Методические рекомендации по разработке учебно-методического материала и составлению тестовых заданий




Утверждаю
Директор
КГКП «Электротехнический колледж»
_____________Сарпеков А.Т.















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И
СОСТАВЛЕНИЮ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ





















Семей 2016
Согласовано

Зам.директора по УР ______________________Кем М.В.
Методист колледжа __________________Касымжанова А.С.



В методических рекомендациях представлены алгоритм деятельности преподавателей при работе над учебно-методическими пособиями и основные требования по составлению тестовых заданий.




























Составила:
Сулейменова Д.М.-методист УМО


ГЛОССАРИЙ
Автор – физическое лицо, творческим трудом которого созданы произведение, научное исследование, изобретение, учебные и методические материалы.
Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания или изучению учебной дисциплины, ее части или/и отдельных тем (разделов) для обеспечения освоения обучающимися содержания учебной программы технического и профессионального образования:
научное обоснование методики обучения или изучения дисциплины (раздела, темы);
описание методики выполнения деятельности (решения задач, ведения практического занятия, чтения лекций и пр.)
Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы.
Компетентностный подход - подход, реализующий деятельностный характер образования, при котором учебный процесс ориентируется на практические результаты.
Образовательный ресурс – материалы, представленные для использования в образовательном процессе, в том числе электронные/цифровые образовательные ресурсы (учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства).
Навыки - уровень овладения способами выполнения самостоятельных действий без контроля со стороны.
Умение - способность выполнения действий, обеспечиваемая совокупностью приобретенных знаний и навыков.
Тест - это специфический измерительный инструмент, состоящий из совокупности заданий, проводимый в стандартных условиях и позволяющий выявить уровень владения определенными знаниями, умениями, навыками, компетенциями.
Аутентичность - подлинность, достоверность текста, соответствующая при переводе оригиналу.
Валидность - комплексная характеристика качества теста, отражающая обоснованность, значимость его результатов, а также пригодность данного теста для целей, заявленных его разработчиками. 
Надежность - степень точности, с которой тест измеряет уровень знаний, умений и навыков.
Разработка тестовых заданий - соответствие содержания тестовых заданий целям тестирования.
Репрезентативность - полнота и достаточность числа заданий, тем учебной дисциплины в содержании теста.













ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Учебная литература имеет свое четко определенное читательское и целевое назначение. Целевое назначение учебной литературы отражает ту социальную функцию, которую выполняет данный тип изданий. Так, в системе средств обучения основной функцией учебных изданий является обеспечение самостоятельной работы студентов по овладению знаниями и их закреплению. Под учебной литературой понимаются учебники, учебные пособия, методические указания.
Учебная литература должна способствовать выработке у обучающихся научного мировоззрения, содержать систематизированный материал, точные и проверенные положения, излагать их в доступной форме, обеспечивать творческое и активное овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, предусмотренными Государственным общеобязательным стандартом технического и профессионального образования.
Учебная литература должна быть ориентирована на результат процесса обучения, развитие критического, логического и творческого мышления, организацию самостоятельной работы обучающихся.
Учебная литература на модульной основе - учебный материал располагается в виде законченных блоков, модулей, удобных для использования в современных (компьютерных) технологиях обучения.
По своему содержанию и структуре учебная литература для технического и профессионального образования может быть интегрированной, в которой учебный материал отражает более высокий уровень осуществления межпредметных связей нескольких дисциплин. В них логически могут сочетаться теоретическая и практическая части. В практической части раскрываются технологические процессы, методика их выполнения, оборудование и конечный результат.
Основные требования к содержанию учебного пособия:
преемственность при изложении материала методического пособия в содержании учебных изданий по ранее изученным дисциплинам;
тесная связь с содержанием учебных материалов других блоков учебного плана, включая общественные науки;
реализация принципов обеспечения связей между учебными изданиями по одной дисциплине;
междисциплинарные связи;
обеспечение непрерывности отдельных видов подготовки специалистов;
использование общего понятийного аппарата, унификация в использовании терминологии в обозначении.
В соответствии с вышесказанным основной текст должен быть сконструирован так, чтобы привить студенту умения:
проводить научный анализ;
делать выводы и применять научно обоснованные решения в условиях неопределенности;
видеть перспективы развития соответствующей области науки;
пользоваться современной научной информацией, перерабатывать и использовать ее при решении практических задач.
Ключевые требования к тексту учебного пособия:
текст обеспечивает полное раскрытие вопросов программы учебной дисциплины;
текст доступен для успешного усвоения студентами, способствует мотивации учения, формированию умений и навыков, а также творческих способностей будущих специалистов;
обеспечивает преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин, а также обеспечивает тесные внутри-дисциплинарные и межпредметные связи;
учитывает психолого-педагогические факторы обучающихся, их общеобразовательный уровень;
использует возможности поясняющих и дополнительных текстов.
Основные разновидности учебно-методических пособий:
- методические рекомендации по изучению курса (учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний);
- методические рекомендации по выполнению контрольных, курсовых, дипломных работ (учебно-методическое издание, включающее тематику работ и методические указания по их выполнению, список рекомендуемой литературы);
- методические рекомендации по выполнению лабораторных работ;
- практикум (учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного).
Основными разновидностями практикумов являются:
сборники упражнений, сборники задач (задачники), сборники иностранных текстов, сборники планов семинарских занятий, сборники контрольных заданий.
Практикум или набор лабораторных работ по учебной дисциплине на новом оборудовании включает:
пререквизиты: набор навыков и знаний дисциплин, необходимых для выполнения практикума;
постреквизиты: перечень дисциплин, в которых используются знания и навыки, полученные на практикуме;
краткое описание практикума (сведения о дисциплине, цели и задачи, перечень знаний, умений и навыков, приобретаемых в ходе практических работ, содержание и организационно-методическое построение работ);
график выполнения и сдачи практических заданий;
методическое сопровождение (методические пособия, рекомендации к проведению практических занятий, список рекомендуемой литературы).



























ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
При разработке учебно-методического пособия необходимо учитывать специфику предмета/дисциплины.
Пособие, как правило, разрабатывается по предмету/дисциплине учебных планов.
В названии пособия должно содержаться название предмета/ дисциплины.
Приоритет отдается пособиям:
с использованием инновационных методик преподавания (модульный принцип обучения, использование бально-рейтинговой системы, компетентностный подход и т.д.);
если авторы проявили новый подход к изложению материала (предмета/ дисциплины в схемах и таблицах, сборник тестовых заданий и другое);
входящих в состав учебно-методического комплекса по предмету/дисциплине.
Обязательными элементами являются:
титульный лист;
оглавление;
введение;
основная часть;
заключение;
список использованных источников;
перечни условных обозначений, сокращений и терминов;
приложения.
Титульный лист служит обложкой документа и должен содержать следующие сведения:
наименование вышестоящей организации;
наименование организации, где выполнялась работа;
наименование работы;
тема ( по предмету/дисциплине);
сведения об авторе (должность, фамилия, инициалы, имеющаяся квалификационная категория);
населенный пункт и год выполнения работы.
Оглавление включает:
введение, наименования всех глав разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименования), заключение, список использованных источников, приложения (при наличии).
Введение должно содержать краткую оценку состояния исследуемого вопроса, проблемы и актуальность выбранной темы, цели и задачи исследований, объекта и предмета исследований, используемые методы, методики и технологии, оценку практической значимости. Объем введения должен быть не более 3-5 страниц печатного текста.
В основной части приводят данные, отражающие сущность и основной материал по рассматриваемому предмету/дисциплине.
Основная часть должна содержать:
- обоснование выбранной темы (направления исследования), методы решения задачи по изучаемому предмету/дисциплине;
- процесс теоретических или экспериментальных исследований, включая принципы действия разработанных программ и их характеристики;
- обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи.
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненных исследований и оценку полноты решения поставленных задач.
Список использованных источников (литературы, сайты и др.) должен быть составлен в соответствии с  положением «Общие требования и правила составления библиографии» и содержать библиографические сведения о литературных источниках.
В приложения могут быть включены
- иллюстрации вспомогательного характера;
- инструкции и методики, разработанные в процессе выполнения работы;
- таблицы вспомогательных цифровых данных.
Работа должна быть логически выдержана, с соблюдением единого стиля изложения, а также орфографической, синтаксической, стилистической грамотности.
Соответствие общедидактическим принципам
Учебно-методическое пособие должно создаваться с учетом следующих дидактических принципов: личностно-ориентированного, деятельностного, функционального, научности, системности, доступности, развивающего обучения, преемственности, а также с учетом коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к изучению предмета/дисциплины.
Разрабатываемое содержание обучения должно быть ориентировано на образование, воспитание и развитие личности студента .
Личностный смысл содержания, в частности, может выражаться в:
- учете возрастных особенностей студентов, их интересов, возможностей, потребностей, в отборе предметного содержания , которое соотносится с реальными проблемами студентов;
- возможности выбора уровня (базового или профильного), на котором изучается предмет/дисциплина;
- учете профессиональных устремлений студентов, их потребностей в самоопределении;
- формулировке требований к подготовке студентов.
Необходимость преемственности с целями и содержанием обучения.
Соответствие целей, задач и содержания учебно-методического пособия нормативным документам
Учебно-методические материалы пособия должны соответствовать требованиям ГОСО технического и професионального образования, типовым учебным планам и образовательным учебным программам технического и профессионального образования в соответствии со специальностью и обеспечивать достижение целей образования.
Формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности
Одной из основных целей современной системы образования является формирование умений работать с информацией, формирование критического и творческого мышления.
Таким образом, важнейшим направлением в обучении является ориентация на формирование умений работы с информацией (поиск дополнительной информации, ее анализ, оценка значимости для решения поставленной проблемы, обобщение, выводы, прогнозирование дальнейшего развития и др.). В пособии могут быть предусмотрены специальные задания, рассчитанные на совместную деятельность в малых группах сотрудничества, поиск дополнительной информации с указанием соответствующих ресурсов Интернета, задания для организации дискуссий, проектной деятельности, в том числе и телекоммуникационной разных типов, включая и международные телекоммуникационные проекты, исследовательской деятельности, задания, рассчитанные на организацию ситуационного анализа, а также рекомендации с целью формирования способности к рефлексии.
Ориентация на формирование информационной культуры студентов
Создаваемое учебно-методическое пособие должно быть ориентировано на формирование и развитие информационной культуры студентов. Это предполагает усиление внимания к развитию коммуникативно-когнитивных умений, таких как:
- самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- участвовать в проектной деятельности и проведении учебно-исследовательской работы;
- осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в Интернете;
- извлекать нужную информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, аудиовизуальный ряд и др.);
- переводить информацию из одной знаковой системы в другую ( из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
- отделять основную информацию от второстепенной;
- критически оценивать достоверность воспринимаемой информации;
- передавать содержание информации адекватно поставленной цели
(сжато, полно, выборочно);
- развернуто, аргументировано обосновывать свои суждения, давать определения, приводить доказательства, иллюстрировать их с помощью примеров;
- создавать материал для устных презентаций с использованием мультимедийных технологий.
Рациональное сочетание традиционных и цифровых средств обучения
Краткое описание традиционных учебно-методических материалов пособия

Компонент учебно-методических материалов пособия
Требования к компоненту учебно-методических материалов пособия
Рекомендации
к компоненту учебно-методических материалов пособия

1.
Учебно-методические материалы для пособия:
1) пособие
Должно:
- быть развернутой программой работы, построенной с учетом общедидактических принципов и требований к учебному процессу по предмету;
- представлять все компоненты системы (цели, содержание, методы и приемы обучения;
-объединять информационную,
мотивационную, организационно-планирующую, коммуникативную и контролирующую функции;
- организовывать и материально обеспечивать урок/занятие;
-наглядно представлять студентам изучаемый ими материал, активизировать зрительный и моторный каналы восприятия студентов, оказывать позитивное эмоциональное воздействие с учетом психологических особенностей студентов;
- быть адекватным возрасту студентов по форме и содержанию;
-создавать возможности для уровневой дифференциации и индивидуализации обучения за счет разнообразия привлекаемых материалов;
- выделять материал для обязательного усвоения;
- управлять деятельностью педагога и обучающегося, обеспечивая при этом гибкость управления, оставляя простор для их творчества;
-содержать справочный материал, задания для контроля и самоконтроля, материал для выполнения проектной работы
Может содержать различные приложения, которые, позволяют обеспечить студентов дополнительными возможностями для овладения изучаемым предметом

 
2) методические рекомендации для студентов
Должны:
-содержать экспозицию инвариантой(обязательной) и вариативной части содержания пособия. Содержание может быть представлено, в частности в виде перечня тем или модулей;
-содержать описание процедур самостоятельной работы и самооценки;
-предоставлять расшифровку символов и знаков, обеспечивающих ориентировку в учебных материалах;
- содержать описание способов взаимодействия с партнерами по общению и педагогом;
- давать описание возможностей студента для удовлетворения своих познавательных интересов, предоставляемых учебными материалами и Интернет-ресурсами.
Могут содержать ссылки на сайты,
образцы презентаций по итогам
·проектно-исследовательской деятельности

2
Методические рекомендации для педагога
Должны:
- быть развернутым комментарием к пособию, раскрывая авторскую концепцию и общие цели курса, - служить средством управления деятельностью педагога, а через него и деятельностью обучащихся, в том числе индивидуальной, групповой;
- содержать общее тематическое планирование, общие рекомендации по обучению определенным умениям и навыкам, приемы и методы обучения, в том числе творческим видам деятельности, например , поисково-проектной организации интернет-конференций, форумов и т.п.;
-содержать ключи ко всем заданиям курса.
Могут содержать поурочное планирование и определенный инструментарий, например, сценарии семинаров и конференций и др.
 

3
Видео приложение,
кинофрагменты
Должны наглядно демонстрировать обучащимся особенности той или иной темы пособия
Может содержать специальные задания для поэтапной работы по развитию коммуникативных умений на основе просмотренного видео сюжета

4
Мультимедийное приложение
Должно:
- формировать у обучащихся умение работы с информацией, предъявляемой на носителях нового поколения;
- содержать мультимедийные обучающие программы, предоставляющие возможности для поиска, переработки и предъявления учебной информации по предмету.
Может содержать электронные учебники по дисциплине/предмету, разработанные с учетом дидактических принципов обучения и отвечающие требованиям к мультимедийным средствам обучения.

5
Контрольные измерительные материалы
Должны:
- быть адекватными оцениваемым объектам контроля, в том числе коммуникативным умениям, навыкам;
- способствовать освоению обучащимися тех типов заданий, которые используются для итогового контроля;
- содержать тренировочные задания, соответствующие (по формату и уровню сложности) итоговым проверочным работам.
Материалы могут содержать дополнительные задания по всем коммуникативным умениям

Примерная структура методического пособия по практическому занятию:
1.     Введение.
2.     Аппаратура, оборудование, материалы, растворы (реактивы).
3.     Методика работы.
4.     Анализ, обсуждение результата работы. Выводы.
5.     Рекомендуемая литература.
6.     Приложения. В приложение могут входить диаграммы, карты, таблицы, схемы, словари, списки иллюстраций и др. Обычно информация, содержащаяся в приложении, является дополнением или пояснением к ряду структурных элементов текста.
 Примерная структура методического пособия по учебной (производственной) практике:
1.     Требования или правила прохождения практики.
2.     Принципы и цели практики (иметь представление, знать, уметь, иметь навыки).
3.     Содержание практики и структура деятельности студента.
4.     Контролирующие материалы практики (дневник, характеристика с места практики, различные документы, подтверждающие прохождение практики, отчетный продукт практики).
5.     Заключение.
6.     Приложение. В приложение могут входить инструкция по ТБ, должностные обязанности специалиста (функции, обязанности, права, ответственность), образец титульного листа дневника практики, отчета практики.

ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой.
Методическая разработка может представлять собой:
(  Разработку конкретного урока.
(  Разработку серии уроков.
(  Разработку темы программы.
(  Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета.
(  Разработку общей методики преподавания предметов.
(  Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания.
(  Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.
Прежде чем приступить к написанию методической разработки необходимо:
Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
Определить цель методической разработки.
Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
Составить план и определить структуру методической разработки.
Определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и обучащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.
Требования, предъявляемые к методической разработке:
1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным.
6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).
 
Структура методической разработки
Общая структура:
Аннотация.
Содержание.
Введение.
Основная часть.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложения.
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
Методическая разработка темы программы
Основная часть может состоять из следующих разделов:
Характеристика темы.
Планирование изучение темы.
Рекомендации по организации и методике изучения темы.
В характеристике темы указываются:
Образовательные цели и задачи темы.
Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение.
Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать
Место и роль темы в курсе.
Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи.
Дается дидактический анализ содержания материала.
Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала.
Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.
При планировании учебной темы необходимо:
1. Продумать методику преподавания темы.
2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.
3. Выделить основные вопросы, которые студенты должны прочно усвоить.
4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.
В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.
Структура методической разработки урока теоретического обучения.
В основной части можно выделить следующие разделы:
Методическое обоснование темы.
Методические рекомендации по проведению урока.
План урока ( с технологической картой).
Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).
Список литературы (источников) для обучащихся.
Список литературы для педагогов
Рекомендуемый план урока:
1. Тема программы.
2. Тема урока.
3. Тип урока.
4.  Вид урока.
5.  Цель методическая.
6.  Цели образования(обучения, воспитания, развития).
7.  Материально-техническое обеспечение урока.
8.  Межпредметные и внутрипредметные связи.
Рекомендуемая технологическая карта урока:
Дидактическая структура
урока
Методическая подструктура урока
Признаки
Решения
Дидактических
Задач


Методы
обучения
Форма
деятельности
Методические приемы и их
содержание
Средства обучения
Способы
Организации
деятельности


 
 
 
 
 
 
 

 
 Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.
Типы уроков теоретического обучения
Урок изучения нового учебного материала.
Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок контроля знаний, умений и навыков.
Комбинированный.
Типы уроков практического обучения :
Урок по первоначальному формированию умений и навыков.
Урок совершенствования умений и навыков.
Урок по выполнению комплексных заданий (работ).
Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и студентов, которая доминирует на уроке:
Лекция.
Беседа.
Самостоятельная работа.
Практическая работа.
Лабораторная работа.
Конференция.
Семинар.
Контрольная работа.
Зачет.
Деловая игра.
Экскурсия.
Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).
Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:
Мотивация и стимулирование деятельности студентов, целевая установка, активация необходимых знаний.
Формирование новых понятий и способов действий.
Применение понятий и способов действий.
Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).
Дидактические методы (по Лернеру И.Я.)
1. Информационно-рецептивный.
2. Репродуктивный.
3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.
Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.
Способы организации деятельности преподавателя и студентов (по Молчан Л.Л.):
1. Фронтальный.
2. Индивидуальный.
3. Парный.
4. Коллективный.
Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).
Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.


































ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тесты должны соответствовать требованиям надежности, валидности (адекватности интерпретации результатов тестирования), репрезентативности, полноты охвата тестовыми заданиями объема проверяемого учебного материала.
Форма тестовых заданий может быть следующих видов: закрытые (к заданию даются на выбор готовые ответы, среди которых лишь один верный);открытые (ответ приходится искать, а затем этот ответ надо будет вписать в определенном месте);
на соответствие, где элементам одного множества надо поставить в соответствие элементы другого множества; на установление правильной последовательности и др.
Содержание тестовых заданий зависит от того, что данный тест измеряет. Тест должен контролировать систему знаний по дисциплине.
Рекомендуемая система знаний по дисциплине может охватывать:
1) знание названий, имен, основных фактов;
2) знание определений и понимание их смысла;
3) сравнительные знания;
4) классификационные знания;
5) знание противоречий;
6) методологические знания;
7) оценочные знания;
8) алгоритмические, процедурные знания;
9) обобщенные, системные знания;
10) структурные знания;
11) процессуальные знания;
12) причинные знания и др.
Принципы отбора содержания тестовых заданий:
а) учебный материал должен быть значимым (второстепенный материал не должен
подлежать контролю);
б) учебный материал должен быть научно достоверным
(не включается спорный и неаргументированный материал);
в) содержание теста должно соответствовать современному уровню науки;
г) комплексность и сбалансированность содержания теста(отражение основного теоретического материала) и др.
Упорядочивание заданий в тесте может быть проведено в соответствии со следующими рекомендациями: располагать задания каждого типа вместе, что даст возможность приспособиться к данному типу заданий; располагать задания в порядке возрастания трудности, что позволит испытуемому рационально распределить время; форма заданий должна максимально предотвращать случайное угадывание правильных ответов.

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ПРИСВОЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тестовые задания должны излагаться в соответствии с принципами тестологии, в форме логического высказывания (повествовательного предложения), а не вопроса, с кратким и тщательным подбором слов, символов, чтобы добиться ясности смыслового содержания. Ключевые слова тестового задания необходимо выносить в начало предложения.
Ответы должны отражать уровень владения материалом, с логическим завершением в форме истинного или ложного высказывания.
Среднее время, затрачиваемое на восприятие содержания задания и его выполнение, должно находиться в рамках допустимого по всему блоку заданий.
В варианте с выбором пяти ответов, один из которых правильный и четыре правдоподобные, недопустимы варианты ответов типа «все ответы верны», «нет правильного ответа». Правильность вариантов ответов не должна быть спорной. Ссылки на другие варианты ответов не допускаются.
Время, необходимое на выполнение одного задания, не должно превышать 1,5 минуты. Исходя из общего объема тестовых вопросов и установленной продолжительности итоговой аттестации, рассчитывается необходимое время, которое не должно превышать 2,5 астрономических часа.
Количество разрабатываемых тестовых заданий на одну специальность определяется числом профилирующих дисциплин (не менее 2-х), выносимых на итоговую аттестацию в соответствии с объемом учебных часов, отведенным на изучение каждой дисциплины.
Неправильные ответы должны быть умело подобраны, в них не должно быть явных неточностей и подсказок.
Перевод результатов тестирования в общепринятую 5-бальную систему оценки знаний осуществляется на основе следующих критериев:
«отлично» - 90-100%,
«хорошо» - 75-89%,
«удовлетворительно» - 60-74%,
«неудовлетворительно»- менее 60% положительных ответов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования (утв. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080)
Нурманбетова Д.Н., Нефедова Л.В., Ковальская С.И., Абдильдина Р.Ж. Методические рекомендации по разработке учебно-методических комплексов дисциплин-Астана: ЕНУ им. Л.Н.Гумилева,2004
3. Нурманбетова Д.Н., Нефедова Л.В. Методические рекомендации по разработке учебно-
методических пособий: Издание второе, переработанное и дополненное. Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. 2011.
Лаптева Н.Г. Методические рекомендации по написанию учебно-методического пособия Вестник КАЗНУ Алматы, 2012
В.С. Аванесов, д.п.н., профессор - "Основы педагогических измерений", "Форма тестовых заданий", "Университет и школа", а также доклады на международных конференциях по образовательной политике и теории педагогических измерений. "Педагогическая диагностика", номера российского научно-методического журнала "Педагогические Измерения": - 4, 2012 г. 1-4, 2013 г.
Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для проведения оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации выпускников учебных заведений ТиПО утв.приказом ген. директора АО «РНМЦ» А. Абжаппарова от «15» мая 2014 г.№ 59-Б
Энциклопедия профессионального образования В 3-х т./Под ред. С.Я.Батышева-М.,АПО, 1999









13PAGE 141615


13PAGE 141515