Технологическая карта урока окружающий мир «Имя.Фамилия.Отчество.»
Преподаватель: Пабияха Елена Петровна
Класс:3
Предмет: Окружающий мир
Тема: Имя. Фамилия. Отчество.
Тип урока:открытие новых знаний
Цель урока:
Познакомить с тем, как появились имена, фамилии, отчества.
Задачи урока:
Формирование умения рационально использовать время.
Развивать логическое мышление, умение работать в группах, умение принимать решения, помогать друг другу.
Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.
Воспитывать уважительное отношение ко всем старшим в семье, родственникам.
Создать условия для формирования УУД:
личностные - положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя; понимание важности здорового образа жизни;
регулятивные - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; планировать в сотрудничестве с учителем свои действия, оценивать результаты своих действий;
познавательные - осуществлять поиск информации из материалов учебника , словарей, Интернета , понимать информацию;
коммуникативные - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; отвечать на вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения – диалога
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Актуализация знаний .Проверка знаний.
Проверка готовности учеников к уроку. Аутотренинг:
-Здравствуйте, ребята, садитесь. Давайте проверим, готовы ли вы к уроку?
Улыбнитесь мне и своему товарищу по парте, я желаю вам удачи на уроке. Садитесь.
И так , скажите, какой раздел мы с вами закончили? («Россия от Руси до Российской Федерации»)
- У вас на партах у каждого лежат таблички с заданием : восстановите ленту времени в правильном порядке: Древняя Русь, Советская Россия, Россия, Московская Русь, СССР. Оцените свою работу
-Как называется наша страна сейчас?
-Кто стоит во главе государства?
-Как зовут нашего президента?
1. Проверяют наличие учебных вещей к уроку.
-Древняя Русь, Московская Русь, Советская Россия, СССР, Россия.
-Российская Федерация.
-Президент.
-В.В.Путин
І
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Актуализация знаний.
Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания
1) Сообщение темы и целей урок
-Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, все люди разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.Дети, как вы думаете, чем отличаются люди?
(Звучит плач грудного ребёнка)
- Дети, кто же это плачет?
- Да, так плачут дети, которые только родились. Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки.
Посмотрите на слайд, сейчас вы догадаетесь, а как же можно отличить этих крошек?
Нас не было – оно было,Нас не будет – оно будет,Никто ни у кого его не видел,А у всех оно есть.
.
.
- Как вы думаете, чем сегодня мы будем на уроке с вами заниматься?
-И не только об имени, но и о фамилии и отчестве!
-А ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ УЗНАТЬ О ИМЕНИ,ФАМИЛИИ И ОТЧЕСТВЕ?
- Сформулируйте тему нашего урока.
-Сегодня на уроке в знакомстве с новым материалом мне помогут дети ,которым мы дадим профессию- архивариус, Кто такие архивариусы?
-Существует даже целая наука, которая изучает имена, фамилии, отчества . Она называется ономастика.- С греческого языка данное слово переводится как «искусство давать имена».
1)-Итак ,что же такое имя?
-Попрошу наших архивариусов дать толкование слову « имя»
-Имя даётся человеку при рождении и сопутствует ему всю жизнь. Это самое любимое и приятное для него слово. Мы всегда испытываем радость и нежность в душе, когда нас называют по имени ласково.Имена у древних людей появились не сразу. Прошло очень много лет, чтобы научиться словом выделять человека от ему подобных. Выделялся же человек прежде всего своими внешними (видимыми) признаками. Поэтому первые имена на Руси были очень похожи на прозвища.
-Как же наши далекие предки получали имена? И всегда ли имена были такими, какими мы знаем их сегодня? Обратимся к учебнику
Работа по учебнику (стр.40)
Первичное усвоение новых знаний
Распределите древние русские имена в соответствии с их "характеристиками”:
Внешность
Место в семье
Черта характера
Белой Кудряш
Белой
Светлана
Чернава
Малёк, Ждан, Большак Третьяк
Пятой
Добрыня, Умник, Молчан, Пискун,
Несмеяна
Оцените свою работу
И только в 9 веке с принятием христианства на Руси появляются имена из языков европейского народа.C ИМЕНЕМ КАКОГО КНЯЗЯ ЭТО СВЯЗАНО? Обряд «крещения» состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать свое тело водой, чтобы смыть старое, «языческое» имя. Во время крещения, человеку давали новое «христианское» имя. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасы и Несмеяны стали Василиями и Иванами до сегодняшнего дня сохранилось очень немного старинных имен. Детей стали называть именами святых из церковного календаря.
В настоящее время, по подсчетам ученых, 95 % населения России носит традиционные старые КАЛЕНДАРНЫЕ имена. Назывались они так потому, что их включали в календари – СВЯТЦЫ .Святцы –это особые книги, в них на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которых в этот день почитает церковь.
Послушаем Настю с ее сообщением:
Н-р-Дмитрий день рождение у него..а именины т.е.день ангела 8 ноября.
В те времена наиболее популярным было имя Иван .Почему? Да по той простой причине, что имя Иван (Иоанн) в полных святцах встречается 170 раз то есть почти через день.
Шли годы, русские люди и дружили, и воевали с разными народами, поэтому в наш язык попадали иностранные имена. Некоторые из заимствованных имен прочно закрепились в нашем языке и многие не считают их «нерусскими».
- Что вы знаете об именах, которые вы носите?
- Мы с вами тоже собрали информацию о своих именах.
Выступление детей -У вас у всех очень красивые имена. Наши с вами имена можно называть по-разному; мы в своей речи употребляем полные и сокращенные имена. Как вы думаете, какими именами, полными или сокращенными называют взрослых людей?
А детей?
А почему в зависимости от возраста мы так обращаемся?
К взрослым, так как хотят подчеркнуть свое уважение, сделать свое обращение к человеку более вежливым. К детям, потому что называют уменьшительными именами и лаской.
Вот полное имя – Татьяна. Как вы думаете, как могли называть родители, когда девочка была маленькой?
Дети отвечают – Татьянка, Танечка, Танюша, Танюшка, Танюся, Таня
Если есть время)))устно
А теперь вы образуете полные имена от сокращенных имен:
Саша > Александр
Алеша > Алексей
Коля > Николай
Ксюша > Ксения
Оля > Ольга
Вика > Виктория
Игорь > Эти имена остались без пары. А почему?
Нина > Потому что они употребляются только в одной форме.
-А сейчас, в 21 веке, тоже своя мода на имена. Кстати, на первом телевизионном канале я слышала выступали руководители ЗАГСов, они удивлены тем, что в семьях россиян появились дети с необычными именами: Ветер, Дельфин, Доля, а два мальчика названы Севером. Вопрос зачем?
- Поэтому, давая имена своим детям, родители должны задумываться, как комфортно будет чувствовать себя их чадо, имея такое имя.
-Походкой, ростом, цветом глаз и т.д.
- Маленький ребёнок.
-Имя.
-Говорить об имени.
-О ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИМЕН,УЗНАТЬ ТАЙНУ СВОЕГО ИМЕНИ,ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ОТЧЕСТВО И ФАМИЛИЯ)
-Тема урока: «Фамилия. Имя. Отчество»
Архива
·риус (актуариус, архивист; англ. archivist) хранитель или сотрудник архива
- Имя – личное название человека, даваемое при рождении.
Чтение текста. Работа с текстом.
.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
из-за парт, повернитесь друг к другу, шепните друг другу на ушко ласковый вариант имени вашего соседа по парте. Посмотрите, как вы сразу заулыбались! Называйте друг друга почаще ласковыми именами.
-Как вы думаете, кого называют тезками? Людей, у которых одинаковые имена. Я сейчас прочту вам отрывок из из стихотворения Зинаиды Александровой “Восемь Тань”.
В первом классе восемь Тань –Это прямо наказанье! Ведь у них, куда ни глянь,Всюду Таня, Таня, Таня!Если скажут: “Таня, встань!”Сразу встанут восемь Тань.А ведь можно очень просто Разобраться в новичках
Как же можно различить этих девочек?
А в нашем классе есть тезки?
-Но иногда бывает и так, что у людей имена разные, а фамилии одинаковые.- Как называют таких людей? -Что такое фамилия? Архивариусы вам слово Фамилии появились в России довольно поздно. До середины 19 века большинство жителей фамилий не имело. Многие фамилии произошли от названия места жительства или от названий насекомых, зверей, деревьев, птиц, предметов быта, от профессии человека. Слово «фамилия» не русское, оно пришло к нам из латинского языка и переводится как « Семья»
-Что вы можете сказать о своих фамилиях?
-Действительно, каких только фамилий нет! По этому поводу известный детский писатель С.В.Михалков сочинил басню «Смешная фамилия»:
Читает Надежда полякова
Каких фамилий только нет:Пятеркин, Двойкин, Супов,Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед,Пупков и Перепупов!
В фамилиях различных лиц,Порою нам знакомых,Звучат названья рыб и птиц,Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,Селедкин, Мышкин, Телкин,Мокрицын, Волков, Мотыльков,Бобров и Перепелкин!
Но может некий КомаровИметь характер львиный,А некий Барсов или Львов -Умишко комариный.
Бывает, Коршунов инойСиничкина боится,А Чистунов слывет свиньей,А Простачков - лисицей!
Плевков фамилию сменил,Жемчужиным назвался,Но в основном - ослом он был,Ослом он и остался!
А Грибоедов, ПироговПрославились навеки!И вывод, стало быть, таков:Все дело не в фамилии, а в человеке!
- Попробуйте прославить её своим трудом и заслугами.
Задание :Составить синквейн к слову ФАМИЛИЯ(в группах)
Посмотрите на слайд .Вот что получилось у меня:
Фамилия
РАСПРАСТРАНЕННАЯ,РУССКАЯ
ПРИНАДЛЕЖИТ,НАСЛЕДУЕТСЯ,ЗВУЧИТ
ПРИБАВЛЯЕТСЯ К ИМЕНИ И ОТЧЕСТВУ
СЕМЬЯ
-Представим себе такую ситуацию: 2 человека являются тезками и к тому же, однофамильцами. Как же их тогда можно различить?
-Правильно, по отчеству.
-Архивариусы, дайте толкование
слову «отчество»
Сначала появилось имя, но имя мало что говорило о человеке другим людям. Тогда к имени стали прибавлять отчество .Говорили «Петр, Иванов сын».
Начиная с правления Петра I графа «Отчество» становится обязательной во всех документах, но опять не у всех ,а только у знатных и богатых. Простые крестьяне имели только имя. Отчество – имя отца, сопровождающее имя ребенка – является особенностью именования только у русских.
-Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству. Скажите вслух, а как вас будут называть?
Надеюсь, что вы не забыли имена и отчества великих русских писателей и поэтов? Давайте проверим.
Лингвистическая разминка " Доскажи словечко”
Фамилия
Имя
Отчество
Пушкин
Александр
Лермонтов
Крылов
Иван
Николай
Васильевич
Тургенев
Сергеевич
Некрасов
Николай
Толстой
Лев
Оцените свою работу
-Традиционное русское именование триединое: имя, отчество, фамилия.
-Рассмотрите репродукцию картины В.М. Васнецова «Богатыри» (учебник стр. 41)
-Кто изображен на этой картине?
(Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович)
-По отрывкам из былин догадайтесь, почему их так назвали?
Илья Муромец из города Мурома.Алеша Попович-сын священника.
Добрыня Никитич-Добрый.
А сейчас я проверю, насколько вы внимательны были. Вы выполните отчет-тест и проверьте себя по слайду.
Тест
1. Как получали имена наши предки до принятия христианства:
А) по календарным святцам
Б) родители свободно выбирали имя
В) имя было характеристикой человека
2. Как получали имена наши предки после принятия христианства:
А) по календарным святцам
Б) по роду занятий
В) по месту жительства
3. Отчество является величанием по
А) отцу
Б) по деду
В) по матери
4. Какую фамилию мог бы носить человек хитрый, изворотливый?
А) Коршунов
Б) Медведев
В) Лисицын
Оцените свою работу---(сделайте вывод и поставьте себе оценку за самостоятельную работу)
-К сожалению, наше время истекает. Нам нужно подвести итог.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
-Что понравилось?
-Какую общую оценку вы себе поставили?(подведите итоги)
-Мне очень понравилась ваша робота, при выставлении оценок обязательно учту вашу самооценку..
Домашнее задание Для всех:
Прочитать в учебнике статью на стр.42-43
Для юных исследователей:
Подготовить сообщение об именах своего рода.
Творческие работы: составить кроссворд или викторину об именах
У вас на партах лежат красивые бабочки. Если у вас было на уроке хорошее настроение и все у вас получилось, посадите на ладошку зеленую бабочку, если не совсем все удалось ,то желтую, а если было все плохо ,то красную.
Посмотрите на доску, на полянке сидит малыш, у него уже есть имя данное родителями, фамилия та, которую он унаследовал от родителей и отчество от папы. Украсьте жизнь этого малыша бабочками, т.к. пархающие бабочки это символ любви и счастья. Пожелаем малышу быть всегда счастливым.
И я надеюсь, вы навсегда запомните слова Сергея Михалкова»Все дело в человеке». Будьте честными, добрыми людьми и ваши имена прославят вас!!!
-Спасибо за активную работу. Урок окончен.
-по фамилиям .
-родственниками
-однофамильцами
-Фамилия- личное название семьи.
(с латинского языка данное слова переводится как «СЕМЬЯ»)
Учащиеся рассказывают о происхождении своих фамилий.
-по отчеству
-О
·тчество часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца .
Учащиеся встают и называют себя по имени и отчеству.
Самоанализ урока:
Урок «Как рождалось имя» в 3 классе проводится в соответствии с календарно-тематическим планированием. Урок представляет собой урок-исследование, на котором реализуется системно – деятельностный подход. В ходе урока используются разные формы деятельности учащихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная. Ребята демонстрируют свои умения работать в команде, индивидуально. На уроке используются такие технологии как игровая, информационно-коммуникативная, элементы здоровьесберегающей технологии. В основе урока лежит системно-деятельностный подход, основными чертами которого является преобладание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; целенаправленное развитие познавательной, психологической рефлексии обучающихся.
Четко продумана цель урока. Структура урока соответствует структуре типового комбинированного урока. На каждом этапе прослеживается мотивация учебной деятельности, всесторонняя проверка знаний, актуализация опорных знаний и умений через фронтальную форму учебной деятельности, через выполнение заданий у доски, заданий по карточкам. На уроке используются наглядности, ИКТ, ТСО, работа с книгой. Разнообразные задания способствовали смене деятельности учащихся.
Психологический микроклимат на уроке доброжелательный, все учащиеся активно вовлечены в учебно-познавательную деятельность. Цели реализованы полностью.
Заголовок 315