Научно-исследовательская работа История развития транспорта в Барун-Хемчикском районе


Введение
Связи тувинского народа с русским имеет многовековую историю, и это сыграла прогрессивную роль для тувинского народа. После ликвидации феодализма Тувинская Народная Республика вступила в 1921 году в следующий этап своего развития, который характеризуется техническими преобразованиями, постепенными изменениями в быту и культурной жизни аратов. Национальное самоопределение тувинского народа, становление и развитие тувинской государственности в составе России, коренным образом изменила социально – экономическое и культурное положение ТНР.
Развитие автомобильного и воздушного транспортов явилось началом принципиального нового рубежа в истории жизни жителей Барун – Хемчикского кожууна, открыл широчайшие перспективы для их всестороннего развития.
Целью данной исследовательской работы является рассмотрение истории начала развития транспорта, как средств путей сообщения Барун – Хемчикского кожууна.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить начало технического прогресса Барун – Хемчикского кожууна;
- проанализировать влияние развития транспорта на сегодняшний день;
Исследуемая нами тема в настоящее время очень актуальна, так как в этом году наша республика отмечает столетие единения с Россией. И объявление протектората Царской России над Тувой в том далеком 1914 году уже способствовало развитию материально-технической опоры для народного хозяйства ТНР. Дружба, сотрудничество и помощь России жителям нашей республики позволили достичь больших высот в своем культурном и духовном развитии. И в настоящее время впереди у нас открывается еще более широкие перспективы.
Новизна выбранной темы для исследования в том, что начало развития транспорта в Барун – Хемчикском кожууне мало изучено. Материалы по некоторым вопросам отсутствовали, и поэтому огромную помощь при написании исследовательской работы оказали информаторы – старожилы Барун – Хемчикского кожуна.
История развития транспорта, техники нашей республики отражены в книгах Дарбаа Ю.К. «Ответы на 99 вопросов о Тыве», «История Тувы» том II под общей редакцией В. А. Ламина, в фотоальбоме Ооржак Д. К – Х. и Канзай А. К. «Советская Тува», в книгах «В семье единой, братской» авторского коллектива Ширшин Г. К., Аранчын Ю. Л., Канзай А. К., где собраны материалы 40 – летнего добровольного вхождения Тувы в состав СССР, и в него вошли очерки, статьи, стихи о Туве, пословицы и поговорки,«Наша Тува» под общей редакцией Копеел В. А., Очур в. Ч., Дубровский В. А., в романе С. А. Сарыг – оола «Ангыр – оолдун тоожузу» («Повесть о светлом мальчике»), где народный писатель Тувы в своей повести описывает яркие впечатления жителей Тувы, которые связаны с первым приездом автомобиля, явлениями новой жизни. Для написания данной исследовательской работы были использованы поисково – исследовательские методы: видеозапись, интервью от старожилов кожууна, фотографирование и анализ.
Предположительно, начало развития транспорта в Барун – Хемчикском кожуне относится к 1937 году. И с этого момента начался подъем экономики кожууна и материальное положение аратских масс.
Приезд первых автомобилей в Барун – Хемчикский кожуун.
Вплоть до 1925 года Тува не знала современных средств транспорта. В феврале 1926 года правительство ТНР приняло решение об организации автомобильного сообщения по республике. В мае того же года по Усинскому тракту из Америки через Кяхту в Туву доставили в разобранном виде первые автомобили марки «Додж». Летом 1926 года один из них впервые прошел по колесной дороге от Кызыла до Минусинска, а от Минусинска до Иджима и обратно - автомобиль марки «Митчел».В 1929 году в Кызыле была организована советская транспортная организация Союзтранс.
Летом 1937 года в Барун-Хемчикский кожуун тоже приехали первые автомобили. Тогда в честь празднования «Наадым» в нашем кожуне русские артисты цирка вместе с тувинскими артистами театра приехали на них с концертными и цирковыми номерами. Среди них был и легендарный Максим Мунзук - выдающийся тувинский артист, один из основателей музыкально-драматического театра. Максим Мунзук сам сидел за рулем в одном из автомобилей. Из воспоминаний информатора Ооржак Бады Хереловича, в тот день в село Кызыл – Мажалык приехали три автомашины: автобус монохромного цвета, большая грузовая ЗИС – 5 и легковая машина американской марки. Жители Барун-Хемчикского кожууна впервые увидели тогда «Оттуг - терге» - так тувинцы прозвали автомашину, что на русском означает «Огненная телега». Сначала жители нашего села близко к ним не подходили, боялись, подозрительно смотрели со стороны. Но дети особенно радовались, увидев машин, так как они издавали очень громкие звуки, и у них впереди горели два больших глаза. Взрослые люди кожуна сравнивали автомобиль с лошадью, их удивило то, что перед ним внезапно возникшие огненные телеги на себе носили огромный груз и ни разу не вспотели, и даже не показывали свою усталость, а наоборот из их грудин исходило жаркое пламя. Жители села старшего поколения до сих пор помнят, как араты готовили своих лучших скакунов, чтобы потягаться с «Оттуг - терге» в скорости и выносливости.
После войны автомашины стали приезжать не только в кожунный центр, но и в труднопроходимые села Барыын-Хемчика.
Из воспоминаний Кужугет Докпак Самбаевны, она впервые увидела автомашину в своем родном селе Кызыл-Тайга. И эта машина ехала вдоль реки Алаш и громко гудела. Также Докпак Самбаевна через год в селе Хонделен встретила грузовую машину, которая привезла продовольствия для местного населения.
Со слов информатора Ондар Серин-оол Дамбаевича, он в 1950-1951годах водил машину марки ЗИС-8. В местечке Чер-Чарык (в настоящее время это село Шекпээр) он ввозил дрова для своей школы, где преподавал. Машину он тогда брал на время у своего знакомого.
Информатор Кужугет Хуралмаа Дуктугбеевна первый раз машину встретила в селе Арысканныг-Арыг сумона Ак. В тот день в ее селе жители говорили о приезде машины, и она вместе с одноклассницей Тамарой (Ооржак Тамара Комбуновна, учитель истории, ветеран труда) тоже побежали встречать ее. Все дети в тот день с интересом смотрели на машину,удивлялись тому, что машина издавала громкий звук, и из нее исходил дым с неприятным запахом.
Со слов Шончуур Шакыровича в послевоенные годы, когда он пас овец возле скалы Уттуг-Хая, вдруг услышал откуда-то громкий звук. Обернувшись он увидел, что к нему приближается странный предмет. Маленький Шончуур спрятался за караганы, пока он не проедет. Когда машина уехала, он любовался оставленными следами от колес.
Из воспоминаний Саая Валерия Комбуевича, в 1956 году, когда он переправлялся через реку Алаш, встретил первого шофера сумона Ак Монгуш Чойган-оола. Когда шофер переезжал реку, колеса его машины застряли в камнях, и тогда Валерий Комбуевич и другие ребята помогали ему вытаскивать машину.
Первую встречу с оттуг - терге, директор МБОУ СОШ №2 села Кызыл – Мажалык Монгуш Валентина Кенденовна вспоминает так: «Наше родовое племя постоянно проживало в местечке Алаш, Кызыл-Тайга, занимались скотоводством. Наверно, шел 1953 или 1954 год мне было лет шесть или семь, точно не помню. Как-то летом я с мамой на лошади, поехали в село Хонделен, я сзади мамы. Когда мы подъехали в местечко Кош-Арыг, мама сказала мне: « Сейчас увидишь машину, и не бойся ее» Помню, чтобыло яркое солнечное утро. И вдруг услышала какой-то невообразимый шум, гул и рев, похожий на сильную грозу, какбудто земля дрожит. Вдруг впереди оказался огромный огненный шар. Я так испугалась, заплакала, спряталась за спину матери. Вдобавок, наша лошадь тоже видимо испугалась, зафыркала, понеслась вглубь большого караганника. В моем представлении, машина долго оставалась в виде большого огненного шара. Сейчас думаю, что переднее стекло машины поблескивало, отражалось от луча восходящего солнца в виде огромного огненного шара. Не помню, когда яеще видела настоящую машину, после той первой встречи. До сих пор я несколько раз перечитываю «Повесть о светлом мальчике» - классика тувинской литературы Степана Сарыг-оола, где он описывает встречу с огненной телегой. Снова и снова мысленно переживаю с героем повести».
После приезда автомашин в Барун – Хемчикский кожун, основным видом транспортных средств стали они. И среди тувинского населения появляются первые шоферы, механики и слесари.
Позже автопарк республики из года в год пополнялся за счет поступавших из России автомобиль. А в последние годы значительно укрепилась его материально-техническая база, получено много современных большегрузых автомашин, комфортабельных автобусов. Проводится работа по строительству и реконструкции автомобильных дорог. Все это позволило улучшить обеспечение потребностей народного хозяйства и населения.
В связи с началом развития автомобильного транспорта возникла острая необходимость совершенствования дорог. В истории автомобильного транспорта Барун-Хемчикского кожууна навечно вписаны имена тех, кто прокладывал дороги. В 1966 году открылся в Барун-Хемчикском районе производственное предприятие под названием ПДУ-1469 (производственный дорожный участок) под руководством Ооржак Шалдыг Сагдыевича. Основной деятельностью предприятия являлось обслуживание дорог местного значения, общей протяженностью более 151 км. В 1968-1969 гг. началось прокладывание автодороги Абаза-Ак-Довурак, в связи со строительством горнообогатительного комбината "Туваасбест". Самым сложнейшим участком была автодорога Кызыл-Мажалык-Кара-Холь. Позднее началось строительство автомобильных дорог, таких как, подъезд к с. Тээли, подъезд к с. Дон-Терезин, Кызыл-Мажалык-Эрги-Барлык. Производилось строительство мостов через реку Хемчик.
Таким образом, развитие транспорта, путей сообщения содействовало повышению мобильности населения, поднятию экономики и народного хозяйства Барун – Хемчикского кожуна. За короткий срок своего развития автотранспорт в нашем кожуне достиг определенных успехов.
Появление первых самолетов в Барун – Хемчикском кожуне.
Тувинцы в 1934 году впервые услышали о самолете. В жизни республики появление воздушного транспорта стало играть большую роль. И первым тувинским летчиком был Чооду Кидиспей. Он вспоминал о том, как ламы уговаривали его отказаться от учебы в авиаучилище, угрожая божеской карой и тем, что у летчиков будто бы извлекается костный мозг, дабы человек мог летать, как птица. В газете "Шын" от 28 октября 1939 года было опубликовано открытое письмо Чооду Кидиспея, где он писал: "Зимой 1931года я довольно хорошо овладел новой письменностью. Весной меня выдвинули на пост секретаря штаба народной армии, где я проработал до 1934 года. Учитывая мою дисциплинированность и безупречную добросовестность в работе, в 1935 года меня отправили на учебу в СССР. По прибытии к месту назначения я был зачислен в летное училище, о котором никогда не приходилось не только мечтать, но и во сне видеть. Здесь в течение одного года прошел полный курс теории пилотажа и освоения материально-технической части самолета. Навсегда врезался в мою память день 16 июня 1936 года, день моего первого самостоятельного полета, как сон, как сказочно праздничный момент в моей жизни. С того дня, до сих пор стремлюсь овладеть в совершенстве авиатехникой и мастерством летного дела.
Тувинский народ, впервые увидев самолет, сравнил его с лодкой, которая умела летать на небе. Жители Тувы назвали самолет «Ужар-хеме», что переводится как «летающая лодка».
Из воспоминаний старожила Ондар Серин-оол Дамбаевича, когда он приезжал в Кызыл вместе со своей семьей, они в 1938 году стали свидетелями одного из полетов первого тувинского летчика. В тот день об этом полете говорили на всю столицу. Со слов информатора Серин-оол Дамбаевича, что бы посмотреть в этот день полет Чооду Кидиспей у реки Енисей собралось много народу, и он вместе с родителями тоже, как и другие стал дожидаться его прилета. Людей призывали словами: «Всем смотреть в сторону горы Догэ! Скоро оттуда прилетит тувинский летчик Чооду Кидиспей. Всем смотреть прямо туда!». И перед его прилетом некоторые люди чистили место посадки самолета.
Из воспоминаний старожила нашего села Ооржак Бады Хереловича, первый самолет прилетел в Барун – Хемчикский кожуун в 1938 году. Это был двухместный самолет марки «ПО-2», и вместо колес у них были как у саней плоские концы. Верхняя часть того самолета была прикрыта простой тканью, а уже у тех, что позже стали прилетать, она была сделана из фанеры. Местные жители приняли «Летающую лодку» насторожено, боялись близко к нему подходить, но так же они были и заинтересованы им. Информатор вспоминал, как однажды зимой сам Чооду Кидиспей прилетел в наш кожуун. Он за пять рублей, над селом Кызыл-Мажалык, начал катать людей на своем самолете. Жители села стояли в очереди, чтобы у него прокатиться. Целый день люди ради потехи совершали с ним полет, а вечером Чооду Кидиспей улетел обратно в столицу. И после этого он стал чаще прилетать в наш кожуун с такой же целью.
По окончанию Великой Отечественной войны в Барун – Хемчикский кожун стали прилетать и самолеты марки «АН-24». Некоторые из них даже были со следами от пуль. И в это же время от нашего кожууна разделили Бай – Тайгинский и Монгун – Тайгинский кожууны, и в труднодобирающиеся села этих кожуунов самолеты начали ввозить грузы.
Уже в 50-е годы прошлого века самолеты стали летать не только в районный центр – село Кызыл –Мажалык, но и в другие селы нашего кожуна. В те же годы со слов информатора Серин – оол Дамбаевича самолет прилетел и в село Аянгаты. За рулем того самолета находился один из первых тувинских летчиков (имя не помнит), который был женат на известной тувинской артистке по имени Ензак, уроженки села Аянгаты. В тот день они прилетали к родственникам Ензак, а самолет посадили вблиз горы «Сарыг – Бел». Все жители села Аянгаты побросав свои дела побежали к самолету, чтобы поближе рассмотреть и потрогать его.
Информатор Монгуш Шончуур Шакырович впервые увидел самолет в 1945-1946 годах возле села Шекпээр, где он жил. От старшего человека по имени Толакай, который был отличным охотником, информатор слышал, как он катался в тех самолетах, которые летали над ними. Из этих самолетов фотографировали местность нашего кожуна. Однажды, Шончуур Шакырович, когда зашел в гости к Толакай, у него дома он видел бумаги с черно – белыми линиями. Со слов информатора, Толакай объяснил ему, что это карта территории Барун – Хемчикского кожуна. Люди с самолетов, которые фотографировали местность, брали с собой Толакай, из – за того, что он как охотник хорошо знал территорию своего района.
Из воспоминаний информатора Шончуур Шакыровича, весной 1956 года из-за большого наводнения мост через реку «Хемчик» снесло течением. И это остановило переправу. Пока новый мост строили из Кызыла прилетал самолет, который переправлял людей с одной стороны на другую.
Со слов информатора Кужугет Докпак Самбаевны, она первый самолет видела в своем селе Кызыл – Тайга Алаша, в послевоенные годы, когда тот пролетал над ее селом. Вероятно, и это был самолет, который делал снимки. Все дети села бежали за ним, пока он не скрывался за горой.
Таким образом, появление воздушного транспорта в жизни Барун – Хемчикского кожуна стало играть большую роль. Самолеты стали связывать наш кожун со столицей и со многими другими кожунами республики. Это способствовало бурному развитию района, изменил жизненный уклад местного населения.
Заключение
В данной исследовательской работе нами освещены некоторые моменты начала развития техники и транспорта в ТНР, в частности в Барун – Хемчикском кожуне. Рассмотрены такие вопросы как появление первой машины и самолетов в кожуны Республики Тыва.
Исследователями данной работы ставились такие задачи – осветить начало развития транспорта в Барун – Хемчикском кожуне, описать роль техники в жизни простого тувинского народа.
В ходе исследования было выяснено, что развитие транспорта в Барун – Хемчикском кожуне началось в 1937 году, и это дало заметные сдвиги, так как усовершенствование сферы транспорта явилось фактором, стимулируюшим дальнейшее социально – экономическое развитие жителей района. Также начало развития транспорта позволило преодолеть территориальную разобщенность района, сблизило отдаленные и раннее труднодоступные населенные пункты Барун – Хемчикского кожуна с экономическим и культурным центром.
Посильная помощь России Тувинской Народной Республике в виде материально – технической базы внес большой вклад в экономический и социальный прогресс республики. И в Барун – Хемчикском кожуне далеко вперед шагнули культура и общественно – политическая жизнь. Существенно возрос уровень квалификаций и образование местного населения, особенно его молодежной части. Жители кожуна преодолели социально – экономическое и культурное отставание.
В дальнейшем данная исследовательская работа будет продолжаться. Рассмотрим историю создания аэропорта в кожунном центре в селе Кызыл – Мажалык, также изучим транспортные организации в период ТНР.
Библиографический список
Аранчын Ю. Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. Издательство «Наука», сибирское отделение, Новосибирск 1982 г., 337 с.
Дарбаа Ю. К. Тыва дугайында 99 айтырыгга харыылар, «Журналист», Абакан 2010 г, 159 с.
История Тувы том II, под общей редакцией В. А. Ламина, ТИГИ, «Наука» 2007, 427 с.
Копеел В. А., Очур В. Ч., Дубровский В. А. Наша Тува, Тувинское книжное издательство 1981 г., 126 с.
Народные традиции, обычаи и обряды в романе С. А. Сарыг – оола «Ангыр – оолдун тоожузу», Национальный музей имени Алдан – Маадыр РТ, Кызыл 2013 г., 155 с.
Ооржак Д. К – Х., Канзай А. К, фотоальбом Советская Тува, издательство «Планета», Москва 1984 г., 191 с.
Ширшин Г. Ч., Аранчын Ю. Л., Канзай А. К. В семье единой братской, Тувинское книжное издательство 1984 г, 190 с.
Газета «Хемчиктин сылдызы» № 13-14, публикация «Чуртумга бараан болганым», ноябрь 2013 г.
Статистические материалы от ГУП «Ак – Довуракское ДРСУ».
Информаторы
Бады Ооржак Херелович 1931 года рождения, уроженец местечки Кара – Даш Барун – Хемчикского кожуна;
Кужугет Докпак Самбаевна 1926 года рождения, уроженка села Кызыл –
Тайга (Алаш) Барун – Хемчикского кожуна;
Кужугет Хуралмаа Дуктугбеевна 1936 года рождения, уроженка местечки Кыштаг – Ой (Алаш) Барун – Хемчикского кожуна;
Монгуш Шончуур Шакырович, 1941 года рождения, уроженец села Шекпээр Барун–Хемчикского кожуна;
Ондар Серин – оолДамбаевич 1931 года рождения, уроженец села Хор – Тайга Сут – Хольского кожуна;
Саая Валерий Комбуевич 1952 года рождения, уроженец сумона Ак, Баян – Кол Барун – Хемчикского кожуна;
Приложение 1

Директор нашей школы Монгуш Валентина Кенденовна, ветеран труда, учитель математики, информатор исследовательской работы.
Информатор – старожил Барун – Хемчикского кожуна Кужугет Докпак Самбаевна 1926 года рождения, уроженка села Кызыл – Тайга (Алаш).

В гостях у информатора Монгуш Шончуур Шакыровича.

Информатор Саая Валерий Комбуевич, в рабочем классе вечерней школы.

Информатор – старожил Ондар Серин – оол Дамбаевич, ветеран труда, Отличник народного просвещения.

С сотрудниками ГУП «Ак – Довуракское ДРСУ».

Информатор КужугетХуралмааДуктугбеевна, ветеран труда, учитель начальных классов.

Старожил нашего кожуна Бады Ооржак Херелович, один из первых агрономов села Кызыл – Мажалык.

Грузовая автомашина ЗИС в городе Ак – Довурак.

В настоящее время в Барун – Хемчикском кожуне широкий автопарк.
Приложения 2
left228600Гужевой и автомобильный транспорты.

Один из автомобилей, приехавший в столицу Тувы.

Первый автомобиль в окружении жителей Тувы.

Первые самолеты, прилетевшие в послевоенные годы.

Первый грузовой автобус монохромного цвета.

Рисунок первого автомобиля. 1926 год. Авиаторы Тувы.