Технологическая карта урока ИЗО на тему Линия как средство выражения (2 класс)

Изобразительное искусство. 2 класс
ФИО педагога
Фролова Галина Дмитриевна

Наименование учебного учреждения
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского края

Тема урока
Линия как средство выражения. Характер линий.

Цели урока
1. Образовательная.
- познакомить с одним из выразительных средств – линией;
-формировать умения чувствовать и определять красоту линий как средство художественной выразительности;
- передавать свои ощущения в рисунке, учить приемами композиции;
2. Развивающая.
-развивать чувства прекрасного; наблюдательности и внимания к природе;
- развивать творческую фантазию и воображение, зрительную память;
3. Воспитательная.
- воспитывать бережное отношение к природе;


Планируемый результат обучения
Познавательные УУД
- формирование умения чувствовать и определять красоту линий как средство художественной выразительности;
- передавать свои ощущения в рисунке, учить приемами композиции;
- формировать умение строить речевое высказывание в устной форме;
- формировать представление о графических изображениях;
Регулятивные УУД
- формировать умения самостоятельно или при помощи учителя выполнять последовательность графических работ;
- формировать умения самостоятельно или при помощи учителя выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
Коммуникативные УУД
- формировать собственное мнение;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- умение вести диалог
- рассуждать о содержании рисунков, рассматривать иллюстрации, придумывать и изображать.
Личностные УУД
- формировать чувство прекрасного;.
- способность к самооценке;
- развивать чувство уверенности в своих возможностях.
- работать в группе;

Основные понятия
Графика, композиции, линия, характер линий, набросок.

Межпредметные связи
«Литературное чтение», «Окружающий мир », «музыка»

Ресурсы
Презентация к уроку, фломастеры, краски,


Ход урока
Этапы урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающ.

Организационный момент
Личностные УУД
Приветствие учащихся.
Здравствуйте, мои друзья!
Рада встрече с вами я!
Давайте за руки возьмемся,
В круг скорее соберемся.
Солнце светит нам в окошко:
- Я соскучилась немножко,
Жду в кругу своих друзей!
Собирайтесь поскорей!
Поприветствуем друг друга, и пожелаем хорошего настроения на уроке.
Слушают, выбирают действия

Актуализация знаний
Личностные УУД Познавательные УУД
. Я приглашаю вас на прогулку, а куда вы узнаете, если отгадаете загадку.
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт!
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем!
Слайд № 2. (лес)
Отгадывают загадку

Введение в урок
Регулятивные УУД
О том как, прекрасна и разнообразна наша природа, написаны стихи, рассказы, повести, созданы музыкальные циклы, художественные картины, но поэт, музыкант и художник воспевают природу и окружающий мир каждый по-своему.
Давайте рассмотрим произведения художников и ответим на вопросы:
Слайд № 3.
-  С помощью каких выразительных средств художник изображает красоту природы? (Живописная работа - цвет, колорит. )
Слайд № 4.
-  Что делает черно-белые картины «живыми» и выразительными? (линия, пятно)
Учатся видеть пользу и красоту окружающего мира. Отвечают на вопросы.

Формулировка темы урока.
Регулятивные УУД
Может, кто-то уже может назвать тему нашего урока?
- Как вы думаете что мы будем изображать сегодня на уроке?
- Как вы будете это делать??
Слайд № 5. ( с задачами).
Высказываются, отражают структурные компоненты урока.
Отвечают на вопросы.


Изучение нового материала
Познавательные УУД
. Слайд № 6.
Линия это средство выражения. Линией мы можем показать характер, настроение. Сегодня мы будем учиться рисовать линией. Линии бывают разные. Короткие и длинные, толстые и тонкие. А еще какие?
Какие бывают дети?

Упражнение.

Слайд № 7.
Каждый ребенок со своим характером и это хорошо.
У линий тоже есть свой характер, и его можно изобразить на листе бумаги. Давайте попробуем. Чтобы характер линий был лучше виден на рисунке, мы сделаем эти линии цветными, возьмите фломастеры.  

Изображение разных линий.
Первая линияспокойная. Она только что проснулась и никуда не спешит. Подберите цвет для спокойной линии.
Вторая линияпрыгучая. Покажите в рисунке, как она скачет по вашему листу. Подберите цвет для прыгучей линии.
Третья линия зубастая... (Зубастую линию любят рисовать все дети, потому что она им понятна, они хорошо представляют себе этот образ).
Четвертая линияхитрая. Посмотрите на все остальные линии. Как выразить хитрость по отношению к другим линиям на вашем листе? Подумайте и подберите нужный цвет.
Пятая линия волнистая. (Волнистая линия знакома и понятна большинству детей, но как она вольется, будет сочетаться с другими линиями?)
Шестая линияленивая. Как нарисовать ленивую линию? Как будет теперь двигаться ваша рука? Где ленивая линия будет располагаться на листе? с кем будет рядом и почему?
Седьмая линия больная. Она очень плохо себя чувствует.
Посмотрите на свой рисунок, на все другие линии. И подумайте, где она у вас расположится, чтобы было понятно, что линия эта сегодня не в форме.
Восьмая радостная, веселая линия, наша линия в отличном настроении. Ей сегодня очень хорошо, ей все нравится, она со всеми хочет дружить и общаться.
Слайд № 8.
Я тоже рисовала линии, посмотрите какие линии получились у меня.
Молодцы, какие у вас красивые линии. А что еще можно нарисовать линией? (ручей, облака, листву, птиц, вообщем пейзаж)
- А что главное в пейзаже? (Дерево)
- Кто может мне помочь дать понятие пейзаж?
(Пейзаж - это изображение природы. Впервые он появился в Китае, Японии и других странах востока в 7 - 10 веках. Пейзаж - род живописи, занимающийся изображением видов природы с передачей настроения, навиваемого их созерцанием.)
Включаются в диалог. Дети включаются в работу, по очереди озвучивают свои идеи: линии добрые, скромные, колючие, противные,  ползучие, любознательные...
Выполняют упражнение
Отвечают на вопросы.

Работа в группах
Коммуникативные УУД
Личностные УУД Познавательные УУД
Слайд № 9.
1 группа. Дидактическая игра «Какое время года?» (по черно-белым рисункам дети угадывают времена года)
2 группа. Соотнести графическое изображение дерева с его словесной характеристикой.

3 группа. Отгадать загадки:
4 группа. На предложенных карточках дополните линию до любого объекта, составляющую красоту окружающего мира.

Работают в группах

Показ рисунка на доска
Познавательные УУД
Показ рисунка на доске под чтение стихотворения и тихую музыку.
Слайд № 10.

Если глянуть с высоты
Много в мире красоты.
(Перевернуть картину)
Горы, реки, озерца
И зеленые леса
Слайд № 11.
А в лесах дубы и клены
Слайд № 12.
Оттого весь мир зеленый
(Перевернуть картину)
Ель с березой пестроту
Добавляют в красоту.
(Рисунок на доске мелом)
Дуб с могучими ветвями
Весь усеян желудями
Коль его не обижать
Может триста лет стоять.
Слайд № 13
Ель с оттенком голубым
Носит шубку много зим.
Слайд № 14
Шишки белочкам дает
Восполняет кислород.
Слайд № 15
У березы красота
Серьги есть и береста
Очень радуют собой
Ветви пышные весной.
Слайд № 16
Клен узорною листвой
Украшает парк любой
Слайд № 17
И в осенний день прохладный
Очень яркий и нарядный.
(Перевернуть картину)
Нам деревья помогают
Настроенье поднимают
И здоровье укрепляют
От ветров нас защищают.
(Перевернуть картину)
Каждый должен понимать
Щит зеленый охранять
Не рубить, не поджигать
В мире будет благодать.
Люди искусства, художники всегда учатся у природы. Она доставляет нам много счастья, радости, мы должны оберегать её, защищать, заботиться о ней. Глядя на художественные произведения о природе, мы можем услышать музыку, а слушая музыку, мы зрительно представляем чарующие образы природы.
Учатся видеть пользу и красоту окружающего мира

.Физкульт- минутка
Личностные
УУД
Выполнение физкульт минутки «Деревья» под музыку
Снимают утомляемость.

Практическая работа.
Познавательные УУД
Слайд № 19
Ребята, есть такое выражение «Красота нерукотворная», слышали?
- Как вы понимаете это выражение?
Сегодня в практической части нашего урока мы попробуем создать красоту рукотворную, т.е. своими руками, а именно – выполним творческий проект «Россия-Родина моя».
1. группа рисует фломастерами
2 группа рисует гуашью
3 группа акварелью
4 группа дорисовывает готовые деревья
У вас в рисунке могут быть весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые и тихие, бегущие наперегонки. Деревья с определённым характером и настроением. Придумайте название своим проектам
( С целью усиления эмоционального восприятия детьми темы урока целесообразно использовать музыкальный фон.)

Обучающиеся выполняют работу , стараются чтобы деревья были разной формы и по – разному располагались на листе. Разными материалами


Закрепление изученного материала.
Рефлексия.
Познавательные УУД
Регулятивные
УУД
Коммуникативные УУД
Личностные
УУД
По завершении работы учащимся предлагается по темам прикрепить работы на доску (работы крепятся на магниты).
Учитель. Посмотрите, у нас получились удивительные проекты. Объясните почему ваш проект назван именно так, и дайте самооценку.
Давайте вспомним наши задачи стояли перед нами в начале урока и посмотрим справились мы с ними?
Слайд № 20 (Слайд с задачами.
Учитель. С задачами урока мы сегодня справились. Работы получились разные, неповторимые. Мы узнали, что у каждой линии свой характер.
Слайд № 21.
Вопросы:
Можно ли с помощью линий передать пространство? А настроение?
- Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, что вы нарисовали.
Краски ярки у апреля - Ведь взяла природа кисти, Чтоб зеленой акварелью Красить травку, ветки, листья!

Спасибо за урок!


Отвечают на вопросы (линии бываю прямые, толстые, тонкие, волнистые, ломаными, ввиде спирали;
-линия образует контур предметов на бумаге, рисунке, она длиннее штриха;
Выставка творческих работ.
Оценивают свою деятельность , обозначают в карточке успехов. Испытывают чувство удовлетворенности от урока.


15