«Неблагополучные семьи XXI века. Проблемы и пути решения»
.
«Неблагополучные семьи XXI века.
Проблемы и пути решения»
автор
учитель МБОУ «Гимназия»
г Александровск Пермский край
Баханова Антонина Андреева
Цель: Выявление особенностей неблагополучных семей и их классификация по видам семейных отношений.
Задачи:
1Изучить с помощью современной литературы виды неблагополучных семей.
2 Установить причины, по которым семьи становятся неблагополучными.
3 Проанализировать статистические данные неблагополучных семей по г. Александровску и оценить масштабность существующей проблемы.
4 Выяснить виды и методы работы различных органов с неблагополучными семьями.
5Предложить свои пути решения проблемы неблагополучных семей.
Гипотеза: Возможно, ли решить проблему неблагополучных семей в настоящее время при современных экономических условиях? Допустим, что это возможно, притом, что разработано множество постановлений на краевом и федеральном уровне и определенная работа уже ведется. Однако положительные перемены происходят очень медленно. Если неблагополучные семьи существуют и их число не уменьшается, а постоянно растет, значит, предложенные меры взаимодействия малоэффективны. Возникает необходимость духовного подхода к решению проблем неблагополучных семей.
Для того чтобы глубже и детальнее изучить проблему неблагополучных семей, в работе использовались различные методы. Исследование проводилось методом анкетного опроса с использованием элементов интервьюирования, методом сравнительного анализа справок, отчётов.
Объект исследования – неблагополучные семьи как диагноз конца 20 века начала 21 века.
Предмет исследования – причины, последствия и пути решения проблем неблагополучных семей.
Глава 1
Основные виды неблагополучных семейных отношений.
Деструктивная семья - отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости.
Распадающаяся семья - характеризуется острым конфликтом между родителями, в который вовлечены дети. Назревает распад семьи.
Распавшаяся семья - семья, в которой один из родителей
Неполная семья - отсутствие одного из родителей.
Ригидная псевдосолидарная семья - отличается наличием доминирующего лидера, которому беспрекословно подчиняется все. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота, царствует деспотизм.
«Неблагополучные семьи».
В ряде семей возникают дополнительные трудности в нравственном формировании детей. О каком воспитании можно говорить, если один из родителей алкоголик или этой болезнью страдают и отец, и мать? Тем более, если родители правонарушители, тунеядцы, люди социально и морально незрелые, духовно инфантильные, с извращенным представлением о моральных и духовных ценностях.Нередки стали явления, когда ребенок рождается у матери-учащейся (ПТУ, институт и т. д.), не имеющей ни декретного отпуска, ни достаточного времени и возможностей для ухода и воспитания. Раннее прекращение грудного вскармливания, передача младенца на воспитание бабушке приводят к реставрации синдрома «отсутствия матери» и всегда создают серьезные преграды на пути гармоничного развития.Неполная семья с отсутствием отца или матери тоже, безусловно, не обеспечивает необходимых моральных условий нравственного воспитания.В последние годы и у нас, и за Рубежом много внимания уделяется разработке различных программ корригирующей педагогики при так называемом синдроме «неразорванной пуповины». Речь идет о возникновении моральной, нравственной, финансовой и даже социальной зависимости детей от родителей в возрасте 1825 лет. Это наблюдается обычно при психической недоразвитости (ювенилизме) детей в семьях с высоким прожиточным уровнем, при наличии «семи нянек».«Беречь не вещи, беречь надо друг друга». Эти замечательные слова, сказанные одним из выдающихся врачей нашего времени Ф. Г. Угловым, еще раз напоминают нам о непреходящей ценности человеческой личности, уникальности каждого человека, о большей «хрупкости человека», чем окружающих его вещей. Растущие дети «потребляют» философию семьи, в которой воспитываются. Какими же они вырастают?«Сегодня мамы «тянутся» друг перед другом, наряжая своих чад во все самое дорогое и модное, но не утруждают себя заботами об их человеческих качествах» (из письма матери).
Горькие слова! Действительно, благосостояние семей с каждым годом растет. В современных квартирах появились прекрасные мебельные гарнитуры, и во многих семьях возникла гипертрофированная любовь к этим «стенкам». Буквально с первых дней, как только ребенок начинает ходить, возникают опасения, что мебель может быть испорчена. Забота о сохранности шкафов и стульев порой становится проблемой номер один, а вопросы правильного воспитания ребенка отодвигаются в необозримое будущее.Дело, конечно же, не в вещах, а в отношении к ним. Вещизм не должен быть препятствием для нравственного формирования человека. Красивые вещи, в том числе и одежда, способствуют эстетическому воспитанию детей, но если все интересы сосредоточены только на вещах это семейная трагедия.
А дом, заставленный добром,- еще не дом.
И даже с люстрой над столом – еще не дом.
И на окне с живым цветком – еще не дом.
И даже с чайника баском – еще не дом.
Когда вечерняя сгуститься темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом, твоим теплом.
Все вещи тихо растворила темнота,
И стала комната бездонна и пуста.
И среди этой мирозданной пустоты
Весь мир мой - ты, и дом мой ты
Что же происходит в подобных семьях в дальнейшем, по мере взросления ребенка? «Мы все своим чадам предоставляем безотказно, не глядя, заслужил или нет. Для них компьютеры, сотовые телефоны, для них магнитофоны, часы, машины и мотоциклы. Мы покупаем все, что ни попросит, боимся огорчить отказом, себе необходимое не купим, только бы удовлетворить прихоти дочери или сына» (из письма отца двоих детей). Баловство доходит до того, что матери приходится «заботиться, чтобы завтра без нее не проспали в школу (1), хорошо оделись (2), не забыли ничего для уроков (3)», и вырастают тунеядцы, лентяи, морально инфантильные, духовно незрелые люди, потребители общественных благ. Выросший в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.
«Избалованные и изнеженные дети, любые прихоти которых удовлетворяются родителями, вырастают выродившимися, слабовольными эгоистами».- Ф.Э.Дзержинский. И в продолжение мысли слова Ж.Ж Руссо
« Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным – это приучить его не встречать ни в чем отказа».
Каков же выход? Выход в том, чтобы разумно распределить родительское внимание и заботу как по отношению к вещам, так и к обыденным человеческим нуждам. Дети должны расти в атмосфере доброжелательности, внимания друг к другу разумного сочетания своих интересов с интересами и возможностями семьи, в которой вещи занимают подобающее им подчиненное место. « Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению» Ж.Ж. Руссо.
Основные типы неправильного воспитания
неблагополучных семьях:
Гиперпротекция проявляется в мелочной опеке, жестком контроле за поведением, чрезмерном навязывании собственной воли.
Гипопротекция проявляется в отсутствии внимания, интереса родителей к увлечениям и переживаниям подростка.
Условия эмоционального отвержения характеризуются жестким обращением или подчеркнутым вниманием к подростку, за которым скрывается полное равнодушие.
Условия жестких взаимоотношений проявляются частыми наказаниями, побоями, истязаниями (физическими и моральными) за малейшие проступки и непослушание.
Условия повышенной моральной ответственности возникают там, где родители ожидают или требуют от ребенка больших результатов, чем он может достичь.
Глава 2
Понятие, виды неблагополучных семей в современном обществе.
Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.
В этой работе под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети»[7,с.67].
Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков - семейная заболевание, семейная проблема[5,с.90].
Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Оно может отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка
Семьи с алкогольной зависимостью. Как отмечают психологи (Б. С. Братусь, В. Д. Москаленко, Е. М. Мастюкова, Ф. Г. Углов и др.), взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными.
Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.[7,с. 32].
Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как созависимость.
Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально - психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь[7 ,с.45].
Важнейшие особенности процесса взросления детей из «алкогольных» семей заключаются в том, что дети вырастают с убеждением, что мир - это небезопасное место и доверять людям нельзя.
Дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками. Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей.
Дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто, проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях.
Дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей.
Родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они.
Самооценка родителей может зависеть от ребенка. Родители могут относиться к нему, как к равному не давая ему возможности быть ребенком.
Семья с алкоголезависимыми родителями опасна своим десоциализирующим влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительное воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально - аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей [11,с.57].
Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско - родительских отношений. В них десоциализируются влияние на детей проявляются не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в «алкогольных» семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.
Естественно, конфликтной семья становится не сразу, а спустя некоторое время после образования брачного союза. И в каждом отдельном случае есть свои причины, породившие семейную атмосферу. Однако не все семьи разрушаются, многим удается не только устоять, но сделать более прочными семейные узы. Все это зависит от того, чем обусловлено появление конфликтной ситуации и каково отношение к ней каждого из супругов, а так же от их ориентированности на конструктивной или деструктивный путь разрешения семейного конфликта. Поэтому следует разграничивать такие понятия, как «семейные конфликты» и «конфликтные семьи», так как конфликт в семье, пусть и достаточно бурный, еще не означает, что это - конфликтная семья, не всегда свидетельствует о ее неустойчивости[24,с.59 ].
«Конфликтными супружескими союзами, - отмечается в одном из справочников по проблемам семьи, - называются такие семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи (супругов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу. Конфликт - хроническое состояние такой семьи».[3, с.25]
Независимо от того является ли конфликтная семья шумной, скандальными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, или тихая, где супружеские отношения отмечены полным отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.[3 ,с.32]
В конфликтных семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Характерной особенностью конфликтных семей является так же нарушение общения между ее членами. Как правило, за затяжными, неразрешенным конфликтом или ссорой скрывается неумение общаться.
Конфликтные семьи более «молчаливы», чем бесконфликтные, в них супруги реже обмениваются информацией, избегают лишних разговоров. В таких семьях практически никогда не говорят «мы», предпочитая говорить только «я», что свидетельствует о психологической изолированности брачных партнеров, их эмоциональной разобщенности. И, наконец, в проблемных, вечно ссорящихся семьях общение друг с другом строится в режиме монолога, напоминая разговор глухих: каждый говорит свое, самое важное, наболевшее, но никто его не слышит; в ответ звучит такой же монолог.[7 ,с.64]
Дети, пережившие ссоры между родителями, получают неблагоприятный опыт в жизни. Негативные образы детства очень вредны, они обуславливают мышление, чувства и поступки уже в зрелом возрасте. Поэтому, родители, не умеющие найти взаимопонимания друг с другом, обязаны всегда помнить о том, что даже при неудачном браке в семейные конфликты не должны втягиваться дети. О проблемах ребенка следует думать, по крайне мере, столько же, сколько о своих собственных.[6,с.78]
Своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается поведение ребенка. Корни неблагополучия в поведении детей разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. Гораздо труднее сделать это применительно к тем «трудным» детям и подросткам, которые воспитывались в семьях вполне благополучных. И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в «группу риска», позволяет выяснить, что благополучие было относительным. Внешне урегулированные отношения в семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и детско - родительских отношений. Дети нередко испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из - за служебной или личной занятости супругов.
Следствием такого семейного воспитания детей довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.
Перечисленные формами не исчерпываются разновидности семейного неблагополучия. При этом каждый из взрослых сознательно или неосознанно стремится использовать детей в выгодной для себя функции. Дети, по мере взросления и осознания семейной ситуации, начинают играть со взрослыми в игры, правила которых им были навязаны. Особенно отчетливо непростое положение детей в семьях с теми или иными формами психологического неблагополучия проявляется в ролях, которые они вынуждены принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль - положительная или отрицательная - она в равной степени негативно сказывается на формировании личности ребенка, что не замедлит отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии.[6 ,с.112]
Кроме того, семейное благополучие явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия.
Глава 3
Социально - психологические проблемы неблагополучных семей.
Семью можно отнести к естественно малой группе, так как она возникает и существует исходя из потребностей её членов. Так же, семью можно охарактеризовать как высокоразвитую малую группу по тому, что в ней присутствуют - достаточная психологическая общность, налаженные личные взаимоотношение - сложившаяся структура взаимодействия, четкое распределение обязанностей, и т.д.
Таким образом, внутрисемейные процессы могут выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания, которые влияют на формирование личности ребенка.
Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций в каких-то частных случаях может быть с большим или меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.
Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в большой мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.
Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны.
Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в ней детей.
Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно- бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из - за неблагополучного психологического климата в семье. «На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием». [24,с.120] Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.
Известный детский психиатр М. И. Буянов считает, что все в мире относительно - и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья - это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально - психическое состояние. «Для одного ребенка, - подчеркивает М. И. Буянов, - семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная».[2 ,с.9]
Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно [6, с.176].
В этой работе под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».
С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи мы условно разделили на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия - так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально - криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны [9,с.31].
Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания, - считает М. И. Буянов, - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи»[2,с.11].
«Семенная жизнь начинается с детей. Новый элемент вспупает в жизнь, какое-то таинственное лицо стучится в неё – гость, который есть и которого нет, но который уже необходим, которого ждут. Кто он? Никто не знает, но кто он бы ни был, он счастливый незнакомец, с какой любовью его встречают у порога жизни» А.И. Герцен.
Глава 4
Каждая семья несчастна по- своему.
«Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья – это кристалл общества». В.Гюго.
А вот живые примеры трагических судеб детей из МОУ « Гимназия»
г Александровска. Растет число детей, состоящих в группе «риска» и группе СОП. Неутешительные факты настораживают. 12 учащихся в группе СОП и 17 в группе «риска». Каждая семья и отдельный ребенок - это отдельная трагическая история, пока неизвестно с каким концом. А вот реальные примеры искалеченных судеб:
Трубарев Владислав Андреевич
7-б класс
Неполная малообеспеченная семья. Мама злоупотребляет спиртными напитками. Работала помощником воспитателя в детском саду. Сначала была уволена с работы, затем снова восстановлена с испытательным сроком. В семье два мальчика. Старший, Владислав, дважды совершил правонарушение (драка и кража цветного металла). Состоит на учете в ОВД ИДН. Семья состоит в СОП.
Имеет хорошие способности к учебному процессу, но сам учиться не хочет. Дома родителями не контролируется.
Изосимов Александр
6б класс, на индивидуальном обучении.
Является опекаемым ребенком. Перехрест Глафира Матвеевна для Саши даже не является бабушкой или родственницей. В г Перми из детского дома сын Перехрест Владимир усыновили Сашу, когда семья была полной. После развода с супругой папа уехал в Санкт- Петербург, где вскоре появилась новая семья, а Саша остался с родителями Владимира. В настоящее время ситуация развивается таким образом, что мальчик становится неуправляемым. Зафиксирован случай, когда мальчик сбегал из дома, был задержан в Перми сотрудниками милиции. При всем внешнем миловидном виде в нем скрываются черты жестокости. Может затягивать леску или шнурок на шее одноклассников. В приступах ярости неуправляем даже педагогами.
Сычев Александр Сергеевич 6а класс на индивидуальном обучении
Семья быстро распалась, когда Саше было 5 лет. Папа инвалид с детства. Одна мама с воспитанием сына не справляется. Подросток для своих 13 лет не по годам взрослый. Просчитывает все возможные варианты на ходу, хорошо знает, что останется безнаказанным. 4 раза совершал кражи( велосипеда, денег, сотового телефона). Является опасным для сверстников и одноклассников. Может обзывать, используя нецензурную брань, бить, пинать, вымогать деньги у детей начальной школы. Умеет более податливых детей подчинить своей воле. Мама ушла из дома жить к родителям, т.к. не справляется с сыном. Отравлялся на 1 месяц в специальное учреждение, но подобные меры его не пугают.
Завьялов Виктор Сергеевич 6а класс
Единственный ученик МОУ «Гимназия», который не приступил к занятиям. Был в школе только в праздник 1 сентября. Имеет полную семью, но с родители на подростка уже повлиять не могут. Мама и две старшие сестры посещают воскресную школу. Для педагогического коллектива сложность в том, что мальчик 5лет обучался в другой школе и дать на него подробную характеристику нет возможности. По вопросу работает коллектив КДН и прокуратура.
Попов Михаил Денисович 4 б класс
Притом, что родители в разводе живет с бабушкой. Папа, Денис Александрович, много лет является безработным, злоупотребляя алкоголем, ведет свободную жизнь. Живет за чужой счет не только сын Михаил, но и сам папа, находясь на содержании своих родителей. Воспитанием сына не занимается. При этом удивительна позиция мамы, которая проживает в г. Екатеринбурге с другой семьей. Почему ребенок при живых родителях, нелишенных родительских прав, воспитывается бабушкой.
Кокшарова Мария 9а класс
Обычная, благополучная, полная семья. Ранний гражданский брак с молчаливого согласия родителей привел к тому, что девочка перестала ходить в школу. 23- летний гражданский муж был вынужден писать расписку о посещаемости учебных занятий Марии.
Прожив около года в чужой семье, произошел разрыв отношений, и молодая пара рассталась. В настоящее время ситуация сдвинулась в положительную сторону. Вернувшись, домой, девочка продолжила учебу. Однако проблемы не решены до конца. Родители по-прежнему не владеют информацией, где находится их несовершеннолетняя дочь, когда девочка пропускает занятия без уважительных причин.
Левицкий Юрий Борисович 1б класс
Воспитывается в неполной, малообеспеченной, многодетной семье. Мальчик поступил в 1 класс с данными о том, что семья состоит в группе СОП. В октябре 2008 года поступил сигнал о том, что вместе с 13 летним братом Юра ходили по частному сектору и просили продукты у жителей микрорайона, сообщая о том, что дома у них не на что питаться. Мама, Татьяна Николаевна, данный факт отрицает. Но многочисленные свидетели и участники подтверждают подобные неоднократные случаи. Семье выделяется дотация на питание в размере 500 рублей в месяц на 1 ребенка и оказана материальная помощь в размере 1163 рубля.
Подобный список можно продолжать.
Обратившись за статистическими данными в комиссию по делам несовершеннолетних, мне была представлена полная информация за 2 последних года. Данные показывают, что к неблагополучным семьям чаще относятся безработные семьи таких 66%, они являются малообеспеченными, т.к. перебиваются случайными заработками. Большинство семей являются неполными 60%, потому что супруги состояли в браке, который расторгнут или проживали в гражданском браке. Имеют детей дошкольного или младшего школьного возраста 70%. В таких семьях больше мальчиков, чем девочек. 35% семей проживают в антисанитарных условиях. Вот выписка из акта обследования жилищных условий проживания семьи. « В деревянном доме старого образца одну комнату занимает семья К. Мальчик дошкольного возраста спит на полу. Нет кровати или матраца, где бы мог отдыхать ребенок. Пол завален тряпками, составленной посудой, пустыми бутылками. Среди таких скоплений старого грязного белья лежит ребенок. Невозможно понять, где хранятся вещи, продукты и посуда. На момент проверки в семье нет никаких продуктов питания. Постоянные выпивки родителей с компанией друзей, знакомых и незнакомых людей заглушают навык приготовления обеда, приборки помещения, стирки белья. В комнате стоит спертый неприятный запах перегара. Все впитало этот запах. Жилое помещение трудно назвать жилым. Выбито окно и забито фанерой. Крашеный дощатый пол протерт до «дыр». За последние месяца 3 его никто не мыл. Ходить по нему можно только в обуви. Очень давно не делался ремонт. Родители в нетрезвом состоянии пытаются показать, что в данный момент у них генеральная уборка, поэтому так не прибрано». Неоднократные проверки показывали примерно одинаковую ситуацию.
33% семей не имеют постоянного места жительства.
Статистические данные показывают изменение ситуации в лучшую сторону, но пока рано подводить положительные итоги. Проблема в городе очень серьезная и требует пристального внимания.
Всего семей
2007 г
96
2008 г
65(139)
Всего детей
162
106
Из них:
мальчиков
88
68
девочек
73
36
До 7 лет
68
32
Дети находятся в
семье
149
86
замещающей
4
-
СРЦ
4
7
Состоят на
учёте в ОДН
42
37
опекаемые
2
3
Категория семей:
многодетные
14
6
безработные
64
23
неполные
58
33
малообеспеченные
58
49
Проживающие в
антисанитарных условиях
34
14
Нет постоянного
места жительства
32
5
Проживающие в
сельской местности:
Усть-Игум
Лытва
Луньевка
4
6
2
-
1
1
В городе
45
38
В поселках:
Яйва
В-Вильва
Карьер-Известняк
Ив-Карьер
23
7
10
1
14
4
6
-
Всего снято детей
124
123
Всего снято семей
69
96
По лишению род.
Прав
27/45
30семья/44 род
ИПР
35/60
38/73
Другие причины
7/19
13/22
Проведено совместных рейдов:
84
103
с ОДН ОВД
15
22
Отделом опеки и
попечительства
3
13
ЦГБ
16
60
Уч. образования
4
13
Плановое посещение семей:
с ЦГБ
Уч.образования
6
Отделом опеки и
попечительства
23
ОДН ОВД
57
Оказана помощь
35
детей
Соц.защита
163 семьи
28 детей
Самая распространенная причина – это пьянство родителей. Как сказал Л.Н. Толстой «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомство». А в продолжении этой мысли высказывание В.В. Вересаева, которое гласит «В жизнь нужно входить не веселою гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны». Мы не задумываемся о том, как мы живем. Голос совести подает слабые сигналы. Эти сигналы изнутри становятся все слабее и слабее, а потом их совсем не слышно. Привыкнув к греху, мы совершаем грехи дальше, и нисколько не задумываясь над тем, зачем мы живем.
Напомню притчу о душах, собравшихся на Землю.
Как-то собрались души на совещание перед воплощением на Землю. И вот Бог спрашивает одну из них:
- Зачем ты идешь на Землю?
- Я хочу научиться прощать.
- Кого же ты собираешься прощать? Посмотри, какие души все светлые, чистые, любящие. Они настолько любят тебя, что не могут сделать такого, за что их нужно прощать.
Посмотрела душа на своих сестричек, действительно, она их любит, безусловно, и они её также любят. Пригорюнилась душа и говорит:
- А мне так хочется научиться прощать!
Тут к ней подходит другая Душа и говорит:
- Не горюй, я тебя так сильно люблю, что готова быть рядом с тобой на Земле и помочь тебе испытать прощение. Я стану твоим мужем, и буду изменять тебе, пить, а ты будешь учиться меня прощать.
Другая душа подходит и говорит:
- Я тебя тоже очень люблю и пойду с тобой: буду твоей мамой, наказывать тебя, всячески вмешиваться в твою жизнь и мешать жить счастливо, а ты будешь учиться меня прощать.
Третья душа говорит:
- А я буду лучшей твоей подругой и в самый неподходящий момент предам тебя, а ты будешь учиться прощать.
Ещё одна Душа подходит и говорит:
- А я стану твоим начальником, и из-за любви к тебе буду относиться к тебе жестко и несправедливо, чтобы ты могла испытать прощение.
Ещё одна душа вызвалась быть злой и несправедливой свекровью
Таким образом, собралась группа любящих друг друга душ, придумали сценарий своей жизни на Земле для приобретения опыта прощения и воплотились на Земле.
Но, оказалось, что на Земле вспомнить себя и о своем договоре очень сложно. Большинство приняли всерьез эту жизнь, стали обижаться и гневаться друг на друга, забыв о том, что они сами составили этот сценарий жизни, а главное, что они любят друг друга.
Вот сейчас и пришло время вспомнить ту реальность, откуда мы пришли и тот сценарий, который мы для себя составили.
Духовная ценность жизни, а не материальная – вот то мерило, та истина, к которой необходимо стремится. Ничто так не дисциплинирует и не совершенствует человека, как Божья истина. Проблемы неблагополучных семей, алкоголизма, распадающихся браков, наркомании, преступности решаются путем духовного роста и совершенствования человека.
Список литературы
1. БеличеваС. А. Основы превинтивной психодлогии./ C.А.Беличева - М.: Просвещение , 1993- 241с.
2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатара./М.И.Буянова- М.: Просвещение, 1988- 154с.
3. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций./А.Я.Варга - СПбю:АРГУС, 2001- 252с.
4. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида / Я.И.Гилинский // Человек и общество.- Вып.9.- 2002.- С.67
5. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии/ Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко.- СПб.: Питер, 2001 - 148с.
6. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2002.- № 6- С.98
7. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. / Н.Ф.Дивицына - Ростов на Дону.: Бином , 2005- 274с.
8. Дубрович А.Б. Кто в семье психотерапевт?/ А.Б.Дубрович - М.: Просвещение, 1985 - 373с.
9. Макаренкова И.В.. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого - педагогические основы коррекционно - профилактической работы)/ И.В.Макаренкова, А.В.Мисько - М.:АРГУС, 2004- 267с.
10. Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети./ Г.А.Макеев.- Волгоград.: Просвещение, 1987- 253с.
11. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб) // Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю. Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева А.А. - М.: МГУ, 2003- 195с.
12. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях/ Л.М.Митина // Вопросы психологии. 1997- . №4 - С.36
13. Мудрик А.В.Социальная педагогика./ А.В.Мудрик - М. , 2002- 378c.
14. Новикова Е .В. О некоторых характеристиках общения между супругами /Е.В. Новикова // Семья и формирование личности. М.: Просвещение, 1981- 301с.
15. Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства./ Р.В.Овчарова - М.: Мысль 2003- 268с.
16. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт./.Н. Пезешкиан.: М.: Просвещение, 1993 - 306С.
17. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1994.- 345с.
18. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Головей Л.А. - СПб, 2001
19. Психодиагностика: Конспект лекций/Сост. Посохова С. Т. - М., 2004- 278с.
20. Смирнова Е. О.. Структура и динамика родительского отношения/ Е.О. Смирнова Е. О..// Вопросы психологии.- 2000 - № 3- С.67
21. Социальная педагогика: Курс лекций/под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000- 276с.
22. Социальная психология // под ред Петровского А.В. - М.:Просвещение, 1987.- С.364с
23. Шеффер Ч., Керри Л. Игровая семейная психотерапия. / Ч.Шеффер, Л.Керри - Спб.: Питер, 2000 - 286с.
24. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М., 2000.
25. Эйдемиллер Э.Г. и др.. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов./ Э.Г. Эйдемиллер И.В. Добряков, И.Н.Никольская. - СПб.: Питер, 2003 - 275с.
Приложения
Выявленные семьи за 2008год
октябрь ноябрь декабрь 4 квартал
Всего семей
3
8
1
12
Всего детей
4
12
1
17
Из них:
мальчиков
4
6
1
11
девочек
-
6
-
6
До 7 лет
1
4
-
5
Дети находятся в
семье
4
11
1
16
замещающей
-
-
СРЦ
-
-
Состоят на
учёте в ОДН
2
3
1
3
3
опекаемые
-
1
-
1
Категория семей:
многодетные
2
-
2
безработные
-
3
-
3
неполные
1
4
1
6
малообеспеченные
1
6
-
7
Проживающие в
антисанитарных условиях
-
2
-
2
Нет постоянного
места жительства
-
-
Проживающие в
сельской местности:
Усть-Игум
Лытва
Луньевка
-
-
-
-
1
-
-
-
-
-
1
-
В городе
3
6
1
10
В поселках:
Яйва
В-Вильва
Карьер-Известняк
Ив-Карьер
-
-
-
-
1
-
-
-
-
-
1
-
-
Всего снято детей
9
13
19
41
Всего снято семей
6
10
35
51
По лишению род.
Прав
4/6
3/4
5/6
12/16
ИПР
2/2
7/9
13/26
22/37
Другие причины
0/1
0/0
1/3
1/4
Проведено совместных рейдов:
6
7
5
18
с ОДН ОВД
-
2
-
2
Отделом опеки и
попечительства
ЦГБ
4
4
4
12
Уч. образования
2
1
1
4
Плановое посещение семей:с ЦГБ
Уч.образования
Отделом опеки и
попечительства
ОДН ОВД
Оказана помощь
28
Соц.защита
163 семьи
Выявленные семьи за 2008год
1квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал год
Всего семей
22
23
8
12
65
Всего детей
35
41
13
17
106
Из них:
мальчиков
23
25
9
11
68
девочек
12
15
3
6
36
До 7 лет
12
12
3
5
32
Дети находятся в
семье
31
27
12
16
86
замещающей
-
-
-
-
-
СРЦ
3
4
-
-
7
Состоят на
учёте в ОДН
14
11
6
6
37
опекаемые
1
1
1
3
Категория семей:
многодетные
1
3
-
2
6
безработные
12
5
3
3
23
неполные
13
10
4
6
33
малообеспеченные
18
16
8
7
49
Проживающие в
антисанитарных условиях
5
6
1
2
14
Нет постоянного
места жительства
4
1
-
-
5
Проживающие в
сельской местности:
Усть-Игум
Лытва
Луньевка
-
-
1
1
-
-
2
1
1
В городе
14
9
5
10
38
В поселках:
Яйва
В-Вильва
Карьер-Известняк
Ив-Карьер
6
1
1
5
3
3
2
-
2
-
1
14
4
6
Всего снято детей
16
35
31
41
123
Всего снято семей
8
23
14
51
96
По лишению род.
Прав
3/5
8/11
7/12
12/16
30/44
ИПР
3/6
9/17
4/13
22/37
38/73
Другие причины
3/5
6/7
3/6
1/4
13/22
Проведено совместных рейдов:
26
37
22
18
103
с ОДН ОВД
9
10
1
2
22
Отделом опеки и
попечительства
5
6
2
-
13
ЦГБ
13
17
18
12
60
Уч. образования
2
6
1
4
13
Плановое посещение семей:
с ЦГБ
5
Уч.образования
Отделом опеки и
попечительства
ОДН ОВД
Оказана помощь
28
Соц.защита
163 семьи
Специалист по социальной работе
ГКУ СОН ОРСЦН «Дом надежды»
Ф.М.Морозова
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 215