Рабочая программа для специальности ИС (по отраслям) предмет Распределенные системы обработки информации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Распределенные системы обработки информации
Специальность: 230401 «Информационные системы (по отраслям)».
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО):
230401 «Информационные системы (по отраслям)».
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение Астраханской области среднего профессионального образования «Астраханский государственный колледж профессиональных технологий»
Разработчик: Е.С. Черняева – преподаватель информатики
Рассмотрена на заседании методической комиссии преподавателей общегуманитарных и социальных дисциплин
Протокол № _________ от ________________ 2014 г.
Председатель МК _________________ О.В. Милютина
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР Земцова Л.О.
«___» ____________2014
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4-6
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7-15
условия реализации программы учебной дисциплины
16-17
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
18
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 230401 «Информационные системы (по отраслям)», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 03 августа 2010 г. № 18048.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к математическому и общему естественнонаучному циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Целью изучения дисциплины «Распределенные системы обработки информации» является:
вооружение студентов знаниями в области предназначения и использования распределенных систем для обработки информации;
формирование умений и навыков построения распределенных систем различными программными средствами;
знакомство с требованиями, предъявляемыми к построению и организации распределенных систем
Задачи дисциплины:
освоение студентами классификации распределенных систем, их архитектуры, областей применения;
овладение средствами и способами построения и организации распределенных систем;
приобретение навыков работы с различными методами работы в распределенных системах.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС СПО:
Общие (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Профессиональные (ПК):
ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составление отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.
ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.
ПК 1.3. Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения.
ПК 1.4. Участвовать в экспериментальном тестировании информационной системы на этапе опытной эксплуатации, фиксировать выявленные ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы.
ПК 1.5. Разрабатывать фрагменты документации по эксплуатации информационной системы.
ПК 1.6. Участвовать в оценки качества и экономической эффективности информационной системы.
ПК 1.7. Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.
ПК 1.8. Консультировать пользователей информационной системы и разрабатывать фрагменты методики обучения пользователей информационной системы.
ПК 1.9. Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией.
ПК 1.10. Обеспечивать организацию доступа пользователей информационной системы в рамках своей компетенции.
ПК 2.4. Формировать отчетную документацию по результатам работ.
ПК 2.5. Оформлять программную документацию в соответствии с принятыми стандартами.
ПК 2.6. Использовать критерии оценки качества и надежности функционирования информационной системы.
В результате освоения дисциплины «Распределенные системы обработки информации» обучающийся должен:
иметь представление:
•о прикладных программных средствах, проблемах и перспективах развития распределенных систем;
•о технологиях проектирования распределенных систем;знать:
принципы построения и методы работы в распределенных системах обработки информации;
виды технологических процессов обработки информации в распределенных системах, особенности их применения;
уметь:
осуществлять разработку типовых технологических процессов автоматизированной обработки информации;
использовать технологии построения и эксплуатации распределенных информационных систем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 156 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 104 часов;
самостоятельной работы обучающегося 52 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 156
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 104
в том числе: практические занятия 40
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 52
в том числе: реферат по одной из перечисленных тем:
1. История создания первой компьютерной сети.
2. История развития систем коллективного пользования.
3. История развития сети Arpanet.
4. История развития технологии Ethernet
5. История развития больших вычислительных машин: кластеры и майнфреймы. 5
подготовить сообщение на тему: «Понимание пространств имен XML» 6
реферат на тему: « Язык VB-script». 5
исследовать методы динамического размещения изображений на странице, создать рисунки с помощь сценария. 6
подготовить сообщения по одной из перечисленных тем:
1. Принципы построения и основные задачи, выполняемые серверными программами
2. Основы разработки серверного программного обеспечения.
3. Принципы построения серверной части программного обеспечения.
4. Основные задачи, выполняемые серверными программами. 6
установка связки Apache + MySQL + PHP на домашний компьютер. 6
выполнить работу по теме: «Доступ к переменным формы. Вычисление итоговых сумм для формы». 6
сообщение на тему: «Особенности распределенной технологии DCOM». 6
подготовить сообщение по теме: «Сравнение систем CORBA, DСOM. Использование серверов пакета Microsoft Office в рамках технологии COM». 6
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Распределенные системы обработки информации»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Принципы построения распределенных систем обработки информации 11 2
2
3
2
2
2
2
2
2
2
2
3
2
3
2
3
2
2
3
2
2
2
2
2
3
3
2
3
2
2
3
2
2
3
2
3
2
2
2
3
2
3
2
2
3
2
3
Тема 1.1
Технология «Клиент-сервер»
Содержание учебного материала 2 Технология "клиент-сервер", основные принципы построения распределенных информационных систем, понятия прикладных протоколов, различие способов представления данных в информационной системе, языки гипертекстовой разметки Тема 1.2
Серверы приложений и прикладные протоколы Содержание учебного материала 2 Виды, характеристики, назначение прикладных протоколов: FTP, РОРЗ и SMTP, HTTP, TELNET, UDP. Самостоятельная работа обучающегося.
Подготовить реферат по одной из перечисленных тем:
1. История создания первой компьютерной сети.
2. История развития систем коллективного пользования.
3. История развития сети Arpanet.
4. История развития технологии Ethernet
5. История развития больших вычислительных машин: кластеры и майнфреймы. 5 Тема 1.3
Представление данных в информационных системах.
Содержание учебного материала 2 Извлечение информации. Обработка информации. Хранение информации. Представление и использование информации. Раздел 2.
Языки гипертекстовой разметки. 36 Тема 2.1
Принципы гипертекстовой разметки. Структура гипертекстовых документов. Идентификаторы UDI. Коды языков. Содержание учебного материала 2 Принципы построения гипертекстовых информационных систем. Роль языка гипертекстовой разметки HTML в построении сайтов глобальной компьютерной сети Internet. Формат и структура HTML-документов. Основные возможности утилиты UDI. Тема 2.2
Понятие о стандартном обобщенном языке разметки SGML. Версии языка гипертекстовой разметки HTML. Содержание учебного материала 2 Развитие языков разметки гипертекста. Понятие о стандартном обобщенном языке разметки SGML. Версии языка гипертекстовой разметки HTML. Тема 2.3
Описание языка HTML. Тэги языка HTML и их свойства. Создание HTML-документа. Содержание учебного материала 2 Документ HTML. Решение основных задач с помощью тегов. Теги языка HTML и их свойства. Раздел документа HEAD, BODY. Основные типы данных HTML: информация о символах, цветах, длинах, URI, типах содержимого. Тема 2.4
Служебные тэги, тэги форматирования текста и таблиц. Содержание учебного материала 2 Форматирование текста с помощью HTML. Выравнивание текста на Web-странице. Задание заголовка HTML-документа. Задание размера шрифта. Задание шрифта по имени. Физическое форматирование символов. Логическое форматирование символов. Вставка специальных символов. Выделение текста горизонтальной линией. Симбиоз таблицы с рисунком. Тема 2.5
Макетирование документа с применением фиксированных и динамических таблиц. Содержание учебного материала 2 Введение в дизайн таблиц. Использование сетки. Динамические и фиксированные таблицы. Комбинированное применение таблиц, выравнивание таблиц. Вложение и объединение таблиц. Создание таблицы из рисунков.
Тема 2.6
Тэги включения ссылок, изображений, мультимедийных объектов. Фреймы. Формы.
Содержание учебного материала 2 Введение в объекты, изображения и апплеты. Основные элементы: IMG, OBJECT, PARAM, APPLET. Правила представления объектов. Глобальные схемы именования объектов. Объявление и инициализация объекта. Визуальное представление изображений, объектов и апплетов, ширина и высота. Пространство вокруг изображений и объектов, границы, выравнивание. Тема 2.7
Организация Web-страниц. Каскадные таблицы стилей. Способы определения стилей. Элементы стилей. Синтаксис стилей. Содержание учебного материала 2 Определение таблицы стилей. Методы и синтаксис. Определение правил CSS. Встроенный стиль. Внедренный стиль. Связанные таблицы стилей. Поддержка шрифтов в таблицах стилей. Классы и группировка. Краткий обзор способов размещения элементов страницы. Пример создания 3-D эффекта. Позиционирование элементов. Статические фильтры. Инструментальные средства для работы c CSS. Практические занятия
1.Форматирование текста.
2. Форматирование таблиц.
3. Работа с формами.
4. Создание динамической Web-страницы. 8
2
2
2
2 Тема 2.8
Расширяемый язык разметки XML. Содержание учебного материала 2 Общие сведения об XML. Особенности XML. Стандарты XML. Самостоятельная работа обучающегося.
Подготовить сообщение на тему: «Понимание пространств имен XML» 6 Тема 2.9
Способ формального описания структуры XML-документа.
Содержание учебного материала 2 Структура и элементы языка разметки XML. Таблицы стилей. Расширяемый язык создания ссылок. Области использования языка XML. Практические занятия
1. Создание XML-документа.
2. Конструирование языка. Атрибуты, специальные символы. Директивы анализатора. 4
2
2 Раздел 3.
Средства разработки клиентских программ. 43 Тема 3.1
Типовые задачи клиентских программ. Содержание учебного материала 2 Характеристика типовых задач, решаемых клиентскими программами. Функциональные возможности клиентской части.
Тема 3.2
Программные средства создания клиентских программ. Содержание учебного материала 2 Обзор программных средств разработки программ, выполняющихся на стороне клиента. Их назначение и возможности. Самостоятельная работа обучающегося.
Реферат на тему: « Язык VB-script». 5 Тема 3.3
История создания Java. Содержание учебного материала 2 История создания Java. Сложности внутри Sun Microsystems. Проект Green. Компания FirstPerson. World Wide Web. Возрождение Oak. Тема 3.4
Основы Java Script. Основные понятия; объектная модель; информация о клиенте; модальный диалог. Содержание учебного материала 2 Основные понятия: тип, примитивное значение, объект, конструктор, прототип, объект языка, встроенный объект, объект среды, неопределенное значение, тип Undefined, нулевое значение, тип Null, логическое значение, тип Boolean, логический объект, строковое значение, тип String, строковый объект, числовое значение, тип Number, числовой объект. Объектная модель, свойства, взаимосвязь. Информация о клиенте, назначение. Назначение модального диалога. Тема 3.5
Стандартные методы Java Script. Методы объектов: history, date, string, windows, document и html-объектов. Содержание учебного материала 2 Стандартные методы Java Script: back, charAt, clearTimeout, forward, go, свойства, характеристики. Объекты document, location, history, navigator - свойства, методы, обработчики событий. Внутренние объекты: array, date, Math, Object. Объекты, соответствующие тегам HTML: anchor (массив anchors), button, checkbox, elements, form (массив forms), frame (массив frames), hidden, images (массив images), link (массив links), navigator, password, radio, reset, select (массив options), submit, text, textarea – описание. Тема 3.6
Операторы Java Script: пользовательские функции; переменные; конструкция switch-case; массивы. Содержание учебного материала 2 Операторы Java Script: переменные, операторы присваивания, цикла, условные операторы, конструкция switch-case, массивы, функции. Тема 3.7
Операторы Java Script. Стандартные функции Java Script. Содержание учебного материала 2 Стандартные функции Java Script: escape, eval, parseFloat, parseInt, unescape, isNaN – назначения. Практические занятия
1. Первая программа (скрипт) на Java Script.
2. Вывод сообщения на Java Script.
3. Переменные в Java Script.
4. Условные операторы в Java Script.
5. События, функции Java Script.
6. Операция с текстом и элементами Java Script.
7. Таймер на Java Script.
8. Анимация Java Script.
9. Калькулятор стоимости на Java Script. 18
2
2
2
2
2
2
2
2
2 Самостоятельная работа обучающегося:
Исследовать методы динамического размещения изображений на странице, создать рисунки с помощь сценария. 6 Раздел 4.
Серверное программное обеспечение. 36 Тема 4.1
Принцип построения серверного программного обеспечения. Содержание учебного материала 2 Основы разработки серверного программного обеспечения. Принципы построения серверной части программного обеспечения. Основные задачи, выполняемые серверными программами. Самостоятельная работа обучающегося.
Подготовить сообщения по одной из перечисленных тем:
1. Принципы построения и основные задачи, выполняемые серверными программами
2. Основы разработки серверного программного обеспечения.
3. Принципы построения серверной части программного обеспечения.
4. Основные задачи, выполняемые серверными программами.
6 Тема 4.2
Средства создания серверного программного обеспечения. Содержание учебного материала 2 Инструментальные программные средства (ИПС) создания программ, выполняемых на стороне сервера. Их характеристика и на значение. Спецификация CGI (Common Gateway Interface). CGI-скрипт. Шлюз CGI. Препроцессор. Расширения ISAPI и их возможности. Серверы ASP.
Тема 4.3
История возникновения и развития РНР. Содержание учебного материала 2 Характеристика PHP. Функциональные возможности PHP. Основы языка PHP. Синтаксис языка PHP. Элементы и выражения языка. Функции. Работа с формами. Работа с базами данных. Проектирование Web-служб. Самостоятельная работа обучающегося.
Установка связки Apache + MySQL + PHP на домашний компьютер. 6 Тема 4.4
Обработка ошибок в РНР. Содержание учебного материала 2 Контроль ошибок: роли и виды ошибок, прекращение
выполнение программы, возврат недопустимого значения, вызов функции-обработчика, директивы РНР контроля ошибок, установка режима вывода ошибок. Перехват ошибок. Метод регистрации обработчика ошибок, функции: set_error_handler, restore_error_handler(). Генерация ошибок, стек вызовов функций, финализаторы. Тема 4.5
Регулярные выражения в РНР. Синтаксис.
Содержание учебного материала 2 Регулярные выражения, синтаксис регулярных выражений(POSIX), квадратные скобки, квантификаторы. Стандартные интервальные выражения (символьные классы). Функции PHP для работы с регулярными выражениями(POSIX-совместимые), синтаксис регулярных выражений в стиле Perl. Метасимволы, модификаторы. Самостоятельная работа обучающегося.
Выполнить работу по теме: «Доступ к переменным формы. Вычисление итоговых сумм для формы». 6 Тема 4.6
Обработка строк в РНР. Функция date() – вывод даты и времени в РНР.
Содержание учебного материала 2 Функции PHP для работы с регулярными выражениями(Perl-совместимые). Другие строковые функции, дополнение и сжатие строк, определение длины строки, сравнение двух строк, обработка строковых данных без применения регулярных выражений. Практические занятия
1. Проект «Регистрация».
2. Проект «Форум» или «Чат».
3. Проект «Интернет-магазин».
6
2
2
2 Раздел 5
Технологии построения распределенных информационных систем. 30 Тема 5.1
Технология СОМ. Модель, интерфейс, сервер, клиент. Содержание учебного материала 2 Объектные методы распределенной обработки. Понятие технологии СОМ: модель, интерфейс, сервер, клиент. Тема 5.2
СОМ-объекты и его свойства. Типы серверов СОМ. Идентификация объектов СОМ. Содержание учебного материала 2 СОМ-объект и его свойства. Типы серверов СОМ. Идентификация объектов СОМ. Создание сервера СОМ. Создание клиента СОМ. Тема 5.3
Расширенная технология DCOM. Особенности распределенных приложений СОМ. Содержание учебного материала 2 Расширенная технология СОМ: серверы автоматизации, элементы ActiveX, страницы ASP. Самостоятельная работа обучающегося.
Сообщение на тему: «Особенности распределенной технологии DCOM». 6 Тема 5.4
Распределенная технология DCOM. Особенности распределенных приложений СОМ. Содержание учебного материала 2 Распределенная технология DCOM. Особенности распределенных приложений СОМ. Практические занятия
Создание СОМ – сервера и СОМ – клиента. 2 Тема 5.5
Понятие и особенности технологии CORBA. Содержание учебного материала 2 Понятие технологии CORBA. Особенности технологии CORBA Распределенные объекты. Тема 5.6
Управление объектами в распределенной среде Содержание учебного материала 2 Управление объектами в распределенной среде. Object Management Group. Интерфейс и реализация. Типы IDL. Компилятор IDL. Самостоятельная работа обучающегося.
Подготовить сообщение по теме: «Сравнение систем CORBA, DСOM. Использование серверов пакета Microsoft Office в рамках технологии COM». 6 Тема 5.7
Создание сервера CORBA и клиента CORBA. Запуск и использование объектов CORBA. Содержание учебного материала 2 Создание сервера CORBA и клиента CORBA. Запуск и использование объектов CORBA. Практические занятия
Использование объектов CORBA. 2
Всего Экзамен
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Оборудование учебной лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- автоматизированные рабочие места обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Распределенные системы обработки информации»;
- электронные презентации уроков;
- учебно-практическое оборудование (инструкции для проведения практических занятий);
Технические средства обучения:
Мультимедиа проектор
Персональные компьютеры (для студентов и преподавателя)
Комплект сетевого оборудования
Информационно-коммуникативные средства:
операционная система Windows xp;
пакет прикладных программ LibreOffice;
программа для работы с базами данных «MS Access»;
программное обеспечение для организации управляемого коллективного и безопасного доступа в Internet;
антивирусная программа;
программа-архиватор Winrar;
программа просмотра pdf-документов acrobat reader;
браузер internet explorer;
программа гипертекстовой разметки «HTML»;
программа разметки «XML»;
программа для программирования «Java Script»;
программа для программирования скриптовом языке «РНР»;
программа для программирования «СОМ»
программа для программирования «СОRBA»
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная учебная литература
1. Максимов Н. В., Попов И. И. Компьютерные сети: Учебное пособие для студен тов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Форум:ИНФРА-М, 2003.-336 с.
2. Симонович С. В. и др. Информатика: Базовый курс СПб.: Питер. 2001.- 640 с
3. Петров В. Н. Информационные системы. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с.
4. Попов В. Б. Практикум по Интернет-технологиям: Учебный курс. - СПб.: Питер, 2002.-408 с.
Дополнительная литература:
1. Фаронов Д. Профессиональная работа в Delphi 6. Библиотека программиста СПб.: Питер, 2002. - 320 с.
2. Комер Д. Принципы функционирования Интернета. - СПб.: Питер, 2002,- 384 с.
3. Симонович С. В. Мураховский С. И. Интернет у вас дома: полное руководство начинающего пользователя. -М.: АСТ-пресскнига: Информ-Пресс, 2002.
Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
• осуществлять разработку типовых технологических процессов автоматизированной обработки информации;
• использовать технологии построения и эксплуатации распределенных информационных систем.
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении самостоятельных и проверочных работ. Выполнение индивидуальных тренировочных практических заданий в программах.
Собеседование по экзаменационным вопросам.
Знания:
• принципы построения и методы работы в распределенных системах обработки информации;
• виды технологических процессов обработки информации в распределенных системах, особенности их применения. Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении самостоятельных и контрольных работ. Устные опросы. Тестирование. Составление тестов. Подготовка сообщений. Собеседование по экзаменационным вопросам.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной школой (таблица)
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка) 80-100% 5 отлично
60-80 % 4 хорошо
40-60 % 3 удовлетворительно
менее 40 % 2 неудовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссии определяется интегральная оценка освоения обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.