Ситуационная задача по географии Демографическая ситуация в России: настоящее и перспективы 9 класс.
Ситуационные задачи (СЗ) - это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление — понимание — применение — анализ — синтез — оценка.
Ситуационные задачи близки к проблемным задачам и направлены на выявление и осознание способа деятельности. При решении ситуационной задачи учитель и учащиеся преследуют разные цели: для учащихся — найти решение, соответствующее данной ситуации; для учителя — освоение учащимися способа деятельности и осознание его сущности.
Модель ситуационной задачи выглядит следующим образом: название задания - личностно-значимый познавательный вопрос - информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и т. д.) - задания на работу с данной информацией.
В силу своей межпредметности, интегративности, ситуационные задачи способствуют систематизации предметных знаний на деятельностной практико-ориентированной основе, когда ученики, осваивая универсальные способы деятельности, решают личностно-значимые проблемы с использованием предметных знаний. Поэтому ситуационные задачи могут выступать в качестве ресурса развития мотивации учащихся к познавательной деятельности.
Процесс решения ситуационной задачи всегда предполагает «выход» ученика за рамки учебного процесса, в пространство социальной практики. Это происходит, когда учащимся предлагается разработать проект, направленный на освоение социокультурной среды, или установить взаимодействие с индивидуальными или коллективными субъектами вне школы (родители, органы управления, власти и т. д.), то есть создаются усло-вия включения учащихся в активную общественную деятельность.
Этот тип задач имеет «родословную» от методов кейс-технологий, связанных общим подходом к использованию «ситуационного анализа», который существует в образовательной практике в следующих разновидностях:
- как анализ конкретных ситуаций (метод анализа конкретных ситуаций, или «гарвардский метод»);
- как анализ ситуационных задач и упражнений (методы решения СЗ).
Часто эти методы объединяют общим понятием «кейс-стади», название которого можно перевести как «обучение на случае», происшедшей возможной ситуации в социальном пространстве жизни, в основе которой лежат реальные учебные проблемы.
Модель СЗ выглядит следующим образом:
Название СЗ (задача должна иметь привлекательное название).
Личностно-значимый познавательный вопрос (особенность СЗ в том, что её главный вопрос формулируется впереди текстов задачи и должен быть обращён непосредственно к личности ученика; часто перед вопросом помещается некое предваряющее рассуждение, которое помогает заострить личностное обращение).
Набор текстов, предназначенный для ответа на личностно-значимый вопрос, представленный в разнообразном виде (выдержки из газет, журналов, энциклопедий, других источников; таблицы, графики, статистические данные и т.д.).Далее следуют шесть заданий по работе с текстом СЗ (по таксономии полного усвоения знаний Б. Блума: на ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценку). Они выполняют роль своеобразной «лестницы» из 6 ступенек, прохождение по которой помогает выполнить ряд подготовительных действий и в конечном итоге подвести к ответу на главный личностно-значимый вопрос СЗ. При формулировании шести заданий СЗ целесообразно применять конструктор задач петербургского ученого Л. С. Илюшина (приложение № 1).
Итоговый ответ на личностно-значимый вопрос СЗ. Он часто предполагает «выход» ученика за рамки учебного процесса в пространство социальной практики: это происходит, когда учащимся предлагается разработать проект, включающий их в активную деятельность.
Практически все задания в СЗ должны работать на освоение учащимися социальной роли «созидателя». Ученик должен научиться не только критиковать и потреблять, но и создавать нечто новое, отличное от уже существующего. Поэтому в СЗ учащимся часто предлагается разработать и презентовать (реализовать) какой-либо проект, проявив тем самым знания и практические умения и действия, то есть свою компетентность в решении той или иной проблемы.
СЗ не являются ежедневным инструментом обучения: как указано выше, достаточно 5-6 задач на одном предмете в учебном году. Как разместить СЗ в годовом курсе предмета?
Первая задача должна быть мотивационной, привлекающей внимание, интерес ко всему годовому курсу преподаваемого предмета, и её желательно провести на первом уроке в сентябре.
Вторая, третья, четвертая задачи – обучающие методу решения СЗ, должны базироваться на «крепких» практических темах курса.
Пятая – оценочная, показывающая сформированность стержневой компетенции современн ого образования: способности школьника решать задачи в реальных жизненных ситуациях.
Итак, в основе ресурсов повышения качества нового образования лежит известный психологический закон усвоения знаний: знания формируются в сознании субъекта учения не до, а в процессе применения их на практике. Поэтому представляется возможным оптимизировать процесс обучения путём включения в его структуру ситуационных задач, построенных с учётом этого закона.
СЗ не являются ежедневным инструментом обучения: как указано выше, достаточно 5-6 задач на одном предмете в учебном году. Как разместить СЗ в годовом курсе предмета?
Первая задача должна быть мотивационной, привлекающей внимание, интерес ко всему годовому курсу преподаваемого предмета, и её желательно провести на первом уроке в сентябре.
Вторая, третья, четвертая задачи – обучающие методу решения СЗ, должны базироваться на «крепких» практических темах курса.
Пятая – оценочная, показывающая сформированность стержневой компетенции современн ого образования: способности школьника решать задачи в реальных жизненных ситуациях.
Ситуационные задачи позволяют интегрировать знания, полученные в ходе изучения разных предметов. При этом они могут предусматривать расширение (амплификацию) образовательного пространства ребёнка. Решение ситуационных задач, базирующихся на привлечении школьников к активному разрешению учебных проблем, тождественным реальным/жизненным, позволяет школьнику овладеть умениями быстро ориентироваться в разнообразной информации, отыскивать информацию, необходимую для решения проблемы, и, наконец, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями.
Ситуационная задача №1
Название ситуационной задачи (СЗ) Города – призраки: миф или реальность
Предмет География на предметном поле истории, краеведения, обществознания, математики
Класс 9
Подход кпроектированию СЗ На основе материала учебника географии (В.П.Дронов, 9 класс), дополнительных источников информации
Цель - Освоение метода решения ситуационных задач по таксономии целей Б. Блума (шесть шагов критического мышления);
- Формирование представления об особенностях развития и проблемах АПК России.
Задачи - познакомить учащихся с методом решения ситуационных задач, показать его отличие от метода решения предметных задач
- продолжить формирование умения перерабатывать и структурировать информацию на учебном предмете «География»
- продолжить формирование умения переносить географическую информацию в новую ситуацию, жизненный контекст
Знания, умения и способы действий, на которые опирается СЗ Предметные умения:
География:
умение составлять причинно-следственные связи;
умение работать с различными источниками географической информации: статистическими, картографическими, научными;
умение анализировать добытую информацию, выявлять зависимости и делать выводы.
История:
умение анализировать исторические события и факты;
умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями.
Краеведение:
умение переносить информацию на местные объекты;
прогнозирование возможного влияния экономической ситуации в России и в мире на развитие моногородов
Математика
умение анализировать графики и строить диаграммы
Универсальные умения:
продолжить формирование навыка устной коммуникативной деятельности в малой группе;
умения организовать групповую работу и распределять задания между участниками группы, предъявлять индивидуальные цели;
навыка аргументированного рассуждения;
навыка работы с разными видами текстов, умения выделять необходимую для целей решения задачи информацию и «информационные шумы»;
навыка работать по инструкции.
Планируемый педагогический результат овладение методом решения (как последовательности действий, «шести шагов» по Блуму ) ситуационной задачи и отличия его от методов решения традиционных предметных задач;
сформированность первоначального умения поиска и выделения необходимой информации из нескольких неструктурированных текстов на основе организации смыслового чтения как выбора вида чтения в зависимости от поставленной цели (оценка по Блуму, шаг 2 – «понимание»);
сформированность первоначальных аналитико – синтетических умений в решении СЗ на основании выполнения задания на «анализ» и задания на «синтез»;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности
Способ и форма оценивания результатов работы Идентификационная оценка на основе «матрицы оценивания выполнения ситуационной задачи»
Название задачи Города – призраки: миф или реальность
Личностно-значимый познавательный вопрос Безлюдные улицы, пустые глазницы окон, ветер гонит по улицам осколки и обрывки прошлой жизни... Покинутые города – российская реальность. Разбросанные по необъятной нашей стране, словно памятники ушедшим эпохам, они обладают какой-то необъяснимой привлекательностью, им посвящены множество сайтов в Интернете. Фоторепортажи с леденящими душу снимками с фактами былой жизни людей -разбросанные игрушки, детские кроватки, зияющие окна, наспех брошенные школьные учебники вызывают одновременно жуткие чувства и чувство вины. Почему же появляются такие города?!
Какие факторы являются причиной появления городов-призраков?
Информация по данному вопросу Текст №1.
Термин "города - призраки" обозначает населенные пункты, которые отличаются от селений в привычном ощущении понятия этого слова или обладают оригинальными свойствами. «Города-призраки» можно условно разделить на несколько категорий:
Умирающие города.
Населенные пункты, находящиеся на этапе вымирания и опустения. По сути, это населенные пункты, где в активной стадии процессы, ведущие к упадку и разрушению. Основные признаки: уменьшение населения, разрушение инфраструктуры, изменение облика населенного пункта, говорящие об упадке, наличие покинутых районов или объектов
Покинутые города.
Населенные пункты, полностью или практически полностью опустевшие. Основные признаки таких городов: сохранившийся облик и инфраструктура, максимально близкие к тому времени, когда жили люди. Население либо совсем покинуло постоянное место обитания, либо сократилось до ничтожного количества. Покинутые города, как правило, молоды, их возраст на этом этапе - от силы несколько десятилетий.
Исчезнувшие города.
Населенные пункты, очень давно покинутые людьми. Как правило, они вернулись к "жизни" после археологических раскопок и поисков. Основные признаки таких городов: утраченный за много веков облик, разрушенная инфраструктура. Исчезнувшие города, как правило, древние, их возраст исчисляется столетиями.
Текст №2
Самыми распространенными причинами исчезновения городов являются следующие: обезлюдевшие из-за расцвета новых центров производства и культуры, прекращения добычи природных ископаемых, пришедшие в упадок после технического устаревания или утраты военного значения, разрушенные города древности, пришедшие в упадок в результате военных действий, также есть достаточно много городов, причины исчезновения которых неизвестны. (Рис.1)
Текст №3. Типы классификаций городов – призраков (Приложение 1).
Текст №4. Исчезнувшие города были классифицированы по времени исчезновения. Абсолютное большинство исчезнувших городов приходится на 20 и 21 века.
Текст №5. Было проведено так же исследование размещения городов-призраков по территории России. В результате была установлена зависимость их географии от причины исчезновения.
Задания на работу с данной информацией
Ознакомление 1. Используя текст, найдите ответы на следующие вопросы:
какие города можно отнести к городам – призракам?
каковы главные причины появления городов - призраков?
Понимание 2.Приведите примеры городов на территории России и Татарстана: а) исчезнувших, б) покинутых, в) умирающих.
3. Как вы думаете, могут ли быть восстановлены исчезнувшие города»? Если да, то каковы факторы восстановления?
4. По рис. 1и рис.2 установите, исторические периоды и географию размещения городов – призраков.
Применение 5. Рассмотрев и проанализировав карту «Направления миграции в России» к параграфу «Миграция населения в России», скажите, в каких регионах России могут появиться новые города – призраки? Почему?
6. Используя приведённую таблицу 1 приложения, постройте столбиковую диаграмму « Наиболее распространенные причины исчезновения городов России»
Инструкция
Из данных таблицы 1 Приложения выявите семь наиболее распространенных причин исчезновения городов.
Подберите масштаб и начертите систему координат, в которой основные оси будут отражать причины исчезновения городов (горизонтальная ось) и численность исчезнувших городов по этой причине (вертикальная ось).
Затем по масштабу нанесите данные и начертите столбики.
Столбики можно выделить различными цветами или штриховкой, указав в легенде соответствие.
Сделайте вывод по построенной диаграмме.
Анализ 7. Проанализировав карту «Направления миграции в России» к параграфу «Миграция населения в России», установите, в каких регионах России могут появиться новые города – призраки? Почему?
8. Текст № 5 .
В 2009 году Министерство регионального развития РФ составило список из 19 городов, находящихся на грани выживания. А в Постановлении Правительства РФ от 29 июля 2014 года №709 «О перечне монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) (с изменениями на 24 ноября 2015 года» в список вошли уже более 300 населенных пунктов городского типа. Для решения их проблем разработаны программы, обеспечивается финансирование. Среди моногородов есть очень крупные – это Тольятти и Набережные Челны с их предприятиями – автогигантами ВАЗ и КамАЗ. К разряду моногородов отнесен и ПГТ Камские Поляны, в котором до сих пор нет градообразующего предприятия.
Как вы думаете, почему второй по величине город Татарстана Набережные Челны отнесен к разряду моногородов?
Почему ПГТ «Камские Поляны» не имеет градообразующего предприятия?
Поможет ли этим городам государственная программа избежать участи превратиться в «город-призрак»?
Синтез 9. Предложите свою программу вывода ПГТ Камские Поляны из списка населенных пунктов, находящихся на грани выживания. Изложите мнение о возобновлении строительства Татарской АЭС, для строительства которой изначально создавался ПГТ Камские Поляны, но после аварии на Чернобыльской АЭС строительство было остановлено.
Оценка 9. Оцените возможные способы и пути использования строений, объектов инфраструктуры исчезнувших городов или их восстановления.
Таблица 1.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАБРОШЕННЫХ ГОРОДОВ
ПО ПРИЧИНАМ ГИБЕЛИ [5]
№ Причины гибели городов Кол-во Примеры
1 Прекращения добычи природных ископаемых 68 Кадыкчан, Колендо, Ленинградский , Комсомольский
(в основном расположены в Чукотском А.О., Магаданской области, Якутии, Коми, ЯНАО, Пермский край, Сахалинская обл.2 Города и посёлки, пострадавшие от пожаров 11 Курша
3 Наводнениями или изменением береговой линии 7 Ленск
4 Полностью или частично разрушенные землетрясениями 6 Нефтегорск
5 После массовых эпидемий 3 Зашиверск (Республика Саха (Якутия))
Гижигинск (Камчатский край)
Норденбург (Калининградская обл.6 Засухи или осушения местности 4 7 Техногенные катастрофы (классические города-призраки) 6 Муслюмово (Россия, Челябинская обл.)
Острогляды (Беларусь, Гомельская обл.)
Припять (Украина, Киевская обл.)
Чаган (Казахстан, Восточно-Казахстанская область)Чернобыль (Украина, )
8 На месте которых построены водохранилища 15 Балаганск (Иркутская обл.)
Дедюхин (Пермский край)
Жарки (Костромская обл.)
Илимск (Иркутская обл.)
Корчева (Тверская обл.)
Молога (Ярославская обл.)
Подужемье (Республика Карелия)
Саркел (Волгоградская обл.)
Скнятин (Тверская обл.)
Ставрополь-на-Волге (Самарская обл.)
Фомин (Смоленская обл.)
9 Пришедшие в упадок в результате военных действий 51 Калининградская область- 10,
Борисо-Глебск (Рязанская обл.)
Булгар (Республика Татарстан)
Вержавск (Смоленская обл.)
Воронич (Псковская обл.)
Вырь (Курская обл.)
Гледен (Вологодская обл.)
Жабачев (Тверская обл.)
Кызыл-Тура (Омская обл.) и др10 Пришедшие в упадок после технического устаревания или утраты военного значения 60 23 – Калинниградская область
7 - Московская область
3 – Республика Крым
Керменчук (Республика Татарстан)
и др.
11 Насильственное перемещение в результате репрессий или политико-административного произвола 14 Аргуново (Владимирская обл.)
Архангельское (Тверская обл.)
Атаманская (Ростовская обл.)
Варандей (Ненецкий автономный округ)
Весёлый (г. Санкт-Петербург)
Захарьево (Ярославская обл.)
Зелёный остров (Ростовская обл.)
Гижигинск (Камчатский край)
Каменка (г. Санкт-Петербург)
Наукан (Чукотский автономный округ)
Новое Парголово (г. Санкт-Петербург) Попово (Смоленская обл.)
Чекуровка (Республика Саха (Якутия))
12 Крепости, уничтоженные или разоружённые по условиям мирного договора 6 Албазин (Амурская обл.)
Кодак (Украина, Днепропетровская обл.)
Палдиски (Эстония)
Суурпеа (Эстония)
Чаган (Казахстан, Восточно-Казахстанская область)
Эмба-5 (Казахстан, Актюбинская область13 Обезлюдевшие из-за расцвета новых центров производства и культуры 19 Акланск (Камчатский край), Арыково (Челябинская обл.), Бухта Тихая Архангельская обл.), Калантырь (Алтайский край), Кашлык (Искер, Сибир) (Тюменская обл.), Клещин ( Владимирская обл.), Шатура (Россия, Московская обл.)и др.
14 Посёлки, пришедшие в упадок из-за ликвидации традиционного транспортного (дорожного) сообщения 13 Дешкино (Орловская обл.)
Долгое (ЯМАО)
Жиганск (Республика Саха (Якутия))
Лемъю (Республика Коми)
Лось (Новосибирская обл.)
Окунёво (Свердловская обл.)и др.
15 Временные посёлки строителей и геологоразведчиков 19 Саха Якутия - 5, ХМАО и ЯНАО – 3,
Бурятия – 2 и др.
16 Посёлки, оставленные из-за трудностей снабжения и дороговизны инфраструктуры 5 Алыкель, Водино, Царёв-Борисов
17 Современные посёлки, пришедшие в упадок из-за расфомирования военных гарнизонов 14 Африканда (Мурманская обл.)
ВКИУ (Пермский край)
Гранитный (Мурманская обл.)
Житкур (Волгоградская обл.)
Кедровый (Красноярск-66) (Красноярский край)
Корзуново (Мурманская обл.)
Косистый (Красноярский край) Харловка (Россия, Мурманская обл.)
Чаган (Казахстан, Восточно-Казахстанская область)
Эмба-5 (Казахстан, Актюбинская область)
Юрья-3 (Россия, Кировская обл.)
18 Лесные посёлки, закрытые в связи с прекращением вырубки леса или добычи торфа 22 Архангельская обл. – 6
Свердловская обл. – 3
Республика Коми – 3
Ленинградская область – 1
Вологодская область -1
Ярославская область-1
Костромская область-1
Республика Саха Якутия -2
19 Архитектурные памятники старины, пришедшие в упадок в результате хозяйственной деятельности в советское время 16 Калининградская обл.-10
Быково (Московская обл.)
Куммолово (Ленинградская обл.)
Оржицы (Ленинградская обл.) и др.
20 Разрушенные города древности 54 Сувар, Болгар (Республика Татарстан)
Ситуационная задача №2
Название ситуационной задачи (СЗ) Демографическая ситуация в России: настоящее и перспективы.
Предмет География на предметном поле истории, краеведения, обществознания, математики
Класс 9
Подход кпроектированию СЗ На основе материала учебника географии (В.П.Дронов, 9 класс), дополнительных источников информации
Цель - Освоение метода решения ситуационных задач по таксономии целей Б. Блума (шесть шагов критического мышления);
- Формирование представления об особенностях развития и проблемах АПК России.
Задачи - познакомить учащихся с методом решения ситуационных задач, показать его отличие от метода решения предметных задач
- продолжить формирование умения перерабатывать и структурировать информацию на учебном предмете «География»
- продолжить формирование умения переносить географическую информацию в новую ситуацию, жизненный контекст
Знания, умения и способы действий, на которые опирается СЗ Предметные умения:
География:
умение составлять причинно-следственные связи;
умение работать с различными источниками географической информации: статистическими, картографическими, научными;
умение анализировать добытую информацию, выявлять зависимости и делать выводы.
История:
умение анализировать исторические события и факты;
умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями.
Краеведение:
умение переносить информацию на местные объекты;
прогнозирование возможного влияния экономической ситуации в России и в мире на развитие моногородов
Математика
умение анализировать графики и строить диаграммы
Универсальные умения:
продолжить формирование навыка устной коммуникативной деятельности в малой группе;
умения организовать групповую работу и распределять задания между участниками группы, предъявлять индивидуальные цели;
навыка аргументированного рассуждения;
навыка работы с разными видами текстов, умения выделять необходимую для целей решения задачи информацию и «информационные шумы»;
навыка работать по инструкции.
Планируемый педагогический результат овладение методом решения (как последовательности действий, «шести шагов» по Блуму ) ситуационной задачи и отличия его от методов решения традиционных предметных задач;
сформированность первоначального умения поиска и выделения необходимой информации из нескольких неструктурированных текстов на основе организации смыслового чтения как выбора вида чтения в зависимости от поставленной цели (оценка по Блуму, шаг 2 – «понимание»);
сформированность первоначальных аналитико – синтетических умений в решении СЗ на основании выполнения задания на «анализ» и задания на «синтез»;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности
Способ и форма оценивания результатов работы Идентификационная оценка на основе «матрицы оценивания выполнения ситуационной задачи»
Ситуационная задача № 2.
Название
Демографическая ситуация в России: настоящее и перспективы.
Ситуация
Демографическая проблема в России остается одной из самых острых, хотя в последние годы появились позитивные тенденции, способствующие ее смягчению. После 14-летнего периода непрерывной убыли население уже шесть лет подряд (в 2009-2014-м) увеличивается. Главный успех самых последних лет — 2013-го и 2014 года — естественный прирост населения, правда, небольшой. В предыдущий период (1992-2013 годы) естественная убыль населения (13,2 миллиона человек) на 63 процента компенсировалась притоком мигрантов (8,4 миллиона).
Познавательный вопрос Грозит ли России новый демографический кризис?
Информация
Текст 1.
«…А теперь о главном. … О семье. И о самой острой проблеме современной России – о демографии. Проблемы экономического и социального развития страны тесно связаны с простым вопросом: для кого мы все это делаем? … Мы неоднократно поднимали эту тему, но по большому счету мало что сделали. Для решения этой проблемы необходимо следующее. Первое – снижение смертности. Второе – эффективная миграционная по-литика. И третье – повышение рождаемости».
В. В. Путин.
2. Текст 2.
Увеличение численности населения при сохраняющейся естественной убыли было обеспечено миграционным сальдо. В 2013 году по данным Росстата Россия впервые преодолела естественную убыль населения. Однако динамика изменения естественного прироста демонстрирует превышение рождаемости над смертностью только в нескольких федеральных округах России.
До 2009 г. единственным федеральным округом с положительным сальдо рождаемости оставался Северо-Кавказский. В 2014 г. число таких федеральных округов увеличилось до четырех: Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Прирост в Дальневосточном федеральном округе обусловлен увеличением прироста в республике Саха (этнический состав: якуты – 49%, русские - 30%). В Сибирском федеральном округе прирост на 44% обеспечен приростом населения в республиках Бурятия, Тыва, Хакасия, Алтай, на 56 % за счет областей с долей русского населения 83-88%. В Уральском федеральном округе положительное сальдо достигнуто преимущественно за счет Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов (доля русского населения - 63,5% и 59,7% соответственно). В 2014 году динамика сохранилась.
В ближайшие два года ожидается естественный прирост населения в Приволжском и Южном федеральном округе. На данный момент в Приволжском федеральном округе положительное сальдо - в пяти национальных республиках (Татарстан, Чувашия, Марий Эл, Башкортостан и Удмуртия), а также в Оренбургской области (75% русских) и Пермском крае (83 % русских). В Южном федеральном округе положительное сальдо в Калмыкии и Астраханской области (61% русских). Прирост по округу достигнут за счет превышения рождаемости над смертностью в Краснодарском крае (и республике Адыгея.
Самый демографически неблагополучный Центральный федеральный округ выйдет на положительную динамику не ранее 2017 г. По данным за 2014 г. во всех областях Центрального региона сохранилась естественная убыль населения, в то время как Москва лидирует по показателям положительного сальдо естественного движения населения.
3. Текст 3. Согласно некоторым расчётам, начавшийся в конце 2014 года в России экономический кризис может привести к новой волне роста смертности в РФ. В первом квартале 2015 года по данным Росстата смертность в России выросла на 5,2% относительно первого квартала 2014 года.
4. Рисунок 1.
Ознакомление
Вопросы и задания
Выявите факторы, влияющие на демографическую ситуацию в России.
Составьте список терминов, характеризующих демографическую ситуацию
Понимание
Объясните, как повлиял распад СССР на демографическую ситуацию в России в 90-е годы 20 века.
Применив текст учебника и Рисунок 1. в разделе «Информация», объясните, что такое «русский крест»?
Применив текст учебника, установите, каким образом повлияли внешние миграции на демографические показатели России 90-е и 2000-е гг.
3.Применение .1. Рассчитайте на основании данных таблицы 1 показатели естественного прироста населения России за 2014 и 2015 (январь-август) гг.
Таблица 1.
Показатели естественного движения населения в России
за 2014 и 2015 (январь-август) гг.
2014 год (тыс.чел) Январь-август 2015 года(тыс.чел
Родилось Умерло Ест. прирост Родилось Умерло Ест. прирост
1947,3 1913,6 1277,4 1289, 1 3.2. Сравните полученный результат, выявите различия в итогах.
Таблица 2.
Миграционный прирост в России за 1986-2013 гг.
Мигра-ционный прирост 1986-1990 1991-1995 1996-2000 2001-2005 2006-2010 2011-2013 Итого
в тыс. чел 1302 2660 2089 828 1088 911 8578
в % от общей числен-ности12,8 29,8 24,4 9,7 12,7 10,6 100
3.3.Изобразите информацию о миграционном приросте в России по Таблице 2 в графической форме, постройте столбиковую диаграмму.
4. Анализ
Проанализируйте Текст 2 и установите причины существования региональных различий в демографических показателях численности населения по регионам России? Какими факторами они обусловлены
5. Синтез
Изложите свои взгляды на решение демографической проблемы в России в форме эссе
6. Оценка
Исходя из новой экономической и политической ситуации в, начавшейся в 2014 году (Текст 3.) оцените возможные варианты развития демографической ситуации в России.