Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе (пот учебнику В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко)
1
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе
№
урока
Дата
проведения
Тема урока
Кол-во
часов
Требования к уровню
подготовки учащихся
Виды
контроля
Практическая часть
(контр. работы, р/р,
диктанты, сочинения,
изложения, тесты)
Подготовка
к ГИА, ЕГЭ
ИКТ в предмете
Предметные
знания
(знать/уметь)
ОУУН
Общие сведения о языке (2+3ч.)
1
Русский язык в современном мире.
1
Знать некоторые особенности развития русского языка, понятия «речь», «формы речи», «речевая ситуация». Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления.
Определение основной мысли и темы текста, аргументация мнения, составление плана текста.
Сформулировать основную мысль высказывания Г. Винокура о русском языке; сообщение об известном лингвисте (в группах).
Определение основной мысли текста, аргументация мнения.
Высказывания о русском языке.
2
РР Стили и типы речи.
1
Знать признаки текста, его функционально-смысловые типы, стили. Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст.
Редактирование текста, аргументация мнения, определение типа и стиля текста.
Работа с деформированным текстом.
Стили и типы речи, проблематика.
Слайды с деформированными текстами.
3
РР Лингвистический анализ типов речи в текстах разных функциональных разновидностей.
1
Знать особенности текстов по стилю и типу. Уметь отмечать стилевые черты, языковые средства; аргументированно анализировать текст; проводить лингвистический анализ текстов разных стилей.
Сопоставление текстов разных стилей и типов.
Лингвистический анализ текстов разных типов и стилей.
Лингвистический анализ текста.
Определение стиля, типа, темы, проблемы, средств связи предложений в тексте.
Фрагменты текстов
4
Понятие о норме литературного языка. Типы норм.
1
Иметь представление о культуре речи, языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Свертывание информации, редактирование текста.
Редактирование сочинения по «Грозе».
Определение стиля, типа, проблематики, постановка ударения.
Фрагменты текстов
5
РР Этико-речевые нормы.
1
Использование справочной литературы, оценка своей и чужой речи, участие в дискуссии.
Дискуссия о необходимости соблюдения норм в современном обществе.
Формулировка высказывания.
Текст для редактирования
Лексика и фразеология (17+2ч.)
6
Лексическое значение слова. Точность словоупотребления.
1
Уметь разграничивать лексическое и грамматическое значение слова; избегать речевых недочетов, связанных с неточностью словоупотребления.
Краткий пересказ, работа с текстом, выбор ответа.
Краткий пересказ содержания понравившегося фильма с использованием слов разного типа.
Нахождение слова по лексическому значению.
Тест
7
Многозначные слова и их употребление.
1
Уметь разграничивать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, осознавать роль многозначности в тексте; избегать речевых недочетов, связанных с неточностью словоупотребления.
Выражение своего отношения к тексту, списывание.
Работа с текстом на выявление оттенков значения.
Разграничение оттенков лексического значения; прямое и переносное значение слов.
Фрагменты текстов
8-9
Тропы как выразительные средства языка.
2
Знать виды тропов. Уметь определять основные виды тропов, наблюдать за особенностями их употребления в художественных и публицистических текстах.
Работа со словарем, запись под диктовку, заполнение таблицы.
Задания части В8; поиск в художественной литературе тропов.
Нахождение тропов в тексте.
Таблица «Тропы»
10
Употребление синонимов.
1
Знать лексические группы слов. Уметь определять смысловые и стилистические разновидности синонимов; наблюдать за использованием синонимов в разных типах текстов; активно употреблять синонимические средства языка в речи.
Работа со словарем, таблицей, самостоятельный поиск информации; устанавливание смысловых и стилистических различий синонимов.
Заполнить таблицу (синонимы к словам).
Поиск контекстуальных синонимов.
Таблица «Синонимы»
11
Употребление антонимов.
1
Знать лексические группы слов. Уметь находить контекстуальные антонимы; наблюдать за использованием антонимов в разных типах текстов.
Описание происходящего с помощью антонимов, работа с таблицей, запись под диктовку, работа со словарем.
Заполнить таблицу (антонимы к словам).
Поиск контекстуальных антонимов.
Таблица «Антонимы»
12
Употребление стилистически ограниченной лексики.
1
Знать лексические группы слов. Уметь разграничивать разговорные, просторечные, диалектные, жаргонные слова, осознавать их роль в художественном тексте.
Ответы на вопросы, тест, запись под диктовку, аргументация мнения.
Тест.
Разграничение слов разных лексических групп.
Тест
13
Заимствованные слова и их употребление.
1
Знать лексические группы слов; причины заимствования иноязычных слов. Уметь определять роль старославянизмов в русском языке; избегать речевых ошибок, связанных с неверным употреблением заимствованных слов.
Работа со словарем, сообщение, работа с текстом.
Сообщение о происхождении слов.
Разграничение слов разных лексических групп.
Страницы словаря
14
Употребление устаревших слов.
1
Знать классификацию устаревших слов. Уметь разграничивать историзмы и архаизмы.
Работа со словарем, сообщение, поиск информации.
Работа с этимологическим словарем (сообщение об истории слов).
Поиск слов данной группы, подбор современных слов-синонимов.
Страницы словаря
15
Употребление неологизмов.
1
Знать определение неологизмов. Осознавать язык как развивающееся явление.
Работа со словарем, текстом, аргументация мнения.
На примере 3-4 слов доказать, что орфография слова есть его биография.
Поиск неологизмов в тексте.
Отрывки текстов
16-17
Употребление фразеологизмов.
2
Знать отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов. Уметь различать фразеологизмы и свободные сочетания слов; осознавать связь фразеологии с историей и культурой; уместно использовать фразеологизмы в речи.
Работа со словарем, таблицей, формулировка высказывания.
Составление таблицы на соотнесение фразеологизма и его лексического значения.
Определение значения фразеологизмов, поиск их в тексте.
Таблица «Фразеологизм и его значение».
18-19
Фигуры речи как выразительные средства.
2
Знать типы фигур. Уметь определять типы фигур, осознавать их роль как выразительного средства языка, наблюдать за их использованием и функциями в тексте.
Работа с таблицей, тест; использование полученной информации в своем сообщении.
Заполнение таблицы своими примерами.
Нахождение фигур в тексте по их функции.
Таблица «Фигуры речи»
20
Словари русского языка.
1
Уметь пользоваться лингвистическими словарями разных типов; устанавливать необходимый источник информации и извлекать ее из словаря.
Работа со словарем, аргументация мнения.
Объяснить значение фразеологизмов, поставить ударения в словах.
Постановка ударения в словах, выбор орфограммы.
Страницы словарей.
21-22
РР Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту Д.С. Лихачева «О зависти».
2
Уметь определять проблему текста, комментировать ее; аргументировать собственное мнение.
Работа со словарем, составление плана, аргументация мнения, редактирование.
Составление плана сочинения.
Сочинение-рассуждение
Составление текста по плану, аргументация мнения.
Слайды с вариантами сочинений.
Орфоэпия (3 часа)
23-24
Орфоэпические нормы русского языка.
2
Знать основные орфоэпические нормы. Уметь пользоваться орфоэпическим словарем.
Редактирование, работа со словарем.
Задания части А (постановка ударения в словах).
Постановка ударения в словах.
Слова с ударением для редактирования
25
Контрольная работа в формате ЕГЭ.
Уметь осуществлять выбор ответа; понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного, последовательно излагать мысли, использовать лексическое богатство русского языка и разнообразные грамматические конструкции, оформлять речь в соответствии с нормами русского литературного языка.
Работа с текстом, выбор ответа, последовательное изложение мыслей.
Задания части А, В, определение проблемы.
Контрольная работа
Ответы на вопросы с выбором ответа, работа с текстом.
Морфемика. Словообразование. Орфография (18 +4час)
26-27
Принципы русской орфографии.
2
Знать отличие принципов русской орфографии. Осознавать роль морфологического принципа как ведущего; уметь объяснять, на каком принципе основано то или иное написание.
Сообщение, тест, запись под диктовку, аргументация мнения.
Сообщение о принципах; тест.
Орфограммы в корне, приставке.
Презентация «Принципы русской орфографии».
28
Употребление прописных букв.
1
Знать правила написания прописных букв. Уметь применять правило при написании.
Объяснение выбора ответа, тест, формулировка высказывания
Тест с объяснением выбора ответа.
Письменное оформление высказывания.
Тест
29
Употребление Ь для обозначения грамматических форм.
1
Знать правило написания Ь, его функции. Владеть нормами правописания Ь в грамматических формах.
Тест, редактирование, деление слов на группы.
Тест (задания части А).
Разграничение функций Ь, нахождение ошибок в употреблении.
Тест
30
Состав слова.
1
Знать функции морфем. Уметь анализировать морфемный состав слова.
Редактирование, анализ состава слова, работа с текстом.
Разбор слов по составу.
Орфограммы в морфемах, определение части речи по морфеме.
Разобранные слова для редактирования
31
Употребление однокоренных слов.
1
Уметь избегать ошибок, связанных с тавтологией.
Тест, редактирование, формирование групп слов.
Тест.
Определение части речи по морфеме; определение паронимов.
Тест
32-33
Основные способы словообразования.
2
Знать основные способы образования слов. Уметь анализировать словообразовательную структуру слова; разграничивать аффиксальные и безаффиксные способы образования; составлять словообразовательные пары и цепочки; использовать словообразовательный словарь.
Работа со словарем, сообщение, работа с таблицей, запись под диктовку.
Сообщение об истории слов с международными словообразовательными элементами.
Определение способа образования слова.
Таблица «Способы образования слов»
34
Правописание гласных в корне.
1
Знать правила написания гласных в корне, алгоритм их использования. Уметь применять знания по морфемике в практике правописания; освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.
Анализ разницы в правописании, самопроверка, тест, работа со словарем.
Взаимодиктант с самопроверкой, тест.
Различение проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.
Тест
35
Правописание гласных после шипящих и Ц.
1
Знать содержание изученных правил и алгоритм их использования. Уметь пользоваться алгоритмом при выборе ответа.
Выбор ответа, аргументация мнения, редактирование.
Индивидуальная работа с карточками.
Выбор ответа, аргументация мнения.
Слова для редактирования
36
Правописание согласных в корне слова.
1
Уметь применять знания по фонетике и морфемике в практике правописания согласных в корне.
Тест, работа со словарем, подбор слов.
Тест.
Постановка ударения, определение части речи по морфеме.
Тест
37
Двойные согласные.
1
Знать правила написания удвоенных согласных в суффиксах. Уметь пользоваться орфографическим словарем и словарем иностранных слов.
Тест, ответы на вопросы, анализ таблицы, работа с текстом.
Тест.
Правописание удвоенных согласных в суффиксах различных частей речи.
Тест
38-39
Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме.
2
Знать правило выбора приставок ПРЕ-, ПРИ, приставок на З и С и других неизменяющихся приставок. Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания приставок; владеть орфографическими нормами.
Запись под диктовку, работа со словарем, выбор ответа.
Словарный диктант.
Правописание приставок, отличие приставок от корней.
Презентация «Правописание приставок»
40-41
Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-.
2
Осложненное списывание, тест, самопроверка, работа со словарем.
Осложненное списывание упр. 170, тест.
Правописание приставок.
Тест
42-43
РР Сочинение-рассуждение по тексту Паустовского «Телеграмма».
2
Уметь находить и комментировать проблему, аргументировать мнение.
Аргументация мнения
сочинение
Сочинение-рассуждение
Поиск и комментирование проблемы, аргументация мнения
Клише, текст
44
Употребление разделительных Ъ и Ь.
1
Знать правила употребления Ъ и Ь. Уметь применять знания по фонетике и морфемике в практике написания Ъ и Ь.
Тест, редактирование, работа с текстом.
Тест, редактирование.
Разграничение заимствованных слов и слов с Ь в корне.
Тест
45
Буквы Е и О после шипящих и Ц.
1
Знать правило написания Е и О после шипящих и Ц в разных частях речи, в разных морфемах; алгоритм использования правила. Уметь применять знания по морфемике, морфологии и фонетике в практике правописания Е и О после шипящих и Ц.
Запись под диктовку, работа с таблицей, аргументация мнения.
Словарный диктант.
Правописание суффиксов и корней с шипящей.
Таблица для заполнения
46
Общие правила правописания сложных слов.
1
Знать правило написания сложных слов. Уметь применять знания на практике.
Работа с таблицей, выбор ответа, аргументация мнения.
Осложненное списывание.
Правописание сложных слов, выбор ответа, аргументация мнения.
Таблица для заполнения
47-48
РР Сочинение-рассуждение по тексту А.П. Чехова «Моя она».
2
Уметь определять проблему текста, комментировать ее, аргументировать мнение.
Работа с клише, аргументация мнения.
Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ
Сочинение-рассуждение
Определение проблемы текста, комментарий, выявление позиции автора, аргументация собственного мнения.
клише
49
Контрольная работа в формате ЕГЭ.
1
Уметь осуществлять выбор ответа; понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного, последовательно излагать мысли, использовать лексическое богатство русского языка и разнообразные грамматические конструкции, оформлять речь в соответствии с нормами русского литературного языка.
Выбор ответа, работа с текстом.
Выполнение заданий части А, В.
Контрольная работа
Выбор ответа, работа с текстом.
Морфология и орфография (17+4ч.)
50
Самостоятельные части речи.
1
Знать отличие самостоятельных частей речи от служебных, особенность «междометия». Уметь доказывать принадлежность части речи к группе.
Редактирование, аргументация мнения, составление плана.
Редактирование предложений с указанными частями речи.
Отличие самостоятельных частей речи от служебных
Презентация «Части речи».
51
Имя существительное. Род и число существительных.
1
Знать морфологические признаки существительных. Уметь определять род и число существительных; правильно употреблять несклоняемые существительные; согласовывать прилагательные и глагольные формы прошедшего времени с существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа, с существительными общего рода и сложносокращенными словами.
Редактирование текста, поиск информации в других источниках, работа со словарем.
Редактирование текста упр. 198 с аргументацией.
Поиск существительных в тексте.
Иллюстрации существительных для определения рода
52
РР Обучение составлению деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме).
1
Знать отличие расписки от доверенности и резюме, особенности составления деловых документов. Уметь определять жанр деловых документов, составлять их.
Составление текста по плану.
Составление документа.
Составление расписки, доверенности, резюме.
Составление текста по плану.
Варианты документов
53
Образование форм множественного числа у существительных мужского рода.
1
Владеть грамматическим нормами образования форм множественного числа в литературном языке.
Тест, работа с таблицей, аргументация мнения, редактирование.
Тест.
Нахождение грамматической ошибки.
Таблица «Окончания существительных»
54
Правописание существительных в родительном падеже множественного числа.
1
Знать правило написания существительных множественного числа в родительном падеже. Уметь применять правило на практике.
Редактирование, тест, извлечение информации из различных источников.
Тест.
Нахождение ошибки в образовании форм слова.
Тест
55
РР Правописание фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже.
Подготовка к докладу на грамматическую тему.
1
Знать особенности написания фамилий, названий населенных пунктов в творительном падеже. Уметь применять правило на письме; аргументировать собственное мнение в докладе на грамматическую тему.
Доклад, аргументация мнения, ответы на вопросы, составление плана.
Аргументация мнения при выборе темы и содержания доклада.
Доклад на грамматическую тему (по выбору)
Формулировка высказывания, аргументация мнения.
План доклада
56
Правописание суффиксов существительных.
1
Знать правила написания суффиксов, образующих существительное с новым лексическим значением и вносящих добавочные оттенки значения. Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике написания суффиксов существительных.
Работа с таблицей, запись под диктовку, работа со словарем.
Заполнение таблицы; свободный диктант.
Правописание суффиксов различных частей речи.
Таблица для заполнения
57
Правописание сложных имен существительных.
1
Знать условия слитного и дефисного написания сложных имен существительных. Уметь применять полученные знания по словообразованию в практике написания сложных слов.
Тест, работа с текстом, словарем, выбор ответа аргументацией.
Тест; работа с текстом.
Выбор ответа, аргументация мнения.
Тест
58-59
РР Сочинение-рассуждение по тексту Д.С. Лихачева.
2
Уметь находить и комментировать проблему, определять позицию автора, аргументировать мнение.
Аргументировать мнение
сочинение
Сочинение-рассуждение
Поиск и комментарий проблемы, аргументация мнения
Клише, текст
60
Имя прилагательное. Употребление форм прилагательных.
1
Знать лексико-грамматические разряды прилагательных и другие морфологические признаки. Уметь разграничивать разряды, правильно употреблять краткие формы и степени сравнения качественных прилагательных в речи.
Поиск информации в тексте, поиск слов, тест.
Тест.
Поиск прилагательных в тексте.
Тест
61-62
Правописание суффиксов прилагательных.
2
Знать условия употребления суффиксов: с Н, НН, -К-, -СК-, -ОВ-, -ЕВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ИВ-, -ЧАТ-, -ОНЬК-, -ЕНЬК-. Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике написания производных прилагательных.
Запись под диктовку, сворачивание информации, тест, редактирование.
Тест; словарный диктант.
Нахождение ошибок в образовании форм прилагательных, выбор суффикса.
Тест
63-64
Правописание сложных имен прилагательных.
2
Знать правило выбора слитного, дефисного написания сложных прилагательных. Уметь разграничивать эти написания, учитывая в письменной практике значение прилагательного.
Редактирование текста, поиск слов в тексте, определение темы, идеи, проблемы текста.
Редактирование текста.
Определение способа образования слова; нахождение части речи по морфеме.
Текст для редактирования
65-66
Имя числительное. Правописание и употребление числительных.
2
Знать морфологические признаки числительных, разряды. Уметь анализировать признаки, опознавать разряды; правильно употреблять числительные в устной и письменной речи.
Редактирование, преобразование информации в презентацию, структурирование.
Запись примеров, рецептов с заменой чисел словами; редактирование.
Нахождение ошибок в образовании форм числительных.
Презентация «Имя числительное»
67
Местоимение. Особенности употребления местоимений.
1
Знать разряды местоимений. Уметь производить морфологический анализ местоимений; разграничивать разряды; правильно употреблять местоимения в речи, избегать стилистических и грамматических ошибок.
Поиск слов в тексте, работа с таблицей, формулировка высказывания
Определение разрядов местоимений.
Поиск местоимения в тексте, определение разряда.
Таблица «Разряды местоимений»
68
Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.
1
Знать нормы правописания неопределенных и отрицательных местоимений. Уметь определять разряд местоимений; разграничивать на письме обороты не кто иной, как и никто иной.
Тест, работа с текстом, редактирование.
Тест.
Правописание местоимений и других частей речи с НЕ.
Тест
69-70
Контрольная работа в формате ЕГЭ.
2
Уметь осуществлять выбор ответа; понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного, последовательно излагать мысли, использовать лексическое богатство русского языка и разнообразные грамматические конструкции, оформлять речь в соответствии с нормами русского литературного языка.
Выбор ответа, понимание и интерпретация текста, аргументация мнения, составление текста по плану.
Выполнение заданий части А, В, С.
Контрольная работа
Выбор ответа, поиск информации в тексте, написание сочинения по плану.
15