Статья Особенности работы малокомплектной школы: проблемы и пути решения
Особенности работы малокомплектной школы:
проблемы и пути решения
Бажбанова В.Г. директор КГУ «Средняя школа № 10 с. Николаевка» акимата Осакаровского района Карагандинской области
Казахстан
Определение эффективных путей совершенствования управления педагогическим процессом в специфических условиях малокомплектной школы (МКШ), особенно в связи с переходом на двенадцатилетнюю школу, является предметом актуальных научных исследований. А если учесть, что малокомплектные школы в системе образования Республики Казахстан занимают 56,5% от общего числа общеобразовательных школ и от результативности их работы во многом зависит успешность решения социальных и педагогических задач, то проблема эта приобретает еще большую значимость.
В силу сложившихся исторических и географических особенностей Казахстана – огромная площадь и низкая плотность населения, миграция населения, трудности социально-экономических условий на селе – в республике функционируют очень много малокомплектных школ (МКШ). Практически каждый четвёртый учитель и каждый шестой казахстанский школьник работают и учатся в малокомплектной школе. МКШ решают задачи:
- обеспечения потребностей учащихся в общем среднем образовании;
- выравнивания стартовых возможностей выпускников школы с целью получения ими в дальнейшем профессионального образования;
Помимо образовательных задач сельская малокомплектная школа решает комплекс социально-экономических задач:
- препятствует оттоку молодежи из села;
- способствует повышению культурного уровня населения;
- решению демографических проблем;
- развитию аграрного сектора экономики.
Эти факторы усиливают значимость МКШ, особенно в сельской местности. Они играют важную роль в демографической и социально-экономической стабилизации села. Особый статус малокомплектной школы как образовательно-воспитательного, культурного центра, а также как фактора, способствующего закреплению населения, занятого в производственной сфере хозяйства, требует внимательного и бережного отношения к её проблемам.
Все эти задачи старается решать и наша малокомплектная школа КГУ «Средняя школа № 10 с. Николаевка» акимата осакаровского района Карагандинской области.
Какой быть малокомплектной школе ХХI века? Чему и как учить детей в малокомплектной школе? Я часто задаю себе вопрос, каким будет человек, который сейчас сидит за партой? Что тревожит в нем сегодня? Всматриваясь в лица своих учеников, пытаюсь найти ответы на непосредственные вопросы: как изжить пассивность на уроке? Чем увлечь? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза, и открылась навстречу мне душа ученика? Как учительское «надо» превратить в ученическое «хочу» и «буду»? Какие необходимо создать условия для развития ребёнка и сохранения его здоровья?
Само понятие «малокомплектная школа» определено Законом Республики Казахстан «Об образовании», (ст.1 п.58) как «общеобразовательная школа с малым контингентом учащихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий». Развитие современной малокомплектной школы является одним из приоритетных направлений образовательной политики Республики Казахстан. Принятые у нас «Концепция развития системы образования РК до 2020 года», «Государственная программа развития системы образования в РК на 2010-2020 годы» явились толчком и стимулом к обновлению содержания образования, интенсификации процесса обучения в малокомплектной школе. Кроме того, особенностью МКШ является многопредметность в работе учителей. На Востоке говорят: «Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся». Труд любого учителя – это труд огромного, может быть, не всегда осознаваемого общественно-государственного значения, труд чем-то рутинный и однообразный, который по плечу только сильным и увлекающимся личностям, а каков труд учителя малокомплектной школы? В чём специфика работы учителя малокомплектной школы? Работа здесь нестандартна, неповторима, сложна и интересна. Управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся малокомплектной школы – сложная задача, требующая от нас учителей большого напряжения интеллектуальных и физических сил, высокого педагогического мастерства, профессионализма, гибкости в выборе методов, приемов и средств обучения и воспитания.
Урок является ведущей формой организации учебной работы, в основе которой лежит совместная деятельность учителя и учащихся. Но урок в малокомплектной школе должен соответствовать потребностям ребенка как семи-, так и девятилетнего возраста. Сложность заданий нарастает от класса к классу. В соответствии с программными требованиями и с учетом возрастных особенностей мы должны помочь ребенку накопить определенный запас знаний, умений, навыков на каждом этапе развития. Мы должны готовить в 2-3 раза больше уроков и в тоже время создавать из них нечто целое, чтобы педагогический эффект был оптимальным. Значит, учитель, работающий в специфических условиях МКШ, должен обладать рядом дополнительных профессиональных компетенций:
- отбирать, адаптировать и конструировать оптимальные методы обучения в условиях класса-комплекта;
- управлять разновозрастным коллективом учащихся;
-управлять деятельностью учащихся класса-комплекта при проведении однопредметных и однотемных уроков;
- проектировать индивидуальную образовательную траекторию развития обучающихся;
- разрабатывать пакет контрольно-оценочных процедур для мониторинга индивидуального прогресса обучающихся;
- вовлекать обучающихся в социокультурные, экономические процессы местного сообщества.
Значительную часть учебного времени при работе одновременно с несколькими классами занимает самостоятельная работа учащихся. От ее продуктивности во многом зависит успех всей нашей работы. На уроке никому не должно быть скучно.
В условиях обновления и развития современного общества перед школой, помимо решения традиционных задач обучения и воспитания, встала задача создания соответствующих условий для успешного обучения детей. При этом мы, как и все, столкнулись сразу с несколькими трудностями, которые не всегда мы можем преодолеть самостоятельно:
- желания детей и педагогов не подкреплены соответствующей материально-технической базой (слабая материально-техническая база);
- отсутствие образовательных программ для учителя по организации образовательного процесса в условиях МКШ;
- непосильная загруженность учителей;
- многопрофильность в педагогической деятельности учителей МКШ;
- частая сменяемость педагогических кадров;
- отсутствие организации дополнительного образования и культурных центров;
- неготовность родительской общественности осознания того, что в малокомплектной школе дети должны самостоятельно работать.
В чем же прослеживается решение этих проблем?
Я считаю, что в условиях МКШ целесообразно использовать педагогические технологии уровневой дифференциации, разновозрастного обучения, критического мышления, коллективного способа обучения, концентрированно-интенсивного, модульного, проектного обучения, информационно-коммуникационные, а также внедрение модульной Программы ЦПМ. Посредством технологизации компоненты образовательного процесса обретают свою целостность, комплексность, прогнозируемость результатов, обеспечивая высокую степень преемственности всех уровней образования на основе сквозных, интегрированных образовательных программ.
Именно поэтому одним из важных средств повышения качества учебно-воспитательного процесса, успешного усвоения знаний детьми в малокомплектной школе, формирования у них умений и навыков является использование новых педагогических технологий. Применение педагогических технологий в обучении реализует основные требования оптимизации и интенсификации учебного процесса. Учителя нашей школы в своей практике используют игровые технологии, сотрудничество учеников друг с другом – то есть элементы технологии развития критического мышления, что дает эффект взаимодействия всех со всеми, то есть каждый ребенок в учебном занятии может взаимодействовать с любым участником учебного процесса для качественного освоения учебного материала. В нашей школе пять из двадцати педагогов прошли уровневые курсы, что явно помогает введению в образовательный процесс новых педагогических технологий, использование на уроках модулей Программы. Наша школа входит в сетевое сообщество, являясь одной из магнитных школ района при Ресурсном центре. Это сотрудничество помогает решению проблем таких же МКШ как и наша, выработке совместных решений. Педагоги нашей школы успешно совмещают творческую и научно-методическую работу, постоянно проходят курсы повышения квалификации, выступают на районных семинарах, принимают участие во всевозможных конкурсах, рассматривают вопросы об улучшении качества образования детей, постоянно совершенствуют свои знания.
При применении новой технологии, основанной на уровневой дифференциации, обучение идет снизу вверх, то есть ученик, сперва усваивает материал на ученическом уровне, затем – на алгоритмическом и т.д. поднимаясь по «лестнице», стремится достичь творческого уровня.
Технология критического мышления также представляет для нас, учителей МКШ интерес. Критическое мышление предполагает постановку вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить. Мы замечаем что-то новое - и хотим узнать, что это такое. Мы видим некую достопримечательность - и нам уже хочется проникнуть внутрь. Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. Ни один урок не построить без трех мыслительных операций:
1. Запоминание
2. Понимание.
3. Творческое или интуитивное мышление.
Критическое мышление – есть мышление самостоятельное, то есть оно носит индивидуальный характер (из всей массы информации ученик должен самостоятельно взять нужное).
При критическом мышлении информация является отправным, а не конечным пунктом процесса мышления. Критическое мышление – мышление социальное, в ходе общения появляется вопрос, который требует решения. Любая мысль оттачивается в споре. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. По-этому наши педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся.
Роль учителя в работе по технологии критического мышления предполагает следующее:
- направлять и побуждать учащихся к высказыванию своих мыслей;
- внимательно слушать высказывания учеников;
- создавать такие условия, чтобы активизировать обмен мнениями, обеспечить хорошую дискуссию.
Ученик является субъектом обучения, поэтому рекомендуется:
- -учебное сотрудничество детей между собой (например, работа в парах);
- сотрудничество детей с учителем;
- сотрудничество с самим собой, то есть индивидуальная работа. Данная технология предлагает путь, который помогает совместно решить проблемы, усиливает механизмы учебной деятельности. Структура этой технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Разрабатывая уроки по данной технологии, следует идти по определенному алгоритму: последовательности трех фаз – вызов, осмысление, рефлексия. В своей практике учитель может использовать множество приемов и методов визуальной организации материала, которые могут быть использованы на уроках, проводимых по технологии развития критического мышления.
Наступивший век – эпоха информационных технологий. Отлучить детей от компьютера не удастся, да и не нужно. Поэтому при возможности компьютер должен стать нашим помощником в процессе обучения.
Во-первых, важен для детей фактор привлекательности. Движение, звук, цвет на экране способствуют передаче информации в понятной и привлекательной форме.
Во-вторых, наши учащиеся легко и быстро осваивают новые технологии, так как у них еще не сложился стереотип мышления.
В-третьих, компьютер поможет организовать обучение детей с учетом их индивидуальных особенностей, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, а предоставляя ученикам право на ошибку и ее исправление.
Важным фактором повышения качества образовательного процесса в МКШ является применение электронного обучения, позволяющего преодолеть трудности педагогической деятельности в разновозрастных коллективах через широкое использование индивидуального и самостоятельного обучения.
Внедрение электронного обучения в МКШ существенно меняет характер взаимодействия между учителем и учеником, ориентируя последнего на активное самостоятельное освоение учебного материала.
В течение ряда лет мы реализуем в своей школе идеи о коллективном способе обучения в разновозрастной группе. Ученики становятся в группе своеобразными учителями своих товарищей. Они не только воспроизводят знания, но и встраивают их в собственную деятельность. А ведь давно известен педагогический принцип: учится тот, кто учит. Учитель при этом активно взаимодействует с учеником только тогда, когда никто не может заменить педагога, при обсуждении самых тонких или сложных вопросов. В остальных случаях достаточно опосредованного взаимодействия с помощью различных дидактических средств — учебника, карточек, компьютера.
На основе этих идей разработана и реализуется на практике модель школы разновозрастного обучения, у которой немало преимуществ. Во-первых, обеспечиваются индивидуальные темпы и способы усвоения знаний. Речь при этом идёт не о снижении планки требований или сокращении объёма содержания обучения для отдельных школьников. Учитываются возможности, способности, особенности каждого ребёнка, а также то, что ученик уже знает, какие у него затруднения, к изучению чего он готов приступить. В соответствии с этим для каждого ученика подбираются индивидуальные способы освоения материала, планируется очерёдность изучения тем. Коллективный характер учебного процесса определяется формулой «каждый — цель, каждый — средство». Иными словами, каждый ученик решает свои задачи в разных взаимодействиях, в разных временных объединениях (кооперациях) с остальными ребятами, которые помогают товарищам и сами в это время глубже постигают учебный материал. Ученик систематически выполняет три функции: учится, обучает и управляет учебным процессом. На таких занятиях широко используются разные виды и приёмы одновозрастного и разновозрастного взаимодействия учащихся. Это становится возможным за счёт построения обучения с использованием четырёх организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной (работа в парах сменного состава). Коллективный характер занятий требует особой гибкости, вариативности учебных программ, их индивидуализации. При неклассно-урочной организации обучение — коллективное, а программа — индивидуальная. Вместо классов формируются разновозрастные учебные группы как основные организационные единицы учебного процесса. В такой группе каждый ученик с максимальной свободой — в различной последовательности, в разные промежутки времени, с разными своими товарищами, в том числе и разными по возрасту, — продвигается по всей программе предметной области. Учитель в этой ситуации не просто носитель знаний и их ретранслятор, а прежде всего — технолог учебного процесса: он учит ребят учиться и обучать своих сверстников. Учебный процесс обеспечивается не совокупностью узких специалистов — учителей-предметников, а учительской кооперацией — коллективом педагогов, которые совместно проектируют и ведут занятия, распределяя между собой функции и обязанности (учитель — организатор учебного процесса, учитель — специалист по предмету, учитель — ассистент).
Хотелось бы сельскую школу 21 века видеть как школу для всех: это новые учителя, открытые ко всему новому; это центр взаимодействия в конкретной социальной сфере; это современная инфраструктура; это современная система оценки качества образования. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, важнейшими качествами которой становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и быть жизнеспособным в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Исходя из перечисленных проблем, речь должна идти не о рекомендациях по локальному улучшению отдельных сторон деятельности малокомплектной школы, а о новых подходах к технологии организации учебного и внеучебного процессов, т.е. о разработке разных организационно-педагогических моделей малокомплектных школ, дающих возможность учителю работать с разновозрастным коллективом.
К.Д.Ушинский писал: «Ученик должен учиться самостоятельно, а учитель должен умело руководить этим самостоятельным трудом». Но чтобы была достигнута цель образования, чтобы образование состоялось, учитель должен не только руководить, но и увлечь детей, вести их за собой. Недаром пословица гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я могу запомнить. Вовлеки меня – и это станет моим навсегда».
Список литературы:
Абанкина Т.В. Оценка результатов внедрения вариативных моделей реструктуризации сети сельских школ в экспериментальных регионах // Вопросы образования. – 2007. – №1. – С. 175–182.
Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М., 2002. – 356 с
Л.В. Байбородова. Сельская малочисленная школа: какая она сегодня. М., 2002. – 356 с.
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания: Ростов-на-Дону, 2000.
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2010 – 2020 годы.
Закон Республики Казахстан «Об образовании».
Зинченко, В.И. О развитии системы подготовки кадров для малокомплектных школ // Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – 2006. – №2. – С. 76–80.
Концепция развития системы образования РК до 2020 года
Концепция развития малокомплектной школы в Республике Казахстан