ТЕМА УРОКА: ЛЮБОВЬ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ МИРА В РАССКАЗЕ «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ» 
                                                                                                    КОНСПЕКТ  УРОКА
Преподаватель  русского языка и литературы  Умиева А.М.
Предмет:   литература;                    класс 11                   
ТЕМА УРОКА: Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет»
Планируемые результаты:
Предметные результаты: развивать коммуникативные  навыки, диалогическую и монологическую речь, умение выделять главное, аналитическое мышление. 
Метапредметные результаты: умение обобщать по признакам и на основе анализа объекта делать выводы
Личностные результаты: умение анализировать героев эпизода и оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.    
Этапы урока,
время
Планируемый 
результат
Универсальные
учебные действия,
предметные
 учебные действия
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающегося
Методы и приёмы
Организацион
ный момент
( 3 мин.)
Цель: настроить
обучающихся на 
усвоение материала
урока.
Познавательные УУД 
Коммуникативные УУД 
Регулятивные УУД
Личностные УУД
Предметные УД
Формируем умение
выявлять сущность,
особенности
объектов. 
Формируем умение
слушать и понимать
других. 
Целеполагание как
способность соотно-
сить то, что уже
известно и усвоено,
и то, что ещё 
неизвестно.
Формируем мотивации
к обучению и
целенаправленной
познавательной 
деятельности.
Формируем умение
работы с планом
анализа эпизода и
умением
активно  пользо-
ваться  им на уроке;
работа с эпиграфом.
1. Вступительное слово
преподавателя 
Расскажите, что вы умеете делать хорошо. Кто из вас занимается спортом, музыкой, творчеством? Есть ли то, чему вы обязательно хотите научиться?
А вот этот человек в возрасте 20 с небольшим лет «был последовательно... землемером, грузчиком арбузов, подносчиком кирпичей, продавцом в Москве, на Мясницкой... Был лесным объездчиком, нагружал и выгружал мебель во время осеннего и весеннего дачных сезонов, ездил передовым в цирке, занимался... актерским ремеслом...».
Добавим: управлял имением в глухом углу Полесья, заменял псаломщика в дальнем сельском приходе, служил учетчиком в кузнице сталелитейного завода, кажется, даже пробовал себя в качестве циркового борца...
1.Чтение эпиграфа к уроку,
В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем ее бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей... У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни.
В. Львов-Рогачевский
На уроке используется 
Мультимедийная презентация (слайд с эпиграфом).
2. Объявление темы 
урока (слайд с темой урока) 
3. преподаватель предлагает
Обучающимся  подумать о
правильности оценки,
которую дал
В. Львов-Рогачевский
творчеству
Куприна  на примере
Рассказа «Гранатовый браслет», но высказаться об этом
предлагается в конце урока. 
Слушают вступительное слово преподавателя. 
Слушают эпиграф к уроку и пытаются определённым образом
его оценить.
Запись числа и темы урока 
Первичное осмысление и темы, и вопроса, заданного преподавателем
Словесный
Наглядный
Словесный
Частично-
поисковый
Опрос 
учащихся по
заданному на
дом
материалу
( 10 мин.)
Цель: проверить 
домашнюю подготов-
ку учащихся, кото-
рая поможет усвоению
нового материала.
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
Предметные УД
Формируем умение
извлекать информа-цию из текста. 
Формируем умение 
слушать и понимать 
других.
Формируем умение
оценивать учебные
действия в соответст-
вии с поставленной
задачей.
Формируем умение
оценивать поступки 
 в соответствии с
определённой ситуацией.
Умение использовать 
знания о литератур-ном портрете; видеть языковые особенности
текста Куприна при
описании  Княгини Веры и Желткова 
1. Учащимся предлагается вспомнить  главных героев произведения (сообщения готовились дома).
2. Преподаватель просит учащихся записывать в тетради ту информацию, которая им ещё недостаточно известна. 
 3. Преподаватель просит учащихся поделиться друг с другом
впечатлениями об этих героях, какое представление они о них имеют.     
4. Преподаватель предлагает 
учащимся понаблюдать за героями и решить: изменится ли их отношение к этим героям. Оценят ли ученики их по- новому.
Преподаватель оценивает ответы учащихся.
Обучающиеся готовятся к выступлению и выступают с сообщениями:
«Литературный портрет Желткова», «Литературный портрет княгини Веры Шеиной».
 Остальные учащиеся делают записи в тетрадях.
Обучающиеся вспоминают образы Веры и Желткова и дают им свою оценку. 
Обучающиеся включаются в
обсуждение. Какие изменения происходят с героями в рассказе?
Сообщение
Репродуктив-
ный
Беседа
Объяснение
нового
материала
(25 мин.)
Цель: используя 
анализ текста, 
увидеть,
как в данном рассказе
раскрываются образы
Веры Шеиной и Желткова.
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
Предметные УД
Формируем умение
на основе анализа
объектов делать
выводы.
Формируем умение
слушать и понимать
других; формируем
умение оформлять
свои мысли в устной
форме.
Формируем умение
высказывать своё
предположение на
основе работы с
материалом текста
формируем умение 
высказывать своё
отношение к героям,
выражать свои
эмоции.
Формируем умение 
 анализировать 
отдельный эпизод
произведения. 
Видеть роль эпизода
в композиции
всего романа.    
1. Преподаватель просит учащихся  обратить внимание на тему урока и выделить в теме
ключевые слова (Любовь как высшая ценность). 
2. Преподаватель предлагает 
вспомнить, какие писатели обращались к этой теме в своих произведениях.
Преподаватель предлагает подросткам  подумать, какое же значение вкладывает Куприн в эти слова.
И рассказ «Гранатовый браслет» о любви, о том ради чего на свете и во имя чего на свете стоит жить. Знаете ли вы, что в основу этого произведения положена реальная история.
1.Повествование об истории создания рассказа «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
Завершая рассказ трагической развязкой, Куприн хотел показать силу великой любви, «Которая повторяется только один раз в 1000лет» и «Чем же является любовь: Великим даром или сумасшествием?»
В конце мы должны ответить на этот вопрос.
3. Преподаватель предлагает детям понаблюдать за действиями главного героя  - Желткова. Образ Желткова помогает раскрыть и тему «маленького человека», традиционную для русской литературы. Докажите это.
4. Преподаватель заставляет учащихся задуматься над словами: Любовь Г. С. Желткова к княгине Вере – «такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
5. Преподаватель заставляет учащихся задуматься над вопросом: Чем стал гранатовый браслет в истории любви Желткова к княгине Вере?
6. Преподаватель просит учащихся найти в тексте эпизод чтения последнего письма Желткова: Последнее письмо Желткова поднимает любовь до трагизма. Прочитайте его текст. Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя Твое».
Обучающиеся находят ключевые слова и пытаются объяснить
свой выбор.
Обучающиеся приводят примеры литературных произведений о любви, Обучающиеся дают ответ на
поставленный вопрос и
доказывают свою точку
зрения. 
Обучающиеся, размышляя, пытаются
ответить на вопрос.
Обучающиеся с преподавателем 
проводят сравнительный анализ.
При этом делают для
себя открытия, следя за 
героями  рассказа.
Обучающиеся приходят к
выводу о том, что образ
Духовный облик Желткова ясно виден из его письма, присланного ко дню именин Веры Шеиной. Желтков ни на что не надеется, готов отдать все. В его словах покорность и поклонение, благородство.
Обучающиеся понимают,
герой
искренен в своих чувствах.
Выразительное чтение отрывка
Обучающиеся  находят в тексте
соответствующие цитаты и пытаются понять слова главного героя 
Частично-
поисковый
Приём
«Ключевых
слов»
Беседа
Беседа
Частично-
поисковый
Частично-
поисковый
Метод
«Ключевых
Слов»
Выразительное
чтение
Работа по тексту
Частично-
поисковый
Беседа
Находят в тексте слова, выражающие взгляды, слова писателя на любовь.
1.Читают портретную характеристику главного героя
2.Обращают внимание на его мимику и жесты
Отвечают на вопросы,: «что чувствует княгиня на последнем свидании» «Какова судьба гранатового браслета»
Закрепление
Учебного
Материала
( 5 мин.)
Цель: 
Проверка усвоения
учащимися темы
урока.
Познавательные УУД
Коммуникативные 
УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
Предметные УД
Формируем умение
на основе анализа
объектов делать 
выводы.
Формируем умение
слушать и понимать
других.
Формируем умение
высказывать своё
предположение на
основе работы с
материалом текста.
Формируем умение 
оценивать поступки
в соответствии с
определённой ситу-
ацией.
Формировать умение
Делать выводы,
уметь вычленять 
главное, аргументи-
рованно доказывать
точку зрения, исполь
зуя страницы рассказа.
Усвоить механизм
анализа разбора
эпизода. 
Преподаватель просит учащихся
 определить место
рассказа в творчестве Куприна. 
Какую роль сыграла любовь Желткова в жизни Веры Шеиной?
Преподаватель для проверки
знаний учащихся
по рассказу
проводит тест. 
Преподаватель  предлагает
учащимся проверить
самостоятельно в
парах данную работу.
(и сам тест, и ответы
даны на слайдах).
Преподаватель  предлагает
учащимся вновь
вернуться к эпиграфу
и подумать:
согласны ли вы и автором?
какие особенности художественного метода Куприна отразились в рассказе?
Преподаватель  для создания эмоционального настроя предлагает прослушать фрагмента 2 Сонаты Бетховена.
Чем была смерть  героя: малодушием или силой?
Каждый волен отвечать по-своему.
Самое главное-это новелла не оставила нас равнодушными, мы научились вдумчиво  читать, размышлять и анализировать.
Мы должны понять, что главная ценность - это человеческая жизнь, со всеми ее радостями и горестями. Что человек возвышается, становится велик своей любовью
Обучающиеся   отвечают на
вопросы, поставленные 
учителем (кульминация).
Обучающиеся анализируют
роль эпизода в раскрытии
образов Воланда и
Маргариты.
Выполнение обучающимися тестовой работы.
Обучающиеся в парах
самостоятельно проверяют
работы и оценивают друг
 друга.
Обучающиеся отвечают на постав-
ленный вопрос учителя и 
вместе с учителем подводят
итог уроку.
Слушают музыку, читают эпиграф урока и высказывают свое мнение по вопросу: «Созвучны ли слова эпиграфа с сонатой Бетховена
Беседа
Частично-
поисковый
Тест
Работа в парах
Метод
Эвристического
исследования
Задание на
дом
( 2 мин.)
Цель:
Проверить уровень
Готовности написать
Сочинение по
Творчеству Куприна.
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
Предметные УД
Формируем умение
на основе анализа
объектов делать
выводы.
Формируем умение 
слушать и понимать
других.
Формируем умение
осуществлять позна-
вательную и лич-
ностную рефлексию.
Формируем мотива-
цию к обучению и
целенаправленной
познавательной 
деятельности.
Данный вид 
домашнего задания
дает представление
об усвоении материала.
Преподаватель  предлагает
учащимся домашнее
сочинение по трём 
темам с учётом их
возможностей.
Обучающиеся записывают домаш-
нее задание с темами сочинений.
Беседа
Метод Сравнения
версий
Репродуктивный