Рабочая программа по курсу Логика 3 класс
Пояснительная записка
Цели программы:
формирование приемов и умственных действий (сравнение, обобщение, анализ).
развитие психических процессов: память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
воспитание интереса к предмету, стремления использовать знания в повседневной жизни.
Задачи программы:
Познавательная:
научить младших школьников сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, рассуждать и делать выводы.
формировать у обучающихся целостное представление о логике в многообразии её межпредметных связей;
Развивающие:
развивать умение школьников правильно и быстро совершать стандартные логические операции;
углубить, обобщить ранее приобретенные знания по программным предметам;
Воспитательные:
способствовать реализации интереса ребенка к выбранному предмету;
способствовать формированию информационной культуры, развитию алгоритмического мышления и творческих способностей учащихся;
В результате освоения программы курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности.
Основными результатами обучения являются:
овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных учебных действий по всем изученным разделам курса;
сформированность первичных приемовлогическогомышлениянавыков приема сравнения;
навыков приема синтеза и анализа;
навыков приемаобобщения;
навыков приемаклассификации;
Знать
смысл слов «и», «или», «все», «некоторые», «каждый» «только»;
приемы сравнения;
отличия характерных признаков от существенных;
отличиясущественных признаков отнесущественных;
правила классификации;
приемы классификации.
Уметь
различать смысл слов «и», «или», «все», «некоторые», «каждый»;
узнавать предмет по заданным признакам;
сравнивать между собой объекты, выделяя их признаки и свойства;
выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
выделять характерные признаки для упорядочивания объектов;
выделять существенные признаки предметов;
использовать простейшие предметные, знаковые, графические модели и преобразовывать их в соответствии с содержанием задания (задачи);
аргументировать свою точку зрения;
на примере конкретных выражений делать обобщение, вывод;
делить объекты на классы по заданному основанию;
выбирать основание для классификации;
знания с уроков логики применять и на других предметах;
решать логических задач различными способами: сопоставление данных, с помощью схем и таблиц, с помощью графов, перебор возможных вариантов.
Объем учебной нагрузки (всего, в месяц, в неделю)
Программа составлена для третьего класса для обучения по одному часу в неделю, 35 часов в год.
Основные формы и методы обучения
Реализация программы предполагает освоение и внедрение личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания: игровые технологии; технология коллективного взаимообучения; технология проблемного обучения, технология критического мышления.
Организация деятельности школьников на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, выдвигать гипотезы. В курсе заложена возможность дифференцированного и индивидуального обучения.
Изучение курса осуществляется посредством активного вовлечения учащихся в различные виды и формы деятельности:
введение нового материала в форме дискуссии;
занятия, которые проводятся в форме игры, путешествия и т. д.;
занятия, на которых повторяются важные, часто применяемые свойства, изученные на предыдущих занятиях. На таких уроках ученик получает возможность побывать в роли учителя и ученика и оценит свой ответ и ответ соседа по парте;
самостоятельное решение логических заданий в форме индивидуальной, групповой работы с последующим обсуждением;
самостоятельное выполнение отдельных заданий, включение учащихся в поисковую и творческую деятельность, предоставляя возможность осмыслить свойства и их доказательства, что даёт возможность развивать интуицию, без которой немыслимо творчество.
Формы работы:
1. Занятие
2. Игра
3. Коллективная работа
4. Индивидуальная работа
5. Групповая работа
6. Беседа
7. Нестандартные:
Конкурс Знатоков, олимпиада, диагностические задания
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ учителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия,- так и практические занятия: рисование, создание аппликаций из геометрических фигур, подготовка и проведение олимпиад,
Методы работы:
1. Словесные:
рассказ
беседа
объяснение
убеждение
поощрение
2. Наглядные:
показ фотографий, таблиц, схем с этапами выполнения заданий, слайды, демонстрация образцов
3. Практические:
упражнение
4. Аналитические
Наблюдение, самоконтроль, самоанализ, опрос.
5. Контрольные
Диагностика, тест, олимпиада.
Учебно-материальная база
1. Кабинет
В помещении должно быть естественное и электрическое освещение, водопровод.
В учебном помещении столы располагаются с таким расчетом, чтобы обучающиеся при работе не мешали друг другу.
2. Инструменты и приспособления.
тетради, ручки, ножницы, линейка, треугольник, циркуль, простой карандаш, цветные карандаши, клей, картон, фломастеры;
3. Используемые материалы.
тетрадь
альбомный лист
калька
копировальная бумага
4. Методический фонд
конверты с чертежами, схемами,
наглядные пособия
стенды, папки
методическая литература
журналы, статьи, публикации с логическими задачами
медиапособияКритерии оценки эффективности реализации программы, формы контроля и методы оценки и диагностики.
Формы проведения итогов реализации программы:
проведение диагностических, контрольных срезов, тестов, олимпиад;
участие в КВНах, в конкурсах, олимпиадах, викторинах муниципального, областного, российского уровней;
участие в предметных декадах школы;
творческий отчет учителя – руководителя на педсовете;
Наглядным итогом работы в рамках курса может стать оформление отчетных материалов, включающих в себя:
результаты диагностик, олимпиад;
отзывы учащихся и родителей о занятиях.
Формы контроля
Обучение в первом классе безотметочное. Оценка овладения учениками логических операций мышления отслеживается по тестам, олимпиадам, диагностическим заданиям.
Оцениваются результаты проверочных работ в баллах.
после изучения каждого раздела предлагается проверочная работа для определения степени овладения детьми логическими операциями мышления, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование способов самоконтроля.
Список литературы для учителей:
Наглядная геометрия как средство развития мышления младших школьника/ А.В. Белошистая// Нач. школа: плюс – минус.- 2002.- №1
Развиваем способности детей/ Н.К. Винокурова.- М.: РОСМЭН, 2003
Учись размышлять: развитие у детей математических представлений, воображения и мышления: Пособия для начальных классов/ М.А. Гончарова, Е.Э. Кочурова, А.М. Пышкало; Под ред. А.М. Пышкало.- М.: Антал, 2000.
Работаем над развитием мышления школьников/ М.Карпова// Сельская школа.- 2006.- №2.- Соблюдение принципов преемственности при формировании логического мышления/ Коротенко Г.А.// Нач.шк.- 2006.- №9
Развивающая геометрия в начальной школе/ Ж.И. Пазушко// Нач. школа.- 1999.- №1
Решение творческих задач как условие развития креативности мышления/ В.Ю. Савкуева// Нач.школа. плюс-минус.- 2004.- №7
Развитие умственных способностей младших школьников. /Зак А.З. М.: Просвещение, Владос, 1994.
Нетрадиционный курс "Развивающие игры с элементами логики" для первых классов начальной школы. /Бабкина Н.В. // Психологическое обозрение. 1996. № 2 (3)
Развитие логического мышления на уроках математики / Липина И. // Начальная школа. – 1999. - № 8.
Литература для школьников:
600 игровых задач для развития логического мышления детей. /Зак А.З. //Ярославль: "Академия развития", 1998.
Занимательные логические задачи. /Лихтарников Л.М. //Для учащихся начальной школы. – СПб.: "Лань", "Мик", 1996
800 новых логических и математических головоломок. /Сухин И.Г. – СПб.: Альфа, 1998.
100 творческих конкурсов. /Афанасьев С., Коморин С. – Кострома: ИМЦ «Вариант», 1992. Учись играя. /Барташникова И. А., Барташников А. А. – М.: Фолио, 1997.
Детективные головоломки для начинающих сыщиков/ Пер с англ. Н. Капышиной. – М.:
АСТПРЕСС, 1998. – 96 с. – («Знаменитые головоломки мира»).
Занимательные логические задачи: Для учащихся начальной школы. /Лихтарников Л. М. – СПб.: Лань,МИК, 1996
Пять минут на размышление: Занимательные задачи, игры со спичками, домино, головоломки,забавы. – Минск: Университетское, 1993.
Календарно-тематическое планирование внеурочных занятий по курсу «Логика» на 2016-2017 уч.год.
№п\п Тема занятия Дата
План. Факт.
1 Входной тест. 2 Закономерности в чередовании признаков. 3 Классификация по какому-то признаку. 4 Сравнение предметов по признакам. 5 Тест «Сравнение». 6 Состав предметов. 7 Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». 8 Найди отличия. 9 Действия предметов. Игра «Кто так делает?» 10 Комбинаторика. Перестановки, размещения. 11 Функциональные признаки предметов. 12 Симметрия. Симметричные фигуры. 13 Логическая операция «и». 14 Координатная сетка. 15 Решение логических задач и задач-шуток. 16 Результат действия предметов. 17 Обратные действия. 18 Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. 19 Тест «Отношения». 20 Порядок действий, последовательность событий. 21 Комбинаторика. Размещение, сочетание. 22 Составление загадок, чайнвордов. 23 Множество. Элементы множества. 24 Классификация по одному свойству. 25 Тест «Классификация». 26 Способы задания множества. 27 Сравнение множеств. 28 Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). 29 Решение задач с использованием понятий о множествах. 30 Выражения и высказывания. 31 Высказывания со связками «и», «или». 32 Отрицание. 33 Итоговое занятие. 34 Резервный урок.