Рабочая программа по русскому языку 11 класс к учебнику Грекова,Чешко
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования и примерной программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений В.Г.Цветковой (базовый уровень, на основе учебника «Русский язык 10—11 классы» В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А Чешко. За год 34 часа (1 час в неделю).
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Цель преподавания русского языка – развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается как процесс речевого, речемысленного, духовного развития школьника, поэтому задачи обучения русскому языку определяются с позиции компетентности подхода, т.е. имеется в виду сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.
В основу планирования положен концентрический принцип подачи учебного материала, который способствует формированию системы знаний. В 10 классе приоритетным направлением является «Орфография», в 11 классе - «Пунктуация». Однако это распределение условно: в 10 классе работа по орфографии ведётся на грамматической основе, в 11 классе продолжается формирование и совершенствование орфографических навыков. Продолжается работа по развитию речи учащихся: совершенствуются умения анализировать тему, определять основную мысль, избирать жанр в соответствии с типом речи, составлять план, систематизировать материал, редактирование написанного.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
-виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
Виды деятельности учащихся на уроке
-оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
взаиморецензирование;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
-разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно - реферативное и др;
аудирование;
информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; продолжение текста; пересказ текста по плану; составление тезисов; пересказ текста с использованием цитат;
редактирование; переложение текста;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
-реферирование; рецензирование;
- докладирование аннотирование и т.д.;
-создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально- культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
-участие в дискуссии;
-создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
-составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Задачи преподавания русского языка
Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
1. Практические задачи: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладение нормами русского литературного языка; обучение учащихся умению связно излагать свои мысли в устной или письменной форме.
2. Познавательные задачи: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о русском языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в речи)
3. Задачи развития лингвистической компетенции: накопление знаний о науке «Русский язык», о ее разделах, целях научного изучения языка, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
4. Общепредметные задачи: воспитание средствами предмета; развитие логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Содержание тем учебного курса.
Общие сведения о языке. Стили и типы речи (7 часов)
Язык как средство общения. Основные функции языка и их реализация в речи. Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. Функциональные разновидности языка (книжный и разговорный); функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи. Языковые средства, характерные для разговорного, научного, публицистического, официально-делового стилей речи, особенности языка художественной литературы.
Лексические, грамматические, композиционные признаки научно-популярного, публицистического стилей. Языковые средства эмоционального воздействия на читателя.
Общая характеристика художественного стиля. Образность, изобразительно-выразительные средства, эстетическая функция языка.
Синтаксис и пунктуация (26 часов)
Синтаксис и словосочетание
Синтаксические единицы. Синтаксическая синонимия.
Словосочетание. Виды, способы и средства подчинительной связи. Основные типы словосочетаний.
Простое предложение
Предложение как минимальное речевое высказывание. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды предложений по составу грамматической основы и наличию второстепенных членов предложения. Понятие односоставного предложения.
Обобщение сведений о способах выражения подлежащего; правильное его согласование со сказуемым. Способы выражения сказуемого. Проемы различения разных типов сказуемого в зависимости от выражения в них лексического и грамматического значений.
Обобщение сведений о типичных способах выражения главных и второстепенных членах предложения. Атрибутивные, объектные, пространственные, временные, причинные и другие грамматические отношения в подчинительных словосочетаниях как основа для выделения определения, дополнения и обстоятельства. Правила построения словосочетаний и предложений. Причины возникновения синтаксической вариантности в СРЯ.
Сложное предложение
Повторение сведений о сочинительных союзах; расширение знаний о ССП. Классификация ССП по характеру союза и значению. Знакомство с теоретическими сведениями о знаках препинания в ССП, совершенствование пунктуационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП.
Углубление понятий о СПП, средствах связи главного с придаточным, строение СПП, способах разграничения союзов и союзных слов. Роль указательных слов в СПП. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Систематизация и углубление знаний о СПП с несколькими придаточными. Виды подчинения, знаки препинания между однородными придаточными, соединенными союзом и, или, либо, да (=и).
Основные признаки БСП, условия постановки знаков препинания, прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП Особенности пунктуации в СП с разными видами связи. Знакомство с понятием алгоритмом синтаксического разбора СП с разными видами связи
Формирование пунктуационных навыков при употреблении предложений с прямой речью, в том числе разорванной словами автора, диалогом. Основные способы цитирования. Цитирование поэтического текста, частичное цитирование
.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 11 класс.
№ Тема Дата Элементы содержания Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся Виды письменных работ Домашнее задание
Русский язык как развивающее явление Язык как средство общения. Основные функции языка и их реализация в речи. Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. Знать: некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация.
Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления.
Иметь представление о социальной сущности языка. Упр.73
Стили речи. Общие сведения о языке (7ч)
Особенности стилей речи Функциональные разновидности языка (книжный и разговорный); функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи. Языковые средства, характерные для разговорного, научного, публицистического, официально-делового стилей речи, особенности языка художественной литературы Знать: признаки текста, его функционально-смысловые типы.
Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст Входная контрольная работа Входной контроль Язык художественной литературы. (4ч)
Признаки художественной речи. Роль средств выразительности в авторском тексте Общая характеристика художественного стиля. Образность, изобразительно-выразительные средства, эстетическая функция языка Знать: основные признаки художественного стиля; признаки текста, его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка.
Уметь: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст с заданной степени свернутости (план, пересказ, изложение) Упр. 502
Роль средств выразительности в авторском тексте Р/р Типологический анализ текста (упр. 11,13,14) Систематизация знаний о тексте как речевом произведении. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Совершенствование умений и навыков создания текстов различных типов, стилей и жанров Знать: признаки текста, его типы (повествование, описание, рассуждение).
Уметь: правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст Р/р Комплексный анализ текста с решением тестовых задач Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль ЗУН Знать: особенность текстов по стилю и типу.
Уметь: отмечать стилевые черты, языковые средства текста; аргументировано анализировать текст; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей Решение тестов А6-11, А28-30
Основные принципы русской пунктуации.(1ч)
Р.К.Топонимика Ставропольского края. Три основных направления в истории русской пунктуации (логическое, синтаксическое, интонационное). Три принципа русской пунктуации (формально-грамматический, логически-смысловой, интонационный). Функции знаков препинания Знать: основные виды пунктограмм.
Уметь: применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Иметь представление о системе правил постановки знаков препинания
П.64
Синтаксис(26ч)
Словосочетание как синтаксическая единица.
Виды синтаксической связи.
Словарный диктант Повторение и углубление сведений о словосочетании; подбор синонимов; виды связи слов в словосочетаниях. Предложение как основная единица языка, средство выражения мысли Знать: строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличия от слова и предложения; способы выражения.
Уметь: вычленять словосочетания из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний Словарный диктант Решение тестовых задач: В3
Простое предложение. Предложения по цели высказывания Предложение как минимальное речевое высказывание. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды предложений по составу грамматической основы и наличию второстепенных членов предложения. Понятие односоставного предложения Знать: основные единицы языка, их признаки.
Уметь: осознавать предложения как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений Решение тестовых задач: В4; упр. 386,387
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым Обобщение сведений о способах выражения подлежащего; правильное его согласование со сказуемым. Способы выражения сказуемого. Проемы различения разных типов сказуемого в зависимости от выражения в них лексического и грамматического значений З: основные единицы языка, их признаки.
У: находить подлежащее в предложении. Определять способ его выражения; согласовывать со сказуемым, различать сказуемые по составу слова, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части СИС; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых Решение тестовых задач: В8
Некоторые случаи согласования в числе сказуемого и подлежащего. Синтаксические нормы Правила построения словосочетаний и предложений. причины возникновения синтаксической вариантности в СРЯ У: применять в практике речевого общения основные синтаксические нормы современного русского литературного языка П.68
Контрольное изложение Знать: признаки текста, его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение).
Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст Контрольное изложение Контрольное изложение Контрольное изложение Второстепенные члены предложения. Дополнение в форме Р.п. при глаголах с отрицанием Обобщение сведений о типичных способах выражения главных и второстепенных членах предложения. Атрибутивные, объектные, пространственные, временные, причинные и другие грамматические отношения в подчинительных словосочетаниях как основа для выделения определения, дополнения и обстоятельства Знать: основные единицы языка, их признаки.
Уметь: находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении П. 69
Предложения с однородными членами.Пунктуация
Р.К Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальной культуры. Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания; составление схемы предложения с однородными членами Знать: правила постановки знаков препинания при ОЧ, связанных союзами.
Уметь: правильно ставить знаки препинания при ОЧ, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложениях с ОЧ Решение тестовых задач: А19
Однородные и неоднородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами Решение тестовых задач: А 22, п. 72-74
Контрольный диктант Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль ЗУН Знать: основные нормы русского литературного языка.
Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации Контрольный диктант Работа над ошибками
Предложения с обособленными членами. Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения». Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами.
Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи П. 75-76
Обособление определений, выраженными причастиями и причастными оборотами.
Словарный диктант Словарный диктант Решение тестовых задач: А 20,26
Обособленные приложения и дополнения. Пунктуация Решение тестовых задач; п.77
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и существительными. Грамматическая норма Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения». Грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами. Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания З: грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами, правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами.
У: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи Решение тестовых задач: А4, А5; п.78
Р/р Развитие умений самостоятельной работы с текстом. Определение темы, идеи, проблематики текста Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора Знать: признаки текста, его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение).
Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст Решение тестовых задач: А27, А28, А29, часть С
Контрольное сочинение Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Аргумент. Способы аргументирования Контрольное сочинение Решение тестовых задач, часть С
Контрольное сочинение Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Аргумент. Способы аргументирования Контрольное сочинение Вводные слова и предложения, вставные конструкции. обращения. Междометия. Понятие вставной конструкции. Вводные слова. Обращения. Совершенствование умения правильной постановки знаков препинания Знать: основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.
Уметь: находить в тексте предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разборы Решение тестовых задач: А 21; п. 81,82
Тест в формате ЕГЭ Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль ЗУН Знать: основные нормы русского литературного языка.
Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации Работа над ошибками
Сложное предложение. ССП. Пунктуация.
Словарный диктант
Повторение сведений о сочинительных союзах; расширение знаний о ССП. Классификация ССП по характеру союза и значению. Знакомство с теоретическими сведениями о знаках препинания в ССП, совершенствование пунктуационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП Знать: основные группы ССП по значению и союзам.
Уметь: объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор Словарный диктант
Комплексный анализ текста; п.83
СПП. СПП с одним придаточным. Синонимия СПП и предложений с причастными и деепричастными оборотами Углубление понятий о СПП, средствах связи главного с придаточным, строение СПП, способах разграничения союзов и союзных слов. роль указательных слов в СПП. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи Знать: отличительные признаки СПП; средства связи главного предложения с придаточными.
Уметь: правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП; видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с ними вид придаточного; находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос Комплексный анализ текста; п.84,85
СПП с несколькими придаточными. Недочеты и ошибки в построении СПП Систематизация и углубление знаний о СПП с несколькими придаточными. Виды подчинения, знаки препинания между однородными придаточными, соединенными союзом и, или, либо, да (=и) Уметь: различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор предложений Комплексный анализ текста
БСП. Пунктуация
Р.К. История наших имен.
Словарный диктант
Основные признаки БСП, условия постановки знаков препинания, прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП Знать: основные признаки БСП, правила постановки знаков препинания, выразительные возможности БСП
Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления их в речи Словарный диктант
Комплексный анализ текста; п. 88
Контрольное тестирование в формате ЕГЭ Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль ЗУН Контрольное тестирование в формате ЕГЭ Решение тестовых задач
Прямая речь и диалог. Способы оформления цитат.
Анализ контрольного тестирования.
Р.К. Название наших улиц
Формирование пунктуационных навыков при употреблении предложений с прямой речью, в том числе разорванной словами автора, диалогом. Основные способы цитирования. Цитирование поэтического текста, частичное цитирование Знать: правила постановки знаков препинания.
Уметь: находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания; конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции Тренинг, практикум Решение тестовых задач
Итоговый урок Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль ЗУН Знать: основные нормы русского литературного языка.
Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации Контроль и требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, тесты.
По окончании 11 класса учащиеся должны:
знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение:
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои
суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений.
Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка диктантов.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил 2/3 заданийОценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий
Учебно-методическое обеспечение
Список основной литературы для учителя:
1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф.Греков, СЕ. Крючков, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2009. 2.Русский язык. 10-11 классы: развернутое тематическое планирование по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко/ авт.-сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2012, с. 35.
Литература для ученика:
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Русский язык. 10-11 классы» - М.: Просвещение, 2009 и более ранние издания.
Список дополнительной литературы:
Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004
А.И.Власенков. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. М.: «Просвещение», 2000.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006. 4.Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! -М.: Эксмо, 2007
Н.В.Егорова и др. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.-М.: ВАКО, 2004
Программа по русскому языку под редакцией А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой - М.: Просвещение, 2002 г.
Розенталь Д. Э. Русский язык для поступающих в вузы, М., 1995.
С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. М., «Экзамен», 2003
Т.В.Раман. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. К «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова,
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. - М.: Интеллект-Центр, 2007