Родительское собрание Адаптация первоклассников в школе


Адаптация первоклассника в свете новых стандартов ФГОС НОО МБОУ «Гимназия №5»2014-2015 учебный год Звенит звонок уж много лет подряд.Его услышав, люди улыбаются,И расцветают лица у ребят:Пришла пора - уроки начинаются. Дошкольники Первоклассники Беспечность,беззаботность, погруженность в игру, наивность Соблюдение режима дня,подчинение нормам и правилам школьной жизни Проблема Готов ли ребенок к новому этапу своей жизни: к обучению в школе? АДАПТАЦИЯ Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. Адаптация Физиологическая(состояниездоровья) Психологическая Социальная(взаимоотношенияс окружающими,отношение ксамому себе) Группы детей по степени адаптированности I группа – адаптация в первые два месяца II группа – адаптация в течение первого полугодия III группа – адаптация в течение первого года обучения Уровни адаптации Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение. Уровни адаптации Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками. Однако, такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, не реагировать на замечания учителя или реагировать слезами, обидами. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя. Уровни адаптации Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. Особенности современного первоклассника : У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки. У современных детей более слабое здоровье.Они в большинстве своём перестали играть в коллективные игры во дворе. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе. Успехи в учебе зависят: от желания и умения учиться;умения видеть связь явлений, находить закономерности;от желания разобраться, понять, почему, как, отчего…ребёнок должен принимать и понимать роль ученика;подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя; ребенок должен уметь сосредотачиваться на достаточно продолжительное время, удерживать внимание, не отвлекаться;слушать учителя, выдерживать формат целого урока, лишаясь надолго двигательной активности;уметь находить общий язык с одноклассниками. ТРУДНОСТИ 1. Хроническая неуспешность. 2. Уход от деятельности.3. Негативистская демонстративность.4. Вербализм.5. «Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы. Причины, приводящие к неуспешности: 1) недостаточная подготовленность ребенка к школе (недоразвитая мелкая моторика - следствие: трудности в обучении письму, несформированность произвольного внимания - следствие: трудно работать на уроке, ребенок не запоминает, пропускает задания учителя).2) тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. В семьях, где чаще бывали конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, и как следствие: общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносятся на школьную жизнь.3) завышенные ожидания родителей. Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются ими как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Следствие: растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ: Необходимо: больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика. Основная тактика: придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность. ЧТО ДЕЛАТЬ? Как помочь ребенку в период адаптации? 1) самый важный результат такой помощи - это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители -учителя). 2) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. Сравнивать ребенка можно только с самим собой и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает.для облегчения адаптации первоклассников должен быть организован рациональный режим дня. Вывод Первый класс школы - один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны, поэтому каждому ребёнку  требуется помощь и большое терпение со стороны всех окружающих  взрослых. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!