Статья на тему: Музейная педагогика как средство вовлечение семьи в образовательную деятельность


МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОКИКА КАК СРЕДСТВО ВОВЛЕЧЕНИЕ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ«Чем более интенсивно семья накладывает
свой отпечаток на ребенка, тем более этот
ребенок будет склонен видеть отражение
своего детского мира в большом мире взрослой жизни…»
К.Г.Юнг
Потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают в последние годы серьезные изменения. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Семья и детский сад – два больших института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как нелегко порой родителям объяснить, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей, привлечь их к совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного и образовательного процесса?
Одним из таких средств выступает совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей. Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в системе «педагог – родители - ребенок» является удовлетворение потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития. Одной из форм такой деятельности является мини-музей.
Согласно ФГОС принципами дошкольного образования являются содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, а так же сотрудничество образовательной организации с семьей. Одна из немаловажных задач стандарта – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетенции родителей в вопросах развития и образования детей. Мы считаем, что работа в мини-музее в полной мере соответствует этим принципам и способствует решению поставленных задач. Совместная работа взрослых и детей способствует формированию социальных, нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств, самостоятельности и ответственности ребенка.
На базе нашего детского сада был разработан и внедрен проект «Организация мини-музея в детском саду». Этот проект ориентирован:
На развитие партнерских отношений детского сада с семьей дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества;
Повышения уровня культурного развития детей и взрослых средствами музейной педагогики;
Приобщение к культурным ценностям, имеющим большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях;
Помощь родителям в осмыслении воспитательного потенциала мини-музея.
В процессе совместной детско-взрослой музейной деятельности устанавливаются тесные отношения между семьями и педагогами образовательных учреждений.
Для многих воспитывающих взрослых мини-муей - источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений. Долгие годы наши музеи запрещали своим посетителям даже прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие из них работают с детьми и не только разрешают, но и всячески рекомендуют юным посетителям позвонить в старинный колокольчик, написать на бумаге старинным пером, провести опыты и археологические раскопки в емкости с песком и многое другое. Музеи становятся интерактивными. Но если «взрослые» музеи только становятся, то детсадовские мини-музеи с самого начала своего существования были такими. Мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Работа по созданию мини-музея в группе началась в октябре месяце, с того что, мы провели анализ методической и дидактической литературы по данной теме. Для того чтобы дети поняли, что такое музей и как он обустроен, чем наполнен кто такой экскурсовод, мы вместе с детьми сходили в музей. Затем, мы собрали круглый стол. Я предложила несколько тем, которые в полной мере не охватывает образовательная программа, а затем предложила родителям высказать свое мнение о том, что им больше всего хотелось бы узнать. Выяснилось, что детям (и родителям) интересна тема Солнечной системы, и мы решили, что центром нашего музея будет Солнце, а наполнять его будем тем, что вращается вокруг Солнца, что с Солнцем взаимодействует, как Солнце отражается на нашей жизни. И поэтому наш мини-музей назовем «Музей Солнца». Присутствующих родителей так захватила тема обсуждения, что беседа плавно перетекла в предложения помощи создания этого музея. Здесь же мы разработали план работы и распределили обязанности кто, за что отвечает и кто что может сделать.
Выбрав место для нашего музея, мы стали постепенно его наполнять. Первым экспонатом в нашем музее стала книга К.И.Чуковского «Краденое солнце». Ребята, послушав сказку, узнали, как же было плохо зверятам, когда крокодил проглотил Солнце. И как веселились, когда оно вернулось обратно в небо. Работая в мини-музее передо мной встал вопрос: «Как же сделать так чтобы и музей функционировал и дети были не перегружены?» Ответ пришел сам собой, нужно чтобы эта работа перекликалась с образовательным процессом. Проанализировав тематический план выяснилось, что многие темы можно проводить непосредственно в музее.
Наблюдая на прогулке в небе радугу, кто то из детей спросил: «А откуда появляется радуга?» Позже в группе мы провели опыты с водой и светом, где и выяснили, как появляется радуга, а мама Влада Д. сшила нам ее из атласных лент и мы поместили ее в нашем музее. Изучая на познавательном развитии в разделе экологическое воспитание жизнь муравьев, в нашем музее появился макет муравейника. Папа Глеба А.сделал нам каркас, а ребята под моим руководством обклеили его еловыми иголками и сухими листьями. Так как наш мини- музей называется «Солнышко» девочки вместе с мамами смастерили веселое солнышко из ниток и повесили его в центре нашего музея. В преддверии весны был проведен конкурс «Солнышко лучистое», где дети совместно с родителями изготовили солнце из бросового материала. В нашем музее совместно с родителями мы собрали настоящие познавательные и поучительные солнечные сказки: Н.Сладков «Медведь и солнце», К.Ушинский «Солнце и ветер», Д.Родарри «Солнце и туча», словацкая сказка «У Солнышка в гостях», много закличек, потешек и загадок. На математике изучая с детьми время дети узнали что часы бывают разные: песочные, водяные, солнечные и цветочные и как итог образовательной деятельности у нас в музее появились цветочные часы. А вечером дети испробовали на себе роль экскурсовода, показывая и рассказывая о новом экспонате в нашем музее. В свободное время дети любят выкладывать солнышко из различных материалов. Приближается 12 апреля День космонавтики и под руководством мамы Миши М. мы вместе с ребятами изготовили пано «Солнечная семья». Все планеты, кометы и звезды снимаются с панно, и дети смогут самостоятельно расположить планеты в правильном порядке.
Оглядываясь назад, я заметила что, работая параллейно с образовательной деятельностью в мини-музее ребята стали больше задавать вопросов, стеснительные ребята работая совместно с родителями постепенно раскрепощаются. Родители, которые раньше предпочитали общение с педагогом сводить к тому, что спрашивали, как их ребенок вел себя в группе стали больше интересоваться жизнью группы, а некоторые из них стали предлагать свою помощь.
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих. Родители учатся слушать и слышать своих детей. Они переходят от «проживания рядом» с ребенком к партнерским отношениям с ним, а это очень важно для гармоничного развития ребенка.
И закончить свое выступление я бы хотела словами Надежды Константиновны Крупской: «Самое важное, чтобы родители не смотрели на своего ребенка как на свою живую собственность, обузу или игрушку. А научились смотреть на ребенка как на человека, пусть еще слабого, нуждающегося в помощи, но все же человека, при том человека будущего».