Особенности преподавания химии с помощью компьютерных технологий.
Особенности преподавания химии с помощью компьютерных технологий.
В настоящее время Интернет все больше проникает в нашу жизнь. Практически у каждого дома и на работе есть свой персональный компьютер (ПК). Поэтому именно его необходимо более эффективно использовать для повышения качества школьного образования. Есть масса способов применения компьютера в учебных целях, о них мы и поговорим ниже.
Современный учитель обязан идти в ногу со временем. Сам должен владеть компьютерными технологиями и использовать их на уроках для обучения и проверки знаний. Данные технологии позволяют:
- использовать Интернет для участия в сетевых проектах по химии;
- активизировать учебный процесс (наглядность, динамичность обучения, быстрый тестовый контроль знаний по любой теме);
- индивидуализировать обучение (обучающие программы разной степени сложности);
- повысить интерес учеников к обучению, а, следовательно, эффективность урока;
- способствовать развитию индивидуального и коллективного творчества учащихся (создание слайд – фильмов по темам, учебных проектов, тематических презентаций).
Первое на чем стоит остановиться – это видео уроки. Они отличаются от обычных тем, что ученик может просмотреть видео урок не только в школе, но и дома, например, для закрепления материала или при выполнении домашней работы. При просмотре видео уроков можно повторить и закрепить не только различные способы решения задач или правила составления уравнений химических реакций, а главное еще и еще раз просмотреть экспериментальную часть: демонстрационный эксперимент, лабораторные опыты. Причем из таких уроков можно создать целую библиотеку в интернете и обмениваться с учителями из других школ. Плюсы этого метода обучения в том, что ученики могут изучить физические и химические свойства веществ, увидеть реальное их взаимодействие, внимательно рассмотреть сам процесс и условия его протекания, а также конечный продукт (результат этого взаимодействия). Ребята не просто наблюдают за протекающими процессами, они учатся анализировать, сравнивать, делать выводы. Важным моментом является также безопасность учеников, мы знаем, что некоторые вещества ядовиты, многие токсичны, поэтому целесообразно позаботится о здоровье ученика, и для закрепления знаний отправить его в виртуальный компьютерный мир. С другой стороны, в этом методе есть свой минус, просматривая опыт, записанный на видео, ребята не могут повлиять на ход эксперимента, и становятся больше зрителями, чем руководителями того или иного химического взаимодействия.
Далее мы переходим ко второму способу применения компьютера в учебных целях, который является усовершенствованной моделью первого – анимированные уроки на Flash. Для этих уроков могут использоваться различные программы позволяющие создавать анимацию, самой гибкой из которых является Adobe Flash. Анимированные уроки отличаются от видео уроков тем, что здесь ученик может участвовать в проведении опыта, непосредственно влиять на него, выбирая ответы или указывая движением курсора, какое вещество добавить в пробирку следующим. Вариантов применения flash анимации может быть множество: наглядное решение задач или уравнений, постановка опытов, изучение свойств веществ, просмотр результатов в 3D формате (объемное изображение).
Следующее на чем стоит остановиться - это обучающие программы. Их назначение визуальная демонстрация самого урока или лабораторной работы. Некоторые из них мы эффективно используем при проведении уроков: «Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 класс» и «Уроки химии Кирилла и Мефодия». Для более качественного выполнения работы, в программе «Виртуальная лаборатория» присутствует нарисованный персонаж, который выполняет роль консультанта, дает подробный инструктаж по выполнению каждого эксперимента. Перед началом работы учащиеся проходят обязательный тест по правилам техники безопасности, которые необходимо соблюдать при работе с химическим оборудованием и при обращении с различными веществами. Для закрепления знаний по теме в каждой работе предусмотрен контрольный тест. Задания составлены по принципу от простого к сложному, учащиеся могут не просто повторить знания по теме, но и углубить их.
Обучающие программы и анимированные уроки рассчитаны на управление одним человеком – учителем или учеником, вызванным к электронной доске. В то же время данные программы могут управляться каждым учеником работающем в компьютерном классе, на ноутбуке или планшетном компьютере, где будут храниться обучающие программы и электронные учебники. Согласно данным Российской газеты (http://www.rg.ru/2013/09/30/uchebniki-site.html): «С 1 января 2015 года в России можно будет издавать только учебники, для которых есть электронная версия». Этого требует вступивший в силу закон об образовании. У учеников и учителей будет выбор, что брать в руки: старую добрую бумажную книгу или гаджет, в котором будут те же параграфы, вопросы, задания.
Со стороны может показаться, что обучающие программы очень похожи на анимированные уроки, на самом деле они сильно различаются.
Главное отличие обучающих программ - это их ограниченная версия, то есть сама программа может обновиться когда-нибудь, а может и нет. А создать что-то новое в этой программе, без согласия разработчиков невозможно, ведь это чужая собственность. Но даже если в программе предусмотрена возможность создавать, например новые опыты, то их нельзя будет отдать другому человеку, у кого нет этой обучающей программы. У всех программ есть лицензия и у большинства она стоит приличных денег, а без неё нельзя устанавливать программу – это прямое нарушение авторских прав. В анимированных уроках такой проблемы быть не может, они будут распространяться совершенно бесплатно, и сделать новый опыт может любой ученик, это будет прекрасным вариантом нового домашнего задания. Просмотреть эти уроки можно даже в интернете или на любом компьютере, где установлен стандартный Flash плеер. Даже большинство смартфонов поддерживает этот стандарт по умолчанию.
В анимированных уроках нет энциклопедий или большого количества текста, в принципе это и не нужно, так как у них другая цель. А вот обучающие программы, как правило, содержат определенный список литературы. Это сделано для удобства учителей, чтобы одним движением могли переключиться с опыта на цитату или правило в энциклопедии.
Семинарские занятия, деловые игры, уроки – творческие отчеты целесообразно сопровождать презентацией. Что такое презентация все уже знают, но можно повторить. Презентация - это набор слайдов, которые меняются автоматически или по нажатию клавиши клавиатуры (или кнопки мыши). На каждый слайд можно разместить: текст, видео, музыку, таблицы, статические картинки или анимацию. Также можно задать очередность и стиль появления элементов. Самая известная программа - это Power Point и большинство презентаций сделано именно в ней. Чтобы все собравшиеся могли увидеть презентацию достаточно того, чтобы в аудитории стоял компьютер и подключенный к нему проектор. Огромным плюсом презентации по сравнению с устным докладом является то, что ученики видят слайды (в которых есть дополнительная информация), поэтому могут быстрее и легче усваивать даже очень сложный материал. В настоящее время можно использовать единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов. Использование данных ресурсов позволяет включать в презентацию различные видеоролики, тренажеры для закрепления знаний. Поэтому урок с презентацией имеет больше шансов на успех.
Теперь стоит поговорить о самом доступном сегменте информации – Интернет сайтах, их необходимо разделить на сайты энциклопедии, форумы, тематические сайты по химии.
Сайты энциклопедии - в них обычно содержаться отсканированные страницы обычных книг и учебников. Но с течением времени такая информация начинает устаревать, поэтому в некоторых энциклопедиях (например, в крупнейшей ru.wikipedia.org), существует возможность подправлять статьи, ссылаясь на авторитетный источник. А после этого модератор проверяет внесенные изменения, и если они будут правильными, то станут доступными всем и уже на них можно будет ссылаться.
Интернет форум обычно состоит из группы людей, которые постоянно отвечают на вопросы друг друга или других пользователей Интернета. Информация на форумах - это цитаты и выдержки их книг, либо свой личный опыт (или чужой), взятый с другого сайта (со ссылкой на источник). Самый популярный химический форум в российском Интернете - forum.xumuk.ru. Любой человек вне зависимости от пола и возраста, может зайти на него и попросить помощи в любом вопросе, как правило, он получает ответ уже через несколько часов. Минус в том, что ответ найденный на форуме может быть не совсем правильным, в отличие от ответа найденного в учебнике. Поэтому на форумах, в отличие от энциклопедий, чувствуется нехватка точной информации.
Тематические сайты по химии создаются, как правило, одним человеком, увлеченным данным предметом, или научно-исследовательской группой, которая занимается своим проектом. Такие сайты сочетают в себе части энциклопедии и форума, ярким примером такого сайта является Open class. Например, на сайте рассматриваются свойства основных классов органических соединений, и после публикации новой статьи любой пользователь, попавший на сайт, может высказать свое мнение по теме этой статьи.
Всестороннее использование возможности Интернет и персональных компьютеров в процессе обучения – требование времени. Современный учитель должен стремиться, не только к получению учащимися определенной суммы знаний по каждому предмету, но и стараться вооружить их такими умения и навыками, которые облегчат учебный труд, сделают его привлекательным и позволят получать радость от процесса обучения.
15