и ть или ть и ч»учитель, птичка, течёт, лечить, печать, тянучий, течь, учить, аптечка.3) Произошение звуков Ч и Т.Ребята, давайте пригласим к нам на занятие гостей из Сказочной страны гостей. В их именах должны быть звуки Ч и ТЬ. Но сначала отгадайте загадки.
У отца был мальчик странныйНеобычный – деревянный.На земле и под водойИскал он ключик золотой.Всюду ос совал он длинный.Кто же это? (Буратино)
Мордочка усатая,Шубка полосатая,Часто умывается,А с водой не знается.(котенок)
С нею девочка играет:Кормит, моет, одевает,Спать укладывает в ночь,Но не растет у мамы дочь.(кукла)Спешить домой я не спешу.Зачем спешить мне по-пустому?Свой дом всегда с собой ношу,И потому всегда я дома. (Черепаха)
Он был когда-то страннойИгрушкой безымянной,К которой в магазине никто не подойдет.Теперь он (Чебурашка)И каждая дворняшкаПри встрече сразу лапу подает.
Ребята, давайте назовем куклу Катей.
4) Узнавание слов по звуко-слоговым схемам.
- Какое из имен длиннее Катя или Буратино?- Назовите гласные звуки в слове Буратино. Сколько гласных звуков? (четыре) Сколько в этом слове слогов? (четыре) А как вы узнали?Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.-Назовите 1 слог, 3тий слог, 2ой слог, 4 ый слог.Детям предлагаются звуко-слоговые схемы слов Буратино, Катя, и дети узнают, где чье имя спряталось.
5) Практические усвоение глагола «хотеть»
-Кто хочет поиграть с игрушками?Спроси у Насти и Саши. (Дети: Вы хотите поиграть с Чебурашкой?)Спроси у Арины и Илюши.( Дети: Вы хотите поиграть с котенком?)Спросите у меня. (Дети: Вы хотите поиграть с черепахой?)IV. ФизкульминуткаЛогопед : Я хочу поиграть с Буратино.Буратино потянулсяРаз – нагнулся,Два – нагнулся,Руки в стороны развел,Видно, ключик не нашел.Чтобы ключик нам достать,Надо на носочки встать.
V. Закрепление темы.
1) Игра «Подари гостям подарки»
(Раздается стук в дверь)Логопед: Кто там?Почтальон: Это я – почтальон Печкин, принес посылку для ваших гостей.Логопед: Сколько много здесь подарков! Ребята, давайте так распределим подарки : гостям, в имени которых есть звук Ч или ТЬ – подарим соответст-вующие подарки.(Дети дарят Буратино – тетрадь, ластик, пластилин.Кукле Кате –телевизор, тюльпан, беретик.Чебурашке – мячик, кисточку, значок.Котенку Тиму- бантик, тесемку, полотенце.
2) Произношение Ч и ТЬ в словах, предложениях, чистоговорках.
а) Игра «Повтори, не ошибись»Мяч- мять, печь- петь, честно – тесно, чёлка – тёлка, чётко – тётка,Печка- Петька, речка – редька, вечер – ветер, зачем – затем.б) Составление предложений с этими словамив) договаривание чистоговорокАч-ач-ач, купим Танечке (калач)Оч-оч-оч, рады мы друзьям (помочь.)Уч-уч-уч, ветер, ветер ты (могуч)Ты гоняешь стаи (туч)Ич-ич-ич, а кирпич кладем (кирпич)Ать-ать-ать, будем весело (шагать, плясать)Оть-оть-оть, орех нам надо (расколоть)Уть-уть-уть, в дудочку я буду (дуть)Ить-ить-ить, кошка хочет (пить)г) проговаривание скороговорок от лица персонажейУ четырех черепах по четыре черепашонка.Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячикЧебурашка, Чебурашка, нос, как черная букашка.Пять котят есть хотят.
3) Игра «Буква потерялась»
-Какую букву надо писать, если слышится звук Ч? Звук ТЬ?(Детям предлагаются карточки с пропущенными буквами в словах:Грачи, зонтик, утёнок, врачи, тишина, котёнок, чемодан, теремок, качели, паутина, темно, трубачи, кирпичи, зайчик, ботинки, внучата, утята, чашка, тучи, гости, дети, пятёрка. Дети вставляют пропущенные буквы)4) Чтение слов по карточкам
-Сначала читаем слова с буквой Ч, затем с буквой Т5) Практическое усвоение сложноподчиненных предложений.
-Загадайте желаниеДети: Я хочу, чтобы…..
VI. Итог занятия.
- Ребята, чем мы сегодня занимались.? Правильно, мы различали звуки Ч и ТЬ. Какая игра вам больше всего понравилась? Вы сегодня все прекрасно справились со всеми заданиями, активно участвовали в занятии. Спасибо вам всем. Молодцы!