Конспект урока Обсуждение проблем дополнительного образования

6

Тема 1.1.6. Проблемы дополнительного образования

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вид урока: практическая работа

Методы:
- самостоятельная работа с источником информации, «Корзина идей», синквейн

Цель: расширить представление учащихся о проблемах дополнительного образования в современных условиях

Задачи:
- обеспечить понимание учащимися проблем дополнительного образования; закрепить теоретические знания по дополнительному образованию;
-развивать познавательную активность и учебно - познавательную самостоятельность
-формировать нормы и правила сознательной учебной дисциплины, ответственности, инициативности, настойчивости в достижении своей цели, культуры учебного труда.

Наглядное обеспечение урока: информационный материал, журналы «Дополнительное образование и воспитание»

Структура урока
1.Стадия вызова. (15 мин)
2.Стадия осмысления.(60 мин)
3.Рефлексия. (15 мин)
Ход урока

Этапы урока
Цель
этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Отводимое время

Стадия вызов
-высказывать своё мнение по изучаемой теме
-перерабатывать и преобразовывать 
информацию из одного вида в другой 

Приветствие учащихся.
Сообщение темы практической работы.
-Какие знания мы имеем по данной теме?
Фиксирование идей на доске.
Приветствие учителя.
Ответы учащихся по формулировке темы. Постановки цели урока. Формулировка идей.
15мин

Стадия осмысления
-искать пути решения проблемы.
-анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
-владеть приёмами отбора и систематизации материала.
-выделять главное
Задание для учащихся:
1.Обозначьте плюсы системы дополнительного образования.
2.Обозначьте проблемы дополнительного образования для беседы.
3.Можно ли ДО рассматривать как самостоятельную образовательную систему. Почему?
Дискуссия по проблемам дополнительного образования.
Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя:
с информационным материалом, журналами.
Записи по проблемам дополнительного образования в тетрадь.


Ответы учащихся на вопросы заданий.
60мин

Рефлексия
Строить связное монологическое высказывание. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. -Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Составить Синквейн на слово Проблема Домашнее задание: составить вопросы по проблемам дополнительного образования .
Составление синквейна на Проблема Ответы учащихся
Запись домашнего задания.
15мни











































Проблемы дополнительного образования
Система дополнительного образования детей формируется и развивается как многомерное образовательное пространство с взаимопроникающими и расширяющими сферами деятельности воспитанников - такое пространство, которое дополняя функциональность основного образования, расширяет и углубляет знания детей в интересных для них формах, способствует овладению ими различными формами познавательной деятельности и усилению их мотивации к учебе;
-обеспечивает дополнительные возможности для раскрытия и развития способностей ребёнка в различных видах деятельности и, прежде всего, в художественно - творческой;
-всемерно способствует самовыражению, развитию творческой активности, самоопределению и ускоряет формирование умений делать осознанный и ответственный выбор;
-обеспечивает эффективность воспитательной работы, которая реализуется как системная, целостная деятельность по формированию духовно - нравственной, всесторонне развитой личности;
-расширяет сферы практикоориентированной творческой работы детей и обеспечивает совершенствование отношений в звеньях «ребёнок - педагог» и «ребёнок - ребёнок»;
-способствует установлению отношений в духе доброжелательности, взаимопомощи и сотрудничества, формированию коллектива и созданию в нем атмосферы, отвечающей провозглашенной ООН и ЮНЕСКО Программе «На пути к культуре мира»;
-повышает эффективность и расширяет возможности спортивно - оздоровительной работы, позволяет интересно и содержательно организовать досуг детей и активно влиять на реализацию их здорового образа жизни.
В настоящее время система дополнительного образования детей переживает период становления. Не имея государственных требований, обязательных для исполнения, она наделена правами самостоятельного определения смыслов и ценностей своей деятельности, исходя из интересов детей и с учетом специфики его свободного времени.
На сегодняшний день можно сформулировать ряд проблем системы дополнительного образования.
Конкурентоспособность традиционных форм дополнительного образования детей неуклонно снижается в силу развития новых привлекательных возможностей досуга. Дети, в отличие от периода 30-летней давности, обладают широкими возможностями выбора развлечений и других форм интересного времяпрепровождения, не требующих серьезных усилий.
Например, они с удовольствием могут весь день играть в компьютерные игры или смотреть боевики по телевизору. Система дополнительного образования рискует не выдержать эту конкурентную борьбу и потерять своих традиционных клиентов;
Традиционный формат дополнительного образования, предполагающий, что ребенок добровольно и регулярно приходит на занятия, перестает срабатывать.
5-7 детей, сидящих на занятиях - страшный сон директоров учреждений дополнительного образования, который все чаще становится явью. Видимо, дело не только в качестве образовательных программ, но и в более глубоких социально-психологических изменениях: современного ребенка перестаёт устраивать такая форма получения образования, как регулярные обязательные занятия.
Становится актуальным вопрос о разработке и внедрении в практику новых форматов предоставления образовательных услуг.
Нарастание социальных проблем на фоне снижения финансовых возможностей местного самоуправления будет укреплять мнение о дополнительном образовании как об избыточной роскоши. В ситуации финансового кризиса не исключен сценарий резкого сокращения Системы, в результате которого выживут только программы, имеющие сильную общественную поддержку. Следовательно, программы дополнительного образования могут быть стабильными только в случае их очевидной социальной значимости.
У Системы будет появляться всё больше конкурентов в негосударственном секторе, которые будут давать детям более профессиональную подготовку. Программы негосударственных учреждений дополнительного образования уже сегодня являются более гибкими, чем традиционные программы муниципальных учреждений. Такие программы за короткое время решают локальные проблемы в образовании ребенка: подготовка к поступлению в школу, вуз, обучение работе на компьютере, развитие коммуникативных навыков и пр. Эти программы дают ответ на проблемы, актуальные для родителей, - проблемы, которые необходимо решить за короткий срок, и поэтому родители согласны за это платить. Дополнительное образование в негосударственном секторе можно считать состоявшимся. Оно, несомненно, будет откликаться на конъюнктуру рынка образования гораздо лучше, нежели традиционные дома творчества, чьё выживание не зависит от платных услуг.
Следовательно, негосударственные учреждения дополнительного образования будут укреплять свои позиции на рынке платных образовательных услуг и всё более оттягивать на себя те средства родителей, которые они готовы вкладывать досуг и образование своего ребенка. Конечно, усиление позиций Системы на рынке платных образовательных услуг должно происходить. Но, с нашей точки зрения, тотальная коммерциализация дополнительного образования поставила бы крест на его развитии как Системы, ответственной за воспитание и поддерживающей общество в решении социальных проблем. В конце концов, если кто-то видит своё призвание в ведении бизнеса на предоставлении образовательных услуг, то почему бы ему не создать собственную фирму вместо эксплуатации скромного муниципального (государственного) ресурса;
Обобщая сказанное можно сделать выводы. Учреждения дополнительного образования детей как разновидность воспитательных организаций:
представляют собой составную часть государственной системы социального воспитания;
по содержанию деятельности и организационной структуре отличаются большим разнообразием;
во взаимоотношениях с общеобразовательной школой играют зависимую роль - дополнения;
по принципу вхождения ребенка в воспитательную организацию являются добровольными;
в урегулировании социализации преобладает опосредованность воздействий детским объединением, сферами его жизнедеятельности;
педагог дополнительного образования выступает в специфических социальных ролях специалиста, лидера, мастера, художественного руководителя.
По отношению к общей системе образования дополнительное выступает подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает необходимыми качествами, целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом, это целостная, разноуровневая, многоступенчатая система, которая отличается открытостью и вариативностью.
В настоящее время система дополнительного образования находится в стадии развития, преодолевая сложности (недостаточное финансирование, нехватка квалифицированных кадров, недостаточная разработанность методического обеспечения и др). Одновременно в обществе растет понимание необходимости восстановления духовных основ жизни, сохранения и приумножения культуры своего народа. Увеличивается роль психологического, личностного фактора в жизни и профессиональной деятельности, приходит осознание важности постоянного самообразования и творческого совершенствования, становление активной жизненной позиции.
Задание:
1.Обозначьте проблемы дополнительного образования для беседы.
2.Обозначьте плюсы системы дополнительного образования детей.
3.Можно ли дополнительное образование рассматривать как самостоятельную образовательную систему. Почему?

15