Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ 05 Обществознание. Профессия 43.01.02 Парикмахер
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Чувашской Республики «Новочебоксарский политехнический техникум»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
от 31.08.2016 № 308 «О»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Профессия 43.01.02 Парикмахер
Новочебоксарск
2016
РАССМОТРЕНА
на заседании ЦМК общественного гуманитарного цикла
Протокол от 30.08.2016 № 1
Председатель ____________ Т Н Скворцова
СОГЛАСОВАНА
Зам.директора по учебной работе
________ И А Петри
30.08.2016
Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии 43.01.02 Парикмахер среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259); Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание » для профессиональных образовательных организаций - М: Издательский центр «Академия», 2015 г., рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), предназначенной для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Срок реализации: 2017-2018 учебный год
Уровень образования: основное общее образование
Составитель: Скворцова Татьяна Николаевна, преподаватель истории и обществознания Новочебоксарского политехнического техникума Минобразования Чувашии.
Эксперты:
Внутренняя экспертиза:
Председатель ЦМК _________________Т.Н. Скворцова
Зам. директора по УМР______________Т.В. Данилова
Внешняя экспертиза:
Преподаватель истории и обществознания Новочебоксарского химико-механического техникума Минобразования Чувашии_________________Е.Э.Конашина
СОДЕРЖАНИЕ
1 Пояснительная записка 4-9
1.1 Общая характеристика учебной дисциплины «Обществознание» 1.2 Место учебной дисциплины в учебном плане 1.3 Результаты освоения учебной дисциплины 1.4 .Содержание учебной дисциплины 2.Тематическое планирование 10-22
2.1 Сводный тематический план 2.2 Тематический план учебной дисциплины 2.3 Характеристика основных видов учебной деятельности студентов 2.4 Перечень рефератов, индивидуальных проектов, контрольных и практических работ 3.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Обществознание» 23-24
4 Лист экспертной оценки 25
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание», (включая экономику и право) разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии 43.01.02 Парикмахер среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание » для профессиональных образовательных организаций - М: Издательский центр «Академия», 2015 г., рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), предназначенной для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочихслужащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Программа учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право)уточняет содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды самостоятельных и практических работ с учетом специфики программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами.
Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих прин-ципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных образовательных организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание» предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее рас-пространённых в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы.
В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом они должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение обществознания имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического, естественно-научного профилей профессионального образования интегрированная учебная дисциплина «Обществознание», включающая экономику и право, изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования. При освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования дисциплина «Обществознание», включающая экономику и право, изучается также на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но более углубленно с учетом осваиваемой профессии или специальности.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-экономического профиля профессионального образования обществознание изучается без включения экономики и права.
Изучение обществознания завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов.
1.2 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Интегрированная учебная дисциплина «Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина «Обществознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС/ППССЗ). В учебном плане ППКРС/ППССЗ учебная дисциплина «Обществознание» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемой из обязательной предметной области « Общественные науки» ФГОС среднего общего образования, всех профессий/специальностей техникума.
1.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает дос-стижение студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развитии общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
.готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
.умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных:
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
сформированнность представлений об основных тенденциях и возможныхперспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития
1.4 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.
Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаи-модействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Меж-личностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.
1.2 Общество как сложная система
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.
Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, ин-дустриальное, постиндустриальное (информационное).
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
РАЗДЕЛ 2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
2.1Духовная культура личности и общества
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
2.2 Наука и образование в современном мире
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.
2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.
Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусства
РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
3.1 Социальная роль и стратификация
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.
Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
3.2 Социальные нормы и конфликты
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальнаяи личностная значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.
3.3 Важнейшие социальные общности и группы
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
РАЗДЕЛ 4. ПОЛИТИКА
4.1 Политика и власть. Государство в политической системе
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы.
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.
Правовое государство, понятие и признаки.
4.2 Участники политического процесса
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности её формирования в современной России.
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия коммунизм Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
.
.
.
2.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1 СВОДНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов, тем разделов
Максимальная учебная нагрузка
Количество
аудиторных
часов Самостоятельная работа
обучающихся
Всего теоретические
занятия практические
занятия Введение 1 1 1 Раздел 1 Человек и общество 42 29 23 6 13
1.1Природа человека, врождённые и приобретённые качества 24 16 13 3 8
1.2 Общество как сложная система 18 13 10 3 5
Раздел 2 Духовная культура человека и общества 22 14 11 3 8
2.1Духовная культура личности и общества 5 3 1 2 2
2.2 Наука и образование в современном мире 7 4 4 3
2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры 10 7 6 1 3
Раздел 3 Социальные отношения 39 24 19 5 15
3.1 Социальная роль и стратификация 9 6 5 1 3
3.2 Социальные нормы и конфликты 13 7 5 2 6
3.3 Важнейшие социальные общности и группы 17 11 9 2 6
Раздел 4 Политика 40 28 22 6 12
4.1 Политика и власть. Государство в политической системе 17 11 7 4 6
4.2 Участники политического процесса 23 17 15 2 6
ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ 144 96 76 20 48
2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание»в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ( ППКРС/ППССЗ) количество часов на освоение рабочей программы дисциплины следующее:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 144 часа, в том числе
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 96 часов
из них на практическое обучение 20 часов
самостоятельной работы обучающегося 48 часов
№ занятий
Наименование
разделов и тем уроков Максимальная
учебная нагрузка
Количество
аудиторных часов Самостоятельная
Работа обучающихся
Всего Теоретические занятия Практические занятия 1 Введение 1 1 1 Раздел 1. Человек и общество 42 29 23 6 13
1.1 Природа человека, врождённые и приобретённые качества 24 16 13 3 8
2 Человек как продукт биологической и социальной эволюции 1 1 1 3 Человек, индивид, личность 2 1 1 1
4 Социализация личности 1 1 1 5 Бытие человека. Соотношение бытия и сознания. 1 1 1 6 Деятельность и мышление. Виды деятельности 2 1 1 1
7 Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности 2 1 1 1
8 Потребности, способности и интересы человека 1 1 1 9 Цель и смысл жизни человека 2 1 1 1
10 Познание мира 2 1 1 1
11 Понятие истины, ее критерии 1 1 1 12 Научное познание 1 1 1 13 Виды человеческих знаний. 1 1 1 14 . Мировоззрение 2 1 1 1
15 Свобода и ответственность личности 2 1 1 1
16 Человек в группе. Межличностное общение и взаимодействие 1 1 1 17 Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. 2 1 1 1
Внеаудиторная самостоятельная работа
Прочитать высказывания о взглядах философов на сущность человека и подготовить ответ на следующие вопросы:
Какой смысл вкладывают авторы в понятие «человек»?; Какие качества человека они считают наиболее значимыми?; Чем человек отличается от животных?.
А Н Радищев: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»; М Ю Лермонтов: «Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой»;
В Г Белинский: «Хорошо быть учёным, поэтом, воином, законодателем и прочим, но худо не быть при этом человеком»; В А Сухомлинский: «Пусть всегда будут широко раскрыты глаза души твоей для чужого горя и радости, дел и тревог - только тогда можно стать настоящим человеком»; К Г Паустовский: «Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – ЧЕЛОВЕК»;
Ч Дарвин: «Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшим различием между человеком и животным».
Составить логическую схему, используя ключевые понятия: деятельность; структура деятельности; субъект деятельности; объект деятельности; орудия деятельности; цель; средства; поведение, действия; мотив; потребности (первичные и вторичные); виды деятельности.
Провести социологическое мини- исследование «Ведущие мотивы учебной деятельности учащихся моей группы», обсудить результаты.
Выполнить творческое задание Какие типы мировоззрения преобладают в современном обществе? К какому типу мировоззрения вы можете отнести свои взгляды.
Написать эссе на темы: «Что для человека составляет ценность, это и определяет его сущность» (И Кант); «Если у человека есть «зачем жить», он может выдержать любое «как» ( Ф Ницше); «Самая трудная профессия – быть человеком» (Хосе Марти). «Личностью не рождаются, ею становятся»; «Кто или что формирует твою личность»; «Весь мир- театр, а люди в нём актёры»
(У Шекспир); «Деятельность - единственный путь к знанию» (Б Шоу); «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»; «Свобода не в том, чтобы сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой» (Ф Достоевский); «Я и общество (Моя индивидуальная свобода и общественные интересы)»; «Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое» (А Шопенгауэр); «Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый в других» (Китайская пословица)
Написание рефератов по темам:
Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
Написание проектов по темам:
Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми
Кем быть? Проблема выбора профессии
Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
Составление словарика темы
1.2 Общество как сложная система 18 13 10 3 5
18 Понятие общества. Общественные отношения, их виды и взаимосвязь 1 1 1 19 Основные институты общества, их функции 1 1 1 20 Сферы жизни общества 2 1 1 1
21 Общество и природа 2 1 1 1
22 .Многовариантность общественного развития 2 1 1 1
23 Общественный прогресс и его критерии 1 1 1 24-25 Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества 2 2 2 26 Типология обществ 1 1 1 27 Глобализация человеческого общества, её последствия 2 1 1 1
28-29 Глобальные проблемы человечества и пути их решения 3 2 2 1
30 Контрольная работа 1 1 1 Внеаудиторная самостоятельная работа
Провести исследование на тему: «Я и сферы общества». Сделать вывод о том, какая из сфер общества играет решающую роль в вашей жизни.
Исключить лишнее понятие и объяснить, что объединяет остальные понятия. Производство; распределение; обычай; потребление; обмен.
Прочитать положение Конституции Российской Федерации (статьи 9,42). Объяснить, почему вопросы экологии включены в основной закон государства и являются одной из важных сторон его деятельности.
Какие прогрессивные и регрессивные черты проявляются в развитии современного человечества? Каким путём пойдёт человечество в XXI веке? Свой ответ обоснуйте.
Объяснить концепцию глобализации, предложенную И.Валлерстайном. Используя материалы СМИ, привести примеры взаимодействия стран ядра и периферии.
Подобрать материалы СМИ по следующим вопросам: энергетические проблемы и пути их решения; проблемы водообеспечения и возможные пути её решения; проблема рационального использования ресурсов Мирового океана; основные пути решения природоохранных проблем.
Создание мультимедийной презентации на темы: «Угрозы и вызовы XXI века»; «Новые угрозы России».
Написание проектов по темам:
Индустриальная революция: плюсы и минусы.
Глобальные проблемы человечества
Составление словарика темы
Раздел 2. Духовная культура человека и общества 22 14 11 3 8
2.1. Духовная культура личности и общества 5 3 1 2 2
31 Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, её значение в общественной жизни 2 1 1 1
32 Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. 2 1 1 1
33 Особенности молодёжной субкультуры 1 1 1 Внеаудиторная самостоятельная работа
Составить синквейн на тему «Культура»
Составить схему, используя приведённые понятия:
Культура, элементы культуры, функции культуры, формы культуры, материальная культура, духовная культура, язык, ценности, нормы, регулятивная функция, образовательная функция, воспитательная функция, интегративная функция, ретранслирующая функция, народная культура, элитарная культура, массовая культура.
Написание проекта по теме:
Современная массовая культура: достижение или деградация?
Составление словарика темы.
2.2. Наука и образование в современном мире 7 4 4 3
34 Наука, её виды и функции 2 1 1 1
35 Роль науки в жизни общества. Этика науки 2 1 1 1
36 Образование как способ передачи знаний и опыта 1 1 1 37 Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации 2 1 1 1
Работа с источниками социальной информации (Закон об образовании РФ, Конституция РФ) и анализ материалов СМИ по теме «Система образования в Российской Федерации: за и против»
Выполнить творческое задание. Провести дискуссию на тему: «Клонирование человека: биологические и нравственные аспекты». Использовать материалы СМИ.
Выполнить творческое задание. Проанализируйте устав вашего учебного заведения. Охарактеризуйте его основные положения. Как в нём определены ваши права и обязанности?
Написать эссе на темы: «Правильный путь таков, усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше» (Л Толстой); «Знание-сила» (Ф Бэкон); «Важно не количество знаний, а качество их Можно знать многое, не зная самого лучшего
(Л Толстой)
Прочитать высказывания. В чём состоит значение образования для общества, для человека?
В А Сухомлинский: «Человек должен учиться потому, что он человек». Л Н Толстой: «Не будь наук и искусств, не было бы человека и человеческой жизни» А. С. Пушкин: «Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная».
Написание проекта по теме:
Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
.Составление словарика темы
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры 10 7 6 1 3
38 Мораль. Основные принципы и нормы морали 1 1 1 39 Религия, её роль в жизни общества Мировые религии 2 1 1 1
40 .Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности Проблема поддержания межрелигиозного мира 1 1 1 41 Религиозные объединения Российской Федерации 1 1 1 42 Искусство и его роль в жизни людей Виды искусства 2 1 1 1
43 Тенденции духовной жизни современной России 2 1 1 1
44 Контрольная работа 1 1 1 Внеаудиторная самостоятельная работа
Анализ материалов СМИ (факты и мнения): сравнение различных точек зрения на перспективы духовного развития современной России.
Написать эссе на темы «Сущность всякой религии состоит только в ответе на вопрос: зачем я живу и какое моё отношение к окружающему меня бесконечному миру» (Л. Толстой); «Религии наиболее близкие друг к другу, в то же время и наиболее враждебны одна другой» (Ш. Монтескье); «Почему я верю или не верю в бога»; «Понимание, терпимость - плоды высшей культуры…оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать руки - вот наш путь» (А Мень) «Жизнь коротка - искусство вечно» (Античный афоризм)
Написание рефератов по темам:
Современные религии.
Роль искусства в обществе
Составление словарика темы
Раздел 3 Социальные отношения 39 24 19 5 15
3.1. Социальная роль и стратификация 9 6 5 1 3
45 Социальные отношения и взаимодействия 1 1 1 46 Социальные группы, их классификация 1 1 1 47 Социальная стратификация 2 1 1 1
48 Социальная мобильность 1 1 1 49 Социальная роль Социальные роли в юношеском возрасте 2 1 1 1
50 Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности 2 1 1 1
Внеаудиторная самостоятельная работа
Докажите, что социальная стратификация отождествляется с процессом распределения основных ценностей в обществе. На примерах покажите, что разделение общества на классы объясняется неравным доступом к таким ценностям, как власть, собственность, престиж
Укажите примеры социальных статусов и социальных ролей, существующих в современном обществе
Написание реферата по теме:
Я и мои социальные роли
Составление словарика темы
3.2. Социальные нормы и конфликты 13 7 5 2 6
51 Социальные нормы и санкции 2 1 1 1
52 Социальный контроль 2 1 1 1
53 Социальное поведение 2 1 1 1
54 Девиантное поведение, его формы и проявления 2 1 1 1
55 Социальная и личностная значимость здорового образа жизни 2 1 1 1
56 Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. 2 1 1 1
57 Пути разрешения социальных конфликтов. 1 1 1 Внеаудиторная самостоятельная работа
Составить кластер «Социальные нормы»
Составить сравнительную таблицу «Формальный и неформальный социальный контроль», её анализ
Составьте схему, используя следующие понятия.
«Субъекты социального поведения», «массы», «публика», «толпа, «индивиды», «межличностные объединения», «случайная толпа», «экспрессивная толпа», «конвенциональная толпа», «действующая толпа», «агрессивная толпа», «спасающаяся толпа», «стяжательская толпа», «экстатическая толпа».
Создание мультимедийной презентации на темы: «Социальный конфликт»; «Пути разрешения социальных конфликтов
Подобрать материал из СМИ по теме: «Социальная и личная значимость здорового образа жизни»
Написание реферата по теме:
Современные социальные конфликты
Написание проекта по теме:
Преступность несовершеннолетних и пути её преодоления»
Составление словарика темы
3.3. Важнейшие социальные общности и группы 17 11 9 2 6
58 Особенности социальной стратификации в современной России 1 1 1 59 Молодежь как социальная группа, особенности молодежной политики в Российской Федерации. 2 1 1 1
60 Этнические общности 2 1 1 1
61 Межнациональные отношения в современном мире 2 1 1 1
62 Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации 1 1 1 63 Этносоциальные конфликты, пути их разрешения 2 1 1 1
64 Семья и брак как социальные институты 2 1 1 1
65 Права и обязанности супругов. Брачный договор 1 1 1 66 Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство 1 1 1 67 Современная демографическая ситуация в Российской Федерации 2 1 1 1
68 Контрольная работа 1 1 1 Внеаудиторная самостоятельная работа
Составить схему «Этническая общность и её виды»
Составить кластер «Сепаратизм», синквейн «Геноцид»
Написать эссе на темы: «Семья – это кристалл общества». «Всякая семья составляет часть государства» (Аристотель)
Подобрать материал из СМИ по теме: «Политика мультикультуризма, её сильные и слабые стороны»
Подобрать материал из СМИ по теме: «Современная демографическая ситуация в Российской Федерации»
Написание рефератов по темам:
Этносоциальные конфликты в современном мире.
Семья как ячейка общества
Написание проекта по теме:
Современная молодежь: проблемы и перспективы.
Составление словарика темы
Раздел 4 Политика 40 28 22 6 12
4.1. Политика и власть. Государство в политической системе
17 11 7 4 6
69 Политика как общественное явление Власть, ее происхождение и виды 2 1 1 1
70 Политическая система, ее структура и функции. Основные особенности развития современной политической системы. 2 1 1 1
71 Государство как политический институт. Особенности функционального назначения современных государств 1 1 1 72 Государство, его признаки. 1 1 1 73 Внутренние и внешние функции государства 2 1 1 1
74-75 Форма государства. Форма правления 3 2 2 1
76 Форма государственно-территориального устройства 1 1 1 77 Типология политических режимов 2 1 1 1
78 Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. 1 1 1 79 Правовое государство, понятие и признаки. 2 1 1 1
Внеаудиторная самостоятельная работа
Написать эссе на темы: «Честность в политике есть результат силы, лицемерие результат слабости» (В Ленин); «Цель оправдывает средства» (Н Макиавелли); «Кому многое дано, с того много и спросится» (Народная мудрость) «Власть- это такой стол, из-за которого никто добровольно не встанет (Фазиль Искандер). «Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» (Ш Монтескье)»
Составить схему, используя приведённые понятия
Форма государства; форма правления; форма государственного устройства; форма политического режима; монархия; республика; абсолютная монархия; ограниченная монархия; дуалистическая монархия; парламентская монархия; парламентская республика; президентская республика; смешанная республика; социалистическая республика
Составить схему, используя предложенные понятия
Форма государства; форма правления; форма государственного устройства; форма политического режима; унитарное государство; федеративное государство; территориальная федерация; национальная федерация; национальная федерация; смешанная федерация; конфедерация; демократический режим; антидемократический режим; либерально-демократический режим; собственно-демократический режим; тоталитарный режим; авторитарный режим; фашистский режим; расистский режим.
Приведите примеры государств из истории и современности, охарактеризовав их по форме политического режима
Составить кластер «Правовое государство»
Составить синквейн «Парламентаризм»
Написание рефератов по темам:
Политическая система современного российского общества.
Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.
Написание проектов по темам:
Политическая власть: история и современность.
Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное.
Составление словарика темы
4.2. Участники политического процесса 23 17 15 2 6
80 Личность и государство. Политический статус личности 2 1 1 1
81 Политическая культура 1 1 1 82 Политическое участие и его типы 1 1 1 83 Политическое лидерство. Роль политического лидера 2 1 1 1
84 Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. 1 1 1 85 Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. 1 1 1 86 Институты прямой демократии. Выборы и референдумы. 2 1 1 1
87 Избирательная кампания в Российской Федерации 1 1 1 88-89 Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм 3 2 2 1
90-91 Политические партии и движения, их классификация 3 2 2 1
92 Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации 1 1 1 93 Роль средств массовой информации в политической жизни общества 2 1 1 1
94 Контрольная работа 1 1 1 95-96 Дифференцированный зачёт 2 2 2 Внеаудиторная самостоятельная работа
Высказать свою точку зрения и обсудить. В чём состоит влияние политических партий на государство?
Высказать свою точку зрения и обсудить. Какую роль идеология играет в обществе?
Подобрать и обобщить факты по материалам СМИ, составить памятку «Как стать политическим лидером»
Как вы понимаете слова известного российского учёного П Л Капицы: «Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения?»
Написание реферата по теме:
Политические партии современной России.
Написание проектов по темам:
Формы участия личности в политической жизни.
«Роль СМИ в современном обществе»
Составление словарика темы
ИТОГО 4 СЕМЕСТР 144 96 76 20 48
ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ 144 96 76 20 48
2.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)
Введение Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения
Раздел 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
1.1Природа человека, врожденные и приобретенные качества Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление».
Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение.
Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты
1.2. Общество как сложная система
Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы.
Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс»
РАЗДЕЛ 2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
2.1 Духовная культура личности и общества Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни.
Умение различать культуру народную, массовую, элитарную. Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур.
Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета. Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям
2.2. Наука и образование в современном мире
Различение естественных и социально-гуманитарных наук.
Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого перед обществом
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей
РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
3.1.Социальная роль и стратификация Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация». Определение социальных ролей человека в обществе
3.2.Социальные нормы и конфликты
Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения
3.3.Важнейшие социальные общности и группы Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи)
РАЗДЕЛ 4. ПОЛИТИКА
4.1.Политика и власть. Государство в политической системе
Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы».
Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально-государственного устройства, политического режима.
Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки
4.2.Участники политического процесса
Характеристика взаимоотношений личности и государства.
Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство».
Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации
2.4. ПЕРЕЧЕНЬ РЕФЕРАТОВ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ПЕРЕЧЕНЬ РЕФЕРАТОВ ПЕРЕЧЕНЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми
Кем быть? Проблема выбора профессии
Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
Индустриальная революция: плюсы и минусы.
Глобальные проблемы человечества
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Человек, индивид, личность Научное познание
Мировоззрение Типология обществ
Основные институты общества, их функции Глобализация человеческого общества, её последствия
РАЗДЕЛ 2 ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Современные религии.
Роль искусства в обществе
Современная массовая культура: достижение или деградация?
Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, её значение в общественной жизни Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Особенности молодёжной субкультуры
Религия, её роль в жизни общества Мировые религии РАЗДЕЛ 3 СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Я и мои социальные роли
Современные социальные конфликты
Этносоциальные конфликты в современном мире.
Семья как ячейка общества Преступность несовершеннолетних и пути её преодоления»
Современная молодежь: проблемы и перспективы
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Социальная стратификация Социальные нормы и санкции
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов Этнические общности
Семья и брак как социальные институты РАЗДЕЛ 4 ПОЛИТИКА
Политическая система современного российского общества.
Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.
Политические партии современной России. Политическая власть: история и современность.
Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное.
Формы участия личности в политической жизни.
«Роль СМИ в современном обществе»
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Внутренние и внешние функции государства Типология политических режимов
Форма государственно-территориального устройства Правовое государство, понятие и признаки
Роль средств массовой информации в политической жизни общества Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольная работа № 1 по I разделу «Человек и общество» Тестирование, задания на установление соответствия между понятием и определением, задания по работе с высказываниями мыслителей, учёных, с юридическими документами.
Контрольная работа № 2 по II разделу «Духовная культура человека и общества» Тестирование, задания на установление соответствия между понятием и определением, задания по работе с высказываниями мыслителей, учёных, с юридическими документами.
Контрольная работа № 3 по III разделу «Социальные отношения» Тестирование, задания на восполнение недостающих понятий, задания по работе с высказываниями мыслителей, учёных, с юридическими документами
Контрольная работа № 4 по IV разделу «Политика» Тестирование, задания на установление соответствия между понятием и определением, задания по работе с высказываниями мыслителей, учёных, с юридическими документами
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.
3.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, дидактические материалы, практикумы
Технические средства обучения: мультимедийный комплекс.
Библиотечный фонд дисциплины:
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
1 Важенин А Г Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. проф. Образования/ А Г Важенин-3-е изд. – М.: Академия, 2013.-432 с-ISBN 978-5-7695-8022-2
2 Важенин А Г Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно -научного, гуманитарного профилей Практикум: учеб. Пособие для нач. и сред. проф. Образования/ А Г Важенин-2-е изд.-М Академия, 2012.-192 с -ISBN 978-5-7695-8075-8
3 Важенин А Г Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно -научного, гуманитарного профилей Контрольные задания: учебно- методическое пособие для нач. и сред. проф. Образования/ А Г Важен гин-2-е изд.-М: Академия, 2012-128 с.- ISBN-978-5-7695-8069-
4 Баранов П А Обществознание: полный справочник /П А Баранов, А. В. Воронцов,
С В Шевченко; под ред. П А Баранова.-М.: Астрель, 2013-478 с --. ISBN 978-5-271-24756-9
5 Баранов П А Обществознание в таблицах: 10-11-й класс: справочные материалы-М.: Астрель, 2013-192 с- ISBN 978-5-17-058992
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) /
СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994
№ 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996
№ 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001
№ 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006
№ 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) //СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) //СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —
№ 15. — Ст. 766.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. —
2002.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. —Ст. 823.
Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.
Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатурев Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //СЗ РФ. — 2012.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. —2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. —1995. — 4 мая.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. —1999. — № 18. — Ст. 2222.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. —18 мая.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономическойполитике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров
и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).
4 ЛИСТ ЭКСПЕРТИЗЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОДБ 05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Профессия: 43.01.02 Парикмахер
Преподаватель-разработчик: Скворцова Татьяна Николаевна преподаватель истории и обществознания Новочебоксарского политехнического техникума Минобразования Чувашии
№ Предмет экспертизы Критерии оценивания Экспертиза
1.1. Оформление рабочей программы дисциплины Оформление соответствует разработанной форме
Структура программы включает в себя все необходимые разделы программы 1.2. Пояснительная записка Пояснительная записка в достаточной мере определяет специфику использования рабочей программы УД в основном образовании
1.3. Структура и содержание УД Наименование разделов (тем) соответствует тематическому плану
Почасовое распределение тем – оптимально
В планируемой самостоятельной работе обозначены формы результатов выполнения индивидуальных домашних заданий (реферат, сообщение, доклад, презентация, конспект лекций, схема, чертеж, карта и т.п.)
Тематика рефератов (докладов, презентаций), индивидуальных проектов соответствует специфике и обеспечивает формирование дополнительных знаний и умений по дисциплине (при наличии) 1.4. Результаты освоения УД В достаточной мере обеспечивает достижение студентами результатов овладения учебной дисциплиной 0 баллов - отсутствие признака, 1 балл - признак проявлен не в полном объеме или деятельность (результат, условие) требует коррекции, 2 балла - представлены факты, полностью подтверждающие наличие признака.
ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (следует выбрать одну из перечисленных альтернативных позиций) да нет
Рабочая программа полностью соответствует нормативу, может быть рекомендована к реализации в учебном процессе Рабочая программа учебной дисциплины рекомендована к доработке Замечания и рекомендации эксперта по доработке: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внутренние эксперты:
Председатель цикловой методической комиссии _____________ Т.Н. Скворцова
Зам. директора по УМР ______________ Т.В. Данилова
Внешний эксперт: _____________ Е.Э.Конашина