Урок литературы родного края на тему И. Костыря Сказка о солнечных братьях 7 класс


Тема: Литература родного края. Писатели Донбасса. Иван Костыря «Сказка о слонечных братьях» 7 класс
Цели урока:
Предметные: познакомить учащихся с биографией и творческой деятельностью писателя-земляка И. Костырей, с его произведением «Сказка о солнечных братьях», учить разгадывать замысел автора, углубить знания детей о таком жанре литературы как сказка-повесть, о понятии «научная фантастика», убеждать школьников в том, что литература родного края – неотъемлемая часть общеевропейской и мировой культуры;
Метапредметные: развивать умение выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение работать с информацией, анализировать различные ситуации, умение задавать вопросы; вырабатывать собственное мнение; вырабатывать способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в группе; осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Личностные: развивать у подрастающего поколения ДНР правильное понимание национальных и общечеловеческих ценностей, формировать морально-этические убеждения, умение делать нравственный выбор, умение адекватно реагировать на трудности и не бояться ошибки, воспитать национальную гордость за Донбасс, уважение к родному краю, его богатствам, к талантливым соотечественникам, осознание своей гражданской идентичности.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний
Оборудование: портрет писателя, текст произведения, ученические литературные словарики.
Теория литературы: сказка, повесть, фантастика.
Межпредметные связи: русский язык, география, физика.
Что и говорить, велика притягательная сила и мощь землипо имени Донбасс!И все же создали это имя люди, наши земляки
Иван Костыря «Дума о земляках»
Ход урока:
I. Мобилизующий этап.ІІ. Актуализация опорных знаний .
Беседа.
Ребята, на уроках литературы и украинской литературы вы знакомились с произведениями о Донбассе, писателями Донбасса. Назовите их.
Как называется урок литературы, посвящённый родной земле, родному краю? (Литература родного края)
III. Мотивация учебной деятельности. Самоопределение учащихся на основе антиципации(опрделения учениками своих учебных задач).
Наш сегодняшний урок посвящён писателю Донбасса. А что мы называем Донбассом? Как расшифровывается это сложное существительное?
ДОНБАСС – сокращенное название Донецкого каменноугольного бассейна.
У меня в руках находится кусочек донбасского золота, сердца Донбасса, сердца, которое даёт тепло и свет миллионам людей, даёт энергию заводам, фабрикам. Это наш донецкий уголь. Богатства донецкой земли, труд людей, которые его добывают не раз были воспеты в произведениях литературы нашими талантливыми земляками. Одним из них является Иван Сергеевич Костыря. Сегодня мы познакомимся с этим писателем, рассмотрим его произведение «Сказка о солнечных братьях»
Как вы думаете, что нам принесёт сегодняшний урок? Сформулируйте его цели.
Ученики формулируют цели урока (познакомиться с биографией И.Костыри, проанализировать его произведение, пополнить свои знания о выдающихся людях Донбасса, утвердить мысль о том, что родной край – самая лучшая точка на земном шаре).
Запись даты и темы урока в тетради.
IV. Работа над темой урока.
Работа над эпиграфом урока.
- Ребята, запишите в тетрадь эпиграф к нашему занятию. Выскажите своё мнение по поводу этих слов Ивана Костыри. (Ответы учеников)
- Да, земля делает нам, жителям Донбасса большой подарок, отдавая из своих недр богатства. Но только ли этим славится наш край? Много талантливых, знаменитых людей подарила нам донецкая земля. И среди них писатель Иван Сергеевич Костыря., который говорил: Донецкому краю повезло на великих земляков. Не каждаястрана в Европе или на ином каком континенте можетпохвастаться таким их числом, целым созвездием мировыхимен, как нынче принято уподоблять людей звездам, дабыподчеркнуть их высокость.
2. Знакомство с писателем.
- Иван Сергеевич Костыря (1932 – 2003 гг.) - известный писатель, литературная деятельность которого была тесно связана с краеведением, с воспеванием родной земли, местами, где он родился, вырос, жил.
- Что же это был за человек? Сегодня он сам расскажет о себе. (Подготовившийся самостоятельно, под руководством учителя ученик в образе писателя и с его портретом рассказывает автобиографию)
Примерный рассказ
Я родился 13 января 1932 года на хуторе Федоровка Межевского района на Днепропетровщине в семье сельского учителя. Детство и юность прошли в Донбассе.Учился на Днепропетровщине - окончил Днепропетровскую фельдшерскую школу. Впоследствии учился в Киевском медицинском институте, а по его окончании вернулся в Донбасс. С 1957 по 1965 гг. я в Горловке Донецкой области детским школьным врачом, врачом скорой помощи, а затем - психиатром. Первый мой рассказ был напечатан еще во время учебы, в многотиражке института. В 1967 году я окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького в Москве. Опыт моей врачебной практики отразился в повестях, действие которых разворачивается в Донецком крае:  
«Пора новолуний»,
«Ночные дежурства»,
«Детский доктор»,
«Врачебная тайна»,
«Срочный вызов.
За отображение труда шахтеров в литературе я был награжден:  
знаком «Шахтерская слава» III и II степени;
был лауреатом литературных премий имени В. Короленко и имени В. Шутова;  
в 1999 году получил поощрительную премию и диплом Фонда памяти Алексы Тихого за лучшую публикацию
За свою жизнь я успел написать и издать более чем сорок книг для детей и взрослых. Краеведческая тематика особенно нашла отражение в книгах, вышедших в последние годы жизни. В 2002 году вышли:  «Думы о Донбассе» (легенды, предания, рассказы, байки  о Донецкой земле, ее природе, прошлое и настоящее) и «Слово о Донецкой крае» (своеобразная литературная история Донбасса). А последней моей работой стала книга «Межевская сторона» о родной Днепропетровщине, где я родился и рос. 
- Учитель:Не стало Ивана Сергеевича в августе 2003 года.
3. Работа над сказкой – повестью «Сказка о солнечных братьях»
Когда-то на территории нашего края не было угля, стоял огромный первобытный лес. Светило солнце, бушевали бури, лили дожди, в торфяных болотах, озерах или лагунах на протяжении 300 миллионов лет различные растительные остатки под влиянием высоких температур и давления постепенно превращались в бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Об этом и ведает нам в своей книге Иван Костыря.
1.Проблема-поиск решения
- Ранее вам было дано задание прочесть «Сказку о солнечных братьях». Давайте определим жанр этого произведения. Своё мнение нужно обосновать.( примерные ответы учеников – сказка, повесть, фантастическая повесть)
- Вы правы, в этом произведении есть признаки сказки, фантастики (нереальные, фантастические герои, события, почти волшебство). Но и признаки повести мы тоже можем увидеть – средний размер, множество героев, много событий в течении долгого времени, деление на главы. Поэтому такое произведение мы называем повестью-сказкой.
А ещё мы можем назвать эту повесть научно-фантастической. Почему? (ответы детей)
- О процессе образования угля мы могли бы прочесть в научной литературе, в трудах по физике, географии, геологии. Но вам, детям, было бы не очень интересно читать такие книги. Вот тут на помощь и приходит научная фантастика. Вам легко и интересно было читать о сложных физических и химических процессах . Но призвание любой художественной литературы не только в том, чтобы донести факты. Она воспитывает в нас лучшие человеческие качества.
Коллективное составление плана повести-сказки.
Работа над идейно-художественным содержанием
Работа в группах
Первая группа: определяет композицию «Сказки…» , заполняя таблицу
Сюжетные элементы Расположение в тексте
Экспозиция Завязка Развитие событий Кульминация Развязка Эпилог Вторая группа: определяет тему и идею произведения
Тема: изображение в сказочной, фантастической форме процессов образования угольных пород, борьбы солнечных лучиков с различными стихиями, встающими у них на пути.
Идея: утверждение мысли о том, что человек, который преодолевая трудности, не поддаваясь соблазнам, несёт в себе искру тепла и света, будет жить в сердцах людей и через много лет.
Третья группа: работа над художественными средствами произведения (выписывают несколько эпитетов, метафор, персонификаций и других троп)
Выступление ораторов групп с дальнейшим обсуждением.
Самостоятельная работа над образами сказки-повести
Определить основные черты характеров героев, показывая их схематически
Дети спектра: над каждым лучиком написать черты его характера, под лучиком – его судьбу.
34213801219200
1954530300990
3926204153670
26873202984500
1287780250190004050030343535
220218017526000378333017526000
Выступления детей с обоснованием, опорой на текст.
Работа в парах. Составление синквейна. (1 строка - заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме имени существительного, 2 строка - два прилагательных, 3 строка - три глагола, 4 строка - фраза, которая несет определённый смысл произведения, 5 строка - вывод, одно слово (может быть два), существительное)
Зачитывание и обсуждение работ.
V. Рефлексия.- Ребята, сегодня мы познакомились с удивительным земляком Иваном Костырей и его удивительным произведением. Достигли ли мы целей урока, поставленных в начале урока? (ответы детей).
И в завершение урока наш гость Иван Сергеевич зачитает отрывок из своего произведения «Дума о земляках» (выступление ученика, исполняющего роль писателя)
«Любая пядь земли в подлунном мире, в том числе и твоейотчины, из которой ты сделал первый шаг в широкий свет,остается безвестной до тех пор, пока ее не откроет, не обживет, не преобразит непрославит в ближайшей округе, а то и по всем дальним далямсвоими неутомимыми радениями, своими подвижницкими своими подвижницкими деяниями и талантом человек.Так случилось и с Донбассом. Его всемирный авторитеттоже сложился благодаря людям, нашим землякам.Быть бы ему по прежнему необжитой степью, Диким Полем или, по географическому определению, просто Донецкимкряжем, да и то без собственного имени, если бы не первопоселенцы, не первооткрыватели его подземных кладов и неперводобытчики горючего камня, соли, железных руд и ртути,редких глин и камня строительного и если бы не первопроходцы в отечественной науке и литературе, впервые осмыслившие невиданные богатства земли донецкой и рассказавшие об этом крае всему человечеству; если бы не художники,запечатлевшие на своих полотнах и в скульптуре и явившиемиру его неповторимый облик, и тех, кто этот обликнаравне с природой сотворил, да и преобразил на свой лад,изо дня в день неусыпно торя новые пути в познании его тайни богатств, осваивая их и множа трудовую славу этого преимущественно рабочего края; и если бы не соловьиные певцы, поведавшие по чужим и чужестранным городам и весям о бессмертной душе шахтерской отчин».
- Спасибо. А я дополню словами Константина Кудиевского, работавшего с И. Костырей в редакции журнала «Радуга»
«Писать о книгах трудно — их надо просто читать. Поэтому по-дружески советую читателям познакомиться с книгами Ивана Костыри. Они не найдут в тех книгах экзотики, сногсшибательных сюжетов и феерических героев. Зато узнают признаки подлинной жизни: уловят запах земли и дождей, услышат далекий перестук вагонных колес в ночной степи, встретятся с обычными людскими радостями и страданиями»
VI. Оценивание.
VII. Домашнее задание: подготовить коллаж к «Сказке о солнечных братьях».

Используемые ресурсы:
http://nsportal.ru
http://www.activestudy.info/poleznye-iskopaemye-donbassa/http://litmisto.org.uahttp://dobro-biblio.ucoz.ru/ivan_kostyrja-br.pdfhttp://www.tourdnepr.com

Урок литературы родного края
Иван КостыряСказка о солнечных братьях

Подготовила: учитель русского языка и литературы Амвросиевской ОШ І-ІІІ ступеней №2 Зикеева С.И.