Дидактический материал к уроку: Пословицы и поговорки, используемые в учебном процессе, помогающие активизировать творческий потенциал.
Пословицы и поговорки, помогающие активизировать творческий потенциал ваших учеников.
Класс Тема урока Пословица (поговорка, загадка )Аргументация
(созвучие возрастным интересам школьника )5 – 6-е классы. А. С. Пушкин. Стихотворение « Зимнее утро». Мотивы единства состояния природы и душевного состояния человека. Не всегда же ненастье, проглянет и красно солнышко. 1. Пословица соответствует содержанию стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».
2. Пословица вряд ли вызовет сложности в понимании как прямого, так и переносного её значения.
7 – 8-е классы Любовь, сострадание и уважение к человеку в рассказе А. П. Платонова «Юшка». Доброму добрая память.
«Побеждай зло добром» (библейская заповедь). 1. Только доброта делает Юшку способным любить всех и всё в этой жизни. Доброта героя определяет линию его поведения с людьми. Добрая память о Юшке меняет окружающих людей. Они просят у Юшки, уже мёртвого, прощения. Добрая память о Юшке – девушка-сирота, о которой Юшка заботился и помог ей выучиться и стать врачом. Девушка не была дочерью Юшки, но была такой же, как он – доброй, кроткой, чистой душой. И над ней, похожей на Юшку, люди уже не смеялись, не издевались. А любили и уважали.
2. В этой возрастной категории школьники очень любят, перечисляя положительные качества героя, на первое место ставить доброту. Их высказывания начинаются приблизительно так:
– Ну, он был добрый,..– Юшка был добрый,..9 – 11 классы М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Тематика и проблематика романа. Система образов, своеобразие их трактовки. Свершивший, да несёт последствия дел своих.
( Эсхил. 525 – 456 гг. до н.э. )1. Это высказывание древнегреческого драматурга будет уместно при анализе образа Понтия Пилата (и не только его) Тяжкий грех предательства, который он совершил, его попустительство Злу ставят перед старшеклассниками проблему нравственного выбора, внутренней свободы и ответственности за собственные поступки.
2. Проблема нравственного выбора, внутренней свободы, ответственности за свои поступки очень актуальна среди старшеклассников. В этот возрастной период современные подростки вполне осознанно представляют разницу между понятиями Добро – Зло, определяют жизненные приоритеты. Их не пугает проблема нравственного выбора.