Полилог в романе Петр Первый А.Н. Толстого
А. Н. Толстой
Работа АН Толстого над языком художественного произведения и мастерство писателя
Когда вы пишете фразу, вы должны знать
И сознавать совершенно ясно,
Кто это смотрит, чьи глаза это видят,
Потому что «вообще» писать невозможно»
А. Толстой
Семинар
А.Н. Толстой о писательской работе над языком и стилем. Привлечение цитат и литературы.
Авторские отступления в романе «Петр Первый». Не отождествлять мысли реального автора – создателя произведения – с мыслями автора-повествователя – художественного персонажа, созданного писательской фантазией. Они могут совпадать, но не равны. Главная задача писателя – создание полнокровного образа-характера и раскрытие писательских художественно-изобразительных средств, использованных при создании того или иного характера.
Диалог и полилог в романе «Петр Первый». Народная масса говорит у Толстого голосами отжившей эпохи. Диалог у Толстого не вымышленных героев, а реально существовавших. Это князья, бояре, военачальники, близкое окружение Петра. Создавая многоликий образ народа, писатель обращается к полилогу, в котором сюжетное движение развивается в репликах неизвестных героев, чей язык стилизован под просторечие. Поэтому диалог часто поглощается полилогом.
«Тогда стоявшие под липами сказали друг другу:
- Набат…
- нынче ночью…
- не соберут…
- нет…- а что, братцы, если а?...- а там поблагодарят…
- само собой…
- и награда и все такое…
- ребята, а тут дело гиблое…
- знаем. Ребята, кто пойдет?
Гамма переживаний и сомнений. От нерешительности людей, от недоговоренности фраз (многоточие в конце предложений) до твердой решимости одних (Дмитрий Мелнов) и колебаний других (Яков Ладыгин). Полилог – диалогическая речь, состоящая из высказываний значительного количества людей. Отсюда дорога к царским палатам. Царь предупрежден об опасности. Бежит в Троицу. Раньше Софьи. Благодаря полилогу обрисовывается активный исторический фон. Настроение стрельцов (1 часть романа). Стрельцы не верят, что царь Петр Алексеевич и царевич Иван живы. Василий Васильевич Матвеев показывает обоих толпе. Вместе с Хованским они уговаривают стрельцов разойтись. Однако слова бояр не находят понимания у стрельцов и простых людей.
- ну что же они живы?
- сами видим, что живы…
- все равно не уйдем из Кремля…
- нашли дураков. Знаем ваши сладкие слова…
Кажется, что волнение достигает высшей точки. Толпа свирепствует. Но ее бунт ограничен. И в начале следующей главы повествователь подвел итоги стрелецких волнений. Полилог помог оживить картину, сделать ее зримой. Одним из голосов в полилоге может звучать и документ. Если голоса из толпы обычно звучат сами по себе, независимо друг от друга, то документ вызывает новые голоса, различные мнения, требует продолжения. Грамота на столбе. Сначала нарастает гнев толпы. Сначала недоумение от грамоты. Затем возмущение. Возмущение против чтеца грамоты. Семинарские занятия помогают развивать связную речь, логическое мышление, культуру полемики.