Методические рекомендации по применению разноуровневых заданий по физике.

Методические рекомендации по применению разноуровневых заданий по физике


При изучении физики к уровню подготовки учащихся предъявляются требования: освоение методов научного познания, владение определенной системой физических законов и понятий, умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию, владеть понятиями и представлениями физики, связанной с жизнью человека.
В основу личностно-ориентированного подхода положено развитие личности, которая может развиваться в условиях деятельности. Важное значение имеют способы деятельности, разработка дидактических материалов, внедрение передовых инновационных технологий.
Разноуровневую дифференциацию и развитие творческих способностей осуществляю по двум моделям:
модель «смешанных способностей»
модель интегральной технологии, созданной в 80-х годах В.В. Гузеевым.
При осуществлении первой модели класс разделяю на группы:
А) постоянного состава 3-5 человек;
Б) сменного состава примерно такого же количества. В каждой группе есть консультант. Для учащихся подбираю посильные задания, связанные с жизнью. Разноуровневые задачи дополняют и развивают школьников по физике. Ученик может переходить с одного уровня знаний на другой. Многоуровневые задачи использую в условиях уровневой дифференциации. Здесь наглядно представлены три уровня обучения:
базовый;
основной или уровень возможностей;
повышенный.
Ученики могут самостоятельно оценить результат своей работы, решая последовательно части различного уровня сложности. Многоуровневые задачи создают реальные условия для совместного обучения учеников с разными учебными возможностями, они позволяют максимально реализовать дифференциацию обучения в процессе решения задач по физике. Дифференциацию разделяю: а) на внутреннюю(группы внутри класса); б) скрытую (неявную) форму при работе со всем классом, но на различных этапах урока с группой учащихся, выполняющих различные по сложности задачи; в) внешнюю (профильную) для учащихся 10-11 классов.
Идеи разноуровневой дифференциации актуальны в наше время.
Создание внутри класса разноуровневых групп по различным критериям и практическая реализация учебного материала – основа индивидуального и дифференцированного подхода.Учебные группы созданы по различным критериям: а)по степени обученности;
b)по уровню знаний;
с)по умственному развитию;
d)по профессиональному признаку.
К критериям дифференцированного обучения отношу : эффективность, обучаемость,творческое отношение к учению и развитию способностей.
В работе использую два пути реализации учебной деятельности:
1)организация и проведение творческих уроков для учащихся;
2)систематическое насыщение уроков различными творческими заданиями.
Учащимся предоставляю свободу выбора при решении задач.Н овшества и инновации – основы развития личности.При этом решаются следующие задачи:
1.Обеспечение владением учащимися содержания образования на повышенном уровне.
2.Создание условий радости открытий, интереса к познанию физики,самоутверждение как личности.
3.Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся на уроках физики.
В своей педагогической технологии использую следующие подходы:
1.индивидуальный;
2.дифференцированный;
3.разноуровневый;
4.субъективно-личностный.
На первый план выдвигаю развивающую функцию обучения,которая обеспечивает становление личности,раскрытие ее индивидуальных способностей.К основным относятся: смыслообразование,организация творческой деятельности,педагогическая забота и поддержка.
Использую уровни дифференциации:
1уровень – репродуктивный;
2уровень – конструктивный;
3уровень – творческий.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
эвристический;
проблемный;
модельный.
Преобладающие формы обучения: лекция, практикум по решению задач, самостоятельная работа, эксперименты(лабораторные и практические работы), зачеты, тесты, контрольные работы, собеседования.
Дифференцированное обучение – процесс, который ведет к достижению планируемых результатов.
Развивающее дифференцированное закрепление – главный элемент урока. Основное внимание в задачах не содержание, а на способы их решения. Использую в своей работе активные методы обучения: лекции, диспуты, защита рефератов, решение кроссвордов, практикум, собеседование.
Из средств обучения использую: учебник, ТСО, дидактический и раздаточный материалы, справочники, методические пособия, программы.
Решение задачи – коллективное творчество, в процессе которого ученики совершают открытия, повторяют и закрепляют теоретические знания, развивают математические навыки, получают дополнительную информацию, учатся оценивать реальность полученного результата. Оригинальные, оценочные и экспериментальные задачи с шуточным содержанием позволяют снять напряжение и организовать учащихся на решение творческих задач, расширяя их кругозор.

Пример, рейтинговая работа по теме «Фотоэффект» в 11-м классе:
1) Фотоэффект и условия его возникновения – 1 балл
2) Что такое красная граница фотоэффекта – 1 балл
3) Гипотеза Планка – 1 балл
4) Кто и как объяснил фотоэффект – 3 балла
5) Физический смысл первого закона фотоэффекта? – 2 балла
6) Физический смысл второго закона фотоэффекта – 2 балла
7) что такое фотон – 1 балл
8) как создается давление света – 2балла
9) Где применяется химическое действие света – 1 балл
10) Применение фотоэффекта – 1 балл
Критерии оценки работы: «3» - 4 балла, «4» - 6 баллов, «5» - 8 баллов.

Физический диктант
I. Напишите буквенное обозначение и единицу измерения следующих физических величин: 1.сила тока, 2.сопротивление 3.напряжение, 4.удельное сопротивление, 5.длина проводника, 6. Мощность, 7.кол-вл теплоты, 8.площадь сечения проводника, 9.работа тока, 10. время
II. Напишите формулу 1. Закон Ома, 2. Электрическое сопротивление, 3. Закон Джоуля-Ленца, 4. Мощность, 5.Сила тока
III. Начертите схему электрической цепи, содержащей источник тока две лампочки, резистор, ключ, проводники, амперметр, вольтметр.
2) Письменная проверка домашнего задания:
I Вариант
II Вариант
III Вариант

Рассказать по плану:

сила тока
напряжение
сопротивление

гальванометр
амперметр
вольтметр

задание 62 №5
Задание 61 №4
Задание 58 №3




В качестве примера, иллюстрирующего такие задания, приведены элементы контрольной работы по теме «Работа, мощность, энергия» проводимой в 7-м классе:
Оценка «5»
Оценка «4»
Оценка «3»

1) Шагающий экскаватор выбрасывает за один прием 14 кубических метров грунта, поднимая его на высоту 20 метров. Вес ковша без грунта 20кН. Определите работу, совершенную по подъему грунта и ковша. Плотность грунта 1500 кг/м в кубе.

2) Сколько времени должен работать насос мощностью 50кВт, чтобы из шахты глубиной 150м откачать воду объемом 200м в кубе?

3) Сколько воды можно поднять из колодца глубиной 36м в течение 1ч, если мощность электродвигателя насоса равна 4,9 кВт, а КПД установки равен 70%?
1) каждую секунду насос подает 20л воды в водонапорную башню на высоту 10м. Какая работа совершается за 1ч против сил тяжести?

2) Определите мощность, развиваемую двигателем трактора, который при скорости движения 18км/ч преодолевает силу сопротивления 40 кН.

3) При помощи кусачек перекусывают гвоздь. Расстояние от оси вращения кусачек до гвоздя 2см, а до точки приложения силы руки 16 см. Рука сжимает кусачки с силой 200Н. Определите силу, действующую на гвоздь.
1) На полу стоит ящик массой 20кг. Какую работу надо произвести, чтобы поднять ящик на высоту кузова автомашины, равную 1,5м?

2)Какую работу может выполнить двигатель велосипеда «Иртыш» мощностью 600 Вт за 30с; за 5 мин?

3)Почему дверную ручку прикрепляют не к середине двери, а к краю, притом наиболее удаленному от оси вращения двери?


15