Конспект урока Осень – природа готовится к зиме
Митропольская Анжелика Владимировна
учитель начальных классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22
с углубленным изучением отдельных предметов» города Тамбова
Использование ИКТ на уроках в начальных классах
Информатизация образования является важным фактором повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, обеспечения равных возможностей получения образования и опережающего обучения в современном обществе.
В настоящее время особое значение уделяется формированию образовательной среды, реализованной на базе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Под ИКТ понимается совокупность условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между учителями, учащимися и информационными ресурсами предметных областей, и функционирование структур управления учебно-воспитательным процессом.
Приоритетной целью начального образования является развитие личности школьника, становление его как субъекта той деятельности, которой он занимается в школе (учиться - значит уметь учить себя).
Ученик - равноправный участник обучения, он в равной с учителем мере отвечает за свои успехи, промахи и недостатки. Мы должны всячески способствовать развитию его активности и самостоятельности на всех этапах обучения, чтобы ученик мог принимать учебную задачу, участвовать в выборе средств её решения, осуществлять контроль и самоконтроль.
Ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности. Его участие в процессе обучения заключается не в принятии готового образца, а в высказывании предположений, выборе альтернативы, обсуждении наиболее целесообразных способов ответа на вопрос: как решать эту учебную задачу.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.
У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков.
Медиаурок - использование средств мультимедиа. В данном случае описан опыт использования компьютера и мультимедийного проектора для демонстрации компьютерных презентаций PowerPoint. Можно отметить методические возможности и преимущества медиаурока:
повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления;
развитие наглядно-образного мышления;
индивидуальный подход в обучении.
Ниже приведён урок окружающего мира с применением ИКТ (Программа «2100»)
Тема урока: Осень – природа готовится к зиме.
Цели урока:
познакомить ребят с осенними явлениями, научить их
отличать признаки осени;
учить детей распознавать листья наиболее
распространенных пород деревьев;
познакомить с отличительными признаками сосны и ели;
расширить знания детей о птицах;
закреплять знания о птицах, зимующих в наших краях и
перелётных;
воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока
Учитель: Один!Дети: Прозвенел звонок.Учитель: Два!Дети: Начался урок.Учитель: Три!Дети: Красиво встать! Учитель: Четыре, пять!Дети: Тихо за партой свое место занять.
Сегодня мы отправимся в путешествие по храму природы. И в нашем путешествии с нами будут наши помощники Лена и Миша. (слайд 1 с изображением мальчика и девочки )
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для вас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток.
Не оскверняй его святынь.
- А нашим проводником по храму природу будет, мы узнаем, отгадав загадку:
Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья!
Правильно, это золотая осень! Вспомним с вами приметы об осени.
- Какие приметы вы знаете? (ответы детей)
Приметы: (слайд 2, 3 приметы)
Птицы со двора и опёнки у пня – наступила осенняя пора.
Птичьи стаи летят низко, готовиться к суровой, долгой зиме.
Осенью гусь летит – к дождю, а лебедь – к снегу.
Если осень ненастная, будет дождливая весна.
Если с дерева лист нечисто упадёт, то будет суровая зима.
Хлеба урожай – так зима холодная.
Без осенних дождей зима не настанет.
Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
Соберем из листьев веер,
Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер,
Лёгкий и игривый.
И послушно ветру в след
Листья улетают.
Значит, лета больше нет,
Осень наступает.
- В какое время года ребята отправились на прогулку в лес? (слайд 4 с изображением осеннего леса )
- Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь) (слайд 5 времена года с появление названием месяцев)
Но с нами в путешествие отправляется неизвестный герой Космик. Он прилетел с далёкой планеты. Космик желает изучить мир природы нашей земли. (фрагмент урока 1 часть 2)
- Кстати, давайте вспомним, что такое природа? (природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека)
- Какая бывает природа? (живая и неживая)
Откройте пожалуйста учебник на странице 48.
- Прочитаем текст. (слайд 6 текст)
- Скажите, по каким признакам в неживой природе мы определили, что наступила осень? (Дни становятся короче. Солнце уже не успевает согревать землю за короткий день. Ночью становится всё холоднее. Дожди – продолжительнее и холоднее. Утром на лужицах виден первый ледок. Бывают частые заморозки. Вода и почва остывают.)
- Какие изменения в живой природе произошли осенью? (Листья на деревьях окрасились в разные цвета. Полетели на юг стаи птиц. Звери готовятся к зиме.)
(фрагмент урока 5 часть 2)
- Какого цвета листья на деревьях осенью?
У вас на столах листы с изображением листьев деревьев. (Слайд 7 начало)
- Назовите, листья каких деревьев у вас нарисованы? (клён, берёза, дуб, рябина, каштан).
- Что вы знаете о берёзе, дубе, клёне. (ответы детей о деревьях)
Береза
Полюбилась русскому народу белоснежная береза. Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага.
Дуб
Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют ее в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Положите несколько листов дуба в банку с солеными огурцами - они станут хрустящими, крепкими, вкусными.
Клен
Клен - желанный гость всех парков и улиц городов. Его резные листья так красивы в осенний листопад! У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клена.
В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.
Рассказ Космика о листьях. (фрагмент урока 5 часть 3 начало )
- Раскрасьте листья так, чтобы в каждой паре слева был лист летней окраски, а справа – осенней. (раскрашивают листья) (слайд 7 концовка)
Рассказ Космика о листьях. Продолжение. (фрагмент урока 5 часть 3 концовка)
- Что происходит с листьями осенью?
Вывод: когда наступает похолодание, листья желтеют и опадают. Мы говорим, что наступила осень. (слайд 8)
Космик приготовил для вас загадки:
Весной цвету,
Летом плод приношу,
Осенью не увядаю,
Зимой не умираю
Похожа я на ёлку,
Но длинней иголки. (Сосна) (слайд 9)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель) (слайд 10)
Ель
Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок.
Потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и темно. Обычай украшать елку пришел к нам издалека. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. Домой люди приносили еловые шишки.
Обратите внимание на красоту этих деревьев. (слайд сосны и ели 11)
- Чем отличается сосна от ели? (У сосны ветки расположены высоко, а у елей ветки располагаются по всему стволу.)
- Веточки, каких деревьев у вас на столах? (Веточки ели, веточки сосны)
- Кто может показать веточку ели?
- Покажите веточку сосны. (Дети показывают – поднимают)
- Чем отличается веточка сосны от веточки ели? (У сосны хвоинки длиннее, а у ели короче. У ели хвоинки расположены на ветки по одной, а у сосны – по две)
Вывод: Знаете ли вы, что иголки ели и сосны – это тоже листья, только другой формы. Их называют хвоей. (слайд 12)
Найдите рисунки в нижней части листа. Дорисуйте веточки и раскрасьте их. (слайд 13)
- От каких это деревьев?
Я знаю еще несколько хвойных деревьев. Деревья эти имеют хвоинки, поэтому их называют хвойные. А вы можете их назвать? (пихта, кедр, лиственница)
Космик приготовил ещё загадку.
- Скажите, о каком из хвойных деревьев идёт речь? (Слайд 14 начало)
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки. (Слайд 14 начало продолжение )
(Лиственница) (ответ)
- Расскажите, что вы знаете о лиственнице? (ответы детей)
Лиственница
Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400-500 лет? Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы. Древесина её не гниёт и со временем становится ещё твёрже и как бы каменеет.
- Почему это дерево назвали лиственницей? (Хвоинки дерева желтеют и опадают осенью точно так же как листья березы, клена и других деревьев.)
- В какое время года изображено это дерево? (Осенью.)
- Почему? (Лиственница осенью желтеет.)
Рассмотрите ветку лиственницы весной, летом, осенью, и зимой.
Сравните весеннюю ветку с летней.
- Чем они отличаются? (Хвоинки летом длиннее, шишки крупнее.)
- Как изменилась ветка осенью? (Хвоинки пожелтели.)
- Что можете сказать о зимней ветке лиственницы? (Хвоинок нет. Шишка крупная.)
- Подумайте, как же по-другому можно назвать хвоинки.
- Чем они являются для хвойных деревьев? (Хвоинки - это листья.)
Вывод: Хвоинки – это тоже листья. (слайд 15)
Космик вспомнил загадки. Отгадайте.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков,
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый .. (Воробей)
Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос, как топор,
Хвост, как упор. (Дятел)
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся дрожа!
Очень уж суровы
Филины и... (Совы)
- Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общее? (они не куда не улетают, а круглый год живут у нас.)
Этих птиц называют оседлыми.
А каких птиц, живущих у нас, вы еще знаете? (Галки, синицы, вороны, поползни, голуби)
Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы, И всё - таки тяжело им зимой. Из десяти, может быть, одна - две доживают до весны.)
- Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки.)
- Что вы знаете об осёдлых птицах? (ответы детей) (слайд 16-19 - птицы)
- Кто запомнил, как называют этих птиц? (Оседлые птицы.) (слайд 20 осёдлые птицы)
Воробей
В шумных городах и в тихих деревнях можно встретить маленькую птичку - воробья. В городах живут городские воробьи, а в деревнях - деревенские, или полевые. Отличаются они оперением и поведением. Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперенье его скромное, серенькое.
Деревенский полевой воробей более робкий. Он меньше, но наряднее своего городского собрата: на белых щечках у него черные пятна, белая шейка и коричневая шапочка на голове. Полевой воробей не селится в городах потому, что там ему не хватает насекомых.
Воробьи - очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: «Вора бей!» - кричали крестьяне, когда видели как воробьи уничтожают посевы. Так и зовут с тех пор.
Свое гнездо воробьи сооружает рядом с жилищем человека - под крышей дома или сарая, и дупле дерева. Воробей плохой строитель, гнездо его не отличается красотой и удобством. Иногда он вообще не строит гнезда, а захватывает чужое - скворечник или гнездо ласточки. И выгнать его оттуда бывает очень трудно.
Синицы
Назвали их так за песенку: «сии-сии» или «ции-ции».
С утра до вечера 6eз устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склёвывая мушек и притаившихся жучков.
Синицы красивые птички размером с воробья. У них белые щечки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые.
Ранней весной синица начинает вить гнездо. Еще холодно, поэтому она гнездо делает из пуха, перьев и шерсти животных. В таком гнезде синичка сидит, как на перине. Гнезда у синиц в дуплах, которые сделал дятел, или синицы сами делают дупло в старом трухлявом пне. Синицы - многодетные матери, Два раза за весну они высиживают птенцов, и каждый раз в гнёздышке лежат по 10-12 яиц. Пока синица сидит на яйцах, будущий отец заботливо ухаживает за ней: каждый час приносит еду. К концу летав в одной в синичьей стайке - семейке будет 20-25 птичек. Такими небольшими стайками они и будут летать по лесу.
Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Ведь они, как другие птицы, не улетают в теплые края, а зимуют рядом с нами. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью: трудно, холодно в лесу в это время. Покормите птичек, если увидите их возле дома. Они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.
В морозные ночи стайки синиц прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись и согревая друг друга.
Дятел
С утра до позднего вечера слышится в лесу стук дятла. Упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из-под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык, которым он добывает жучков и гусениц из выдолбленных отверстий.
Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Сорвет дятел шишку и несет ее в свою кормушку - щель в дереве. Зажмет шишку и за пять минут выберет все семена. Целый день работает дятел, и под деревом скапливается гора пустых шишек.
В наших лесах живет несколько видов дятлов: черный дятел, зеленый дятел и пестрый дятел. Каждый дятел выводит свои барабанные трели. Трели бывают длинные и короткие. Длина каждой барабанной дроби имеет свое значение: так он может сердиться на соперника, который прилетел на его территорию, или звать, подругу в гнездо.
Дятел – лесной санитар. Он прилетает и в сады, чтобы избавить их от вредителей. Понаблюдайте за этой красивой и неутомимой птицей.
Итак, загадки продолжается! Кто отгадает следующие загадки про птиц?
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? Слайд 21 (Соловей)
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-розовый ... слайд 22 (Скворец)
Птицы - непоседы. Посмотри, как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка умеет или какой-нибудь другой зверек. А вот улететь на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все птицы.
Трясогузки и зяблики, стрижи и аисты, многие другие - могут. Слайд 23 -27птицы)
- Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернутся в родные места? (Это перелетные птицы.)
- Каких перелетных птиц вы ещё знаете? (Скворец, соловей,журавль и др.) (слайд 28 перелетные птицы)
Трясогузка прилетает к ледоходу. Потряхивая длинным хвостиком, она бегает по земле, склёвывая жуков, гусениц, пауков. Взлетает за бабочкой, мухой. Гнездо строит под кустиком травы.
Соловей очень осторожен. Зазывать подругу песней начинает, едва прилетев. Гнездо прячет на земле, в зарослях. Поёт, пока не вылупятся птенцы. Кормит их мухами, жуками, гусеницами.
Ласточка весь день стремительно носится в воздухе, ловя мух, комаров, бабочек, или сидит на проводах. Гнездо оба родителя строят под крышей, балконом, на карнизе каменного дома.
Показ урока 5 часть 7 начало
- Куда улетают некоторые птицы на зиму? (В теплые края.)
- Когда они вновь возвращаются к нам? (Весной.)
- Как называют этих птиц? (Перелетные.)
- Почему их так называют? (Эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой!)
А есть птицы, которые прилетают к нам на зиму.
- Каких вы знаете птиц? (снегирь, клёст, свиристель, сойка) (показ слайдов 29-32 с изображением птиц)
Таких птиц называют кочующими. (Слайд 33)
Показ урока 5 часть 7 концовка
У вас на столах листы с изображением птиц.
- Обведите красным карандашом осёдлых птиц. (слайд 34)
- Обведите синим карандашом перелётных птиц. (слайд 34)
- Обведите зелёным карандашом кочующих птиц. (слайд 34)
- Почему большинство птиц улетают на зиму?
- Что делают животные осенью?
- Что делают растения?
Вывод: осенью животные и растения готовятся к зиме. (слайд 35)
Итак, наше путешествие подошло к концу. Нет важнее сейчас вопроса, чем охрана природы. Сохраним и мы леса, цветы и животных для следующих поколений.
Василька срывать не стану
И ромашки золотой,
Лучше сразу всю поляну
Увезу к себе домой.
Прихвачу тихонько поле,
И в росе блестящий луг.
Поселю их в нашей школе,
Подарю тебе, мой друг
И когда чуть- чуть взгрустнется,
Снег весь мир заполонит,
Одуванчик улыбнётся.
Колокольчик зазвенит.
Не завянет медуница,
Не погаснет мой букет.
Наше лето сохранится
На рисунке много лет
Я думаю, что сегодня вы узнали много интересного из жизни растений и птиц осенью.
Откройте дневники, найдите окружающий мир, оцените себя.
Заголовок 415