Методические рекомендации по выполнению письменных заданий по литературе в 11 классе
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
Методические рекомендации по выполнению развернутых ответов ЕГЭ по литературе.
Составитель:
Митюнина Татьяна Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 26»
Междуреченск
2014
Введение
ЕГЭ по литературе состоит из трех частей.Каждая часть выявляет уровень подготовки выпускника по литературе. В своей работе мы даем методические рекомендации по выполнению развернутых ответов ограниченного объема ( С1, С2, С3, С4) и развернутого высказывания на литературную тему проблемного характера(С 5.1-С5.3). В целом, развернутые ответы дают возможность проверить умение выражать свое отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на заданную литературную тему, а также проверяют комплекс умений по предмету:
- воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;
-выделять смысловые части художественного текста;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
-сопоставлять литературные факты и явления.
Для выполнения задания С5.1-С5.3 учащимся предоставляется право выбора вопроса по произведению одной из трех историко-литературных эпох .Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом приводятся в издании типовых вариантов заданий ЕГЭ.
Задания С1, С2, С3, С4, С5.1-С5.3 являются заданиями повышенного уровня сложности. Эти задания должны продемонстрировать умение учащихся письменно анализировать текст художественных произведений, исходя из проблематики вопроса. Структура развернутых ответов неоднородная. Задания С1предполагает анализ эпизода, задания С2, С4 нацелены на выход в широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения ( фрагмента) включается в литературные связи курса и обеспечивает дополнительный охват проверяемого литературного материала. Задание С3 ставит вопрос в плоскости лирики , предполагает анализ лирических произведений с акцентированием на какой особенности : художественной, философской. С5.1-С5.3 указывают на познавательное противоречие, которое учащийся должен осмыслить, предложив свою версию его разрешения в форме литературно-критического очерка.
Ниже приводится таблица, представляющая типологию развернутых ответов :
Таблица №1.
Часть работы
Номер задания
Тип задания и объем работы
первая
С1
Анализ приведенного фрагмента (5-10 предложений)
первая
С2
Раскрыть проблематику или указанную тему в широком литературном контексте с опорой на предложенный текст(5- 10 предложений)
вторая
С3
Компонентный анализ лирического произведения( жанр,
тематика, художественные особенности, особенности композиции, смысловое содержание текста, ритмическая организация текста)( 5-10 предложений)
вторая
С4
Обоснование тематики произведений в контексте литературных связей курса с опорой на предложенный текст ( 5-10 предложений)
третья
С5.1-С5.3
Связное высказывание проблемного характера. Учащийся соотносит вопрос с конкретной литературной эпохой: С5.1- по произведениям древнерусской литературы, классики 18 века и первой пол. 19 века;С5.2- по произведениям второй пол. 19 века; С5.3- по произведениям 20 века. Высказывание строится в форме очерка, сочинения – рассуждения. ( 150- 200 и более слов)
В связи с предложенной таблицей, классифицирующей развернутые ответы, рассмотрим систему универсальных учебных действий, направленных на формирование способности устранять познавательное противоречие, развивая логическое и творческое мышление при создании развернутых ответов.
Задания С1,С3 представляют собой развернутые ответы ограниченного объема по предложенным текстам. В первой части- фрагмент эпического или драматического текста, во второй части –задание по лирическому произведению. Для подготовки данных заданий необходимо, исходя из блока познавательных универсальных действий, выделить общеучебные действия, направленные решение литературоведческой проблемы, сформулированной в виде анализа фрагмента. В число общеучебных действий входят :
-формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации;
-преобразование выделенной информации в логическое речевое высказывание.
Наряду с общеучебными действиями при выполнении заданий С1, С3 применяются и универсальные логические действия:
- уметь анализировать фрагмент с целью выделения существенных признаков данного художественного явления;
-уметь синтезировать целое из частей;
- выбирать основание и критерии для сравнения;
- выводить следствие;
-устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическую цепь рассуждения.
Для письменных заданий всех типов характерно наличие поставленной проблемы. Учащимся предстоит самостоятельно решить проблему, предлагая в ответе синтезирование творческого и поискового характера.
Рекомендации по подготовке задания С1
Умению анализировать фрагмент текста художественного произведения предшествует чтение текста в полном формате. В пособии для учителей «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» заостряется внимание на наличие в России проблем при формировании грамотного чтения, понимаемого в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них. В приведенной в пособии схеме уровней грамотности чтения результаты российский учащихся значительно ниже результатов учащихся из европейских стран.Практика показывает, что наши учащиеся не могут « распознать главную идею или авторские намерения в тексте, когда требуемая информация в нем общеизвестна» Поэтому важным этапом в подготовке данного задания , а также заданий С2, С3, С4, С5 является организация эффективного чтения. Эта задача не теряет своей значимости в старшем звене школы, так как учащиеся затрудняются в выполнении заданий, требующих соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию смысла, что « еще раз доказывает актуальность введения целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в рамках основной школы».
Учитывая важность коммуникативной деятельности в процессе работы по формированию речевого высказывания , считаем необходимым внести ясность в рекомендации. Умение читать не сводится к овладению техникой чтения. Чтение должно быть грамотным. Цепь формирования грамотного чтения выглядит следующим образом :
Чтение---Осмысление---Рефлексия---Понимание
Рефлексию понимаем как размышление о содержании текста и перенос в сферу личного сознания. Важный критерий уровня грамотного эффективного чтения- полное понимание текста.
Чтение - важный компонент при ориентации содержания текста учащимся. Для создания развернутого ответа ограниченного объема необходимо наличие умений:
-свободной ориентации в содержании художественных текстов и понимании их целостного смысла;
-умение формулировать тезис , выражающий общий смысл фрагмента;
-умение объяснить смысл фрагмента по отношению к тексту;
- умение выявить роль фрагмента в композиции произведения;
- умение интерпретации текста;
- умение проводить рефлексию текста ( уметь связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения героев и автора, найти доводы в защиту своей точки зрения);
- умение оценивать форму эпизода , в целом- художественные особенности.
Предлагаем таблицу, при помощи которой учитель сможет осуществлять мониторинг познавательных действий учащихся, направленный на переработку и структурирование информации , а также таблицу реализации учебных задач , поставленную учащимся.
Таблица №2. Переработка и структурирование информации:
1.Ф.И.О. УЧ-СЯ
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ К ТЕКСТУ
ПЕРЕСКАЗ ФРАГМЕНТА
СОСТАВЛЕНИЕ СЮЖЕТНОГО ПЛАНА
От уровня восприятия текста движемся к формированию знаний и пониманию смысла текста:
Таблица №3.
Ф.И.О.уч-ся
Содержание произведения :
Древнерусская литература
Содержание произведения
Классика 18 века:
Содержание произведения:
Первая половина 19 века
Содержание произ. Вторая половина 19 века
Содержание : литература 20 века
теория
Историко-литературные факты
Таблица №4 фиксирует уровень понимания :
Ф.И.О. уч-ся
Оценки критики и литературоведов
Авторской идеи, проблематики
Исторического и общечеловеческого смысла
Таблица №5 фиксирует уровень умений анализа и интерпретации текста, позволяет выявить компетентность учащегося:
Ф.И.О.уч-ся
Пересказ
Анализ
интерпретация
Суждения, сопоставления
Обобщения, выводы
Круг чтения, участие в диалоге
Развитость речи
Организация анализа художественного текста немыслима без знания учащимися терминов по истории и теории литературы. У каждого учащегося должен быть в наличии комплекс справочного материала, включающий основные сведения , без знания которых невозможно написать развернутый ответ любого типа. Привожу в качестве примера комплекс понятий, необходимый при изучении эпических произведений :
Литературное направление
Литературная эпоха
Литературный метод
Род, жанр произведения
Проблематика, проблема
Роман, роман-эпопея
композиция произведения
При изучении темы «Серебряный век русской литературы» учащимся 11 класса большую помощь оказывает справочный лист, содержащий сведения по авторам , относящимся к литературным направлениям Серебряного века.
При анализе фрагмента большую помощь окажет учащемуся обращение к порядку литературоведческого анализа:
Определить связь данного отрывка с композицией произведения, его идейно-образным содержанием;
выявить в отрывке авторскую позицию, образ автора;
выявить признаки жанра, литературного стиля, особенности авторского стиля;
выявить и прокомментировать художественные детали, изобразительно-выразительные средства.
Рекомендации по подготовке задания С3
С3 в вариантах ЕГЭ по литературе представляет собой задание по компонентному анализу лирического произведения. В методической литературе представлены многочисленные подходы к анализу стихотворения. Но по-прежнему анализ стихотворения считается достаточно сложной работой , требующей от учащегося умения включаться в работу, предоставляя свой вариант прочтения произведения. Учащиеся с трудом формулируют свои мысли еще и потому, что считают свой анализ неверным.
По жанру развернутый ответ на вопрос задания С3 представляет собой рассуждение по вопросам поэтики автора. В развернутом ответе не нужно углубляться во все стороны творческого замысла стихотворения. Выпускникам предлагается построить рассуждение по какому-то одному компоненту анализа лирического произведения. Для начала представим компоненты анализа:
- замысел стихотворения, история создания;
- тематическая разновидность произведения;
-образ лирического героя ( чувства, мысли, отношение к людям, жизни) ;
- художественное своеобразие ;
-особенности построения текста;
- ритмическая организация и звуковое оформление текста ( элементы ритма : слоги, слова, строчки, интонационная мелодия, пауза)
- тональность стихотворения ( эмоциональная окраска стихотворения)
- взаимодействие компонентов текста;
- система ключевых слов;
В пособии «Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий» при оценивании развернутых ответов С1, С3 выдвигается один критерий – точность и полнота ответа : « Учащийся аргументировано отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы» Схема ответа будет следующая:
Тезисы
Доводы (доказательства)
Выводы
Задача учащегося состоит в выдвижении тезисов, касающихся одного элемента структуры стихотворения. Хотя в лирическом произведении все элементы связаны между собой. Выдвижение тезисов невозможно без осмысления структуры в ее целостности. Считаем необходимым помнить при подготовке выпускника:
Предметом изображения в лирическом произведении является переживание. Это переживания самого поэта. « Однако в лирическом произведении перед нами не только определенное состояние характера, принадлежащее поэту как конкретной личности. Лирический образ – зто образ –переживание, общественно значимое и эстетически значимое. Лирике содержится начало художественного вымысла В связи с этим выдвигается понятие лирического героя, которое позволяет точнее осмыслить соотношение индивидуального и обобщенного, автобиографичности и вымысла.
Лирическое произведение структурно: оно состоит из отдельных элементов, связанных между собой соподчиненностью идейно-художественной задаче. Эта соподчиненность обеспечивает целостность произведения. Конструктивными средствами, создающими целостность лирического текста, являются ритм, композиция, система ключевых слов.
Еще раз вернемся к критерию оценки задания С3.Раскроем понятие критерия полноты . Полнота раскрытия вопроса означает наличие необходимой и возможной суммы информации о предмете рассуждения. Точность раскрытия вопроса: степень истинного соответствия чему-нибудь . Полнота раскрытия темы предполагает наличие необходимых комментариев, исчерпанность аргументации, имеющейся в распоряжении пишущего. Логические операции, вытекающие из формулировки вопроса, должны быть осознаны учащимся и применены в зависимости от речевой ситуации:
- утверждение
-отрицание
- классификация
- сравнение
- абстрагирование
- обобщение
- анализ
- синтез
Важным моментом при создании развернутого ответа С3 является подача текста с точки зрения эстетического восприятия. Средства , с помощью которых достигается эстетическая выразительность ответа:
- сила убежденности в истинности мысли, которую пишущий утверждает;
- прием градации в расположении аргументов;
-богатство и убедительность аргументов;
- умелое использование цитирования, пересказа.
Рекомендации по подготовке заданий С2,С4
Задания С2,С4 представляют собой развернутые ответы по предложенному тексту , который необходимо связать с темой или проблемой в широком литературном контексте. Ответ должен содержать 5-10 предложений. Причем « оценка ответа зависит от его содержательности». Содержательность как критерий соотносится с принципом изложения материала : передача сути изложения в соответствии с имеющейся полнотой раскрытия проблематики, мотива., художественного приема, имеющих место в творчестве автора. Данный критерий характеризует все развернутые ответы. Ответить содержательно – это значит точно и полно подойти к решению поставленной задачи. Высокий балл за эти задания предполагает привлечение « не менее двух произведений одного или разных писателей , в творчестве которых нашла отражение указанная проблема». Схематично можно представить ответ на данные вопросы в следующем виде с указанием количества предложений:
формулировка проблемы ( 1 )
номинация произведений (2)
обоснование для сопоставления ( 3-4)
аргументация ( 5-9)
недопущение фактических ошибок
вывод ( 10)
Использование данного плана поможет выдержать логику ответа. Во всех развернутых ответах главным остается содержание. Содержание ответа зависит от знания учащимся текста художественного произведения и знания поэтики автора .Приведем пример. Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и как отразилась эта тема в творчестве Н.А.Некрасова? Данный проблемный вопрос можно рассмотреть на уроке. Поставить целью подобного урока «создание обобщающего рассуждения». Обращаем внимание учащихся на формулировку вопроса. Композиционно в вопросе можно выделить две части : 1- кто из русских поэтов обращался к теме творчества и 2 : как эта тема отразилась в творчестве Некрасова . Определяем произведения с этой тематикой. 1.Формулируем проблему –задание.
К теме поэтического творчества обращались К.Ф.Рылеев, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов,Н.В.Гоголь.2. Определяем содержание вопроса, т.е. назовем важнейшие произведения авторов : А.С.Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом» ( 1824 ), « Пророк» (1826), « Поэт»(1827), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»(1836).
М.Ю.Лермонтов – « Поэт»(1838), «Пророк»(1841);
Н.В.Гоголь- О двух поэтах ( лирическое отступление в 7 главе « Мертвых душ».
Н.А.Некрасов - «Вчерашний день» ( 1848), «Поэт и гражданин» (1856), «Элегия» (1874).
Вспоминая идейный смысл каждого из названных произведений , придем к выводу , что Некрасов во взглядах на поэта и поэзию не противостоит своим предшественникам ,а продолжает их. Следовательно, основной тезис, заявленный в начале ответа, можно сформулировать так :для русских поэтов и Н.А.Некрасова общей является мысль о служении народу, о пророческом назначении поэзии, ведущей народ к осуществлению идеалов времени.
Обоснованием этого тезиса будет указание на то, как реализуется эта мысль у поэтов и Некрасова:
1. Прямое заявление о гражданской роли поэта: -Рылеев «Гражданин», Некрасов – « Поэт и гражданин».
Образ Музы, руководящей поэтом: Муза Пушкина ( начало 8 главы в романе «Евгений Онегин»), Муза Некрасова ( « Вчерашний день , часу в шестом»).
Образ поэта, данный в различных противопоставлениях:
А) поэт, томимый духовной жаждой и поэт –пророк ( Пушкин –«Пророк» ).
Б) поэт, « воспламеняющий бойца для битвы»и поэт , забывший о великом назначении ( Лермонтов – « Поэт» ).
В) поэт- обличитель общественных пороков , и поэт , парящий высоко
Над жизнью ( Гоголь – размышление о двух типах поэтов в начале 7 главы « Мертвых душ», Некрасов- « Поэт и гражданин»).
Г) поэт, отстаивающий свою независимость от мнения толпы, не посвященной в тайны искусства, и толпа , диктующая ему свою волю ( Пушкин –« Разговор книгопродавца с поэтом», « Поэт и толпа», Лермонтов – « Журналист, читатель и писатель», « Пророк», Некрасов – «Элегия»( « Пускай нам говорит изменчивая мода»).
Д) поэт и народ (Пушкин – « Я памятник себе воздвиг нерукотворный», Некрасов « Я лиру посвятил народу своему»).
Развертывая рассуждение, показываем, что было общего у Некрасова с другими поэтами и что нового он внес, раскрывая тему. Из этих сопоставлений и указаний на особенности в трактовке данной темы у каждого поэта и будет состоять текст рассуждения в основной части. В выводе прозвучит мысль о том, что Некрасов в разработке темы поэта и поэзии был преемником и продолжателем великих русских поэтов.
Предложив подобный план учащимся, попросим их написать развернутый ответ на вопрос.
Рекомендации по подготовке задания С5
Задание С5 состоит из трех вопросов проблемного характера. Каждый из вопросов относится к конкретной историко-литературной эпохе. Ответ должен содержать 150-200 слов и более. Если объем работы не выдерживается, работа не проверяется. Проблемный ответ строится в форме литературно- критической статьи, а также возможно написание сочинения-рассуждения. Рассмотрим составные части ответа. Во введении учащийся тезисно выдвигает конкретные положения, касающиеся произведения или творчества автора. Их должно быть не менее трех. В основной части он доказывает эти положения , используя знания по теории литературы, привлекая текст , умело вводя цитаты , пересказ какого-либо фрагмента, выдержки из статей критиков или литературоведов. Рассмотрим структуру основной части рассуждения.
Главная часть проблемного ответа представляет собой логическое доказательство, продолжающее то, о чем было заявлено во введении. Учащийся приводит аргументы, которые формулируются в виде суждения. Развертывая тот или иной аргумент, пишущий в одних случаях определяет содержание понятия , в других - его объем, в зависимости от характера конкретного аргумента . Какие виды аргументов могут быть использованы автором ответа? Их много: факты, составляющие содержание произведения, факты из жизни, собственные суждения, появившиеся в процессе чтения литературы, теоретические определения, высказывания деятелей литературы , которые воспринимаются как аксиомы. Если автор рассуждения в качестве основного тезиса выдвинул мысль , противоречащую общепринятому взгляду, его аргументация должна отвечать правилам логики и не содержать фактических ошибок.
Приведем в качестве примера задание, суть которого состоит в разборе и составлении доказательств.Допустим, надо обосновать тезис :Сегодня плохая погода. Аргументы: 1) солнца нет; 2) идет дождь; 3) дует холодный ветер. Оформим доказательство в связное рассуждение: « Сегодня плохая погода: солнца нет, идет дождь, дует холодный ветер». Каким способом обоснован наш тезис? Сначала высказали общую мысль, потом назвали три мысли, развивающие общую. Шли от общего к частному. Такая форма доказывания называется дедуктивной. Но это же доказательство можно оформить в связное рассуждение по-другому: « Солнца нет, идет дождь, дует холодный ветер. Словом, погода сегодня плохая». Сначала мы назвали аргументы (частные мысли) , а затем ту мысль , которая ими подтверждается ( общая мысль – тезис). Такая форма называется индуктивной.
Разбор образца
Возьмем отрывок из пятой статьи В.Г.Белинского о Пушкине от слов : « Общий колорит поэзии , и в особенности лирической, внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность» , вследствие этого огромное воспитательное и образовательное влияние лирики на юного читателя.
Какие аргументы приводит критик в доказательство своей мысли? 1. Сочетание « изящно-гуманного чувства с пластически изящной формой» в юношеских стихотворениях Пушкина. 2. Та же трогающая душу гуманность, та же артистическая прелесть в стихотворениях зрелого поэта.
Как развертываются аргументы?
Первый аргумент Белинский раскрывает индуктивным путем: сначала приводит факты из поэзии Пушкина, цитирует его стихотворение, затем обобщает: « Это чувство юноши».
Второй аргумент начинает с утверждения общей мысли, а затем в подтверждение ее цитирует стихотворения Пушкина. Следовательно, главная часть рассуждения строится как цепь умозаключений, обосновывающих тезис .
Формулировка вопросов
Все вопросы содержат проблему. Эту проблему пишущий обязан разрешить. Разрешение этой проблемы и есть ответ на вопрос. Основная мысль ответа формулируется тезисно - четко, ясно, категорично. Заявленный во введении тезис ( тезисы) представляет собой прямой ответ на вопрос( проблему). При ответе на вопрос пишущий сам определяет главную мысль рассуждения.Учащийся должен формулировать мнение с учетом позиции автора. Наши учащиеся полагают, что трактовать произведение можно по своему усмотрению , якобы таким образом они выражают свою точку зрения. Когда проверяешь подобные работы, начинаешь понимать , откуда берутся речевые и фактические ошибки. Вопрос указывает на прямой путь к идее рассуждения. При написании важно определить объем и содержание темы рассуждения. Помните:
Объем вопроса- это тот круг фактов, явлений, который охватывается формулировкой проблемы
Содержание вопроса- это совокупность наиболее существенных признаков ( свойств, отношений), характерных для всех фактов, явлений, предметов, составляющих объем данного вопроса)
Список литературы
Алиева, Л.Ю.Тесты .Контрольные вопросы и задания .книга адресована учащимся, преподавателям М. Издат-Школа.1998.-66-125с
Аннекова, Е.И., Румянцева ,Е.М.. Книга для учителя.М.:Просвещение.1982, -65-78с
Богомолова, Е.И., Жаров,Т.К.,
Кедрова, М.М. Пособие по литературе- М.Высшая школа.1982.-3-69с
Тимофеев, Л.И.Основы теории литературы: учебное пособие для студентов/М.: Просвещение,1971.-455с.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий.ЕГЭ по литературе. Автор –составитель Зинин С.А. М.:2010. 156с
Тезисы к работе « Методические рекомендации по подготовке развернутых ответов ЕГЭ по литературе»
Письменные задания по литературе в формате ЕГЭ позволяют выявить уровень подготовки выпускника . Задания С1, С2, С3,С4, С5.1-С5.3 представляют собой развернутые ответы ограниченного объема и полноформатное высказывание на литературную тему. В работе приводится таблица, классифицирующая задания.
Даются методические рекомендации по подготовке указанных заданий : анализ фрагмента произведения отличается от анализа лирического текста.
Предлагаются приемы, позволяющие подойти к подготовке учащихся на уровнях : чтение----осмысление----пересказ----анализ----интерпретация текста----создание развернутого ответа.
Большое внимание уделяется технологии написания развернутого ответа.
Предлагаются принципы логики, содержательности, четкой структуры ответа при создании С1, С2, С3, С4,С5.1-С5.3. Приводятся образцы разбора проблемных вопросов, которые можно с легкостью преобразовать в форму урока.
Необходимые принципы написания развернутых ответов позволяют адекватно оценивать свои возможности при создании ответов. Учащимся предлагается схемы, при помощи которых можно строить различные фразы. Важно не допускать ухода от содержательности ответа. Для этого необходимо точное владение учебным материалом, позволяющее решать поставленные задачи. Не нужно во введение вписывать « дежурные фразы», касающиеся актуальности поднятых проблем и т.д. Ответы строятся в конкретной форме, они наполнены конкретным содержанием. И тогда они действительно будут соответствовать предъявленным критериям.
Митюнина Татьяна Михайловна
Методические рекомендации по подготовке развернутых ответов
ЕГЭ по литературе
Учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 26» г. Междуреченска,
Ул. Пушкина,30, т. 3-24-33
г. Междуреченск, пр. Шахтеров ,31-77
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 715