Презентация Особенности учебных заданий, направленных на формирование навыков разрешения проблем и проблемных ситуаций
Особенности учебных заданий, направленных на формирование навыков разрешения проблем и проблемных ситуацийФормирование навыка разрешения проблемы предполагает освоение и выполнение учащимися следующих действий:осознание проблемной ситуации – необходимости начать работу, принять общее решение: НАДО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАТЬ?постановка проблемы – поиск и отбор информации, обработка информации, условий и ограничений (КАК ДЕЛАТЬ? В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ?)перебор и анализ допустимых вариантов, оценка последствий, поиск оптимального варианта (ЧТО ИЗ ЭТОГО ПРИЕМЛЕМО ДЛЯ МЕНЯ?)
Анализ состава перечисленных действий позволяет сделать вывод о том, что учебные задания должны предполагать следующее:анализа незнакомой ситуации или незнакомого объекта (при этом ученик осознает эту необходимость, проявляет интерес и значимость)поиска возможных подходов и решений или разработки новых подходов и решений (при этом все возможные подходы ребенком не опробировались)принятия решения в ситуации неопределенности (в условиях возможности выбора способов, средств)воплощение принятого решения на практике
Общее описание «хорошего» заданияЗадание требует:Анализа новой ситуации с целью поиска новых подходов к ее решению.Принятия решения путем перебора и оценки различных вариантов действий в ситуации неопределенности (это может быть связано с недостатком или с избытком информации)Воплощение решения на практике.«Хорошее» задание, как правило, предполагает деятельность в ситуации неопределенности, связанной с недостатком, или с избытком информации. Такая ситуация позволяет учащимся проявить имеющиеся предпочтения, предоставляя возможность выбора, например тематики, способа решения или его оформления.
Алгоритм оценки качества учебного заданияС учетом предложенной модели «хорошего» задания для оценки качества задания целесообразно использовать следующие кодировки:4 - Учебное задание представляет собой определенный вызов учащимся. Задание требует принятия решения, предоставляя учащимся возможность выбора. А также выполнения практических действий по воплощению принятого учащимися решения.3- Учебное задание, требует от учащихся принятия решения: ЛИБО – это возможность выбора, ЛИБО – практическое воплощение принятого решения, но не задает оба эти требования одновременно.2 - Задание требует принятия решения, но НЕ предусматривает возможность альтернативных подходов и не требует практического воплощения найденного решения.1 – Задание НЕ требует (НЕ предполагает) принятия учащимися решения. На основной вопрос задания учащиеся могут ответить, используя известную им информацию и алгоритмы.
Схема по принятию решения.Разрешение проблем и проблемных ситуаций1Есть ли выбор в принятии решения?Требуется воплощение принятого решения?23Требуется воплощение принятого решения?4нетнетданетданетдадаТребует принятия решения по разрешению новой ситуации?
Рекомендуемые типы учебных ситуацийДанный тип учебных заданий целесообразно использовать на этапе применения освоенных знаний.Наиболее эффективными видами учебной деятельности являются задания проектного типа, вовлекающие учащихся в реальную деятельность.
Особенности учебных заданий, направленных на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний.Требование Стандарта - формировать готовность и способность школьников к самостоятельному освоению предметного содержания курсов, к расширению и углублению знаний, приобретению дополнительных знаний. Основной результат выполнения этого круга заданий – появление нового знания, принадлежащего, в первую очередь, самому учащемуся. Это может быть проиллюстрировано моделями типа «Ясно!», «Эврика!», «Я понял!»На следующем этапе происходит углубление и уточнение первоначально сложившегося понимания.Анализ состава учебных действий, определяемых Стандартом, и смысла понятия «новое знание» показывает, что присвоить новое понимание понятий и новые способы действий, освоить новый фактологический материал, открыть новые связи и отношения, продемонстрировать новые закономерности, выразить достигнутое понимание, продемонстрировать обладание новым знанием ребенок может только в продуктивной учебной деятельности.
Рекомендуемые типы учебных ситуаций1.Дети наблюдают, исследуют и систематизируют или группируют известные объекты, процессы, явления. Например, размещают числа, слова, реальные объекты или их изображения на заменяющие их символы «по домикам», обозначая получившиеся группы и объясняя, почему они их сгруппировали именно так, а не иначе.2. Дети наблюдают, изучают и пытаются записать или представить информацию в ином формате. Например, с помощью схематического обозначения предметов кружками наглядно иллюстрируют смысл действия вычитания (или выражения на сколько больше /на сколько меньше)3. Дети совершают манипуляцию с реальными объектами (предметами и словами), проясняя для себя смысл вновь вводимого учебного материала.