Урок Монастыри по ОРКСЭ (модуль основы православной культуры)


Васяева Ольга Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ Яновская СОШ
Сергачский район
Модуль «Основы православной культуры»
Тема «Монастырь».

Цель урока: знакомство учащихся с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского народа; особенностями монастырской жизни.
Задачи:
•  дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его обитателях;
воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь, к православным святыням России.
•  развивать нравственные качества личности;
•  сформировать навыки поведения в монастыре;
•  развивать коммуникативные, информационные компетенции.
Формирование УУД:
Познавательные: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала.
Коммуникативные: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание.
Личностные: нравственно-эстетическое оценивание нового материала, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определенные прогнозы на опережающие задания, рефлексия.
Формы и виды деятельности: беседа, выборочное комментированное чтение, работа в парах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника), самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы для групповой работы, слова для составления кластера, презентация, выставка книг.
Основные термины и понятия:  святыня, монастырь, монах, призвание, послушание, монашеские обеты, постриг.Оборудование, мультимедийная доска, презентация, , рабочие листы урока, выставка православных книг.
План урока
1. Организационный момент. Приветствие учителя и положительный настрой учащихся на работу. -2 минуты
2. Мотивация к учебной деятельности -3 минуты
3. Постановка проблемы - 5 минут
4. Открытие нового знания - 10 минут
5. Первичное закрепление - 10 минуты
6. Это интересно -3 минуты
7. Применение нового знания - 5 минут
8. Закрепление нового знания - 5 минут
9. Рефлексия - 1 минута
10. Домашнее задание - 1минута
Ход урока:
1. Организационный момент
Учитель: Ребята, чтобы работать на уроке дружно и плодотворно, улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним. (Дети произносят стих. вслух.) Когда ладошки наши касаются,
Душа с душою встречаются,
И сердце добром наполняется.
2. Мотивация к учебной деятельности ( Слышны звуки колокольного звона )
а) Беседа с уч-ся по вопросам
Учитель: Ребята, а что это мы сейчас услышали?
Где могут звонить колокола?
(на колокольне, в храме, в Кремле)
Приходилось ли вам слышать колокольный звон?
Какие чувства возникли у вас при звучании колокольного звона?
3. Постановка проблемы
Учитель: На Руси колокола впервые появились с принятием христианства. Звон сопровождал всю жизнь православного человека (рождение, крещение, венчание, отпевание). Звонили также колокола при победе над врагом.
В РПЦ используются 4 типа колокольных звона: благовест, трезвон, перезвон, перебор – в зависимости от вида богослужения. Но речь на уроке сегодня пойдёт не о храме, а вот о чём, послушайте стихотворение.
б)Чтение стихотворения (читает ученик)
Монастырь
В густой листве затерян монастырь,Над ним лишь небо, да, как вата облака.Вокруг полей российских гладь и ширь,А вдалеке виднеется река.Святой источник спрятан средь берез,Лишь только ветер шелестит листвой.Блуждаем в царстве собственных мы грез,Боясь спугнуть волнующий покой.Прозрачный воздух, ярка неба синь,А вдалеке виднеется река.В густой листве затерян монастырь,Над ним не властны время и века.
( Светлана Вольная )4. Открытие нового знания
Учитель:- О чём этот стих? Что такое монастырь? Чем храм отличается от монастыря? ( Храм - от слова хоромы, Божий дом, здание, для молитвенных собраний )Тема сегодняшнего урока «Монастырь», так и запишем в тетрадях.
Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Монастыри бывают женские и мужские. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу.
Первые монастыри появились на Руси тогда, когда монашество прошло исторический путь. Основателем первого монастыря Древней Руси был преподобные Антоний, принявший монашество на Афонской горе. Он прибыл в Киев для распространения монашества на Руси и поселился в пещере над Днепром. Первоначально иноки жили в пещерах и молились в подземных кельях, позже были выстроены наземные сооружения. Сооснователем первого монастыря стал один из учеников Антония - Феодосий. Монастырь так и назывался Киево-Печерский. С 1990 года – это Киево-Печерская лавра входит в Реестр всемирного наследия Юнеско.
Некоторые люди едут в монастырь за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто эти люди? Отгадайте загадку?
. В черном, с четками в руках,  О душе своей в слезах  Богу молится … (монах).
5. Первичное закрепление Учитель: Прочитаем по учебнику на стр.80 (2абзац) кого называют монахом? Слово «монах» происходит от греческого слова «монос» - один.
Первые христианские монахи появились в конце 3 века от Рождества Христова. У монахов была совсем другая жизнь, другое отношение к богатству, к успеху. Монахи селились в безлюдных местах и проводили время в молитве. Преподобный Антоний. 26 лет прожил в глубоком уединении.
Встречаясь с монахами, люди стали замечать в их глазах какую-то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах, чтобы у мирян была возможность получить духовные советы.
Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян? Как одеваются монахи? Послушаем стих.
. Ряса, клобук, параман  Говорят о многом нам:  Так одет монах, друзья,  Жить, как все, ему нельзя!  Инок, мантией одетый,  Давший Господу … (обеты). 
Учитель: -Да, ребята, монахи одеты по-особенному. На голове носят камилавку или клобук - головной убор черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину. Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.
Их одежда состоит из рясы (Ряса - символ отложения всех печалей и смущений, которые происходят от постигающих нас скорбей и бед.. А чёрный цвет является символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве. И мантии (– с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.)
В руках неспешно перебирают четки, произнося «про себя» молитву , перебирая узелки чёток, помогает ему сосредоточиться на молитве
- Как вы думаете, чем занимается монах в монастыре?
- Их главное правило «Трудись и молись».
Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, а монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. ( послушаем, как об этом рассказывает диктор) ВИДЕО
В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания, - работают на полях, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря. 
- Монахом стать трудно. Прочитайте в учебнике на стр.81 ( 2абзац ) как становятся монахами и что такое послушание.
_ Давайте проследим этапы жизни в монастыре и запишем их в тетрадь.
Послушание (это обязанность, в монастыре каждый несёт своё послушание) Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на образ жизни монахов.
Когда послушник примет решение, чтобы его приняли в монахи, то он приносит монашеские обеты.
Монашеский обед ( включает в себя Исполнение заповедей Господних, Добровольная нищета, Отречение от собственной воли)
Постриг – это специальный обряд ( с головы монаха состригают несколько прядей волос, что означает – отдать себя в слуги к Христу)
Получение нового имени.
6. Это интересно
Издревле на Руси в монастырях жили Святые Старцы. Это монахи, которые своей молитвой, отречением от всего мирского и подвигами во имя Бога заслужили дар предвидения или исцеления.
- Ребята, а кто из вас знает, есть ли такие монастыри в нашей области?
Дивеевская земля – особая Святая земля. Там находится один из наиболее почитаемых монастырей России – Серафимо-Дивеевский монастырь. Ныне в Троицком соборе покоятся мощи преподобного Серафима. Когда-то мальчик Прохор в 17 лет решил уйти в монастырь. Вскоре Прохора постригли в монахи и дали ему имя Серафим. Больше 10 лет Серафим прожил в лесу, один. Все службы он служил сам и молился дни и ночи напролёт. Одно время отец Серафим тысячу ночей провёл в молитве, стоя на коленях на большом гранитном камне. Даже звери не трогали старца, а медведь ел из рук преподобного не причиняя ему вреда.
Чтение стих. Учителем
Ночь. Как безмолвные зрители, Звёздочки смотрят с небес.
Тихо вокруг. От обители тянется Саровский лес.
Келия там одинокая, в ней Серафим обитал.
Знала пустыня широкая, подвиг как он совершал.
Там, при дорожке, под соснами, камень тяжёлый лежал,
Старец ночами бессонными здесь на коленях стоял.
Лето и зиму холодную, он, не смыкая очей,
Выстоял с волей свободную тысячу целых ночей.
Весь безучастен ко внешнему в сердце молитву слагал!
Боже! Будь милостив к грешному! –
Часто так старец взывал. (Н.Назаренко)
Учитель: Большой известностью в наше время пользуется источник, куда съезжается большое количество паломников. Православные приезжают сюда молиться об исцелении болезней душевных и телесных. Многочисленные случаи помощи Божией у источника Серафима Саровского укрепляют веру народа.
7.Ресурсный круг
- Что услышали?
- Что увидели?
- Что почувствовали?
8. Применение нового знания. Выбери правильный ответ:
1. Для чего люди уходят в монастырь?
Чтобы убежать от мирских забот
Чтобы посвятить свою жизнь Богу
Чтобы заработать себе славу праведника
2. Люди уходят в монастырь когда:
Им хочется, чтобы ими восхищались близкие люди
У них не ладится в жизни, поэтому они оставляют мирскую жизнь в надежде, что в монастыре не будет проблем
Чувствуют неопределимую потребность постоянного общения с Богом
3. Что в монастыре для монаха важнее всего?
Жизнь, в которой ты ничем и никому не обязан
Воздержание (в еде, одежде, разговорах) молитва, послушание
Желание стать главным над остальными монахами
4. Послушание в монастыре нужно для того, чтобы:
Победить в себе грех гордыни
Узнать, что такое унижение
Просто всех слушаться
8. Закрепление.
Учитель: На доске написаны изречения некоторых Оптинских старцев. Как вы понимаете эти высказывания и можно ли ими пользоваться в современной жизнеи? «Милостыня состоит не в одном подаянии, но в сострадании».
(Преподобный Макарий)
«Будем учиться себя мысленно за всё укорять и осуждать, а не других»
(Преподобный Антоний)
«Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание».
(Преподобный Иларион)
Учитель: Однажды старцу Антонио задали вопрос «Как жить»? Он по своему обыкновению ответил в шутливом тоне: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать».
9. Рефлексия
Прием: «Закончи фразу»:
- На уроке я открыл для себя, что ...
- На уроке мне понравилось задание…
- Мне было трудно выполнять задание …
- В конце урока у меня … настроение.
10. Домашнее задание
Учитель: Давайте вспомним, что такое монастырь и кто такие монахи. Для этого составим в тетрадях « синквейн» на тему «Монастырь»