Сценарий занятия по внеурочной деятельности Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.


Занятие 8 Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез
Задачи:
Регулятивные УУД:
- развивать мыслительную деятельность обучающихся и познавательный интерес к занятию учебно-исследовательской деятельностью.
Познавательные УУД:
- учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий;
- формировать у учащихся умения в целеполагании;
- учить работать с информацией; выполнять логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
- координировать свои усилия с усилиями других;
- задавать вопросы;
- учиться выполнять различные роли в группе;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению.
Личностные УУД:
- формировать мотивацию к обучению, осуществлять самоорганизацию и саморазвитие;
- развивать познавательные навыки, критическое и творческое мышление.
Оборудование. Презентация к уроку, смайлики, тетрадь открытий, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- На первом занятии мы с вами говорили об исследовании предметов. Дома вы побывали в роли исследователей и наблюдали за различными объектами. А каким вы представляете себе исследователя?
- Нарисуйте в «Тетради открытий» человека, который что-то исследует.
- Расскажите, у кого получилось подобрать материал по выбранной теме. (Д.з – понаблюдать за поведением домашнего животного, подготовить рассказ о своем наблюдении)
- Что вам показалось самым трудным?
- Сумели ли вы правильно объяснить родителям, что вам нужно?
- Какие сведения собрали?
- Откуда вы брали информацию? Слайд 2. На слайде появляются изображения – телевизор, книга, человек, компьютер.
- Давайте рассмотрим собранный вами дома материал.
- Покажите, какие зарисовки вы выполнили в ходе исследования.
3. Целеполагание.
Эпиграф: Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы. (Дж. Тэрбер)
- А как вы думаете, помогут ли ваши зарисовки определить тему нашего занятия? (К ним можно задать вопрос)
Цель: - Совершенно верно, мы сегодня будем учиться, правильно задавать вопросы.
Какие задачи мы должны решить, чтобы достичь цели?
Задачи:
1. Учиться задавать вопрос. 
2. Размышлять, Думать.
3. Логически мыслить.
4. Практическая работа.
- Какие слова мы обычно используем, задавая вопросы? (Кто? Что? Где? Как? Почему?)- Проверим, умеете ли вы задавать вопросы.
Задание 1. Игра «Задай вопрос».
– Какие вопросы помогут узнать новое о предмете, лежащем на столе?
На слайде появляются изображения предметов.
– Задайте как можно больше разных вопросов о каждом предмете.
Задание 2. Игра «Найди загаданное слово».
Цель: способствовать развитию умения устанавливать логическую связь.
Учитель загадывает слово, которое держит в тайне. Учащиеся пытаются угадать это слово, задавая вопросы, предусматривающие ответ «да» или «нет».
Пример. 'Это животное? Оно живет в доме? Оно любит молоко? Оно мурлычет? С помощью этих вопросов учащиеся угадывают задуманное учителем слово - «кошка».
Задание 3. Игра «Угадай, о чем спросили».
Учащийся выходит к доске, ему дается карточка (или учитель шепчет вопрос на ухо ребенку). Не произнося вопроса вслух, учащийся дает ответ. Все остальные дети должны догадаться, каким был вопрос.
Вопросы могут быть следующие:
Почему медведи зимой спят?
Какой окрас обычно имеет белка?
Почему сова охотится ночью?
Почему осенью опадают листья?
Почему весной разливаются реки?
Кто такой ученик?
Что лежит в портфеле? И т. д.
Задание 4. Игра «Вопросы на все случаи жизни».
Учитель задает вопрос, а учащиеся отвечают одним словом.
Какие в речке камни? (Мокрые.)
Где живет крот? (В норе.)
Кто любит мед? (Медведь.) И т. д.
5. Итог занятия. Рефлексия.
- Достигли цели занятия?
– А как вы считаете, стоит ли еще раз возвращаться к этой теме? Все ли у вас получилось?
– Мы продолжим учиться задавать вопросы на следующем занятие.
- А теперь, ребята, встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. На столе лежат смайлики. Выберите одного, которого бы вы хотели взять с собой и нарисовать в тетради (смешного, серьёзного или грустного).
Домашнее задание: продолжить собирать материал по выбранной теме (понаблюдать за поведением домашнего животного, подготовить рассказ о своем наблюдении); сформулировать несколько вопросов по теме.