Рабочая программа Логика 1 класс

Пояснительная записка
Цели программы:
формирование приемов и умственных действий (сравнение, обобщение, анализ).
развитие психических процессов: память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
воспитание интереса к предмету, стремления использовать знания в повседневной жизни.
Задачи программы:
Познавательная:
научить младших школьников сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, рассуждать и делать выводы.
формировать у обучающихся целостное представление о логике в многообразии её межпредметных связей;
Развивающие:
развивать умение школьников правильно и быстро совершать стандартные логические операции;
углубить, обобщить ранее приобретенные знания по программным предметам;
Воспитательные:
способствовать реализации интереса ребенка к выбранному предмету;
способствовать формированию информационной культуры, развитию алгоритмического мышления и творческих способностей учащихся;
В результате освоения программы курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности.
Основными результатами обучения являются:
овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных учебных действий по всем изученным разделам курса;
сформированность первичных приемов логического мышления
навыков приема сравнения;
навыков приема синтеза и анализа;
навыков приема обобщения;
навыков приема классификации;
Знать
смысл слов «и», «или», «все», «некоторые», «каждый» «только»;
приемы сравнения;
отличия характерных признаков от существенных;
отличия существенных признаков от несущественных;
правила классификации;
приемы классификации.
Уметь
различать смысл слов «и», «или», «все», «некоторые», «каждый»;
узнавать предмет по заданным признакам;
сравнивать между собой объекты, выделяя их признаки и свойства;
выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
выделять характерные признаки для упорядочивания объектов;
выделять существенные признаки предметов;
использовать простейшие предметные, знаковые, графические модели и преобразовывать их в соответствии с содержанием задания (задачи);
аргументировать свою точку зрения;
на примере конкретных выражений делать обобщение, вывод;
делить объекты на классы по заданному основанию;
выбирать основание для классификации;
знания с уроков логики применять и на других предметах;
решать логических задач различными способами: сопоставление данных, с помощью схем и таблиц, с помощью графов, перебор возможных вариантов.
Объем учебной нагрузки (всего, в месяц, в неделю)
Программа составлена для первого класса для обучения по одному часу в неделю, 4 часа в месяц, 33 часа в год.
Основные формы и методы обучения
Реализация программы предполагает освоение и внедрение личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания: игровые технологии; технология коллективного взаимообучения; технология проблемного обучения, технология критического мышления.
Организация деятельности школьников на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, выдвигать гипотезы. В курсе заложена возможность дифференцированного и индивидуального обучения.
Изучение курса осуществляется посредством активного вовлечения учащихся в различные виды и формы деятельности:
введение нового материала в форме дискуссии;
занятия, которые проводятся в форме игры, путешествия и т. д.;
занятия, на которых повторяются важные, часто применяемые свойства, изученные на предыдущих занятиях. На таких уроках ученик получает возможность побывать в роли учителя и ученика и оценит свой ответ и ответ соседа по парте;
самостоятельное решение логических заданий в форме индивидуальной, групповой работы с последующим обсуждением;
самостоятельное выполнение отдельных заданий, включение учащихся в поисковую и творческую деятельность, предоставляя возможность осмыслить свойства и их доказательства, что даёт возможность развивать интуицию, без которой немыслимо творчество.
Формы работы:
1. Занятие
2. Игра
3. Коллективная работа
4. Индивидуальная работа
5. Групповая работа
6. Беседа
7. Нестандартные:
Конкурс Знатоков, олимпиада, диагностические задания
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ учителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия,- так и практические занятия: рисование, создание аппликаций из геометрических фигур, подготовка и проведение олимпиад,
Методы работы:
1. Словесные:
рассказ
беседа
объяснение
убеждение
поощрение
2. Наглядные:
показ фотографий, таблиц, схем с этапами выполнения заданий, слайды, демонстрация образцов
3. Практические:
упражнение
4. Аналитические
Наблюдение, самоконтроль, самоанализ, опрос.
5. Контрольные
Диагностика, тест, олимпиада.
Учебно-материальная база
1. Кабинет
В помещении должно быть естественное и электрическое освещение, водопровод.
В учебном помещении столы располагаются с таким расчетом, чтобы обучающиеся при работе не мешали друг другу.
2. Инструменты и приспособления.
тетради, ручки, ножницы, линейка, треугольник, циркуль, простой карандаш, цветные карандаши, клей, картон, фломастеры;
3. Используемые материалы.
тетрадь
альбомный лист
калька
копировальная бумага
4. Методический фонд
конверты с чертежами, схемами,
наглядные пособия
стенды, папки
методическая литература
журналы, статьи, публикации с логическими задачами
медиапособия
Критерии оценки эффективности реализации программы, формы контроля и методы оценки и диагностики.
Формы проведения итогов реализации программы:
проведение диагностических, контрольных срезов, тестов, олимпиад;
участие в КВНах, в конкурсах, олимпиадах, викторинах муниципального, областного, российского уровней;
участие в предметных декадах школы;
творческий отчет учителя – руководителя на педсовете;
Наглядным итогом работы в рамках курса может стать оформление отчетных материалов, включающих в себя:
результаты диагностик, олимпиад;
отзывы учащихся и родителей о занятиях.
Формы контроля
Обучение в первом классе безотметочное. Оценка овладения учениками логических операций мышления отслеживается по тестам, олимпиадам, диагностическим заданиям.
Оцениваются результаты проверочных работ в баллах.
после изучения каждого раздела предлагается проверочная работа для определения степени овладения детьми логическими операциями мышления, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование способов самоконтроля.
Содержание курса:
Введение. Диагностика интеллектуальных способностей младших школьников.– 1 час
Рассуждения – 4 часа
Цвет. Форма. Признаки предметов. – 5 часов
Прием сравнения. – 12 часов
Классификация – 9 часов
Олимпиада - 1 часа
Диагностика – 1 час
Список литературы для учителей:
Наглядная геометрия как средство развития мышления младших школьника/ А.В. Белошистая// Нач. школа: плюс – минус.- 2002.- №1
Развиваем способности детей/ Н.К. Винокурова.- М.: РОСМЭН, 2003
Учись размышлять: развитие у детей математических представлений, воображения и мышления: Пособия для начальных классов/ М.А. Гончарова, Е.Э. Кочурова, А.М. Пышкало; Под ред. А.М. Пышкало.- М.: Антал, 2000.
Работаем над развитием мышления школьников/ М.Карпова// Сельская школа.- 2006.- №2.- Соблюдение принципов преемственности при формировании логического мышления/ Коротенко Г.А.// Нач.шк.- 2006.- №9
Развивающая геометрия в начальной школе/ Ж.И. Пазушко// Нач. школа.- 1999.- №1
Решение творческих задач как условие развития креативности мышления/ В.Ю. Савкуева// Нач.школа. плюс-минус.- 2004.- №7
Развитие умственных способностей младших школьников. /Зак А.З. М.: Просвещение, Владос, 1994.
Нетрадиционный курс "Развивающие игры с элементами логики" для первых классов начальной школы. /Бабкина Н.В. // Психологическое обозрение. 1996. № 2 (3)
Развитие логического мышления на уроках математики / Липина И. // Начальная школа. – 1999. - № 8.
Методика обучения математике в 1-3 кл. / Моро М.И., Пышкало А.И.// - М.: Просвещение, 1988.
Учитесь мыслить нестандартно: Кн. для учащихся. /Абдрашитов Б. М., Абдрашитов Т. М., Шлихунов В. Н. – М.: Просвещение; АО «Учеб. лит.», 1996.
Проверьте свои способности/ Айзенк Г. – Кишинев: Гриф, 1992.
Учись играя. / Барташникова И. А., Барташников А. А. – М.: Фолио, 1997.
Я начинаю учиться: Вып. 2. Логическое мышление. /Вагурина Л., Кряжева А. – М.: Линор, 1995.
Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие родителей и педагогов./ Васильева Н. Н., Новотворцева Н. В. – Ярославль: Академия развития, 1996
Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет./ Зак А. З. – М.: Новая школа, 1996. –
Учись! Твори! Развивайся!1.: Игры для развития мышления, речи, общения, творчества. / Зельцерман Б. Рогалева Н. – Рига, 1997
Учись! Твори! Развивайся!2.: Игры для развития мышления, речи,
общения, творчества. / Зельцерман Б., Рогалева Н. – Рига, 1997
Учись! Твори! Развивайся!3.: Игры для развития мышления, речи,
общения, творчества. /Зельцерман Б., Рогалева Н. – Рига, 1998
Как развить свое логическое мышление. /Курбатов В. И. – РостовнаДону: Феникс, 1997. –
Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов./ Симановский А. Э. – Ярославль: Академия развития, 1997
Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для
родителей и педагогов. /Тихомирова Л. Ф. – Ярославль: Академия развития, 1996.
Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное
пособие для родителей и педагогов. /Тихомирова Л. Ф. – Ярославль: Академия развития, 1998
Развитие логического мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов./ Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995
150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 126, (2) с.: ил.
Развитие
·мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания./ Ольшанская Е.В. - М.: Издательство «Первое сентября», 2004
Литература для школьников:
600 игровых задач для развития логического мышления детей. / Зак А.З. //Ярославль: "Академия развития", 1998.
Занимательные логические задачи. / Лихтарников Л.М. //Для учащихся начальной школы. – СПб.: "Лань", "Мик", 1996
800 новых логических и математических головоломок. /Сухин И.Г. – СПб.: Альфа, 1998.
100 творческих конкурсов. /Афанасьев С., Коморин С. – Кострома: ИМЦ «Вариант», 1992. Учись играя. /Барташникова И. А., Барташников А. А. – М.: Фолио, 1997.
Детективные головоломки для начинающих сыщиков/ Пер с англ. Н. Капышиной. – М.:
АСТПРЕСС, 1998. – 96 с. – («Знаменитые головоломки мира»).
Занимательные логические задачи: Для учащихся начальной школы. /Лихтарников Л. М. – СПб.: Лань, МИК, 1996
Пять минут на размышление: Занимательные задачи, игры со спичками, домино, головоломки, забавы. – Минск: Университетское, 1993.
Энциклопедия головоломок: Кн. для детей и родителей. – М.: АСТПРЕСС, 1997 («Занимательные уроки»).


ЛОГИКА
Развернутое тематическое планирование

№ п/п

Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля
Элементы дополнительного содержания
Дата проведения



















план
факт

1
Введение
Введение. Знакомство с курсом «Логика». Диагностика интеллектуальных способностей младших школьников

1
Контроль имеющихся знаний.
Логика. Диагностические задания.

Диагностика имеющихся знаний




2
Высказывания
Смысл слов: «и», «или», «все», «некоторые», «каждый»
1
Урок получения новых знаний
Слова «и», «или», «все», «некоторые» «каждый»
Уметь различать смысл слов «и», «или», «все», «некоторые», «каждый».
Выполнение заданий.
Графический диктант



3

Смысл слов: «только», «и», «или», «верно» (истина), «неверно» (ложь).

1
Комбинированный
Слова «только», «и», «или», «верно» (истина), «неверно» (ложь).
Уметь различать смысл слов «только», «и», «или», «верно» (истина), «неверно» (ложь).
Выполнение заданий.
Увеличить, уменьшить число



4

Смысл слов: «только», «и», «или», «верно» (истина), «неверно» (ложь).

1
Комбинированный
Ложь, истина
Понимать смысл слов «только», «и», «или», «верно» (истина), «неверно» (ложь).
Выполнение заданий.
Определение объекта, не подходящего в данную группу («лишний»).





5

Истинные и ложные высказывания.

1
Урок получения новых знаний
Истинные и ложные высказывания.

Уметь распознавать истинные и ложные высказывания. Уметь высказывать свои мысли

Выполнение заданий.




6
Признаки предметов
Признаки предметов. Цвет. Знакомство с радугой

1
Урок получения новых знаний
Цвет. Радуга. Изображение радуги

Знать и различать цвета радуги.
Выполнение заданий.
Логическое упражнение на поиск недостающих в ряду фигур.



7

Практическая работа.

1
Урок обобщения и систематизации знаний
Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные.
Знать названия основных и дополнительных цветов, теплых и холодных.
Выполнение заданий.




8

Признаки предметов. Форма
1
Комбинированный
Изменение цвета и формы фигуры. Четырехугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат.
Уметь передавать форму фигуры, соблюдая пропорции между элементами фигуры.

Выполнение заданий.
Логическое упражнение на поиск недостающих в ряду фигур.



9

Практическая работа.
Аппликация из геометрических фигур.

1
Урок обобщения и систематизации знаний
Аппликация. Геометрические фигуры.
Уметь сравнивать между собой фигуры, искать черты сходства и различия геометрических фигур.
Выполнение заданий.
Аппликация



10

Признаки предметов. Сравнение фигур по форме, размеру и цвету.

1
Урок повторения изученного материала
Изменение формы, размера и цвета фигуры.

Уметь аргументировать свою точку зрения
Выполнение заданий.
Монологическая речь



11
Прием сравнения.
Прием сравнения. Выделение признаков предметов

1
Комбинированный
Прием сравнения. Признаки предметов.
Уметь выделять признаки изучаемого предмета, находить как можно больше свойств предмета и сравнивать между собой
Выполнение заданий.




12

Узнавание предметов по заданным признакам.
1
Комбинированный
Признаки предмета. Форма, цвет, вкус. Узнавание предметов по заданным признакам.
Уметь выделять признаки предметов и узнавать их по заданным признакам.
Выполнение заданий.
Игра
Логическое упражнение на поиск недостающих в ряду фигур.



13

Прием сравнения. Существенные и несущественные свойства.

1
Урок получения новых знаний
Сравнение предметов. Общие свойства. Отличительные свойства. Существенные и несущественные свойства
Уметь находить общие свойства и отличительные, отличать существенные признаки от несущественных
Практическая работа

Существенные признаки животных



14
Прием сравнения.
Характерные признаки.

1
Урок получения новых знаний
Существенные и характерные признаки предметов
Уметь отличать существенные признаки от характерных
Выполнение заданий.

Хвойные и лиственные деревья. Насекомые



15

Сравнение двух и более предметов.

1
Комбинированный
Сравнение. Общие признаки. Объединение предметов в один класс.
Уметь находить общие признаки , а так же различия и сравнивать два и более предметов.
Выполнение заданий.





16

Упорядочивание признаков
1
Комбинированный
Последовательность, построенная по какому-то правилу (признаку): разложить фигуры по порядку.

Уметь выделять характерные признаки для упорядочивания объектов
Выполнение заданий.

Моря



17

Правила сравнения.
1
Комбинированный
Сравнить, значит, найти сходство и отличие в предлагаемых объектах.

Уметь применять правила сравнения на практике
Выполнение заданий.





18

Игры и упражнения на сравнение предметов.
1
Урок закрепления полученных знаний
Существенные и характерные признаки. Сходство и отличие в предлагаемых объектах.
Уметь сравнивать предметы
Выполнение заданий.





19
Прием сравнения.
Проверь себя. Конкурс эрудитов.

1
Урок контроля знаний
Конкурс эрудитов
Уметь применять полученные знания на практике
Конкурсные задания




20

Работа над ошибками. Закрепление пройденного.
1
Урок закрепления полученных знаний
Понятия «больше», «меньше», «выше», ниже».
Определение геометрических фигур: круг, квадрат, четырехугольник, прямоугольник, треугольник, многоугольник.

Умения ребенка сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, определять закономерность и продолжать предложенный ряд.

Выполнение заданий.





21

Прием анализа-синтеза
1
Комбинированный
Анализ – выделение элементов данного объекта, его признаков или свойств.
Синтез – соединение различных элементов в единое целое, установление связей или общих свойств этих элементов.

Понимать значение слов «синтез», «анализ». Уметь выделять элементы объекта, его признаков, соединять различные элементов в единое целое
Выполнение заданий.

Графический диктант. Фокстерьер



22

Прием обобщения
1
Комбинированный
Обобщение – выделение существенных признаков объектов, их свойств и отношений.

Уметь на примере конкретных выражений делать обобщение, вывод.

Выполнение заданий.

Графический диктант.
Тюлень




23
Классификация
Классификация предметов и явлений.

1
Комбинированный
В основу классификации входит умение выделять признаки предметов, т.е. сходства и различия. Предметы, имеющие общий признак, объединяются в один класс.

Уметь выделять общие свойства предметов и объединять их в одну группу.
Выполнение заданий.





24

Упражнения, направленные на формирование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации

1
Комбинированный
Правила классификации. Основание классификации.
Уметь давать словесную характеристику классов в готовой классификации
Выполнение заданий.





25

Упражнения, направленные на формирование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации

1
Комбинированный
Словесная характеристика классов. Выбор готовой классификации
Уметь давать словесную характеристику классов в готовой классификации
Выполнение заданий.





26
Классификация
Упражнения, направленные на формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.

1
Комбинированный
Словесная характеристика классов. Выбор готовой классификации
Уметь делить объекты на классы по заданному основанию
Выполнение заданий.





27

Упражнения, направленные на формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.
1
Комбинированный
Деление объектов на классы. Обоснование основания для классификации
Уметь делить объекты на классы по заданному основанию
Выполнение заданий.

Деревья, кустарники, цветы



28

Упражнения, направленные на формирование умения выбирать основание для классификации.

1
Комбинированный
Деление объектов на классы. Обоснование основания для классификации
Уметь выбирать основание для классификации.
Выполнение заданий.





29

Упражнения, направленные на формирование умения выбирать основание для классификации.

1
Комбинированный
Выбор основания для классификации. Деление объектов на классы.
Уметь выбирать основание для классификации.
Выполнение заданий.





30

Проверка результатов классификации
1
Урок контроля знаний
Контрольные тестовые задания

Умение обобщать, строить обобщение на отвлеченном материале.

Тест





31

Работа над ошибками

1
Урок закрепления полученных знаний
Правила классификации
Уметь применять полученные знания на практике
Выполнение заданий.

Кометы



32
Олимпиада
Олимпиада
1
Урок контроля знаний
Логические задания 1 уровня, 2 уровня и 3 уровня.
Умение обобщать, строить обобщение на отвлеченном материале.
Выполнение заданий.





33
Диагностика
Диагностика полученных знаний
1
Урок контроля знаний
Способность выделять существенное.
Сравнение. Обобщение. Классификация. Анаграмма. Анализ отношений понятий (аналогия).

Уметь применять полученные знания на практике
Диагностические задания